Тематика и поэтика романа Уайлда «Портрет Дориана Грея».
Предыстория романа: «Портрет Дориана Грея»(1891) – единственный роман Оскара Уальда. Стимулом к написанию романа послужил эпизод: однажды в студии своего приятеля живописца Бэзила Уорда (в романе – Бэзил Холлуорд) писатель увидел натурщика – молодого русоволосого человека пленительной внешности. Уальд с грустью заметил, что подобное телесное совершенство будет побеждено временем, страстью. На это художник ответил, что готов снова и снова воспроизводить этот портрет, отмечая на нем черты неумолимого влияния времени, ради того, чтобы оригинал сохранял первозданное обаяние.
Предваряя возможную дискуссию о романе Уальд писал в предисловии: «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги, хорошо написанные и написанные плохо».
О. Уальд о романе: «Дориан Грей – это история со своей моралью, а она такова: всякое излишество ровно как и всякое самоограничение, приводит к наказанию. Художник Бэзил Холлуорд, чрезмерно, как и все его собратья, влюбленный в физическую красоту, погибает от руки того, в чью душу он самолично вдохнул чудовищное и абсурдное тщеславие. Дориан Грей, посвятивший всю свою жизнь удовольствиям и удовлетворению собственных страстей, пытается убить свою душу и одновременно убивает самого себя. Лорд Генри Уоттон хочет остаться в жизни лишь наблюдателем. Однако, он осознает, что те, кто отказывается от боя, чаще страдают серьезнее тех, кто в нем учувствует».
Жанр. Тематика. Поэтика: 1) «Портрет Дориана Грея» - это прежде всего роман об искусстве и художнике, открывающийся предисловием автора, где высказываются совершенно декадентские, модернистские по сути своей представления об искусстве:
Художник -- тот, кто создает прекрасное. <…>
Те, кто в прекрасном находят дурное, -- люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, -- люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все. <…>
Для художника нравственная жизнь человека -- лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств. <…>
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. –
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника -- средства Искусства.
Порок и Добродетель -- материал для его творчества. <…>
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство -- зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. <…> - субъективизм модернистской поэтики
Пусть критики расходятся во мнениях, -- художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно. – декларация чистого искусства.
Перед нами – манифест декаданса и модернизма. Но весь роман – четкое и явное опровержение этого манифеста. Это роман о человеке, искренне поверившем в этот манифест. Это роман о лицемерии художника, предоставляющего другим проживать то, о чем он пишет.
«Портрет Дориана Грея» оказывается последовательным опровержением идей, высказанных в манифесте. В романе мысли манифеста отданы лорду Генри Уоттону, но на протяжении всего романа ничего не говорится о дурных поступках лорда Генри. Его порочные поступки – это супружеские измены, равнодушие и почти пренебрежение к жене, но этим поступком лорд Генри не причиняет жене никакой боли. Их брак основан не на любви, а не расчете, и его аморальное поведение совершенно не трогает его жену, которая и сама ведет себя аналогичным образом. Лорд Генри, как и сам Оскар Уайльд, проповедует искусство ради искусства, самоцель и самоценность красоты, но предоставляет другим верить в эти слова и воплощать их в жизнь. Его оппонентом оказывается художник Бэзил Холуорд, который, утратив свою музу, прекрасного физически и нравственно Дориана, не может более писать так, как он писал. Еще одним опровержением идей лорда Генри становится Сибила Вэйн, для которой искусство неотделимо от жизни; они питаются одной и той же энергией, одной и той же человеческой душой, и Сибила так же живет в искусстве, как она живет в своей настоящей жизни, и она может либо любить, либо играть в любовь.
2) В романе отчетливо выражена философская направленность. Тема поисков вечной молодости («Фауст» Гете, «Шагреневая кожа» Бальзака): Дориан Грей - юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы сохранить свежесть, молодость и красоту. Есть в романе мотив двойничества (Гофман, Достоевский, Стивенсон «Странная история…»): Дориан ведет двойную жизнь.
Роман не велик по объему и его часто называют повестью. Роман нестандартен в жанровом отношении. Его называют «драмой в прозе», романом-аллегорией, романом-параболой, философской притчей.
Три главных действующих лица (Дориан, Бэзил, Лорд Генри) – четко очерченные индивидуальности, находящиеся в непростых взаимоотношениях. Каждый из них – носитель определенной жизненной философии. Сюжет, внешне простой насыщен тонкими психологическими нюансами и символическими деталями. Художественный язык романа – язык символизма. В романе – особая манера писателя в изображении мира изящества и красоты. Как заметили критики, его произведения представляют большую ценность для ювелиров и портных.