Образ сверхчеловека на рубеже веков

- Расставание с концепцией индивидуализма

- Становление личности, формирование порядка из хаоса

Инициация: уход, странствие; пребывание в промежуточном статусе; возвращение, спасение.

За рождением индивидуальности – сотворение мира. Романтичный герой ведом внешними силами, нет личных интересов.

Ф. Ницше (1844-1900) определил развитие мысли и слова на рубеже веков. Сошел с ума. Мечтал стать поэтом, но нашел себя в странном виде словестности, на гране. Преодоление границ. Знаток античности, увидел ее по-новому. Они умели страдать.

Игра с языком, импровизация, звукопись и – переоценка всяческих ценностей.

Сверхчеловек – человек за гранью человеческого. Подчеркнуто неясная модель сверхчеловека. Добрые – начало конца. Не о загробном мире должен мечтать человек, а о счастье на земле. Он и отрицание и утверждение. Одиночество сверхчеловека. Он- переходная стадия. Из себя создает Бога.

Сверхчеловеки открыли рабство.

Декадентская модель сверхчеловека.

Неоромантический образ – у Киплинга. Мифология – достоинство, главная ценность – коллективы.Сверхчеловек у К. – гармония. Подчиняться.

Сверхчеловек:

- отвергает христианскую догматику,

- индивидуализм - основной жизненный принцип,

- духовный аристократизм (у Ницше).

Сверхчеловек - преувеличение, романтические традиции, условный.

Основная модель - взлет и падение, ибо такой человек не может жить в таком мире.

Сюда относятся:

1. Человек-невидимка.

2. Саломея - взлет и падение, отчасти Дориан Грей.

3. Пер Гюнт.

4. Доктор Джеккел - Стивенсон.

5. ? Уитмен как преодоление ограниченности личности.

6. Мартин Иден.

7. Голод.

8. Маугли (человек-оборотень, и в то же время нет никакого оборотня).

13. "Пер Гюнт" Х. Ибсена: сюжет, герой, конфликт и композиция.
Пер Гюнт - пьеса, которая вобрала в себя жанровые элементы народной сказки, старирической комедии, философской притчи. Сюжет. Пер Гюнт - это притча о жизни, ее проблемах, ошибках и уроках. Герой. Образ Пера Гюнта вызван к жизни норвежскими легендами, повествующими о не лишенном обаяния разбитном парне, бахвале, фантазере. У Ибсена - это типический человек XIX в., со всеми свойственными ему противоречиями ( например, "в слезах все горло, хоть громко смеюсь" - говорит себе Пер Гюнт забавляясь с пастушками). По словам Ибсена - "один из норвежских полумифических,
полусказочных героев новейшего времени". В конце романа Пер Гюнт сравнивает себя с луковицей (много шкурок, а внутри пусто). Пер Гюнт никогда не был самим собой. Образ Солвейг. По Балдицыну: образ абсолюта, заступница перед Богом, воплощение матери, символика христианского слова (христианская идея). Бесплодное ожидание. Верность. Преданность. Любовь.Чистота. Самопожертвование. Пер Гюнт о Солвейг: "Она как свеченька! Таких тут не видать. Глядит все долу, не поймаешь взгляда." Одной рученкой держиться за мать. В другой - молитвенник...."
Композиция. Время действие пьесы - от начала XIX в. до 1860х г.:
- норвежская деревня + лес (встреча с троллями, Великой Кривой)
- средиземноморское побережье Марокко
- сумасшедший дом на Кипре (Там Пер Гюнт становится царем дураков - "толковников", попадает он туда,
потому что в Египте он видит Сфинкса и он напоминает ему Доврского короля троллей, он делится своими
впечатлениями с собеседником, который оказывается директором сумасшедшего дома).
- море
- норвежская деревня.
Открытый финал - не понятно что дальше. Возможно смерть, а возможно спасение. За хиженой слышен голос Пуговичника (который хотел переплавить Пера в пуговицу, потому что Пер Гюнт прожил свою жизнь так, что никогда не был самим собой, поэтому его не ждет ни ад ни рай, он годен только на переплавку):
"До встречи на последнем перекрестке,
А там увидим... Больше не скажу."
Мораль - самим сабой Пер Гюнт был только в надежде, вере и любви Солвейг, которя явл. заступницей.

14. Фантастические образы и их роль в драме "Пер Гюнт" Ибсена.
1) Тролли. Скрываясь от толпы (после того, ка к Пер Гюнт ворует невесту) в лесу Пер Гюнт встречается
со сказочной Женщиной в Зеленом, дочерью Доврского короля, правителя сказочных троллей.
Свадебный конь - свинья.
Доврский король готов сделать Пера Гюнта принцем, но для этого ему нужно уподобится троллям.
Отведав славного кушанья - коровьей лепешки и бычьей мочи, Пер Гюнт усваивает правило троллей:
"Будь самим собою доволен":
По солнцем все люди объяты одним,
Твердят: "Человек, будь сабою самим"
У нас же в горах говорит любой:
"Тролль, упивайся самим собой!"
Я считаю, что их роль как раз в том, что Пер Гюнт усвоил урок троллей и всегда придерживался их принципу.
Тролли считают безобразное - прекрасным, черное - белым.
Ребенок женщины в зеленом (от Пер Гюнта) - "уродец с кружкой пива" (обещающий "срубить топором
ему голову с плечь").
2) Встреча Пера с Великой кривой (Голос из мрака). По Балдицыну единственная заслуга Пера Гюнта
в том, что он победил Великую Кривую (а ваще великая кривая - бегство, кружение вокруг себя.) Но Мороз
с этим крайне не согласна... Образ сверхчеловека на рубеже веков - student2.ru что думает по этому поводу Мороз - для меня загадка.
3) Фантазии Пер Гюнта. Пер Гюнт рассказывает о том, как загнал черта в орех, как ездил на олене (врет)
- это, а также образ женщины в зеленом взято из норвежских сказок.
4) Неизвестный Пассажир. В море на коробле Пер Гюнт встречает неизвестного пассажира, который
просит его тело "для целей науки", т.к. пассажир утверждает, что Пер скоро умрет. Этот же пассажир появляется
в море после караблекрушения (цепляется за перевернутую лодку вместе с Пер Гюнтом). Это образ дьявола,
Пер Гюнт так и спрашивает А не дьявол ли ты?..
5) Пуговичник. Хотел переплавить Пера в пуговицу, потому что Пер Гюнт прожил
свою жизнь так, что никогда не был самим собой, поэтому его не ждет ни ад ни рай, он годен только на
переплавку - Пуговичник по просьбе Пера дает тому отсрочку. Пер Гюнт понимает, что спасен, когда встречает
Солвейг, которая всю жизнь "жила ожидая" возвращения Пера Гюнта. Но финал открытый... (см. вопр. 13).

15. Проблематика и поэтика драмы Ибсена "Кукольный дом".

В истории западноевропейской "новой драмы" роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Хенрику Ибсену (1828-1906). Его художественное творчество соприкасается со многими литературными направлениями и не укладывается полностью в рамки ни одного из них. В 1860-е годы Ибсен начинает как романтик, в 1870-е становится одним из признанных европейских писателей-реалистов, символика в его пьесах 1890-х годов сближает Ибсена с символистами и неоромантиками конца века. Но во всех его произведениях остро звучит социальная и нравственная проблематика, последовательному символизму и неоромантизму чуждая. Ибсена с полным основанием считают создателем психологической драмы и философской "драмы идей", во многом определивших художественный облик современной мировой драматургии.

Главные художественные достижения И.лежат в области реалистической драматургии 1870-1890-х годов.

За период с 1877 по 1899 г. Ибсен создал двенадцать пьес: "Столпы общества"; "Кукольный дом", 1879; "Привидения", 1881; "Враг народа", 1882; "Дикая утка", 1884; "Росмерсхольм", 1886; "Женщина с моря", 1888; "Гедда Габлер", 1890; "Строитель Сольнес", 1892; "Маленький Эйольф", 1894; "Йун Габриэль Боркман", 1896; "Когда мы, мертвые, пробуждаемся", 1899. Их принято делить на три группы, по четыре пьесы в каждой.

В пьесах первой группы Ибсен основное внимание уделяет социальным проблемам.

Часто нарушает строгую композицию, свойственную его ранним социальным драмам. Большее, чем прежде, внимание уделяет пейзажу, отражающему душевное состояние героев. Решающим условием возникновения "новой драмы" в творчестве Ибсена явилось его обращение к проблемам современной действительности.

Современность является наиболее подходящим материалом для драматургии нового типа. Противоречия социальной действительности он изображает в своих пьесах в форме острых нравственных коллизий между представителями противоборствующих сторон или споров-дискуссий между ними, завершающихся положительным решением конфликта.

Стремление изобразить актуальные жизненные конфликты особенно ярко проявляется в "новой драме", когда он смело вступает в полемику с укоренившимися взглядами на роль и место женщины в семье и обществе. Критика Ибсена, начиная с "Кукольного дома", радикальна. Осуждает не только частные пороки и недостатки, отдельные отклонения от нормы в жизни общества, не затрагивающие по сути его основ. Героиня "Кукольного дома", милая и непосредственная Нора Хельмер, казалось бы, совершенно далекая от проблем общественной жизни, вступает в непримиримый конфликт с этим обществом, называя его законы бесчеловечными. Совершив горькое для себя открытие, что ее идиллическая семейная жизнь не более чем иллюзия и что долгие годы она поклонялась навязанным ей обществом фальшивым жизненным ценностям, Нора решительно переосмысливает свое прошлое и принимает непростое решение покинуть мужа и детей, чтобы наедине с собою спокойно и трезво разобраться, "кто же прав общество или она сама".

+дальше всзять из 8. Дублировать не стала.

Наши рекомендации