Великобритания на рубеже веков

К последней четверти XIX в. внутреннее и внешнее положение Великобритании в достаточной мере усложнилось. Начиная с 1875 г. страну поражали циклические промышленные кризисы, она уже не могла именоваться «мастерской мира», уступая пальму первенства Германии и США.

С другой стороны, произошел ряд важнейших перемен в самой Англии — в первую очередь таковой стала избирательная реформа 1884 г., а также ряд последующих реформ, проведенных как либералами, так и консерваторами. Бытует мнение, что из десяти английских традиций девять восходят к последней трети XIX в.

Внутреннее положение страны представляется целесообразным рассмотреть через призму эволюции двухпартийной системы, анализ произошедших перемен.

О конце XIX в. некоторые исследователи говорят как о периоде кризиса и упадка британского либерализма. Однако это не совсем так: с 1880 по 1915 г. консерваторы и либералы практически поровну (по 18 лет) находились у власти; правительство Асквита было коалиционным. Но британский либерализм действительно переживал не лучшие времена. Перемены в мировой экономической конъюнктуре, промышленные кризисы нанесли тяжкий удар по былой самоуверенности, оптимизму, пошатнулась вера в непогрешимость либеральных доктрин приверженности лессеферизму (с его основным лозунгом "не мешайте действовать") и вреда государственного вмешательства в экономику.

Часть либералов покинули партию. Некоторые из них перешли под знамена обновившихся консерваторов, другие обратились к социалистическим воззрениям. Остальные либералы начали порывать с закосневшими вигскими традициями (в частности, беспрецедентное мидлтонское турне Гладстона 1880 г., когда лидер партии обратился непосредственно к народным массам). Под давлением радикального крыла либералам пришлось признать необходимость государственного вмешательства в самоуправляющуюся экономику. Однако были все же заметны трения между радикалами и ортодоксами в плане интерпретации роли государства. Эти расхождения имели серьезные последствия для способности партии функционировать в качестве эффективного избирательного механизма.

На пребывание у власти очередного кабинета Гладстона падает и сдвиг во мнении, касающийся достоинств коллективизма, прав собственности и вмешательства государства в определение уровня заработной платы и продолжительности рабочего дня. Приоритет социальной политики был связан с крайне тяжелыми жизненными условиями в городах, где была сосредо точена большая часть населения: если с 1851 по 1901 г. общая численность населения удвоилась, то городского — утроилась. В работах Г. Джорджа "Прогресс и бедность", Ч. Бутса "В трущобах Англии", "Жизнь и труд лондонской бедноты" представала довольно мрачная картина условий жизни значительной части англичан. Ряд комиссий, в том числе под председательством принца Уэльского, установили, например, что более миллиона лондонцев обитают в нечеловеческих условиях.

К концу XIX в. либерализм трансформировался из философии индивидуума в философию, отражавшую интересы сообщества. Добродетели индивидуума более не рассматривались как критерий социального прогресса или социального блага. Индивидуализм стал восприниматься лишь как одна из действующих констант, ограничивавших более полное принятие либеральной партией ответственности за социальную реформу. Тем не менее гражданские свободы оставались в центре внимания либералов. По этой причине либералы в отличие от консерваторов выступили противниками сохранения статус-кво в обществе. Они были готовы пойти на определенную дезинтеграцию существующих общественных структур во имя создания "нового порядка" в целях достижения личной свободы. Допущение государственного вмешательства сопровождалось неприятием этатизма, как несшего угрозу личной свободе. С начала XX в. из соображений политического единства было решено доверить правительству право на обеспечение политических свобод и безопасности.

Идея прогресса оставалась неотъемлемой частью либеральной идеологии. Часто, однако, либералы говорили об изменениях, не вытекавших из реальных событий, не соответствовавших рациональной индивидуалистической схеме. Они пришли к выводу, что сносные социальные условия, особенно в экономической области, могут способствовать улучшению человеческой морали.

Каков же был характер реформаторской деятельности либералов? Крупнейшим событием исследуемой эпохи стала избирательная реформа 1884 г. На проведении очередной избирательной реформы либералы настаивали еще с 1867 г. Они предлагали распространить право голоса и на сельские округа графств. Далее, лишить мандатов старые города, где один депутат приходился на 40 тыс. жителей, и передать их графствам, где на депутата приходилось 70-80 тыс. жителей. Реформаторы также считали необходимым более равномерно перекроить избирательные округа. В итоге 34 наиболее населенных города сохранили число представителей, зато у 105 городов с населением менее 16 тыс. жителей права представительства были отобраны, а их мандаты переданы вновь учрежденным округам в графствах с населением 50 тыс. человек. Право голоса получили сельские домовладельцы и те, кто платил за жилье не менее 10 ф.ст. в год. Отныне обладали правом голоса и некоторые категории рабочих, в том числе шахтеры. Было создано 12 новых мест в палате общин, ее численность теперь составляла 670.

Реформа, впрочем, носила достаточно компромиссный характер. Не получили право голоса 1 млн 800 тыс. мужчин, хотя электорат в целом увеличился на 4 млн человек. Сохранялся множественный вотум, по-прежнему были лишены избирательных прав женщины. Тем не менее реформа 1884 г. имела большое значение. Характерно, что она не встретила серьезного сопротивления при прохождении через парламент.

Как обстояло дело с другими реформами? Главная опора либералов — представители среднего класса к концу столетия пришли к выводу, что существовавшие общественные структуры следовало реконструировать и реформировать. Либералы в XIX в. были озабочены решением широкого круга вопросов. Обоснованием их деятельности являлись не столько теоретические рассуждения, сколько реальные жизненные потребности. Реформы касались области управления, законодательных структур, судебного производства, условий труда и жизни.

К концу столетия либералы повернулись к экономическим проблемам, требовавшим отказа от лессеферизма. Как отмечал один из исследователей, союз либералов с лессеферистами оказался построенным на песке. Партию вообще раздирали противоречия и секционализм; единственное, что в какой-то мере спасало ее от раскола, был авторитет Гладстона. Либералы не сумели предпринять единый, "сконцентрированный" шаг к реальной социальной реформе. Конечно, корни реформ лежали значительно глубже взаимосвязи с либерализмом. Этими корнями были структурные изменения в экономике и обществе, в ходе которых происходила консолидация прав собственников одновременно с дроблением сторонников реформ.

В общем к концу XIX в. реформаторский потенциал был в значительной степени утрачен либералами. Они начали терять голоса там, где раньше преобладали. Закоснелые остатки вигизма помешали партии установить более тесные связи с электоратом; мидлтонские речи Гладстона остались исключением.

Что можно сказать об эволюции консервативной партии в рассматриваемый период? Прежде всего надо отметить, что в идеологии и практике тори произошли радикальные изменения. Причем причины этой трансформации лежали глубже, чем сокрушительное поражение на выборах 1880 г. или уход из политики, а затем и из жизни Б. Дизраэли.

Наибольшие изменения коснулись экономики. Еще в 70-е годы социальные и экономические вопросы начали привлекать все большее внимание. Постепенно именно тогда стал выкристаллизовываться один из основных постулатов консерваторов — не делить, а приумножать собственность. Ф.В. Бейн в работе "Тело и душа" указывал, что именно комбинация материальных факторов, научных и финансовых потребностей была тем, что создавало богатство. Вопреки распространенному мнению консерваторы в отличие от либералов не имели традиции пребывать в жесткой увязке с лессеферизмом, в реформах их не сдерживали экономические положения какой-либо доктрины, хотя от приверженности фри-трейду оказался не свободен и ряд консерваторов. Естественно, однако, что их всех объединяло глубочайшее уважение к частной собственности.

С начала 80-х годов в речах, памфлетах, статьях консерваторов постоянно отстаивалась политика, соединявшая протекционизм и империализм. Ряд их депутатов требовали контроля над импортом, лидер тори Солсбери с осторожностью критиковал фри-трейд. Однако все эти критики не озаботились пока подведением под свои рассуждения серьезной теоретической базы.

Важное значение имело возникновение в 1902 г. Лиги протекционистской реформы. Сторонники реформы утверждали, что экономическое положение страны отныне не является безопасным. Промышленность и торговля пребывали в стагнации, рынки крупнейших держав были закрыты высокими протекционистскими барьерами, в то время как британский рынок оставался беззащитен. Отсюда следовал рост безработицы, эмиграции, пауперизма. Дж. Чемберлен называл фри-трейд "триумфом случая, беспорядочным и эгоистическим соревнованием ближайших интересов индивидуумов... без оглядки на благосостояние в целом".

Утверждалось, что, допустив необходимое совпадение интересов индивидуума с интересами общества, сторонники свободной торговли пришли к ошибочному выводу, что наиболее важными элементами в экономике были те, которые в наибольшей степени касались индивидуума, — обмен, капитал, заработная плата, прибыль, и не сумели воспринять факторы, имевшие первостепенное значение, — природные ресурсы, человеческая энергия и социальная организация общества.

Справедливости ради надо заметить, что далеко не все консерваторы разделяли подобные воззрения. Многие сочли идеи Чемберлена слишком радикальными. Фритредерская фракция была сильна такими политиками, как лорд Хью Сесил, Джонстон, Хикс-Бич. К ней примыкали два крупных издателя — Стрейчи и Эллиот, а также и другие. Протекционизм вовсе не стал знаменем тори. Тем не менее даже сторонники лессеферизма предложили ряд реформ, о которых будет сказано ниже.

Теперь о месте, которое консерваторы отводили государству. Они рассматривали последнее как органичный продукт исторической эволюции. Ответственность за продвижение цивилизации возлагалась на сравнительно небольшую элиту. С тем чтобы не произошла узурпация власти, при определенных условиях консерваторы были готовы допустить вмешательство государства в экономику.

Чемберлен находил, что британская демократия в целом консервативна, так как представляет собой гармоничный синтез классов и интересов, которые должны быть сохранены (монархия, церковь, палата лордов и пр.). Если массы от природы консервативны, то консервативная партия есть народная партия.

Многие исследователи подчеркивают весомый вклад консерваторов в трансформацию конституционной демократии в действительную реальность. Итак, в отношении консерваторов к государству прослеживаются две тенденции — стремление к сохранению устоев и допущение возможности ряда реформ.

Традиционное место в идеологии и практике консерваторов отводилось роли личности и индивидуума. Консерваторы находили, что именно свободный индивидуум, использующий свои способности для достижения наилучших результатов, был ответствен за повышение жизненного стандарта. Консерватизм делал особый акцент на важности социальной среды в формировании индивидуума. Консервативные политики всегда стремились поддержать равновесие между индивидуумом, с одной стороны, и обществом — с другой. Императивом защиты индивидуума была частная собственность.

Свобода рассматривалась как социальная и формообразующая концепция. Это — право, которое индивидуум получает и использует в социальном контексте.

В отличие от либералов консерваторы полагали, что индивидуальность, оторванная от социальных связей, не есть истинная свобода. Индивидуум осознает свободу только в пределах общества. Интересно, что, например, в практическом плане декларируемая защита прав индивидуума вылилась в негативное отношение к профсоюзам: считалось, что защищалась свобода от тирании тред-юнионистских организаций.

Итак, в чем же выражались реформаторские действия консерваторов? Надо отметить, что они ни в коем случае не покушались на какие-либо изменения структур. Если либералы допускали возможность изменения существующих структур, то консерваторы всего важнее считали сохранение статус-кво в обществе. Все их реформы планировались и проводились в рамках существующей системы.

С реформой 1884 г. чисто законодательная эпоха для консерваторов завершилась. Но признавалось, особенно после неудачи на выборах 1892 г., что существующая государственная система страдает тяжкими недостатками; контраст между исключительными богатствами и роскошью одних и нищетой других угрожал устоям цивилизации.

Еще Солсбери считал необходимым улучшить жизненные условия трудящихся, наделить участками сельскохозяйственных рабочих, рассмотреть законодательство о бедных, определить вопросы компетенции работодателей, обеспечить выплату пенсий по старости, дать муниципалитетам право на организацию общественных работ.

Однако главным достижением второго кабинета Солсбери был иногда называемый "великим" Акт о графствах, согласно которому функции мировых судей перешли к советам графств, избираемым на три года. Акт открывал множество новых способов борьбы за муниципальный социализм. Действительно, консервативный по составу кабинет Солсбери во многом действовал в соответствии с установками муниципального социализма, ибо в значительной степени находился под влиянием либерал-юнионистов.

Закон 1894 г. сохранял за сельскими общинами старое название прихода, но во всех деревнях были учреждены приходские советы — выборные органы местного самоуправления. Они взимали часть прямых налогов и имели право вводить новые.

Дж. Чемберлен предлагал облегчить продажу земельных участков сельскохозяйственным рабочим и ряд других мер. Действительно, в 1887, 1892 и 1894 гг. были приняты законы о создании мелких землевладений за счет крупных при явном вмешательстве государства.

Чемберлен также признавал необходимость мер по реформе налогообложения, в том числе в интересах капитала.

Чемберлен предлагал установить и выплаты членам палаты общин (дабы ничто не могло отвлечь их от законодательной деятельности), ввести 8-часовой рабочий день для шахтеров, организовать биржи труда, принять меры по ликвидации трущоб.

Практически все эти меры, возможно как раз в силу их ограниченности, были реализованы во время пребывания у власти кабинетов Солсбери.

Рэндольф Черчилль, министр по делам колоний, в свою очередь также предлагал облегчить продажу земельных участков сельскохозяйственным рабочим и ряд других мер.

Соответствующие меры вынуждали принять рост и размах стачечного движения. При этом неверно было бы считать, что единственным ответом на забастовки была угроза репрессий. Предлагалось (консерваторами!) создать биржи труда для неорганизованных рабочих, учредить фонд в 1 млн ф. ст. для выплаты пособий, поощрять практику деления прибылей и партнерства в промышленности. В 1898 г. был изменен в пользу рабочих закон об ответственности хозяев за увечья.

Глава действовавшего в 1911-1912 гг. соответствующего подкомитета Ф.Е. Смит попытался сформулировать принципы, на которых консервативная партия могла бы осуществлять программу реформ. Это были критика и непризнание как социалистических, так и лессеферистских подходов. Выражалась готовность согласиться на вмешательство государства в экономику.

Центральным пунктом программы Артура Бальфура была налоговая реформа (снижение поземельного налога и ряд других мер).

Как уже отмечалось, имелись и противники протекционизма. Они утверждали, что Великобритании нужен не протекционизм, а увеличение благоприятных условий для технического образования, исследование жизни людей и социальные реформы в целях ее улучшения. Это были не радикальные меры, но они могли бы обеспечить стране процветание.

Однако, так как с 1905 г. консерваторы находились в оппозиции, эти и ряд других мер не были реализованы. Как справедливо отмечал один из исследователей, власть ускользнула из их рук и они вынуждены были в раздражении взирать на либеральные кабинеты, демонстрировавшие заметную, но плохо используемую энергию во многих областях.

Реформы, планировавшиеся при проведении британскими консерваторами, во многом предопределили дальнейшее развитие событий. Допущение тезиса о том, что общество может быть изменено через постепенное усовершенствование, исключает всякие попытки связать или даже отождествить консерватизм и реакцию, что еще иногда встречается в литературе.

Каково было состояние британского рабочего и профсоюзного движения в рассматриваемый период? Что представлял собой британский социализм? Как известно, именно в рассматриваемые годы в Англии произошло зарождение и становление лейбористской партии, которая, начиная с 20-х годов XX столетия, сумела вытеснить и сменить либералов в британской двухпартийной системе.

В силу чего это произошло? Следует вернуться к оценке состояния самой либеральной партии, поляризации ее сторонников и противников. Сокращение средств и поддержки либералов, неспособность "нового" радикал-либерализма действительно перестроить деятельность партии, создать эффективный выборный механизм на местах и ряд других причин — все это способствовало упадку либерализма к 1915 г.

Уже в 80-90-е годы стало ясно, что британский рабочий класс не получил должного представительства в парламенте. Сами рабочие выбирали то консерваторов, то либералов для представительства своих интересов. Сами либералы на местах выдвигали кандидатов среди рабочих, однако их число было крайне невелико: так, в 1889 г. в палате общин насчитывалось только 8 либерал-лейбористов, к 1900 г. их число выросло до 11. Большинство из них представляли угольные регионы, где было легче найти средства для не получавших жалованья коммонеров.

Трудно избежать вывода, что подобная практика представительства рабочих в парламенте говорила об односторонних отношениях между лидерством среднего класса и массой трудящихся слоев. Кроме того, ни одна из правящих партий не ставила вопрос о реформах, отвечавших чаяниям рабочих. Речь идет о проблемах безработицы и 8-часовом рабочем дне. Таким образом, с укреплением тред-юнионов союз либералы-рабочие стал все больше и больше ставиться под сомнение. Именно профсоюзы впервые со времен чартизма поставили вопрос о перераспределении богатства. Рабочие и мелкобуржуазная интеллигенция уже не удовлетворялись сложившейся двухпартийной системой.

Движение за независимое представительство рабочих зародилось на севере Англии. Уже в 1891 г. была образована Манчестерская трудовая партия. Спустя два года во многих северных текстильных городах стали образовываться лейбористские союзы. Их главной целью являлось осуществление рабочего представительства на местах и в парламенте.

Независимая рабочая партия, окончательно сформировавшаяся к 1900 г., имела ряд важных особенностей. Во-первых, это была партия с социалистической программой. Она выступала с требованиями обеспечения коллективной собственности на средства производства, распределения и обмена. Однако при осуществлении этих требований лейбористы в отличие от многих социалистических формирований, предпочтение однозначно отдавали парламентским, а не революционным методам борьбы. Утверждалось, что народ, а не индивидуумы должен контролировать и двигать вперед экономику. В этом отношении характерна эволюция Р. Макдональда. Он провел четыре года в помощниках либерального депутата от радикальных либералов, а затем повернул к лейборизму. Этот переход будущего первого премьера-лейбориста произошел в 1894 г. Лейбористы, кроме того, высказывались за изменение и убеждение путем реформ, а не разрушения всего хозяйственного аппарата страны.

Во-вторых, лейбористы выступили сторонниками особых и конкретных целей, а не развития теорий классовой борьбы. Это положение прагматического свойства было явно унаследовано ими от тред-юнионов.

Наконец, лейбористы затрагивали вопросы религии, высказываясь в пользу нонконформизма. Многие их вожди были знакомы с Библией больше, чем с работами Маркса. Они считали, что принципы социализма весьма близки к Нагорной проповеди. Но лейбористы сталкивались с оппозицией тред-юнионов, настаивавших на политике "блокирующего голоса". Первый опыт участия в парламентских выборах принес неудачу — были провалены 28 кандидатов от лейбористов, и лишь в 1900 г., добившись избрания в парламент 29 своих кандидатов, лейбористы заявили о себе как о серьезной политической силе.

Рост и значение лейборизма могут быть рассмотрены двояко: во-первых, роль лейборизма как парламентской группы давления, во-вторых, в плане оценки лейборизма как наиболее значительной силы, выступившей за политические перемены, знамя борьбы за которые выпало из слабеющих рук либералов.

Британский социализм конца XIX - начала XX в. был весьма специфическим явлением, уже не имевшим практически ничего общего ни с чартизмом, ни с воззрениями Р. Оуэна. Еще в середине 80-х годов появились фабианские общества. Названные в честь античного полководца Фабия Кунктатора, "побеждавшего медлительностью", фабианцы главной целью ставили постепенную трансформацию общества на основе социалистических идеалов при условии недопущения каких-либо резких, насильственных действий. Заклейменные в свое время ультрамарксистами как сторонники половинчатой политики и оппортунисты, фабианцы сделали очень много для распространения социалистических идей. Определенное значение имело основание в 1883 г. Гайндманом Социалистической лиги.

Однако в 80-е годы влияние социализма на тред-юнионы было еще незначительно. Политика профсоюзов была действительно довольно мирной, цели ставились более чем скромные. Более того, ряд руководителей тред-юнионов сходились во мнении с вождями уже существовавших политических партий двухпартийной системы — например, в критике фритреда. С другой стороны, многие рабочие относились настороженно, а порой и враждебно к политическим партиям как таковым. В конце десятилетия положение изменилось.

В 1889 г. число рабочих, объединенных в профсоюзы, превысило миллион человек. В этом же году возникли тред-юнионы неквалифицированных рабочих. Во всех отраслях труда начали образовываться свои федерации. Стали собираться ежегодные конгрессы тред-юнионов. Еще в 80-е годы зародился так называемый "новый" тред-юнионизм. Он возник в недрах Конгресса тред-юнионов. Его возглавили Т. Манн и Дж. Берне. Главным требованием "новых" было введение 8-часового рабочего дня. Они сыграли видную роль в успехе забастовок работниц спичечных фабрик 1888 г., рабочих газовых компаний 1889 г. и ряде других забастовок.

Возвращаясь к британскому социализму, нельзя не отметить, что он не исчерпывался обществами фабианцев, хотя в состав последних и входили такие незаурядные личности, как Г. Уэллс, Б. Шоу, супруги С. и Б. Вебб.

В 1884 г. была образована Социал-демократическая федерация (СДФ), в 1893 г. — Независимая рабочая партия. СДФ строго стояла на марксистских позициях, при этом порой воспринимала их явно догматически, без оглядки на реальную обстановку в стране. Это затрудняло ее связи с тред-юнионами и приводило к изоляции и сектантству.

Хотя влияние социалистов не было в то время преобладающим, Эдинбургский конгресс тред-юнионов 1896 г. выдвинул ряд довольно радикальных требований: национализация земли, банков и железных дорог, введение 8-часового рабочего дня и т.д.

Возвращаясь к 80-м годам, следует отметить два важных фактора: явный подъем рабочего движения и образование вышеупомянутого "нового" тред-юнионизма, отказавшегося от старого цехового принципа объединения трудящихся и выступавшего за участие в профсоюзах всех рабочих той или иной отрасли. Рабочее движение являлось существенной частью внутриполитической жизни Великобритании. Число тред-юнионов возросло в 1888-1892 гг. в 2 раза — с 750 до 1500. В 1890-1891 гг. было проведено свыше 4 тыс. стачек с участием 2 млн человек.

Наконец, беспрецедентным событием стал успех в 1892 г. Независимой рабочей партии, разделявшей принципы фабианства, ей удалось провести в парламент трех депутатов.

И все же влияние социалистов всех разновидностей не было, безусловно, первостепенным фактором: в конечном счете оно свелось к отчасти успешной пропаганде социалистических воззрений, вкладу в несколько выигранных стачек и проведению в парламент нескольких депутатов. Для второй половины 90-х годов под ударами сформированной британскими промышленниками в 1898 г. организации "Парламентский совет предпринимателей" и ряда других факторов был характерен явный спад рабочего движения. В немалой степени этому способствовало все большее влияние фабианцев, безусловных противников статечной борьбы. В эти годы распалась и Социалистическая лига.

Тема 10. Великобритания в 1 пол. ХХ в.[x]

Наши рекомендации