В результате длительного опыта выработана последовательность работы. Весь процесс проектирования делится для этого на ряд стадий, начиная с подготовительной и кончая выполнением опытного образца.
Последовательность во многом зависит от самого рода изделия: для проектирования некоторых из них особенно важна начальная стадия — мысль, эскиз, идея (у игрушек или посуды, например). При создании сложных устройств больше всего сил иногда поглощает именно конечная стадия. Большое значение имеет отработка деталей, например, легкового автомобиля.
Из задания на проект дизайнер узнает о назначении предмета, его принципиальном устройстве, технологических возможностях его изготовления, о том, как он должен быть связан с предметным окружением. Итак, поставлена задача и даны основные условия.
Тема проекта изучается в самом широком смысле этого слова. Необходимо знать многое:
— как действует машина или прибор, в каких условиях;
— как работают на этой машине, эффективна ли она;
— для чего служит проектируемый предмет;
— какие возможны конструктивные варианты;
— каковы экономические требования.
Для того чтобы вникнуть в то, как работает, например, комбайн, мало изучить книги и журналы, прочесть статьи и познакомиться со статистикой.
Нужно отправиться в деревню и понаблюдать воочию, как работают аналогичные комбайны, причем каждую операцию желательно проследить. Иногда со стороны многое хорошо видно, но все равно одного созерцания недостаточно.
Проведя хронометраж, следует установить, сколько времени затрачивается на каждую операцию. Но и этого недостаточно. Важно услышать, что скажет сам комбайнер, который обладает опытом работы на другой машине и возможностью сравнивать, по крайней мере, со. своих позиций. Он может открыть много совершенно несущественного на сторонний взгляд: оказывается, такие-то органы управления, наиболее часто употребляемые, расположены «не с руки», остекление не позволяет наблюдать за жатвой, доступ к таким-то и таким-то деталям затруднен и многое другое.
После такой беседы у проектировщика уже много вполне достоверной и важной информации, но полезно еще поговорить с теми, кто ремонтирует эти машины. У них — свои претензии и пожелания к конструкции комбайна: «Часто выходит из строя такая-то деталь, такой-то узел труднодоступен, а его приходится заменять, а такой-то узел можно отремонтировать только в заводских условиях». И эта информация нужна, и она полезна.
«Полевая работа» необходима и для анализа эстетических качеств. Комбайн — очень сложная, многочастная машина. Эстетическая сторона здесь все-таки имеет подчиненное значение, хотя и многое остается за художником-конструктором. Какова оценка внешнего вида комбайна? Целостен ли он, воспринимается ли как единый организм, естественный и сложный? Есть ли ощущение, что его многочисленные узлы и детали являются неотъемлемой частью целого? Внешний вид машины может быть выражением ее внутренней жизни, работы, конструкции, смысла. Видно ли это со стороны?
И наконец, ее эстетические качества как бы изнутри: место работы оператора, прежде всего. Располагает ли вся объемно-пространственная организация кабины к продуктивной работе? Красиво и уютно ли в ней? Чего не хватает и что мешает?
Цвет машины снаружи и внутри тоже в распоряжении художника. Как выглядит синий комбайн на фоне жнивья? А как красный? В жарких степных местах, может быть, холодный цвет лучше, а в северных широтах, где солнца всегда недостает, лучше теплая, желто-оранжевая окраска?
Конечно, кое-что можно решить и за чертежным столом, но на месте, в натуре ответы могут быть найдены быстрее и точнее.
Если существует прототип, то не принимать его во внимание бессмысленно. У комбайна завтрашнего дня есть прототип — это комбайны «Нива» и «Колос», которые сегодня работают на полях. Они в свою очередь унаследовали признаки ранее выпускавшегося комбайна СК-4.
Когда же проектируется совершенно новое устройство и прямого прототипа нет, изучаются аналогичные машины или предметы. Оттуда берется все полезное, используются отдельные узлы, детали, блоки.
На основе проведенных исследований формируется художественно-конструкторская задача. Только после этого приступают к проектированию.
12. Эскизное проектирование.
Образ будущего устройства машины начинает смутно зарождаться еще на подготовительной стадии. Но начало проектирования зримо проявляется только при эскизировании.
Первые наброски еще очень приблизительны. Автор графически (или пластически) выражает свои еще не вполне оформившиеся идеи. Графически — потому что он рисует карандашом, углем, акварелью. Пластически — потому что выполняет макет — объемное изображение.
В процессе проектирования нужно и рисовать, и лепить, потому что и то, и другое одинаково необходимо. Рисуя, можно очень быстро перепробовать разные варианты, рисунок следует за мыслью. Но рисунок лишь условно изображает трехмерную форму. Только макет может достоверно передать строение предмета.
Проектирование идет двумя путями — «изнутри» и «извне». Компонуя внутреннее устройство, добиваясь рационального, удобного, мы должны тут же проверить, в какие внешние формы выльется наше решение, какой облик получит предмет, и, наоборот, рисуя или моделируя внешний объем, следует периодически проверять, как получается с компоновкой внутри.
Естественно, что, чем элементарней предмет, проще его устройство, тем меньшее значение имеет внутренняя его компоновка, и, наоборот, сложный организм больше обусловлен внутренним строением, а его внешний вид увязывается со складывающимся внутренним устройством.
Как сочетается внутреннее устройство с внешним, можно проследить на примере проектирования электрического фонарика. Естественно, что у него есть прототип, и даже не один. Электрические фонарики с питанием от батарейки существуют давно.
В распоряжении проектировщика два элемента питания ГОСТ 12333-74, лампочка и отражатель. Это основные составляющие. Начнем с поисков наилучшего расположения элементов — это предопределит внутреннее устройство и вместе с тем и внешнюю форму.
Мы начинаем с того, что рисуем разрез фонарика — это условное изображение его внутреннего строения. На нем и ведутся поиски наилучшего сочетания его внутренних составляющих блоков. В нашем примере это элементы, рефлектор, лампочка.
Первый вариант. Элементы параллельны; лампочки и рефлектор располагаются с торца полученного блока.
Второй вариант. Элементы параллельны; лампочка и рефлектор выведены на боковую плоскость.
Третий вариант. Элементы последовательны; лампочка и рефлектор с торца.
Как мы видим, каждый из трех вариантов компоновки дает свою совершенно непохожую внешнюю форму, и облик предмета делается совсем иным. Для того чтобы полнее ощутить трехмерную форму каждого из этих вариантов, лепят макеты и сравнивают их. Далее проверяется удобство обращения.
Первый вариант фонарика удобен тем, что его легко охватить рукой, удобно его включение и выключение. Технологических недостатков нет — объем компактен, и ему можно придать разные пластические оттенки — скруглить углы или, наоборот, подчеркнуть основную форму параллелепипеда. Недостаток такой схемы в том, что если фонарик подвесить на грудь (чтобы освободить руки, а при работе в темноте» то порой просто необходимо), то свет будет падать не вперед, как это обычно требуется, а вниз.
Второй вариант отличается от первого тем, что лампочка и рефлектор размещены на широкой стороне, и если фонарик подвесить, то свет будет падать вперед. Зато в руках его держать не так удобно.
В третьем варианте фонарик приобретает цилиндрическую форму. Его удобно держать в руке; подвешивать его практически можно, но свет будет падать вниз.
Так внутренняя компоновка взаимосвязана с внешней формой, так в зависимости от этой компоновки предмет приобретает совсем иной облик. В данном примере мы искали форму как бы «изнутри».
Возможна и другая последовательность, когда мы идем от внешней формы к внутреннему устройству. Допустим, мы задаемся целью сделать тот же фонарик цилиндрическим и ищем пути к этому решению, компонуя между собой составные части именно так, чтобы обеспечить эту нужную нам форму. Можно исходить и из потребности создать компактный объем и искать соответствующую внутреннюю компоновку.
Часто, найдя интересную внешнюю форму, заманчивую объемно-пространственную структуру, стремятся в соответствии с ней скомпоновать внутренние блоки. Так можно подходить к механическим игрушкам, например: придумать забавный паровозик с вагончиками таким, каким он может быть привлекательным для малышей, а уже потом размещать внутри и его нехитрый механизм.
Иногда вообще речь может идти только о внешней форме. Так, у посуды и разных емкостей внутреннего устройства, как известно, нет. Задается лишь полезный объем. То же и у мебели, хотя здесь есть установленные габариты. В этих случаях с самого начала идут поиски внешней формы.
Мы считаем, что проектировать следует, сравнивая варианты. Конечно, это не обязательно, но ведь, только сравнивая, можно оценить достоинства и недостатки сочиненного. Этот метод проектирования имеет самое широкое распространение, существует даже термин «метод проб и ошибок».
Чем сложнее внешняя форма предмета, тем необходимее поиски в объеме. Макетируют на эскизной стадии проекта обычно из пластилина, легко поддающегося усилиям руки и в то же самое время дешевого, доступного материала. Для эскизирования пользуются и пенопластом. Отдельные части макета сначала вырезают, а потом скрепляют между собой при помощи булавок или клея. Иногда пользуются бумагой и картоном. Из листа сначала делают выкройки (как при шитье одежды), а потом их склеивают между собой. Пластилин, однако, со временем теряет форму, а бумага при малейшей сырости коробится — макеты из этих материалов недолговечны.
Рисуют эскизы чаще всего мягким карандашом, углем. Они удобны тем, что их легко стирать резинкой и нанесение контура или штриховка не занимают много времени. Мягкий карандаш и уголь дают несколько неопределенное изображение, а при первоначальном эскизировании именно это и нужно: ведь мысль еще не отточена и воображение как-то дополняет и корректирует эскиз.
Характер графики во многом зависит и от темы. Нужно, допустим, спроектировать надувные игрушки или простейшие водные аттракционы, требуется создать красивые, неожиданные сочетания форм, одев их в красочный наряд. Эскизирование в этом случае можно начинать прямо акварелью или гуашью: мазки кисти, цветные пятна акварели будут вводить в ощущение образа. Излишне «достоверный», точный материал (перо, карандаш) может только сковывать фантазию.
Но в ряде случаев даже первое соприкосновение с темой требует точности. Так, например, начинается работа над проектом детского велосипеда: здесь существуют определенные соотношения, которые должны стать основой компоновки. Проектировать, не считаясь с ними, бессмысленно, так как они определяют основные пропорции. В более сложных механизмах, станках или приборах, заданные условия могут быть еще определеннее и жестче.
Начинают проектировать в мелком масштабе, когда еще нет деталей, а передается самое общее, основное. По мере того как все яснее проявляются контуры будущего предмета и его пространственная структура, масштаб берется крупнее и все больше деталей рождается из как будто бы случайных штрихов и пятен.
Многие предметы проектируют с самого начала в натуральную величину. Это прежде всего все то, что предназначено для руки и что можно проверить, только ухватив, повернув рукой, испытав удобство манипулирования (инструменты или приспособления, ручки и проч.).
В итоге проектных поисков появляется несколько эскизных вариантов, принципиально отличающихся один от другого, и предстоит решить, какой из них следует предпочесть. Для этого методически сравниваются варианты:
Удобен ли будущий предмет? Обещают ли быть легко и осмысленно увязаны его внутренние блоки? Слаженна, гармонична ли его внешняя форма? Хорошо ли он войдет во взаимодействие со своими предметными «соседями»?
Автору всегда трудно отнестись объективно к тому, что им создано. Созидание и самооценка — необходимые составные части творческого процесса. То, что может быть придумано чисто интуитивно, иногда неосознанно, должно прежде всего получить самую строгую, самую трезвую оценку самого автора.
Варианты продуманы, взвешены все «за» и «против». Выбор сделан. Теперь нужно показать свое эскизное предложение специалистам — художникам и инженерам.
Для этого нужно выполнить уже не отдельные эскизы, а эскизный проект. Он обычно состоит из нескольких иллюминованных или отмытых чертежей (ортогональные проекции — вид спереди, вид сбоку, сверху и разрез).