III ЧЕТВЕРТЬ ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (12—24 ч)

Тема. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

Живопись монументальная и станковая. Монументальные рос­писи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

Появление станкового искусства. Обращенность монументаль­ного искусства к массе людей; обращенность станкового искус­ства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобра­зительного искусства.

Зрительный ряд: примеры монументальных фресок эпохи Воз­рождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологиче­ские картины Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Н. Пуссена, историче­ские произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж.-Л. Давида.

Тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Значение изобразительной станковой картины в русском ис­кусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в ис­кусстве России. Картина — философское размышление. Понима­ние роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учи­телем).

Зрительный ряд: К. Брюллов. Последний день Помпеи; А.Иванов. Явление Христа народу; В.Суриков. Боярыня Мо­розова, Утро стрелецкой казни; И.Репин. Бурлаки на Волге; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл кар­тин; М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

Тема. Процесс работы над тематической картиной

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания карти­ны: эскизы — поиски композиции; рисунки, зарисовки и этю­ды — сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изо­бразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Про­блема правдоподобия и условности в изобразительном искусст­ве. Беседа.

Задание: выбор темы из истории нашей Родины; сбор зритель­ного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и аль­бомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответ­ствующей теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, под­готовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников. Подготовительные материалы к картинам А. Пластова, Е. Моисеенко см. в главе («Открытая мастерская» в книге Б. Йеменского «Познание искусством» (М., 2000).

Материалы: карандаши, альбомные листы для подготовитель­ной работы, краски гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции.

Тема. Библейские темы в изобразительном искусстве

Вечные темы в искусстве.

Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искус­стве Средних веков.

Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Руб­лев, Феофан Грек, Дионисий.

Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Задание: создание композиции на библейские темы: «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество», «Возвращение блудного сына» и др. по выбору учителя (следует проявлять такт в выборе темы и понимать, что тема должна соответствовать воз­расту и практическим возможностям детей).

Материалы: гуашь или графические материалы по выбору учителя, бумага.

Зрительный ряд: 1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ан­гел Златые Власы»; А.Рублев. Троица; Ф. Грек. Фрески церк­ви Спаса Преображения в Новгороде; Дионисий. Спас в си­лах; другие произведения древнерусской иконописи по выбору учителя; 2) Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная вече­ря; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Микеланджело. Страш­ный суд; Рембрандт. Возвращение блудного сына, Святое се­мейство; А.Иванов. Явление Христа народу; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Тайная вечеря; Г.Доре. Гравюры к Библии.

Тема. Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании историче­ской памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Ме­мориалы.

Задание: создание проекта памятника, посвященного выбран­ному историческому событию или историческому герою.

Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка.

Зрительный ряд: Э.-М. Фальконе. Медный всадник (Санкт-Петербург); И. М ар то с. Памятник Минину и Пожарскому (Моск­ва); С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому (Москва); А. Опе­кушин. Памятник А.С.Пушкину (Москва); Н.Андреев. Па­мятник Н. В. Гоголю (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель в Трептов -парке (Берлин); В.Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); мемориалы, посвященные памяти героев Великой Оте­чественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге.

Тема. Место и роль картины в искусстве XX века

Множественность направлений и языков изображения в искус­стве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобрази­тельного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозер­цательность, метафоризм (П.Пикассо. Герника; работы К.Коль-виц, Р.Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Серия панно «Хироси­ма»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобрази­тельном искусстве.

Трагические темы в искусстве середины века.

Драматизм истории и личностные переживания человека в ис­кусстве российских художников. Драматический лиризм. Возраста­ние личностной позиции художника во второй половине XX века.

Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

Множественность изобразительных языков в российском ис­кусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины, братья С. и А. Тка­чевы, В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя).

Беседа и дискуссия о современном искусстве.

IV ЧЕТВЕРТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

Наши рекомендации