III ЧЕТВЕРТЬ ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 — 24 ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в от­дельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждо­го человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративно­го искусства.

Тема. Зачем людям украшения

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство организации общества, в регламентации норм жизни его членов, различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его со­циальная роль.

Тема. Декор и положение человека в обществе

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастро­вых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древне­египетской символики.

Литературный ряд: мифы Древнего Египта.

Тема. Одежда говорит о человеке

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сосло­вий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украше­ний) остается та же — выявлять роли людей, их 'отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общ­ности людей по классовому, сословному и профессиональному

признакам.

Задание: индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявле­ние социальных принципов в изображаемых костюмах).

Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.

Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, сле­дует обратить внимание учащихся на основные части классичес­кого герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифо­логии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в совре­менном обществе, значение их элементов.

Задание: создание проекта собственного герба или герба сво­ей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.

Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.

Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привле­чением учебных работ, показом слайдов произведений декоратив­но-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие зада­ния, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображе­нии костюмов, или задания на развитие чувства стиля.

На каникулах дети должны присмотреться к образцам совре­менного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общест­венных зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоратив­но-прикладного искусства.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Наши рекомендации