I ЧЕТВЕРТЬ ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 — 16 ч)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного кре­стьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусст­ва — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: работа ,над декоративной композицией на тему древ­них образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народ­ной вышивки.

Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бу­мага.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резь­бе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лиричес­кие.

Тема. Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонирован­ная бумага.

Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — беседа с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник» 1980, № 2).

Тема. Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предме­тов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке...

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой све­телке».

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание: вырезание из картона или плотной бумаги вырази­тельных форм посуды, предметов труда и украшение их орнамен­тальной росписью.

Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигур­ной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном из­ложении.

Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры.

Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варь­ирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народ­ной вышивки (слайды).

Литературный ряд: напевные песенные тексты.

Тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костю­ма разных регионов и народов России с использованием различ­ных техник и материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном из­ложении.

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный мате­риал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

Наши рекомендации