III ЧЕТВЕРТЬ О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11—22 ч)

Это центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие те­мы подводят к ней.

Основной задачей является освоение того, что в искусстве ни­чего и никогда не изображается, не украшается, не строится про­сто так, только ради искусности. Братья-Мастера, т. е. искусство, выражает .человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также вы­ражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах толь­ко на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием. Все последующие годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, в каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания.

Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Тема. Выражение характера изображаемых животных

Умение почувствовать и выразить в изображении характер жи­вотного.

Задание: изображение животных веселых, стремительных, уг­рожающих.

Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к сказке Р. Киплин­га «Маугли» и другим книгам.

Литературный ряд: Р.Киплинг. Маугли.

Музыкальный ряд: К. Сен-Сане. Карнавал животных.

Тема. Выражение характера человека в изображении; мужской образ

По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно ис­пользовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности для образных решений всех последующих тем.

Задание: изображение доброго и злого воинов.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти, обои, обер­точная бумага (грубая), цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Вру­беля, И. Билибина и др.

Литературный ряд: А.Пушкин. Сказка о царе Салтане...; отрывки из былин.

Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане.

Тема. Выражение характера человека в изображении; женский образ

Возможности создания добрых и злых образов. Изображая че­ловека, художник выражает свое отношение к нему, свое пони­мание этого человека.

Задание: изображение противоположных по характеру сказоч­ных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха; Золушка и Маче­ха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых.

Материалы: гуашь или пастель (мелки), цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Вру­беля, И. Билибина.

Литературный ряд: А.Пушкин. Сказка о царе Салтане...

Тема. Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше от­ношение к миру, наши чувства.

Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выра­женным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, баба-яга, Бо­гатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Зрительный ряд: скульптурные произведения С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля, средневековая европейская скульптура.

Тема. Изображение природы в разных состояниях

Природа может быть то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной — мы видим в ней настрое­ние. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, на­строение, его изображение обращено к нашим чувствам.

Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.) (индивидуально).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настро­ения природы; репродукции картин И. Айвазовского, изображаю­щие разные состояния моря.

Музыкальный ряд: опера «Садко» и симфоническая сюида «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова или симфоническая поэма «Море» М. Чюрлениса.

Литературный ряд: А.Пушкин. Сказка о царе Салтане..., Сказка о рыбаке и рыбке.

Тема. Выражение характера человека через украшение

Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о се­бе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор). Разными будут украшения, например, у Царевны-Лебе­ди и бабы Бабарихи.

Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспе­хов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).

Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги.

Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов.

Тема. Выражение намерений через украшение

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения: например, для праздника мы спе­циально нарядно украшаем себя.

Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки, склеенные листы или обои.

Зрительный ряд: Н.Рерих. Заморские гости; иллюстрации И. Билибина к сказкам; произведения народного искусства.

Тема. В изображении, украшении и постройке человек

Наши рекомендации