III ЧЕТВЕРТЬ О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11—22 ч)
Это центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие темы подводят к ней.
Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья-Мастера, т. е. искусство, выражает .человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием. Все последующие годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, в каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания.
Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Тема. Выражение характера изображаемых животных
Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
Задание: изображение животных веселых, стремительных, угрожающих.
Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к сказке Р. Киплинга «Маугли» и другим книгам.
Литературный ряд: Р.Киплинг. Маугли.
Музыкальный ряд: К. Сен-Сане. Карнавал животных.
Тема. Выражение характера человека в изображении; мужской образ
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности для образных решений всех последующих тем.
Задание: изображение доброго и злого воинов.
Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти, обои, оберточная бумага (грубая), цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина и др.
Литературный ряд: А.Пушкин. Сказка о царе Салтане...; отрывки из былин.
Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане.
Тема. Выражение характера человека в изображении; женский образ
Возможности создания добрых и злых образов. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Задание: изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха; Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых.
Материалы: гуашь или пастель (мелки), цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.
Литературный ряд: А.Пушкин. Сказка о царе Салтане...
Тема. Образ человека и его характер, выраженный в объеме
Изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.
Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, баба-яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Зрительный ряд: скульптурные произведения С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля, средневековая европейская скульптура.
Тема. Изображение природы в разных состояниях
Природа может быть то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной — мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам.
Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.) (индивидуально).
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды, запечатлевшие контрастные настроения природы; репродукции картин И. Айвазовского, изображающие разные состояния моря.
Музыкальный ряд: опера «Садко» и симфоническая сюида «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова или симфоническая поэма «Море» М. Чюрлениса.
Литературный ряд: А.Пушкин. Сказка о царе Салтане..., Сказка о рыбаке и рыбке.
Тема. Выражение характера человека через украшение
Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор). Разными будут украшения, например, у Царевны-Лебеди и бабы Бабарихи.
Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги.
Зрительный ряд: слайды старинного русского оружия, кружев, женских костюмов.
Тема. Выражение намерений через украшение
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения: например, для праздника мы специально нарядно украшаем себя.
Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки, склеенные листы или обои.
Зрительный ряд: Н.Рерих. Заморские гости; иллюстрации И. Билибина к сказкам; произведения народного искусства.
Тема. В изображении, украшении и постройке человек