IV ЧЕТВЕРТЬ КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8—16 ч)

Знакомство со средствами образной выразительности в изоб­разительном искусстве.

Начиная с этой четверти, на выразительность образных средств нужно обращать внимание детей постоянно: ты хочешь это выразить? А как, чем?

Тема. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные.

Представление о теплом и холодном. Борьба цвета, смешение красок.

Задание: изображение угасающего костра — «борьбы» тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой; костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению).

Вариант задания: «Перо Жар-птицы» — краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются.

Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кис­ти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое по­собие по цветоведению.

Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсако-ва «Снегурочка».

Тема. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета

Смешение различных цветов с черной, серой, белой краска­ми — получение мрачных и нежных оттенков цвета.

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.

Задание: изображение весенней земли (индивидуально по па­мяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их мож­но посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «хо­лодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добить­ся колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, ту­мана; методические пособия по цветоведению.

Музыкальный ряд: Э.Григ. Утро (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»).

Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворения С. Есенина о весне.

Тема. Линия как средство выражения: ритм линий

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий меняет содержание работы. Линии как средство ха­рактеристики изображаемого. Эмоциональное звучание линии. На уроке рассказывается о весенних ручьях, извивающихся змей­ками, задумчивых, тихих и стремительных.

Задание: изображение весенних ручьев.

Материалы: пастель или цветные мелки. В качестве подма­левка используются работы с изображением весенней земли, на них земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей пло­скости бумаги. Можно также работать гуашью на чистом листе.

Музыкальный ряд: А. Аренский. Лесной ручей, Прелюдия; Э. Григ. Весной.

Литературный ряд: М.Пришвин. Лесной ручей.

Тема. Линия как средство выражения: характер линий

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые... Умение видеть линии в окружающей действительности. Рассмат­ривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев.

Задание: изображение ветки с определенным характером и на­строением (индивидуально или по два человека: по впечатлению и памяти): нежные или могучие ветки; при этом надо акценти­ровать умение создавать разные фактуры углем, сангиной.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия (хокку).

Тема. Ритм пятен как средство выражения

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция. Это можно рассмотреть на примере летя­щих птиц — быстрый или медленный полет; птицы тяжело летят или легко.

Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоско­сти листа (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты произведений с выраженной ритмической организацией.

Тема. Пропорции выражают характер

Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.

Задание: конструирование или лепка птиц с разным характе­ром пропорций (большой хвост — маленькая головка — большой клюв).

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пла­стилин, стеки, картонка.

Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды, иллю­страции из книг, игрушка).

Тема. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности

Обобщение темы четверти. Ритм линий, пятен, цвет, пропор­ции составляют основы языка, на котором говорят Братья-Масте­ра Изображения, Украшения и Постройки.

Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему «Вес­на», слайды с изображением веток, весенних мотивов.

Обобщающий урок года

Класс оформляется детскими работами, выполненными в те­чение года. Открытие выставки должно стать радостным празд­ником, событием школьной жизни. Урок проводится в форме бе­седы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три Брата-Мастера. На урок приглашаются (по возможности) родители, другие учителя.

Зрительный ряд: детские работы, раскрывающие задачи каж­дой четверти, слайды, репродукции работ художников и произве­дений народного искусства, помогающие раскрытию тем.

Наши рекомендации