ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ (9—18 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям — помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы внимательно разглядеть, луч-ше не просто смотреть, но и рисовать то, что рассматриваешь. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы пони­мания огромной роли деятельности изображения в жизни людей, в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. Открытием четверти является и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоя нужно учиться, и Мастер Изображения учит нас этому.

Задачей Мастера является и обучение детей первичному от ту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться в последующих классах.

Тема. Изображения всюду вокруг нас

Вводный урок, урок-знакомство. Везде: дома, на улице, в шко­ле - нам встречаются различные изображения, которые сделали

художники. Знакомство с Мастером Изображения, который помо­гает нам рисовать, лепить. Обучающее рассматривание выставки детских работ.

Первое задание имеет диагностическую направленность — оно помогает выявить уровень и характер дошкольной подготовки учеников.

Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать.

Вариант задания: детям предлагается изобразить большое ра­достное солнце на весь лист бумаги.

Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для учителя.

Зрительный ряд: работы учащихся I—IV классов, различные по сюжетам, жанрам, художественным материалам.

Тема. Мастер Изображения учит видеть

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Знакомство с понятием «форма».

Сравниваем по форме разные листья — круглые, длинные, тре­угольные. Рассматриваем прожилки — каждый лист похож на ма­ленькое дерево со стволом, кроной, ветками. Оказывается, дере­вья тоже бывают разные по форме.

Задание: изобразить сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Материалы: аппликация из цветной бумаги (возможно — об­рывная), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: живые осенние листья, разные по форме.

Вариант задания: изображение животных — чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Материалы: фломастеры или цветные карандаши, или мелки, бумага.

Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.

Музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных». Литературный ряд: стихи про зверей, про их носы и хвосты.

Тема. Изображать можно пятном

Овладение первичными навыками изображения на плоскости, пятно — одно из главных средств изображения. Развитие вообра­жения и аналитических возможностей глаза.

Тень - пример пятна в реальной жизни; по тени можно знать ее хозяина. Присмотреться к разным пятнам (мох на камнях, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.) и постараться увидеть в них какие-либо изображения. В этом поможет мастер Изображения. Сравнить, какие бывают у зверей уши, хвосты, лапы, усы (они потребуются, чтобы дорисовать пятно).

Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и во­дой. Методический прием «Сказка про кляксу» (см. учебник).

Задание: превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы, т. е. то, что необходимо.

Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.

Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пят­ном, к книгам о животных; теневой театр; фотографии животных и примеры пятен вокруг нас, которые можно дофантазировать.

Тема. Изображать можно в объеме

Объем занимает место в пространстве, и его можно рассмат­ривать с разных сторон. Примеры выразительных объемов, кото­рые заметил Мастер Изображения (пни, камни, коряги, сугробы и др.), похожие на кого-то. Развитие воображения и аналитичес­ких способностей глаза, поэтического видения.

Сказка Мастера Изображения про превращения камешков яв­ляется методическим приемом для обучения видению целостной формы (см. учебник). Лепка от большой формы (превращения комка пластилина) способами вытягивания и вдавливания.

Задание: превратить комок пластилина в птицу или другую зверушку — лепка; посмотреть и подумать, на что похожи, напри­мер, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т. д.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напо­минает.

Тема. Изображать можно линией

Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказы­вать; повествовательные возможности линии. Умение видеть ли­нии в природе.

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.

Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.

Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам, линейная графика, фотографии линейных мотивов в природе.

Музыкальный ряд: песенки про детей.

Литературный ряд: веселые стихи с развитием действия.

Тема. Разноцветные краски

Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками организации рабочего места.

Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками. Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и во­дой. Методический прием «Сказка про кляксу» (см. учебник).

Задание: превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы, т. е. то, что необходимо.

Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.

Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пят­ном, к книгам о животных; теневой театр; фотографии животных и примеры пятен вокруг нас, которые можно дофантазировать.

Тема. Изображать можно в объеме

Объем занимает место в пространстве, и его можно рассмат­ривать с разных сторон. Примеры выразительных объемов, кото­рые заметил Мастер Изображения (пни, камни, коряги, сугробы и др.), похожие на кого-то. Развитие воображения и аналитичес­ких способностей глаза, поэтического видения.

Сказка Мастера Изображения про превращения камешков яв­ляется методическим приемом для обучения видению целостной формы (см. учебник). Лепка от большой формы (превращения комка пластилина) способами вытягивания и вдавливания.

Задание: превратить комок пластилина в птицу или другую зверушку — лепка; посмотреть и подумать, на что похожи, напри­мер, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке и т. д.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напо­минает.

Тема. Изображать можно линией

Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказы­вать; повествовательные возможности линии. Умение видеть ли­нии в природе.

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.

Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.

Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам, линейная графика, фотографии линейных мотивов в природе.

Музыкальный ряд: песенки про детей.

Литературный ряд: веселые стихи с развитием действия.

Тема. Разноцветные краски

Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение навыками организации рабочего места.

Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками.

Задание: проба красок — создание красочного «коврика». Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоми­нает.

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Тема. Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить можно не только предметный мир, но и мир на­ших чувств как бы невидимый. Не следует очень усложнять за­дание: дети легко отмечают, что голубое более грустное, чем розовое, и что кисточка, когда рисует, то как бы танцует весело или плавно и т. д.

Задание: изобразить радость и грусть (изображение цветом и ритмом может быть беспредметным).

Вариант задания: нарисовать музыку — создать образы кон­трастных по настроению музыкальных пьес.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.

Тема. Художники и зрители (обобщение темы)

Начальное формирование навыков восприятия.

Выставка детских работ за четверть — дети были художника­ми, а теперь стали зрителями. Зрители должны уметь понимать работу художников.

Дети становятся зрителями произведений искусства. Быть зри­телем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Зрительный ряд: В.Ван Го г. Подсолнухи, Н.Рерих. Замор­ские гости, В.Васнецов. Богатыри, П. Кончаловский. Си­рень, М.Врубель. Царевна-Лебедь.

Рекомендуется посетить художественный музей.

Наши рекомендации