По программе «изобразительное искусство
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»
Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского: Йеменская Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 кл. (2004)'; Коротеева Е. И. Искусство и ты: Учебник для 2 кл. (2004), Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 кл. (2003); Искусство вокруг нас: Учебник для 3 кл. (2004), Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 кл. (2004); Йеменская Л. А. Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. (2004), Йеменская Л. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. (2004); Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2003); Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. (2003), Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» (2003). В 2004—2006 гг. планируется выпуск методического пособия для работы с учащимися 1—4 классов, а также новых учебников и методик по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 классы».
Учебники соответствуют требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в начальной и средней школе.
В яркой, образной форме учебники последовательно раскрывают содержание предмета, соответствуя программному принципу системности изучения материала.
Каждый учебник состоит из четырех глав, которые соответствуют четвертям учебного года и структуре программы.
Текст учебников обращен к ребенку. Написанный в доверительной форме, он легко воспринимается детьми, хотя является емким, собранным, дидактически построенным обучающим материалом. Учебный текст должен помочь понять и выявить главное в изучаемой теме. Отсутствие назидательного тона, живая образность языка побуждают прочесть каждую страницу, но учитель решает на какие строки следует обратить внимание во время классной работы, какая часть текста «растворится» в расширенных углубленных разъяснениях педагога и что может быть предназначено для самостоятельного прочтения. Необходимо, чтобы учебники были у каждого ученика не только на уроке, но и дома для многоразового, повторного обращения и рассматривания.
Учебники по искусству предназначены также и для учителя, поскольку раскрывают методику работы с детьми и в то же время дают возможность развития творческой мысли педагога. Учебники помогут сохранить целостность и системность в приобщении детей к духовному содержанию искусства. Очень важно также и то, что учебники способствуют становлению нового современного имиджа предмета «Изобразительное искусство» среди других школьных дисциплин, предъявляя соответствующие требования к содержанию учебного процесса.
Эти учебники также предназначены и для родителей, которые, как показывает практика, с интересом знакомятся с вопросами, над которыми раньше не задумывались. Учебники служат источником для домашнего чтения, совместных со своими детьми занятий и бесед.
Учебники широко иллюстрированы. Зрительный ряд является обучающим и предназначен для внимательного рассматривания в контексте изучаемой темы. Каждый разворот учебника является смысловой единицей.
Зрительный рядсодержит:
- репродукции произведений изобразительного искусства;
- фотографии произведений декоративно-прикладного и народного искусства, произведений дизайна, памятников архитектуры;
- художественные фотографии явлений и деталей природы;
- художественные рисунки и иллюстрации;
- методические рисунки;
- детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Учебник является книгой по искусству и предназначен для длительного контакта с читателем, для формирования навыков углубленного зрительного восприятия и неспешного освоения зрительной информации.
Вопросы и заданиязавершают каждую тему в учебнике. Вопросы помогают активизировать понимание учебного материла и выделить основные моменты. Задания включают разъяснения по их осуществлению. Заданий предлагается часто больше, чем можно выполнить за один или два часа в неделю, но таким образом у учителя появляется свобода выбора заданий или возможность их осуществления при увеличенном количестве уроков. Разумеется, учитель может также придумывать свои варианты заданий на основе предложенной в учебнике темы, у учеников при этом будут расширяться представления о возможных решениях данной темы.
Развитие умений и навыков при работе с учебником происходит благодаря методической выверенности и стройности изучаемого материала.
Термины и названия,которые нужно запомнить, выделены в тексте и имеют определения и разъяснения. Но запоминание названий не является главным в начальной школе. Здесь важно понимание необходимого минимума понятий и формирование зрительной памяти, которая опирается на яркость зрительных впечатлений и их личностно значимый для ребенка смысл.
Каждый учебник заканчивается методическими рекомендациями,где разъясняются цели, задачи, приемы и методы работы с детьми при изучении его содержания.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Твоя мастерская» сопровождает учебник и соответствует его содержанию и структуре.
В рабочих тетрадях в игровой и занимательной форме предложены задания для самостоятельного выполнения ребенком. Эти задания закрепляют знания и навыки, полученные при изучении основных тем программы, но не повторяют заданий в учебниках. Задача тетради — развить фантазию и творческое воображение учащихся, расширить диапазон их возможностей работы с художественными материалами, выявить степень понимания изучаемого материала, создать вариативные и игровые ситуации для повторения материала в классе и дома.
Роль учителя является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и учитель искусства как никто другой может создать ему эти условия.
В учебно-методический комплект, кроме учебника и рабочей тетради для учащихся, входит МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для учителя(приложение №1).
1-й этап обучения(I—IV классы)