По программе «изобразительное искусство

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского: Йеменская Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 кл. (2004)'; Коротеева Е. И. Искусство и ты: Учебник для 2 кл. (2004), Твоя мастер­ская: Рабочая тетрадь для 2 кл. (2003); Искусство вокруг нас: Учебник для 3 кл. (2004), Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 кл. (2004); Йеменская Л. А. Каждый народ — художник: Учебник для 4 кл. (2004), Йеменская Л. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. (2004); Горяева Н. А., Остров­ская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2003); Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. (2003), Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» (2003). В 2004—2006 гг. планируется выпуск методического пособия для работы с учащимися 1—4 классов, а также новых учебников и методик по программе «Изобрази­тельное искусство и художественный труд. 1—9 классы».

Учебники соответствуют требованиям обязательного миниму­ма содержания образования по предмету «Изобразительное искус­ство» в начальной и средней школе.

В яркой, образной форме учебники последовательно раскры­вают содержание предмета, соответствуя программному принци­пу системности изучения материала.

Каждый учебник состоит из четырех глав, которые соответствуют четвертям учебного года и структуре программы.

Текст учебников обращен к ребенку. Написанный в доверительной форме, он легко воспринимается детьми, хотя является емким, собранным, дидактически построенным обучающим материалом. Учебный текст должен помочь понять и выявить главное в изучаемой теме. Отсутствие назидательного тона, живая образность языка побуждают прочесть каждую страницу, но учитель решает на какие строки следует обратить внимание во время классной работы, какая часть текста «растворится» в расширенных углубленных разъяснениях педагога и что может быть предназначено для самостоятельного прочтения. Необходимо, чтобы учебники были у каждого ученика не только на уроке, но и дома для многоразового, повторного обращения и рассма­тривания.

Учебники по искусству предназначены также и для учителя, поскольку раскрывают методику работы с детьми и в то же вре­мя дают возможность развития творческой мысли педагога. Учеб­ники помогут сохранить целостность и системность в приобще­нии детей к духовному содержанию искусства. Очень важно так­же и то, что учебники способствуют становлению нового современного имиджа предмета «Изобразительное искусство» среди других школьных дисциплин, предъявляя соответствующие требования к содержанию учебного процесса.

Эти учебники также предназначены и для родителей, кото­рые, как показывает практика, с интересом знакомятся с вопро­сами, над которыми раньше не задумывались. Учебники служат источником для домашнего чтения, совместных со своими деть­ми занятий и бесед.

Учебники широко иллюстрированы. Зрительный ряд является обучающим и предназначен для внимательного рассматривания в контексте изучаемой темы. Каждый разворот учебника являет­ся смысловой единицей.

Зрительный рядсодержит:

- репродукции произведений изобразительного искусства;

- фотографии произведений декоративно-прикладного и на­родного искусства, произведений дизайна, памятников архитек­туры;

- художественные фотографии явлений и деталей природы;

- художественные рисунки и иллюстрации;

- методические рисунки;

- детские работы как примеры выполнения творческих за­даний.

Учебник является книгой по искусству и предназначен для длительного контакта с читателем, для формирования навыков углубленного зрительного восприятия и неспешного освоения зрительной информации.

Вопросы и заданиязавершают каждую тему в учебнике. Во­просы помогают активизировать понимание учебного материла и выделить основные моменты. Задания включают разъяснения по их осуществлению. Заданий предлагается часто больше, чем можно выполнить за один или два часа в неделю, но таким об­разом у учителя появляется свобода выбора заданий или возмож­ность их осуществления при увеличенном количестве уроков. Ра­зумеется, учитель может также придумывать свои варианты зада­ний на основе предложенной в учебнике темы, у учеников при этом будут расширяться представления о возможных решениях данной темы.

Развитие умений и навыков при работе с учебником происхо­дит благодаря методической выверенности и стройности изучае­мого материала.

Термины и названия,которые нужно запомнить, выделены в тексте и имеют определения и разъяснения. Но запоминание названий не является главным в начальной школе. Здесь важно понимание необходимого минимума понятий и формирование зри­тельной памяти, которая опирается на яркость зрительных впе­чатлений и их личностно значимый для ребенка смысл.

Каждый учебник заканчивается методическими рекомендаци­ями,где разъясняются цели, задачи, приемы и методы работы с детьми при изучении его содержания.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Твоя мастерская» сопровождает учебник и соответствует его содержанию и структуре.

В рабочих тетрадях в игровой и занимательной форме пред­ложены задания для самостоятельного выполнения ребенком. Эти задания закрепляют знания и навыки, полученные при изучении основных тем программы, но не повторяют заданий в учебниках. Задача тетради — развить фантазию и творческое воображение учащихся, расширить диапазон их возможностей работы с худо­жественными материалами, выявить степень понимания изучаемо­го материала, создать вариативные и игровые ситуации для по­вторения материала в классе и дома.

Роль учителя является главной в процессе приобщения детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально-об­разную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тог­да, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально ок­рашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и учитель искусства как никто другой может создать ему эти условия.

В учебно-методический комплект, кроме учебника и рабочей тетради для учащихся, входит МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для учителя(приложение №1).

1-й этап обучения(I—IV классы)

Наши рекомендации