А.Саврасов и тема «Бурлаков»
В.Верещагин и тема «Бурлаков»
Заключение
Введение.
Вряд ли найдется человек, который не был бы знаком с картиной Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Но не каждый знает, кого ещё из художников затронула данная тема.
Волга — широкая дорога российской государственности, над которой шумели эпохи княжеских междоусобиц и феодальной разобщенности, борьбы с иноземными захватчиками и объединения волжских земель под эгидой русского царя. Все видела Волга, все пережила, все перечувствовала. Она укрепляла патриотический дух достойных сыновей и поднимала могучие таланты на служение всей России. С ее берегов и с ее благословения в нашу историю, шагнули предводители волжской вольницы Разин и Пугачев. Ей обязаны глубиной проникновения в суть народных явлений Радищев, Карамзин, Чернышевский, Добролюбов, Островский, Некрасов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой, Горький, Федин, Лобачевский, Ушинский, Яблочков, Вавилов. А сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, политических деятелей! Пожарский, Шаляпин, Репин, Саврасов, Левитан, Ляпунов, Свердлов, Куйбышев, Чапаев, Панфилов, Клочков-Диев, Русланова, Петров-Водкин, Зыкина, Лемешев…
Цель исследовательской работы – «Бурлаки на Волге» - как тема для художника. Кому принадлежит первенство в разработке этой темы?
Задачи исследовательской работы:
ü поиск картин с изображением бурлаков на реке Волге;
ü поиск художников, рисовавших картины с изображением бурлаков;
ü выявить хронологическую последовательность в написании картин данной тематики;
ü создать презентацию по теме «Тема для художников «Бурлаки на Волге».
Актуальность исследования.
Интерес к трудовому народу, к их судьбам, лицам, образам – волновал многих деятелей искусства. Некрасов писал поэмы, а многие художники, не смотря на веяния моды в создании портретов, тянулись к реальностям жизни, к бытовому пейзажу. Вглядываясь в картины, мои современники задаются вопросом - Почему именно картина И.Репина «Бурлаки на Волге» известна многим? Другие художники не рисовали бурлаков? Поэтому я решил поискать ответы на данные вопросы.
И.Е.Репин
Илья Ефимович Репин –русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Однажды, во время прогулки по Неве увидел изнемождённых, оборванных людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Празднично одетые прогуливающиеся господа, а рядом бурлаки в лямке, тянущие баржу. Впечатление у художника от этой сцены было очень сильным. Репину пришла мысль о создании картины. "Со смелостью, у нас беспримерною, Репин окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности". Эти слова выдающегося русского критика В.В. Стасова рисуют меру подвига молодого живописца, только что окончившего Академию художеств и получившего первую золотую медаль…
Подсказанная жизнью тема так овладела художником, что он вынашивал ее около пяти лет, делая все эти годы наброски и эскизы в поисках решения.
Он едет на Волгу, встречается с бурлаками, изучает их жизнь. Почти всё лето 1870 года Репин в компании молодых художников провел на Волге - в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево) в 15 верстах от Самары. Нарисовал картину «Ширяев буерак на Волге», 1870г.
Здесь он непосредственно наблюдал и близко познакомился с жизнью народа, окунулся в самую гущу бурлацкого быта; увидел красоту того русского характера, который и получил свое выражение в картине.
Репин неустанно сопровождал бурлаков во время их движения по берегу, наблюдал за ними и воспроизводил наиболее интересные типы в этюдах. Этот живой источник творчества помог художнику найти прототипы задуманных образов и подсказал ему убедительное живописно-пластическое решение темы.
Именно здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, и написал много эскизов к "Бурлакам", и сделал много зарисовок. Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил мастер. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".
Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.
По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.
Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят...
На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.
В результате в 1873 году родился шедевр «Бурлаки на Волге». (Картина находится в
Государственном Русском музее, Санкт-Петербург)
В картине - широкие просторы великой русской реки, по раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. Яркое солнце освещает всю артель, темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, ясностью пейзажа, полными светом и воздухом бескрайними просторами. Узкая полоска берега, смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, что позволяет художнику еще резче оттенить «темное, сальное, какое-то коричневое пятно» (по выражению самого художника) — бурлаков.
Первое впечатление от картины именно такое: среди искрящегося солнцем пейзажа движется темное пятно. Сначала видишь только это пятно, вытянутое по берегу, группу людей. Затем начинаешь различать лица: бурлака с трубкой, старика, молодого парня и, наконец, замечательного вожака артели Канина. И постепенно воспринимаешь каждого члена артели как индивидуальность, как характер.
В картине раскрывается живописный талант Репина. Пластично вылепленные фигурки бурлаков, даже их лохмотья. Пейзаж с его желтым песком, в котором вязнут ноги, с голубоватой лентой реки, пестрой баржей и высоким знойным летним небом написан широко, смело, красиво. Далеко простирается гладь воды. Этот открытый пейзаж был для своего времени достижением по трактовке пространства, по характеру цветовой гаммы, основанной на сочетании желтых и голубых оттенков.
Бурлаки показаны в момент изнурительной и отупляющей работы. Однако это не вызывает чувства уныния, безнадежности. Наоборот, тяжелая поступь бурлаков, мощь тружеников — все это оставляет впечатление о внутренней силе народа, о великой силе России.
Именно живость картины, невероятная пластика форм, объем и пространство делают эту картину такой популярной с самого момента создания шедевра великим живописцем по сегодняшний день.
Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин.
В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно, как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя.
В своём «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве.
В годы работы на реке Волге Репин создаёт и другие картины: