Совершенству. Путь туда один: через любовь к человеку.
Разговор наш прервал Ананда, а у меня так много было ещё вопросов, и
беспокойство о Генри было не из последних.
- Я вижу, ты, Левушка, и в самом деле господин своему слову. В таком
прекрасном состоянии я даже не ожидал тебя найти, - такими были первые слова
Ананды. - Тебя смущает твоя худоба. Но... ты увидишь Анну и найдёшь, что и
она изменилась за это время разительно, так же как и её отец. Постарайся
быть очень воспитанным человеком и не подавай виду ни ему, ни ей, что ты
заметил в них печальную перемену и поражен ею.
- Я буду сама воспитанность и такт, - важно сказал я. - Хотя, признаться,
оба эти словечка - ещё из первых дней жизни с Флорентийцем - приносят мне
немало хлопот и волнений. Буду очень стараться, но обещать, что не сорвусь
случайно и не осрамлюсь, всё же не могу.
Мои друзья встали, чтобы идти в музыкальный зал. Помня слова Флорентийца,
я взял письмо и свёрток капитана и спрятал их в саквояж, а саквояж в свою
очередь сунул в шкаф. - От кого ты прячешь вещи? - спросил И. - Ни от кого.
Но Флорентиец велел никогда не оставлять дорогие мне вещи неубранными. Да и
вы меня не раз учили аккуратности, - ответил я И.
Он улыбнулся, но ничего не сказал. Ананда взял меня под руку, и мы пошли
в музыкальный зал.
Я чувствовал себя совсем хорошо, но спускаться по лестнице было довольно
трудно. Оба моих друга держали меня под руки, и всё же ноги мои сгибались с
трудом. Целую вечность, казалось, мы шли, пока, наконец, не добрались до
цели.
Зал был ещё пуст; через минуту вошёл туда князь со слугами, которые
зажгли лампы и люстру. Милое лицо князя, сияющее перед моей болезнью,
удивило меня озабоченностью и какой-то тоской.
Я хотел спросить, что с ним случилось. Но вовремя вспомнил, как должен
вести себя воспитанный человек.
Пока князь разговаривал у рояля с И. и Анандой, я сел в глубокое кресло у
стены и постарался сосредоточиться. Я даже удивился, как легко на этот раз
мне удалось собрать внимание. Я сразу же ощутил себя в атмосфере
Флорентийца, точно держал его руку в своей. И когда голос Ананды: "Левушка,
Анна идёт", привёл меня в чувство, я радостно встал и поспешил ей навстречу,
следуя за И., но ноги плохо меня слушались.
- Ты помнишь, Левушка, о чём говорил Ананда? - шепнул мне И.
- О да. Буду счастлив испытать своё самообладание, - ответил я.
Но когда я увидел Анну, с которой князь снял её всегдашний чёрный плащ, я
внутренне ахнул.
- Вы, наверное, не узнаёте меня, Анна, при моей теперешней худобе? -
сказал я, восторженно целуя обе её руки.
- Вы, Левушка, не худобой поражаете меня сейчас, а чем-то другим, чему я
ещё не нахожу определения. Но это отнюдь не физическое, а что-то духовное.
Как будто в вас просыпается какая-то новая сила, - сказала Анна.
- Да, а вот перед вами инвалид, - подавая мне руку, сказал Строганов. - У
меня был сильный припадок грудной жабы, из когтей которой еле вытащили меня
наши общие доктора. Признаться, сам я не надеялся уже увидеть этот дом и
послушать ещё раз музыку. Живите, живите полнее, мой дорогой литератор.
Сверлите своими острыми глазами-шилами жизнь вокруг вас и подмечайте всё, что
таится в сердцах окружающих. Пуще всего бегите от компромиссов, особенно,
если они забрались в ваше сердце: "Коготок увяз, - всей птичке пропасть", -
задыхаясь говорил старик, очевидно вспоминая собственные переживания.
Взяв меня под руку, он тяжело и медленно стал двигаться к дивану,
стоявшему рядом с креслом, что я облюбовал. Не успели мы сесть, как в
комнату вошёл Генри и, поклонившись всем общим поклоном, отошёл в самый
дальний угол.
"Сколько причин для аханья было бы у меня, - подумал я, - если бы всё это
происходило до моей болезни".
Генри - и раньше худощавый - стал совсем худ, будто долго постился. Но он
не только осунулся, он изменился, точно в чём-то разочаровался, и помрачнел.
Очевидно, его душевный бунт не унимался, а нарастал.
Анна села за рояль, и я и вправду изумился перемене в ней. За этим же
роялем я видел её юной, остановившейся на семнадцатой весне. А сейчас я ясно
читал в ней все её двадцать пять лет. Не то чтобы её лицо прорезали морщины,
но вместо безмятежно доброго, спокойно ласкового облика той Анны, к которому
я уже привык, я видел страдающие глаза, горько и плотно сжатые,
подёргивающиеся губы, а время от времени точно какие-то молнии вылетали из
её глаз, - иначе я сказать не умею.
Отец её совсем не напоминал того весёлого и бодрого человека, который
месяц тому назад приходил к нам пить чай и устраивать судьбу Жанны.
- Мы перенесём вас в начало XVII века и начнём с Маттесона. Это монах.
Потом будут Бах и Гендель, - сказал Ананда.
Внезапно, с первыми же звуками, я увидел за роялем прежнюю Анну, ещё
более прелестную, ещё более вдохновенную, но не спокойную, как прежде, а
бурную, страстную, готовую взорваться каждую минуту.
Как и в прошлый раз, пели не струны под смычком Ананды, лился живой
человеческий голос, сметавший все преграды между сердцем и окружающей
жизнью. Голос его виолончели входил мне в душу, не бередя ран, а вливая силы
и мир.
Чудесные звуки сменяли друг друга, а я не замечал никого и ничего, кроме
лиц двух музыкантов. Не красота их и даже не вдохновение поражали меня
сегодня. Если в прошлый раз я ощутил их единение в экстазе творческого
порыва, то сегодня я сам участвовал в этом экстазе, сам творил новую,
какую-то неведомую молитву Божеству, каждым нервом участвуя в этих звуках.
Я не думал - как когда-то проезжая по улицам Москвы - верю ли я в Бога и
какой он, мой Бог, и в каких я с ним отношениях. Я нёс моего Бога в себе; я
жил во время этой музыки, молясь Ему, благословляя жизнь, всю, какая она
есть, и растворяясь в ней в блаженстве и благоговении.
Анна заиграла одна. Соната Бетховена, как буря, рвалась из-под её
пальцев. Я поднял голову и снова не узнал Анны. Вся преображенная, с
устремленными куда-то глазами, она, казалось, звала кого-то, кого не видели
мы; звала и играла кому-то, кто слушал её не здесь; из глаз её катились
слёзы, которых она не замечала... Но вот её слёзы высохли, в глазах
засветилось счастье, точно её услышали, сверкнула улыбка, отражая это
счастье, почти блаженство; звуки перешли в мягкую мелодию и смолкли...
В углу зала рыдал Генри, рыдал так же безутешно, как я в комнате Ананды.
Я хотел встать и подойти к нему, но увидел, что сам Ананда стоит возле
него и ласково гладит его по голове.
На этот раз ни Анна, ни Ананда не пели. Ананда сказал, что после такой
музыки можно только низко поклониться таланту, давшему нам высокие моменты
счастья, и разойтись.
Я всё смотрел на Анну. Что снова сталось с нею? Неужели её слёзы сожгли
скорбь сердца? Она снова стала носить на лице семнадцатую весну, снова лучи
доброты и какого-то обновления струились из глаз. Она подошла к отцу, нежно
обняла его и шепнула:
- Больше не волнуйся. Всё будет хорошо. Всё уже хорошо; а то, что ещё
будет, - это только неизбежное следствие, а не наказание Браццано.
Он, казалось, понял её совершенно для меня непостижимые слова,
просиял, поцеловал её и перевёл взгляд на подходившего к нам Ананду.
- Довольно вам страдать, Борис Федорович, - ласково, но, как мне
показалось, с некоторым упрёком сказал он. - Я вам всё время говорил, что
вас губит страх. И если бы вы верили мне на самом деле так, как говорите, вы
не были бы больны; и Анна так бы не страдала. Возьмите себя в руки. Ведь вы
сейчас совершенно здоровы, у вас нигде ничего не болит. Если бы мой дядя был
здесь, подле вас? Как бы вы взглянули в его светлое лицо? Разве вы не
обещали, что не допустите в сердце страх?
- Я очень виноват, очень виноват, - сказал, вздыхая, Строганов. - Но
когда дело идёт о моём единственном сокровище, об Анне, которой уже десять
дней грозит ужасная опасность, - поймите меня, Ананда, мой великий,
великодушный друг и защитник! Это единственное моё уязвимое место, где я не
в силах победить страх.
- Так вот и проходит жизнь людей, в постоянных заблуждениях. Оглянитесь
назад, на прожитые вами десять дней. Что случилось с нею? Она жива, здорова
и... счастлива сейчас. Разве не вы своими страхами и скорбью измучили её? И
если уж вы хотите знать... - Ананда замолчал на миг, как бы к чему-то
прислушиваясь... - то опасность грозила Анне - или, вернее, вам, так как вы
могли потерять её, - здесь, сейчас, когда она играла, а вы и не подозревали
об этом. Как и не подозреваете того, что вы сами, своим же страхом поставили
её у предела...
Ананда замолчал, нежно взял обе руки Анны в свои, поднёс их к губам,
улыбнулся, обнял её своей левой рукой и поцеловал в лоб.
- Нет места сомнениям в сердце верном. А когда они проникают в сердце,
происходит революция, разрушающая гармонию. Помни, друг Анна, что вторично
вырвать тебя из бури, в которую ты попала сейчас, к ней не готовая, - я уже
не смогу. Думай не о своих путях как о путях отречения; но о пути всех тебе
близких по духу, на котором ты - сила и мир, если живёшь в гармонии. Но если