Художественная культура майя
Особых успехов достигла цивилизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателями в IX—X вв. майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя отличали изысканность и совершенство.
Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолепные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непроходимых джунглях Центральной Америки. К достижениям архитектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведения, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перламутру.
Происхождение цивилизации майя окутано пеленой загадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.
Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилизации, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чужеземное нашествие, бесконечные войны...
Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.
В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.
Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке на полуострове Юкатан. Двадцать пять зданий, разбросанные по холмистой равнине, покрытой густым тропическим лесом, сгруппированы вокруг четырех дворов и сообщаются между собой узкими коридорами и лестницами. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей (692). К юго-востоку находятся еще три храма — Солнца, Креста (642) и Лиственного Креста (692). Вот как описывал свою первую встречу с городом французский путешественник М. Пессель: «Руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках — свидетелях былого могущества и славы».
Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.
Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.
Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом нередко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мексиканских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие символы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).
Не менее своеобразны так называемые стадионы— сооружения с площадками для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Играть можно было только локтями, плечами и боками. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.
Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.
Изобразительное искусствомайя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого совершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные
качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, лишенный чувств и особенностей характера. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Покоренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое повиновение... Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшим информацию о его рождении, правлении, военных победах и других успехах.
Художественная культура народов майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.