Космическое значение десяти заповедей моисея
ПРЕДИСЛОВИЕ
Этот труд предназначен для искателей Истины, желающих раскрыть и расширить свои знания для восприятия невидимых и не подлежащих контролю человеческого ума принципов, законов, сил и фактов. Этот труд предназначен для тех, кто убедился в относительности достижений материалистической науки, игнорирующей Высшие миры, и, вместе с тем, для тех, кто не удовлетворен тем, что может дать историческая религия.
Этот труд предназначен и тем, в ком глубокое религиозное искание Сердца соединено с жаждой распознавания и сознательным, разумным отношением к этапам развития человеческого духа, души и интеллекта.
Посвящение имеет целью освобождение. Во всех религиозных учениях – «освобождение от иллюзии», «освобождение от страданий», «освобождение от греха земного» определяется как Высшая цель всех живущих на нашей грешной земле. Все религии ставят этот главный идеал перед духовным взором человечества. Все Великие Учителя, уже освобожденные, учили людей методам освобождения. Синтетическое восприятие всех этих учений расставляет вехи Великого Пути Освобождения.
Есть два пути:
1. Уцепление за Руку Водящую и отцепление сознания от маленького человеческого «я», создающего все эти иллюзии, страдания, грехи, причем свое Высшее бессмертное «я» человек видит воплощенным в образе Учителя.
2. Опираясь на пример Учителей, найти это Высшее духовное «я» в самом себе, сознательно обозревая весь путь освобождения и сознательно приобретая господство над этими этапами пути.
Первый путь – это путь экзотерической религии, второй путь – путь посвящения.
Таким образом, путь посвящения открыт для тех, чье сознание уже устремилось к исканию Бога, то есть в основе своей религиозно, и вместе с тем стремится стать сознательно религиозным.
Методы посвящения – приобретение Познания и Реализационной Власти. Познание основывается на принципе распознавания и имеет конечной целью Познание Истины, очищенной от всего, что не есть Она. Следовательно, познание ставит своей конечной целью отметание всего неистинного, то есть всего преходящего, несущественного, изменяющегося, во имя постижения одного непреходящего, существенного и неизменяющегося, лежащего в основе мира и являющегося его Сущностью и Истиной. Так как эта истина лежит в основе всех явлений мира, то она является вечным Субъектом мира: познание, пронизывая объективные оболочки проявлений, в результате соединяется с субъективной Сущностью.
Вот почему на храмах посвящения начертаны слова: «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», что значит: познай свой истинный субъект и ты познаешь скрытую сущность мира.
Проникая все глубже и глубже в тайны мира, наш познающий Разум сознательно распутывает сеть принципов, законов и сил, скрывающих эту сущность.
Но одного познания мало. Перерасти плоскость проявления мировых принципов и сил возможно с установлением господства над ними, и, конечно, в первую очередь, утверждая это господство в самом себе. Самообладание – ключ к объективному господству и ко всякой власти. Реализационная Власть необходима не для самоудовлетворения, а для самоосвобождения, ибо для того, чтобы не быть вечным рабом действующих сил, надо быть их господином. Проявление же этой власти необходимо для достижения второго идеала, реализационно вытекающего из главного идеала искания Истины, Служения Всеобщему Благу, то есть для того, чтобы запечатлеть пройденные вехи освобождения в формах земной жизни.
Таким образом, путь посвящения для тех, кому все земное – клетка, кто, стоя на своих собственных духовных ногах, ищет Истину и, пренебрегая личным мелким благом, готов служить Всеобщему Благу, чье сознание заякорено в Религии, кто не сомневается в существовании духовных ценностей и готов идти на подвиг ради проведения духовных идеалов в жизнь.
Только они доросли до пути посвящения и только для них знание и Реализационная Власть, даваемые этим путем, послужат на пользу.
Издревле для ищущих Истину выработана система Познания и применения познанного. Эта система не является искусственным построением человеческого ума. Она была, есть и будет естественной системой Принципов, Законов и Сил, проявляющихся во Вселенной всегда и везде определенным порядком. Изучение этой системы мировых принципов вводит сознание сущего в соприкосновение с Великими Вселенскими Принципами, раскрывает сферу их проявления и знакомит с механизмами проявления Творческой Силы. От степени духовной устремленности ищущего зависит приведение в действие его вертикальной пружины, а от вдумчивого отношения, трудоспособности и волевой напряженности – горизонтальное развитие знания на каждой плоскости проявлений изучаемой системы.
Излагаемые Двадцать Два Принципа позволяют применить эту систему к современному состоянию человечества, сохраняя вместе с тем всю свою непоколебимую непреложность.
Каждый ищущий уже имеет некоторый запас своего опыта, то есть известные ступени знания и господства. Но знания эти хаотичны, а господство случайно. Проникновение в предлагаемую Посвятительную Систему помогает ему обратить имеющийся материал в стройное знание, то есть в мировоззрение, а приобретенное господство – в систему самодисциплины.
Предлагаемая Система Посвятительной Традиции синтетична. Ищущий найдет ее отголоски частично во всех религиозных учениях, философских школах и разумных мировоззрениях, и она поможет ему разобраться в духовной сокровищнице человечества, то есть воистину усвоить весь духовный опыт человечества.
Эта система соответствует Системе Проявления Творческой Силы и потому является азбукой для изучения Великой Книги Природы, проявляющей в потоке изменения неизменную Сущность, Истину, Бога.
Система психологически применима к каждому ищущему, раскрывая перед ним его собственную духовную организацию и помогая самопостижению.
Так, проникая в конструкцию духовно-интеллектуального мира, в «химическую» печь Природы, ищущий может дойти до последнего этапа пути – постижения скрытой за этими принципами, законами и силами Сущности.
Да разовьет всякий ищущий на этом пути Сердце, Разум и Волю!
Первый Принцип
Мир есть проявление Единого Духа, утверждение Единства во Множестве. Самопроявление Духа – Любовь.
Дух – причина и основа всех явлений. Дух – вечный Субъект, живущий в каждом явлении, объемлющий и носящий в себе все изменения и преображения космического потока явлений, - и в нем первый и последний их синтез. Двух Субъектов быть не может, потому что один стал бы объектом по отношению к другому. Субъект один во всех формах. На этом единстве в духе основано также и Всемирное Братство. Нет разных «я», есть лишь одно «я» в разных формах (лицах, явлениях, предметах), развертывающее многообразие своего Единого потенциала. Это основа Божественной сути явлений. Субъект неделим, неизменен, он носитель всех смен. Найти свое «я» значит найти себя в Боге. Проявляться духовно значит проявлять Единство, а утверждение Единства есть Любовь. Жить в Духе значит жить в Единстве Любви, значит любить. Дух – единственная Реальность, так как Он неизменен. Все изменяемое – лишь объективное выражение Его потенциала – и по отношению к Нему – иллюзия, Майя.
Второй Принцип
Принцип Двойственности лежит в основе проявления Единого. Поляризация Единства вызывает поток космической Жизни, сущность всех энергетических процессов.
Единый Дух образует среду и проявляется своим излучающим Началом. Среда вынашивает и динамизирует потенциал Духа, проявляя Его силы потоком изменений, называемых Жизнью. Жизнь – есть движение. Жить – значит непрерывно изменяться. Принцип Единой Жизни – динамика Духа – по существу неизменен и лежит в основе всех энергетических процессов. Любовь и Жизнь неотделимы друг от друга, ибо непроявленный, неживущий Дух погружен в небытие непознаваемого. Жизнь – проявление Любви. Принцип Жизни тот же во всех явлениях, великих и малых, духовных и материальных, и цепь Жизни состоит из непрерывных звеньев существ Вселенной. Жизнь – причина, цель и процесс объективного существования. Жизнь – процесс поляризации Единого – основана на принципе двойственной направленности, ибо движется от Духа к Духу. Жизнь – центробежна и центростремительна и рождает все двуначалие проявленного мира. Там, где есть теза – есть и антитеза: где есть рождение – есть и умирание; где есть сотворение – есть и растворение. В противостоянии и сотрудничестве полюсов – Жизнь. Один полюс – бесплоден. От искусства распознавания полюсов зависит мудрость Жизни и истинное познание мира.
Сама единая Жизнь двойственна по отношению к Богу. Она вызвала Его самоизлучение Любви, поэтому Божественной Матерью именуется Жизнь. Она же свернута в Нем, как Его динамический заряд и орудие Его проявления, поэтому Жизнь названа Супругой Предвечного. «Она сияет над Его Главой исчезающим пламенем и сжигает мысли Его. Она играет у Его ног будущей водой и покорно отражает Его Лики».
Третий Принцип
Все в мире – продукт сознательного творчества. Ничто не творится, но все рождается в процессе Мыслетворчества Великого Разума. Принцип произрождения соединяет всех взаимоответственностью.
Сущность Бытия – Единый Дух – поляризуется на излучение (Любовь) и динамику проявления (Жизнь), на Субъект и Объект. От соприкосновения Субъекта и Объекта вспыхивает сознание. От многочисленных преображений Объекта и отражений в них Субъекта появляются различные степени, стадии и формы сознания. Все явления мира – сознательные процессы, порожденные этими двумя Началами. Космос – вместилище проявленных сознаний, порождающих друг друга.
В своем синтезе они есть Мировой Разум. Последний – сам продукт поляризации – поляризуется, для самопроявления на пассивную воспринимающе-познающую и активную мыслетворческую часть. Продукт Разума – Идеи. Идеи поляризуются по отношению друг к другу, порождая производные идеи. Образы мира – продукт мыслетворчества Разума. Разум – единая творческая сила в Космосе и в человеке. Процесс мыслетворчества – это процесс произведения из двух поляризованных Начал третьего Начала, нейтрального, которое в дальнейшем процессе тоже поляризуется и порождает новый, третий элемент.
Производный третий элемент в процессе дифференциации относится к породившим его Началам, как частное к общему при центробежной направленности движения. При центростремительной направленности движения третье начало объединяет породителей в общий им обоим синтез интеграции. Порожденное всегда связано с породителями общностью элементов состава, резонирующих друг с другом и ручающихся друг за друга. На этом основаны ответственность друг за друга и утверждение их взаимоотношений. На базе взаимозависимости процессов мыслетворчества Разум управляет процессом Жизни, преображает его в энергии различных вибрации.
Эти три первых Принципа отражаются во всех религиях Троицей, они же отражаются в человеке троичностью его Души.
Четвертый Принцип
Процесс творчества непрерывен и закономерен. Единый Великий Четверичный Закон Динамики проявлений отражается во всех явлениях. Он – формула Мира и его частей.
Два взаимополяризованных порождающих Начала и порожденное ими третье Начало, в потенции которого заложены специфические силы породителей, образуют четвертое Начало, то есть выливаются в формулу, в специфический цикл проявления, отраженное активное излучающее Начало последующего проявления. Эти циклы, состоящие из четырех элементов, непрерывно вытекают друг из друга, дифференцируя и изменяя поток Жизни. «Двое порождают третье, замыкающее цикл явление, переходящее в следующий элемент – первый – следующего цикла», - вот формула Четверичного Закона Динамики, отпечатанного во всех явлениях – так в нашей системе он отражен четырьмя элементами креста стихий солнечного творчества и отражается в человеческой личности четырьмя основными ее элементами. Четверичный Закон Динамики, действующий в направлении центробежного движения дифференциации духовного потенциала, называется Законом Причинности, причем причина всегда принадлежит высшему, более тонкому и общему его циклу, чем следствие, и никогда в одной плоскости с последним не находится. Этот же Четверичный Закон Динамики, действующий в направлении центростремительного движения интеграции явлений и их одухотворения, называется Законом Целесообразности, причем следствие или цель всегда устремлены вверх, как более общий и Тонкий план. Причинность и целесообразность вместе определяют смысл явлений как специфического цикла проявления духовной возможности.
Пятый Принцип
Всякое творчество зиждется на принципе индивидуализации инициативы в сознаниях и на намагничивании ими среды.
В каждой форме, установленной Четверичным Законом Динамики, отражается Субъект Божественного Духа, излучающий через нее (форму) свой потенциал. Таким образом устанавливается пентаграмма действующих в Мироздании ментальных личностей, в которых Субъект господствует над объективной Четверичной формой орудием своего проявления, и является каждый раз инициативным духовным очагом сознания.
Творческая сила гранулируется таким образом в циклах проявления на отдельные очаги сознательной жизни и творческой инициативы. Каждая форма мира не только сознательна, но и является очагом творческого напряжения, и принцип индивидуализации инициативы превращает каждое сознание в самоизлучающий центр или Личность. Сила творческого напряжения ментальной личности зависит от чистоты отражения в ней Субъекта, то есть от степени реализации Бога в себе, а степень влияния определяется удаленностью цикла, устанавливающего ее (личности) форму, от Первоистока. Таким образом, личность субъективно развивается и растет по закону Целесообразности, а объективные проявления ее принадлежат закону Причинности. Личности большого субъективного потенциала являются «магнитами» для меньших, притягивая их в среду своего влияния и накладывая на них свой творческий отпечаток. Вторичные магниты, в свою очередь, действуют так же на магниты следующих напряжений.
Таким образом, Космос есть совокупность магнитных полей с центрами разных напряженностей. Так устанавливается живая связь и обмен между проявленными сознаниями, а также и общий план мирового и всякого строительства и его разработка в деталях. Чем синтетичнее сознание, тем мощнее магнит и больше его периферия, включающая в себя магниты меньших напряжений и их периферий. Наибольший магнит со всеобъемлющей синтетичностью сознания – Мировая Личность Бога, Синтетический Исток Творческой Силы, проводником которой является каждая ментальная Пентаграмма.
Шестой Принцип
Принцип Субъективной Воли творит эволюцию (одухотворение) мира. Сила объективного желания творит инволюцию (материализацию, сужение) сознания. Оба, переплетаясь, организуют явления по методу аналогий.
Реакции Субъекта на восприятие объективности выявляются чувством. Оценка и формулирование воспринятого – работа разума. Постоянная целесообразная напряженность и устремленность всего сознания, ось его творческой инициативы к индивидуальному самопроявлению, называется Волей. Воля – это субъективное самоизлучение ядра сознания, направленное к цели. Поэтому «свободной воли» нет, ибо воля определяется целью и управляется законом Целесообразности. Но воля – это направленная энергия, которая освобождает духовное ядро сознания от связывающей его законом Причинности объективности. Воля – двигатель субъективного развития личности и, попутно, двигатель общей сублимации мира. Метод ее действия – отщепление субъективного ядра сознания от самоотождествления с объективностью. Чувство, Разум и Воля – это треугольник эволюционного строительства, причем Воля – таран вершины:
Если воля направлена не на напряжение объективных качеств, то она превращается в желание, управляемое законом Причинности. Желания дифференцируют творческий импульс и связывают сознание с объективностью. Зависимость от объективности превращает чувство в привязанность к отдельным формам и циклам жизни. Оценка разума превращается в спекуляцию рассудка, а синтетическое мыслетворчество – в дифференцированное умозаключение. Желание, привязанность, рассудок – треугольник инволюции, причем желание – это таран вершиной вниз:
В общем круговороте жизни процесс материализирующей инволюции необходим и закономерен. Выбор между треугольниками для личности свободен, но выбрав, она связывается динамикой одного из них на срок выполнения задачи. Трегольники эти переплетаются в каждом очаге сознания, в каждом явлении мира, и связывают общим потоком эволюции-инволюции все этапы Мироздания, все циклы проявления сознания. Едины принципы и законы, управляющие ими, и мир духовный зиждется на тех же принципах и управляется теми же законами, что и материальный. Различны лишь взаимоотношения в напряжении разных циклов проявления творческой силы. Поэтому циклы не равны, а подобны друг другу. Метод аналогий позволяет делать вывод: от известного к неизвестному, не соприкасающемуся с познающим сознанием. Мир управляется Единым Законом, представляющим Единый поток, организованный Разумом, одухотворенный проявлением индивидуальной инициативы, направленный Волей в круговорот эволюций-инволюций Жизни и выявляющий общий план всякого строительства.
Седьмой Принцип
Господство Духа над Формой, Тонкого над плотным, обеспечивает формальный порядок строительства и устанавливает догмат Иерархии Космического Сотрудничества, очерчивая каждому место и сферу проявления. Оно же утверждает Беспредельность.
Чем сильнее проявляется в сознании субъективное начало Духа, тем утонченнее его оболочки, тем синтетичнее его восприятия, тем сильнее его действия и больше его ответственность, ибо лестница, выстроенная из менее одушевленных сознаний, подчинена его влиянию. Сознание большего духовного потенциала управляет сознаниями меньшими, направляя их инициативу к большему для себя сознанию. Каждая последующая в восходящем порядке ступень является идеалом для предыдущей и достигается волевой устремленностью и доверием к руководству верхней ступени, которые выражаются слиянием сознаний, ведущим к вмещению большего духовного потенциала. Излучение духовной инициативы в виде поручений передаются от больших сознаний к меньшим. Движение же сознаний по Иерархии происходит снизу вверх. Этим утверждается господство эволюции над инволюцией и Беспредельность мира, развертывающего неиссякаемый потенциал Космического Духа, воплощенного в Иерархию Космического Сотрудничества сознаний. Всякое сотрудничество основано на принципе Иерархии и воплощает его, преодолевая хаос неорганизованности. Попечительство Иерархии определяет каждому место в общем сотрудничестве, согласно потенциалу сознания, возлагает соответствующие задачи строительства и обеспечивает сферу и условия проявления инициативы, а также степень необходимости для творческого проявления власти. Иерархическая лестница форм, построенная по принципу синтетичности и одухотворенности сознания, устанавливает порядок строительства.
Восьмой Принцип
Принцип равновесия согласует строительные силы, соизмеримо сочетая их проявления и устанавливая карму, поддерживает целостность строительства и прочность создания форм.
Принцип равновесия надо понимать динамично, как принцип равновесия творческих сил и их двойной направленности. Каждая форма, как и сознательный очаг творческого излучения, принадлежит обоим силовым направленностям. Переизбыток эволюционной силы компенсируется поступлением в духовное ядро новых возможностей для реализации из беспредельного потенциала Космического Духа. Поэтому в мире ничто никогда не кончается, не повторяется, но все постоянно преобразуется влиянием двух космических силовых потоков. Нарушение известного равновесия грозит остановкой преображения форм, а следовательно, их уничтожением: переизбыток одной из сил нарушает целостность строительства. Из равновесия же рождается прочность преображенной формы. Равновесие частей строительства есть соизмеримость деятеля со сферой деятельности и утверждает прочность строительства и правильность реализации мыслетворческого процесса. Равновесие устанавливает закон обратного действия следствий на причины, порожденного на породителя, называемый Справедливостью. Справедливость связывает индивидуальное сознание с его делом ответственностью за плоды деятельности, задерживая эволюцию, и этим укрепляет строительство. Так устанавливается карма существ и карма мира, обеспечивающие стабильность его формальных образований.
Девятый Принцип
Заякоренность Субъекта личности в Духовном Мире Любви, в Мире Сияний, утверждает его Бытие, Блаженство и Знание, устанавливает Принцип Духовного Водительства, открывает все пути проявлению творческой силы и дает власть над тремя мирами: творческим, формационным и реализационным (Огненным, Тонким и Материальным).
Девятый принцип синтезирует собой предыдущие, осуществляя их в сознании. Процесс реализации в личном сознании Космических Принципов называется Посвящением. Лучшая иллюстрация – Изумрудная Скрижаль Гермеса Трисмегиста.
Десятый Принцип
Осуществление Космических Принципов, воплощение их во Вселенной, в ее частях, устанавливает Всеобщее Благо, творческое строительство которого никогда не закончится.
По методу аналогий космическая конструкция есть ряд отражений основных принципов в плоскостях большего и меньшего сгущения энергетических циклов, то есть во всей Вселенной и в каждой ее части. Совокупность четырех миров с проявляющимися в них сознаниями и энергиями составляет единый живой организм Вселенной, естественное состояние которого – Всеобщее Благо, позволяющее непрерывно, безболезненно и гармонично развертываться духовному потенциалу Любви в энергетическом потоке Космической Жизни путем разумного мыслетворчества, управляемого единым Четверичным Законом Динамики, остальные циклы которого индивидуализируют поток творческой силы в сознательные очаги инициативных напряжений больших и меньших потенциалов.
Эти сознательные очаги заведуют эволютивным-инволютивным потоком Вселенной и устанавливают в нем Иерархическую лестницу сознаний по степени их синтетичности, обеспечивая правильность передачи духовного творческого импульса, устанавливают силовое равновесие Вселенной и ее частей и принципом связывающей кармы устанавливают Водительство синтетических сознаний по отношению к сознаниям меньшим, обеспечивая реализацию Духовного потенциала Любви во всем мире. А так как потенциал Космического Духа неисчерпаем и излучает все новые импульсы по мере реализации прежних, то возможности творчества во Вселенной беспредельны, и беспредельна, то есть не имеет конца во времени и пространстве, и сама Вселенная.
Бесконечность Вселенной утверждает и бесконечность каждого частичного ее цикла, всех живущих в ней форм, постоянно преображающихся, бесконечно развертывающихся и по существу, в глубине своего духа, вечных. Строительство Всеобщего Блага, то есть поступательное развитие Космоса и его частей, не знает конца.
Конечность – искусственное понятие человеческого рассудка. В строительстве Всеобщего Блага нет смерти, нет окончательной цели.
Цель – каждый раз наилучшим образом осуществить свои творческие возможности, что подготавливает сознание к получению новых возможностей. Строительство Вселенского Общего Блага – развернутая в Беспредельность спираль, и каждая часть ее также бесконечна.
Осуществление строительства Всеобщего Блага на Земле – задача земного человечества, завещанная ему иерархически старшими сознаниями.
ГЛАВА 3 МИРОВОЙ РАЗУМ
1.1. Божественная природа
2.2. Принцип Рождения
3.3. Отделение частности
Числовое обозначение: 3
Астрологическое соответствие: Венера
Изображение третьего Аркана: на кубическом камне, стоящем на отрезке шарообразной плоскости, земной поверхности, сидит женщина, собирающаяся произвести на свет. Ноги ее опираются на серп Луны, готовой принять ее дитя. За спиной женщины большие крылья. На ней – длинное одеяние, подпоясанное золотым поясом, на голове – золотой обруч. Вокруг головы сияют венцом двенадцать звезд. Вся фигура находится на фоне восходящего Солнца и облечена в его лучи. Это и есть жена, облеченная в Солнце Апокалипсиса (Апок., XII, 1-2).
Вселенная – это результат взаимодействия двух полюсов, проявленных на всех плоскостях. Само существование полюсов утверждает бытие того существа, того Общего, из которого они истекли, ибо оба полюса выражают это единство двух различных аспектов и двух различных направлений динамического проявления.
Эти два полюса притягиваются друг к другу: но самим своим притяжением они ищут ту единую точку, из которой истекли. Этот их исток по отношению к полюсам своего проявления нейтрален или андрогинен. Между полюсами течет постоянный силовой поток излучения Субъекта и притяжения Объекта. И там, где эти две силы уравновешиваются, вспыхивает искра осознания своего существа. А раз такое осознание вспыхивает, то оно и находится над обоими полюсами, и принцип, объединяющий их, найден. С другой стороны, те же самые поляризации во взаимном искании своего единства связаны общим творческим стремлением, в результате чего и образуется тот единый исток, составляющий их сущность на более плотной плоскости их проявления. Таким образом, два полюса творят «вверх» (находят свой синтез) или «вниз» (когда производят синтетический, но уплотненный и оформленный отпечаток своего объединения).
Взаимопритяжение между полюсами, достигая в гармоничном сотрудничестве сознательности, то есть утверждения общего истока, порождает вверх образ этого Единства – Любовь, и отражает это Единство в среде взаимного проявления порождением вниз, то есть творчеством. Причем женское начало инициативно в искании истока, мужское же начало инициативно в творческом отображении истока в материале среды проявления обоих.
Наиболее общей является следующая формула.
Самосознание выражает собой Субъект, принцип Жизни – Объект его проявления. Взаимоотношение между Субъектом и Объектом порождает сознание. Первоначальный импульс к проявлению погруженного в самого себя не может обладать сознательностью, ибо сознание не есть самосознание и предполагает всегда наличие двух: Субъекта – погруженного в свое Единство, всеобъемлющего, всеприсущего, всеблаженного, всесвободного, но несознательного импульса Любви, и Объекта – потока проявления Жизни, который сам по себе, без присутствия наполняющей его сущность Любви, лишен сознания, и выражается в механическом принципе движения.
Сознание вспыхивает от взаимного проникновения двух принципов, и степень его зависит от степени проявления Субъекта и от степени поглощения его Объектом. Чем более поглощен Субъект Объектом, тем менее сознательна форма его проявления, тем менее одухотворена она; чем более освобожден Субъект от Объекта, тем шире сознание формы его проявления и тем она одухотвореннее. Но слишком большое приближение к поглощению Субъектом Объекта вызывает нежелание проявления, то есть творчества, и выводит из проявленного мира. Равновесие между Субъектом и Объектом на линии сознательности порождает особый вид сознания, лучше всего приспособленный для творческого проявления, то есть для отпечатывания первоначального единства Духа и его возможностей в форме. Такая форма сознания, в которой Субъект и Объект уравновешенны, а следовательно происходит вспышка ощущения их взаимного потока, называется Разумом, отражающим в себе этот единственный поток и воплощающим его духовный потенциал в мире проявленном. В космическом масштабе такая форма сознания называется Мировым Разумом, Творцом всего Сущего, Великим Архитектором Вселенной, ибо она суммирует и синтезирует все творческие проявления, становясь творческим проявлением первичного бинера Любви и Жизни.
Разум, дитя Любви и Жизни, не может быть сухим и бессердечным, ибо производит формы, сотворяя все их импульсом Любви Вселенской. Разум не может быть статичным и закоснелым, так как в динамике творческих форм проводит принцип вечного движения Единой Жизни.
Истинный Разум – это единственно живое, полное Любви творческое начало мира. И только его земное вырождение – мелководный рассудок людей, благодаря срыву человеческого сознания и отрыву его от Космического Принципа, нередко становится безжизненным, безлюбовным, засушивающим, мертвящим началом.
Только при наличии равновесия между Субъектом и Объектом, то есть при условии правильного сотрудничества двух основных начал, возможно правильное распознавание и истинная оценка явлений. Только при условии нахождения этой точки равновесия, сливающей и отражающей в себе Субъект и Объект в их полном проявлении; то есть при наличии Разума, возможно истинное творчество – запечатлевание дальше в формах и явлениях мира истока Любви и Жизни.
Мировой Разум отражает в себе, объединяя породившие его полюса, Единство Духа. Точно так же и в человеческом познании инициатива должна пройти сквозь призму Разума, чтобы приобрести истинно творческую силу, но именно Разума, отражающего в себе ядро Духа, Любовь и пластичность преображения.
На великом принципе Любви, проявляющемся в вечно бегущем потоке Жизни и гармонично оформляющемся Мировым Разумом, построен весь Космос в его целости, в каждой отдельной его части. Поэтому в Космосе ничто не творится, но все рождается из бесконечного числа отражений в призме Творческого Разума взаимно поляризующихся начал Любви и Жизни. А так как Разум есть самая совершенная форма и из него вытекают все производимые в Космосе явления, то все в мире сознательно. Нет бессознательных явлений, нет форм, лишенных сознания; весь план Космического строительства сознателен и разумен, и случайности в нем исключены.
Искание истока синтезирования полярностей в находящемся на более высокой плоскости сознания Единстве есть рождение вверх. В приложении к человеку это есть процесс познания, причем находимые синтетические формы суть опять-таки сознательные, разумные явления, одаренные подвижностью Жизни и самопроявлением Любви. Эти искания Единства в мышлении и чувстве есть само по себе проявление Любви и ее истока на интеллектуальной и психической основе.
Творческая жажда полюсов – проявление их стремления друг к другу, и если их объединение отпечатывается на среде проявления, то это есть порождение вниз. Земное человечество является на нашей планете представителем Мирового Разума, проводником в специфические формы Земли творческих импульсов Космоса. Оно должно было бы преобразить земной интеллектуальный, психический и физический материал, заложенный в его Разум и Духотворчество. Такой процесс и есть истинное Культурное Строительство. Но вместо применения к земному материалу Космического Духотворчества, разум человечества поработился этому материалу, потерял связь с Космическим Разумом и задачу свою выполнил лишь частично.
Порождение синтезов, рождение вверх, часто называется на оккультном языке «нейтрализацией бинеров вверх».
Порождение полярностями в формы своего проявления (а не в мир более тонкий) называется на оккультном языке «нейтрализацией бинеров вниз».
Схематически оба процесса выражаются треугольниками – отсюда символическое значение этой геометрической фигуры. Треугольник, направленный вершиной вверх, называется эволюционным тернером, или треугольником эволюции. Треугольник, направленный вершиной вниз, называется инволюционным тернером, или треугольником инволюции.
В Космическом Строительстве, где срыва сознания, как в человеческом строительстве, быть не может, оба процесса совершаются одновременно. Космическое начало на каждой ступени своего проявления, порождая вверх свой синтез, запечатлевает его в форме, служащей вехой для идущих за ним сознаний.
Раз все творчество вытекает из бесконечного ряда поляризаций, раз оно все сознательно и в нем нет места случайности, то оно закономерно, и Субъектом этой закономерности является сам Мировой Разум, отражающий в себе все субъективное абсолютное Единство.
Эта закономерность является внутренней природой Разума и методом его проявления. Следовательно, закономерность – есть закон, Закон тернера, причем тернер двойственного порождения: вверх – абстрактен по отношению к поляризации синтеза, а вниз – конкретен по отношению к форме проявления.
Общая формула Творческого Мирового Разума отражается и в разуме человеческом непреложным законом логики.
Это есть заключение, на котором строится мировоззрение. Этот закон логики, испокон веков известный человечеству, есть внутренний закон интеллекта в искании своего истока и в творческой жажде запечатлевания в формах.
Еще раз важно подчеркнуть умение правильно распределять полюса, ибо на правильной поляризации зиждется как распознавательный, так и творческий процесс Разума, предохраняющий от самоискажения, не способного отразить истину мира и творчески запечатлеть ее в форме. К тезе надо всегда правильно найти антитезу и напряжением субъективного преображения сознания найти синтетический их исток. Такой процесс называется «синтетическим мышлением».
Жизнь в своих преображениях поляризуется на смерть старых форм и рождение из них новых. Эти два момента постоянно скрещиваются в каждом живом существе, которое одновременно принадлежит потоку постоянного умирания и потоку постоянного рождения: именно поэтому оно живо, то есть, вечно меняясь в своих проявлениях, отражает вечно подвижный принцип Жизни.
Течение жизненного процесса строится между полюсом смерти и рождения. Точка равновесия обоих процессов – необходимое условие появления живой формы.
В синтезе сознания живого человечества можно привести следующие тернеры Творческого Разума.
1.1. Духовная плоскость сознания имеет три принципа:
а) принцип творящий;
б) принцип растворяющий;
в) принцип сохраняющий.
Это дает знаменитый треугольник Вед, Тримурти, выражающий принцип трехликости Божества и порождающий четвертый принцип – Индру (личный Бог, Божественная форма) (рис. 7).
На этом же принципе основан знаменитый треугольник Ведантизма, порождающий четвертый принцип – Вселенная Космоса.
А также и треугольник в христианской концепции: Отец, Сын и Дух Святой.
В православии этот треугольник повернут вершиной вверх.
А в католицизме – вершиной вниз.
Этими треугольниками характеризуется направление обеих церквей, принципы их разделения и внутреннего антагонизма.
2.2. Ментальная плоскость.
Каждое явление принадлежит одновременно дифференцирующему закону причинности и интегриру<