Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до ХVII века / Г.И. Данилова. - М.: Дрофа, 2007. €

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса «История отечественной культуры» - познакомить будущих работников культуры с основными направлениями и стилями в развитии русской художественной культуры, творчеством выдающихся русских художников, лучшими произведениями отечественной культуры.

В рамках изучения курса «История отечественной культуры» студентам предлагается выполнить контрольную работу. Для знакомства с общими проблемами курса студентам первого года обучения рекомендуется прочитать учебные пособия Даниловой Г.И., Дмитриевой Н.А., Емохоновой Л.Г., Любимова Л.Д. (один из авторов – по выбору), указанные в списке литературы.

В каждом из предложенных вариантов тем контрольных работ даны основные аспекты, которые необходимо отразить при выполнении работы. Для выполнения работ по темам, посвященных творчеству конкретного деятеля искусства, помимо рекомендуемой литературы, можно использовать различные монографические источники. Если контрольная работа предполагает анализ творчества одного из художников по выбору студента, то и в завершение работы необходимо проанализировать произведение того же художника. При характеристике периода в истории развития отечественной культуры и творчества конкретного его представителя необходимо использовать литературу, указанную в списке, а также дополнительную литературу по усмотрению студента. Анализ произведения искусства должен осуществляться самостоятельно. В нем необходимо отразить следующие аспекты: время создания, к какому периоду, направлению, стилю относится, автор (если известен) и место произведения в его творчество, жанровая принадлежность (для живописи), особенности композиции, цветовая гамма (для живописи), личная оценка произведения.

Работа должна завершаться списком литературы, оформленным в соответствии с библиографическими требованиями. В качестве образца для оформления можно обратиться к списку рекомендуемой литературы.

Темы контрольных работ

Вариант 1 Культура Древней Руси:

а) древнерусская архитектура;

б) искусство иконописи;

в) анализ одного из произведений древнерусского искусства (по выбору).

Вариант 2 Русская культура ХVIII века:

а) архитектура;

б) живопись;

в) анализ одного из произведений русских художников ХVIII века (по выбору)

Вариант 3 Романтизм в русской культуре ХIХ века:

а) романтизм как направление в русской культуре I половины ХIХ века;

б) жизнь и творчество одного из русских художников-романтиков (Кипренский, Тропинин, Брюллов – по выбору);

в) анализ одного из произведений русских художников-романтиков (по выбору).

Вариант 4 Бытовой жанр в творчестве передвижников:

а) общая характеристика движения передвижников;

б) жизнь и творчество В.Г. Перова;

в) анализ одной из картин Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы» - по выбору).

Вариант 5 Историческая живопись передвижников:

а) общая характеристика движения передвижников;

б) жизнь и творчество В.И. Сурикова;

в) анализ одной из картин Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» - по выбору).

Вариант 6 Пейзаж в творчестве передвижников:

а) общая характеристика движения передвижников;

б) передвижники - мастера русского пейзажа (Саврасов, Шишкин, Левитан);

в) анализ одного из произведений Саврасова, Шишкина или Левитана (по выбору).

Вариант 7 Сказка в русской живописи:

а) сказочные сюжеты в русской живописи;

б) жизнь и творчество В.М. Васнецова;

в) анализ одного из произведений Васнецова (по выбору).

Вариант 8 Символизм в русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века:

а) символизм как направление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века;

б) жизнь и творчество М.А. Врубеля;

в) анализ одного из произведений Врубеля (по выбору).

Вариант 8 Символизм в русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века:

а) символизм как направление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века;

б) жизнь и творчество М.А. Врубеля;

в) анализ одного из произведений Врубеля (по выбору).

Вариант 9 Художественное объединение «Мир искусства»:

а) общая характеристика деятельности объединения;

б) жизнь и творчество одного из художников-«мирискусников» (Бенуа, Сомов, Кустодиев, Серебрякова – по выбору);

в) анализ одного из произведений «мирискусников» (по выбору).

Вариант 10 Русский авангард:

а) авангард как направление в русской живописи ХХ века;

б) жизнь и творчество одного из представителей русского авангарда (Малевич, Кандинский, Шагал);

в) анализ одного из произведений мастеров русского авангарда (по выбору).

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Архитектура Древней Руси.
  2. Древнерусская иконопись.
  3. Архитектура Санкт-Петербурга ХVIII века. Творчество Ф.Б. Растрелли.
  4. Московская архитектура ХVIII века. Творчество Матвеева или Казакова (по выбору).
  5. Русская живопись ХVIII века. Творчество Рокотова, Боровиковского Левицкого (по выбору).
  6. Романтизм в русской культуре ХIХ века. Творчество Кипренского, Тропинина, Брюллова (по выбору)
  7. Реализм в русской культуре ХIХ века. Творчество передвижников (общая характеристика)
  8. Бытовой жанр в творчестве передвижников. Творчество Перова.
  9. Историческая живопись передвижников. Творчество Сурикова.
  10. Пейзаж в творчестве передвижников. Творчество Саврасова, Шишкина или Левитана (по выбору).
  11. Художественное объединение «Мир искусства». Творчество одного из художников-«мирискусников» (Бенуа, Сомов, Кустодиев, Серебрякова – по выбору)
  12. Русский авангард. Творчество Малевича, Кандинского, Шагала (по выбору).
  13. Анализ одного из шедевров древнерусской архитектуры (Собор Софии Киевской, храм Покрова на Нерли, собор Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного, Преображенский собор в Кижах – по выбору).
  14. Анализ иконы Андрея Рублева «Троица».
  15. Сравнительный анализ портретов Пушкина кисти Кипренского и Тропинина.
  16. Анализ одной из картин Брюллова («Всадница», «Последний день Помпеи» - по выбору).
  17. Анализ одного из произведений Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы» - по выбору).
  18. Анализ одного из произведений Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» - по выбору).
  19. Анализ картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
  20. Анализ картины Саврасова «Грачи прилетели».
  21. Анализ одного из произведений Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Рожь» – по выбору).
  22. Анализ одного из произведений Левитана («Март», «Над вечным покоем», «Владимирка» - по выбору).
  23. Анализ одного из произведений Сомова («Дама в голубом», «Язычок Коломбины» - по выбору).
  24. Анализ одного из произведений Шагала («Я и деревня», «Скрипач», «Прогулка», «Над городом» - по выбору).

Литература к контрольной работе

Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2000. – 448 с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса «История отечественной культуры» - познакомить будущих работников культуры с основными направлениями и стилями в развитии русской художественной культуры, творчеством выдающихся русских художников, лучшими произведениями отечественной культуры.

В рамках изучения курса «История отечественной культуры» студентам предлагается выполнить контрольную работу. Для знакомства с общими проблемами курса студентам первого года обучения рекомендуется прочитать учебные пособия Даниловой Г.И., Дмитриевой Н.А., Емохоновой Л.Г., Любимова Л.Д. (один из авторов – по выбору), указанные в списке литературы.

В каждом из предложенных вариантов тем контрольных работ даны основные аспекты, которые необходимо отразить при выполнении работы. Для выполнения работ по темам, посвященных творчеству конкретного деятеля искусства, помимо рекомендуемой литературы, можно использовать различные монографические источники. Если контрольная работа предполагает анализ творчества одного из художников по выбору студента, то и в завершение работы необходимо проанализировать произведение того же художника. При характеристике периода в истории развития отечественной культуры и творчества конкретного его представителя необходимо использовать литературу, указанную в списке, а также дополнительную литературу по усмотрению студента. Анализ произведения искусства должен осуществляться самостоятельно. В нем необходимо отразить следующие аспекты: время создания, к какому периоду, направлению, стилю относится, автор (если известен) и место произведения в его творчество, жанровая принадлежность (для живописи), особенности композиции, цветовая гамма (для живописи), личная оценка произведения.

Работа должна завершаться списком литературы, оформленным в соответствии с библиографическими требованиями. В качестве образца для оформления можно обратиться к списку рекомендуемой литературы.

Темы контрольных работ

Вариант 1 Культура Древней Руси:

а) древнерусская архитектура;

б) искусство иконописи;

в) анализ одного из произведений древнерусского искусства (по выбору).

Вариант 2 Русская культура ХVIII века:

а) архитектура;

б) живопись;

в) анализ одного из произведений русских художников ХVIII века (по выбору)

Вариант 3 Романтизм в русской культуре ХIХ века:

а) романтизм как направление в русской культуре I половины ХIХ века;

б) жизнь и творчество одного из русских художников-романтиков (Кипренский, Тропинин, Брюллов – по выбору);

в) анализ одного из произведений русских художников-романтиков (по выбору).

Вариант 4 Бытовой жанр в творчестве передвижников:

а) общая характеристика движения передвижников;

б) жизнь и творчество В.Г. Перова;

в) анализ одной из картин Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы» - по выбору).

Вариант 5 Историческая живопись передвижников:

а) общая характеристика движения передвижников;

б) жизнь и творчество В.И. Сурикова;

в) анализ одной из картин Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» - по выбору).

Вариант 6 Пейзаж в творчестве передвижников:

а) общая характеристика движения передвижников;

б) передвижники - мастера русского пейзажа (Саврасов, Шишкин, Левитан);

в) анализ одного из произведений Саврасова, Шишкина или Левитана (по выбору).

Вариант 7 Сказка в русской живописи:

а) сказочные сюжеты в русской живописи;

б) жизнь и творчество В.М. Васнецова;

в) анализ одного из произведений Васнецова (по выбору).

Вариант 8 Символизм в русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века:

а) символизм как направление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века;

б) жизнь и творчество М.А. Врубеля;

в) анализ одного из произведений Врубеля (по выбору).

Вариант 8 Символизм в русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века:

а) символизм как направление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века;

б) жизнь и творчество М.А. Врубеля;

в) анализ одного из произведений Врубеля (по выбору).

Вариант 9 Художественное объединение «Мир искусства»:

а) общая характеристика деятельности объединения;

б) жизнь и творчество одного из художников-«мирискусников» (Бенуа, Сомов, Кустодиев, Серебрякова – по выбору);

в) анализ одного из произведений «мирискусников» (по выбору).

Вариант 10 Русский авангард:

а) авангард как направление в русской живописи ХХ века;

б) жизнь и творчество одного из представителей русского авангарда (Малевич, Кандинский, Шагал);

в) анализ одного из произведений мастеров русского авангарда (по выбору).

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Архитектура Древней Руси.
  2. Древнерусская иконопись.
  3. Архитектура Санкт-Петербурга ХVIII века. Творчество Ф.Б. Растрелли.
  4. Московская архитектура ХVIII века. Творчество Матвеева или Казакова (по выбору).
  5. Русская живопись ХVIII века. Творчество Рокотова, Боровиковского Левицкого (по выбору).
  6. Романтизм в русской культуре ХIХ века. Творчество Кипренского, Тропинина, Брюллова (по выбору)
  7. Реализм в русской культуре ХIХ века. Творчество передвижников (общая характеристика)
  8. Бытовой жанр в творчестве передвижников. Творчество Перова.
  9. Историческая живопись передвижников. Творчество Сурикова.
  10. Пейзаж в творчестве передвижников. Творчество Саврасова, Шишкина или Левитана (по выбору).
  11. Художественное объединение «Мир искусства». Творчество одного из художников-«мирискусников» (Бенуа, Сомов, Кустодиев, Серебрякова – по выбору)
  12. Русский авангард. Творчество Малевича, Кандинского, Шагала (по выбору).
  13. Анализ одного из шедевров древнерусской архитектуры (Собор Софии Киевской, храм Покрова на Нерли, собор Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного, Преображенский собор в Кижах – по выбору).
  14. Анализ иконы Андрея Рублева «Троица».
  15. Сравнительный анализ портретов Пушкина кисти Кипренского и Тропинина.
  16. Анализ одной из картин Брюллова («Всадница», «Последний день Помпеи» - по выбору).
  17. Анализ одного из произведений Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы» - по выбору).
  18. Анализ одного из произведений Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» - по выбору).
  19. Анализ картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
  20. Анализ картины Саврасова «Грачи прилетели».
  21. Анализ одного из произведений Шишкина («Утро в сосновом лесу», «Рожь» – по выбору).
  22. Анализ одного из произведений Левитана («Март», «Над вечным покоем», «Владимирка» - по выбору).
  23. Анализ одного из произведений Сомова («Дама в голубом», «Язычок Коломбины» - по выбору).
  24. Анализ одного из произведений Шагала («Я и деревня», «Скрипач», «Прогулка», «Над городом» - по выбору).

Литература к контрольной работе

Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до ХVII века / Г.И. Данилова. - М.: Дрофа, 2007. – 334 с.

Наши рекомендации