Церк т в росии и т при царе алексее михайловиче

Пещное действо - появилось русской церкви в 16в. Основой был библейский эпизод о трех отраках: Ананий, азарий, михаил, которые отказались поклонятся идолу библейского царя Навохудоносора и за это царь приказал их бросить в горящую печь.Однако появившийся ангел спас их.

За неделю до рождества по средине церкви ставилась круглая ширма украшенная точенными фигурка. (пещь огненная). В пещь ставился горн с углями.

Во время церковной службы в соответствующих момент 2 халдея костюмированых выводили 3х связанных отроков тоже костюмированных и начинали с ними разговор, где призывали их покорится новохудоносору. Отроки отказывались и тогда их заводили за ширму как бы бросали в огненную пещь, при этом они бросали на угли плавун-траву. В этот момент раздавался удар грома и сверху спускался бумажный Ангел.

При виде ангела халдеи падали, а отроки зажигали у изображения ангела свечи. Завершалось действие тем, что отроки шли в алтарь. Отроков играли церковные певчие одетые в белые полотняные стихари, на голове шапки с крестами. Халдеев играли миряне или даже скоморохи, одетые в костюм монгольского воина. В 17 веке постепенно выйдет из обихода.

Хождение на осляте.Появилось в 16 веке,широко вошло в церковный обиход в 17 веке.Жанр-театрализованное шествие.

В вербное воскресенье после торжественной службы в успенском соборе кремля из дверей выходили царь и патриарх в парадной одежде. Патриарху подводили белого осла(укрытого попоной) или лошадь с ослиными ушами. Патриарх садился на осла, царь брал осла под узци и по спец деревянному помосту в сопровождении крестного хода вся процессия шла к храму василия блаженного, где обряд завершался раздачей вербы. Возник этот обряд в период когда светская власть и церковная вели борьбу кто главнее в 17в. Когда светская власть укрепилась, она этот обряд уничтожила.

Театр при царе Алексее Михайловиче

"Начало" профессионального театра”

В 17веке Россия борется за свою политическую экономическую независимость. Страна культурно развивается, появляется светский портрет. До царя алексея михайловича начинают доходить сведения о театре запада. Царь дает поручение англичанину гебдону привезти из-за границы «мастеров комедии делать», поручение выполнено не было. Царь забывает о театре на 12лет и вот 10мая 1672 царь издает свой первый указ о тетре и «где быть комедии»- чердак дома боярина иллариона милославского. 4 июня издает второй указ, в кот поручает московскому пастору Грегори «ученить» комедию, а на комедии действовать из библии, книга Есфирь в этом же указе приказывает построить спец театральное здание в селе преображенском. Грегори(из немецкой московской слободы) набирает подростков из слободы и начинает репетировать предписанную пьесу(еще уму помогали иоганн гибнер и пальцер) . 17 октября-показ, назвали Артаксерксово действо.

Царю так понравилось, что он 10 часов смотрел. Спектакль о библейской красавице Эсфирь,ставшей женой персидского царя Артоксеркса и советами воспитателя своего Мардохея победила козни первой жены Астинь. В п. намек на политическую жизнь при царе. ( группировка покойной 1Милославской и 2Нарышкиной) Поэтому когда царь переехал на зимние квартиры(преображенское - летние), спектакли продолжились в доме милославского. Царь дает распоряжение построить театральный зал в своих палатах, одновременно грегори получает поручение набрать русскую труппу и он набирает. Он снова набирает отроков, подростков, уже русских, детей служащих.

Репертуар:“Артаксерксово действо”, "Комедия об Адаме и Еве", "Комедия о Товии младшем", "Комедия об Иудифь и др.

Идейным вдохновением первого русского театра был видный боярин, глава посольского приказа Артамон Сергеевич Матвеев. Имел огромное влияние на царя. Исп. Театра в своих полит. целях. Против Милославских.

. Играли по праздникам: православным и придворным. Играли по вечерам до глубокой ночи. В театре был занавес, кулисы и декорации. Материальное положение актеров было крайне тяжелое, сохранилось чилобитная царю, где они они умоляют дать денег на жизнь, возили под охраной что бы не сбежали, фактичеки они рабы. Цель театра:развлечение царя,для него спец.кресло. за ним амфитеатром располагались скамьи, на кот сидели его ближайшие придворные, для царицыбыла спец. Будочка,зарешеченная. Актерами были только юноши, они же играли женские роли. Костюмы были богаты, часто даже из царского гардероба, Было много кровавых сцен, в комедиях много грубых шуток. После смерти царя 29 января 1676года, царем становиться малолетний федор алексеевич, власть захватывает милославский. Они ссылают матвеева север, лишают всех постов и закрывают театр и россия 25 лет без театра.

Театр при петре 1

Не имеет никакой связи с театром при алексее михайловиче. Главные цели:1. общественно политические(пропаганда идеи Петра). 2. Просветительская (знакомство русского зрителя с культурой западной европы)

В 1697 в западную европу отправляется великое посольство, в кот инкогнито под именем пертра михайлова.. По возвращению в москву он решает организовать театр,т.к понимет его силу, он в 1701 посылает своего представителя в западную европу, что бы тот привез театр. Летом 1702г в москву приезжает немецкая труппа иоганна кунста, кот начинает играть на немецком языке спектакль в доме адмирала лефорта. Петр приказывает посторить спец театр здание "комедиальную храмину" на красной площаде. К нач 1703г здание достроено, но кунст умирает и во главе труппы становится отто фюрст. Фюрст набирает русскую труппу и работают обе труппы. Посещался театр плохо. Фюрст не выполняет пожелания петра и 31 мая 1706г петр театр закрывает. Фюст и немецкая часть труппы домой, а русскую часть труппы берет под покровительство сестра царя наталья алексеевна, кот перевозит театр в свой дворец в преображенском. Когда петр переводит столицу в питер, наталья алексеевна приказывает построить театр рядом со своим дворцом и переводит его туда. Ее Театр общедоступен всем и бесплатен. Ходили плохо из-за отсутствия привычки к театру и неудобное расположение. Петр делает еще одну попытку организовать театр в питере и в 1719г в питер презжает труппа антрепринера манна. Труппа оказывается слабой и долго не задерживается в питере, больше петр попыток организации делать не стал. В петровскую эпоху был заложен фундамент русского театра. Перед театром впервые начинаю ставиться общественно политические и просветительские задачи, появляются первые русские актрисы и антрепринеры. После смерти петра театр существует в след формах: школьный, любительский и театр для городских низов.

Учреждениев 1756 русского гос т, творч волкова

К середине 18 века в россии бурная театральная жизнь при дворе, сменяя друг друга, гастролируют первоклассные зарубежные коллективы. Появляется первый театральный критик.

И устраивает представление для городских низов(иван лушин, ванька каин, кандратий банкуров) Правительство решает взять театральную жизнь под свой контроль. В 1750г елизавета вторая издает 1 указ о театре, в нем она разрешает ус-ва в частных домах вечеринок с игранием комедии. Тут же вводит первый цензурный запрет "показ на сцене духовных лиц". Правительство ищет русскую труппу, кот станет основой гостеатра. В поисках обращает на себя внимание ярославская группа любителей под руководством Федора Григорьевича Волкова.

Волков 1729-1763.

Великий русский актер, отец русского театра.

Родился в Костроме в семье купца, переезжает в Ярославль, учиться в яросл. семенарии. В 1746 по торговым делам едет в петербург, знакомиться там с театром. В 1748 возвращается для приема наследства после смерти отчима купца Полушкина. Собирает группу сверстников и организовывает театр. Летом 1750 начинает играть в кожевинном амбаре. Одноременно приступает к строительству спец театр здания, в начале 51г достраивает и спектакли идут уже там.там их замечает чиновник из петербурга.

18 фев 1752 они выступают перед двором в зимнем дворце в питере, но некоторых решили оставить и подучить в шляхетском кк.

После нескольких лет обучения 30 авг 1756, императрица издает указ об учреждении русского гос театра. Директором назначили александра сумарокова. Ведущий актер №1 волков федор, в дальнейшем он стал директором. Женщин в труппе не было, первая актриса появилась через год в 57. Располагался театр в головинском каменном доме на васильевском острове недалеко от кадетского корпуса. Театр обслуживал широкие слои городского населения, был типичным театром классицизма, пропагандировал идеи подчинения человека долгу а не чувству, идеи патриотизма. Требовал от царя и дворян максимум добродетелей. Вед актер волков отступал от канонов классицизма, утверждал правду переживания на сцене, хорошо играл трагические и комические роли.

В 1763г при каронации екатерины волков поставил уличный карнавал "торжествующаая минерва". Умер волков 5 апреля от восполения легких.

Наши рекомендации