Страдательные причастия прошедшего времени
Эти причастия образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -н(н)-, ~ен(н)- и -т-. С помощью суффикса -н(н)- причастия образуются от глаголов на -ать, -ять.
Не от всех переходных глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени, нет их, например, от глаголов полюбить искать, брать.
В некоторых случаях совпадают по внешнему виду действительные причастия, образованные от возвратных глаголов, и страдательные причастия, образованные нестандартным способом. Например, в словосочетаниях вопрос, рассматривающийся парламентом, и вопрос, рассматривавшийся парламентом, причастия называют признак предмета, на который направлено действие, значит, это страдательные причастия, однако образованы они не с помощью суффиксов -ем- или -енн-, а с помощью одновременного присоединения суффикса действительного причастия (-ющ- или -вш-) и постфикса -ся со значением страдательного залога. В словосочетаниях человек, осматривающийся вокруг, и человек, осматривавшийся вокруг, причастия называют признак предмета, который осуществляет действие, это действительные причастия, образованный обычным способом от возвратных глаголов.
ПРИЧАСТИЯ И ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
От одного и того же глагола могут быть образованы как причастия, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч— прилагательное горючий. Если причастия и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»). Причастия сохраняют различия по виду: решивший (совершенного вида — значение результата), решавший (несовершенного вида — значение процесса); прилагательные не сохраняют различий по виду: квашеный ( от глагола несовершенного вида, но есть значение результата). Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, а прилагательные могут образовываться и от непереходных. Причастия с суффиксами -ем- (-ом-) или -им- образуются только от глаголов несовершенного вида, а прилагательные могут образовываться и от глаголов совершенного вида. Предложения с причастиями допускают перефразировки в глагольные предложения: Она была воспитана в строгих правилах. — Ее воспитали в строгих правилах; но не допускают преобразования в предложения с полной формой причастия: *Она была воспитанная в строгих правилах; *Она была воспитанной в строгих правилах. Предложения с прилагательными, напротив, допускают перефразировки в предложения с полной формой прилагательного: Она была воспитанна. — Она была воспитанная; Она была воспитанной; но не допускают (без искажения смысла) преобразования в глагольные предложения: *Ее воспитали.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Деепричастие — это особая часть речи, которая
1) обозначает добавочное действие,
2)сохраняет морфологические признаки глагола, от которого образуется: вид, переходность и возвратность,
3)в предложении бывает обстоятельством.
Особенности образования и употребления
В предложении деепричастие, обозначая дополнительное, добавочное действие, находится в тесной связи с глаголом, который обозначает действие основное. Чаще всего таким словом оказывается сказуемое. В этом случае деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим. Если это требование не соблюдается, получаются неправильные предложения типа Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа или Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки.
Однако деепричастный оборот может называть дополнительное действие, относимое и к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное действие, называемое деепричастием, и другое действие, по отношению к которому данное действие является дополнительным, имеют один и тот же субъект. Например: Переходя к новой теме, следует начать с объяснения основных понятий (где у действий переходить и начать — один и тот же субъект (возможно, это я, возможно — ты или он), но в предложении нет подлежащего); Он просил рассказывать о поездке, приводя как можно больше подробностей; Он, привыкший лежать, широко раскинув руки, вынужден был умещаться на узкой походной койке; Говорившая все это время, ни разу не повысив голоса, она вдруг разозлиласьи началакричать;Сидя на диване, поджав ноги, ребенок с интересом слушалрассказдеда.