Страдательные причастия прошедшего времени

Эти причастия образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -н(н)-, ~ен(н)- и -т-. С помощью суффикса -н(н)- причастия образуются от глаголов на -ать, -ять.

Не от всех переходных глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени, нет их, например, от глаголов полюбить искать, брать.

В некоторых случаях совпадают по внешнему виду дей­ствительные причастия, образованные от возвратных глаголов, и страдательные причастия, образованные нестандартным спо­собом. Например, в словосочетаниях вопрос, рассматривающий­ся парламентом, и вопрос, рассматривавшийся парламентом, при­частия называют признак предмета, на который направлено дей­ствие, значит, это страдательные причастия, однако образованы они не с помощью суффиксов -ем- или -енн-, а с помощью од­новременного присоединения суффикса действительного при­частия (-ющ- или -вш-) и постфикса -ся со значением страда­тельного залога. В словосочетаниях человек, осматривающийся вокруг, и человек, осматривавшийся вокруг, причастия называют признак предмета, который осуществляет действие, это действи­тельные причастия, образованный обычным способом от воз­вратных глаголов.

ПРИЧАСТИЯ И ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

От одного и того же глагола могут быть образованы как причастия, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их не­сложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч— прилагатель­ное горючий. Если причастия и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»). Причастия со­храняют различия по виду: решивший (совершенного вида — значение резуль­тата), решавший (несовершенного вида — значение процесса); прилагательные не сохраняют различий по виду: квашеный ( от глагола несовершенного вида, но есть значение результата). Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, а прилагательные могут обра­зовываться и от непереходных. Причастия с суффиксами -ем- (-ом-) или -им- образуются только от глаголов несовершенного вида, а прила­гательные могут образовываться и от глаголов совершенного вида. Предложения с причастиями допускают перефразировки в глагольные предложения: Она была воспитана в строгих правилах. — Ее воспитали в строгих правилах; но не допускают преобразования в предложения с полной формой причастия: *Она была воспитанная в строгих правилах; *Она была воспитанной в строгих правилах. Предложения с прилагательными, напротив, до­пускают перефразировки в предложения с полной формой прилагательного: Она была воспитанна. — Она была воспитанная; Она была воспитанной; но не допускают (без искажения смысла) преобразования в глагольные предложения: *Ее воспитали.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие — это особая часть речи, которая

1) обозначает добавочное действие,

2)сохраняет морфологические признаки глагола, от которого образуется: вид, переходность и возвратность,

3)в предложении бывает обстоятельством.

Особенности образования и употребления

В предложении деепричастие, обозна­чая дополнительное, добавочное действие, находится в тесной связи с глаголом, который обозначает действие основное. Чаще всего таким словом оказывается сказуемое. В этом случае деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим. Если это требование не соблюда­ется, получаются неправильные предложения типа Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа или Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки.

Однако деепричастный оборот может называть дополнитель­ное действие, относимое и к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, при­частием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное действие, называемое деепри­частием, и другое действие, по отношению к которому данное действие является дополнительным, имеют один и тот же субъект. Например: Переходя к новой теме, следует начать с объяснения основных понятий (где у действий переходить и на­чать — один и тот же субъект (возможно, это я, возможно — ты или он), но в предложении нет подлежащего); Он просил рассказывать о поездке, приводя как можно больше подробностей; Он, привыкший лежать, широко раскинув руки, вынужден был умещаться на узкой походной койке; Говорившая все это время, ни разу не повысив голоса, она вдруг разозлиласьи началакричать;Сидя на диване, поджав ноги, ребенок с интересом слушалрассказдеда.



Наши рекомендации