Диагностика усвоения основных предметных знаний
Для контроля и диагностики усвоения предметных знаний по курсу предусмотрено ведение «Рабочей тетради» (Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир.
№ | Тематика проверочных и контрольных работ | Форма контроля |
Тематический контроль знаний по разделу «Осень» | 1.Тест 2.опрос в паре | |
Тематический контроль знаний по разделу «Время и календарь» | 6) Тест + взаимоопрос 7) интеллектуальный футбол | |
Тематический контроль знаний по разделу «Зима» | Тестовая контрольная работа | |
Итоговая контрольная работа |
Учебное оборудование:
• Компьютер.
• Карты: физическая, карта природных зон, Коллекции гербариев.
-, наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы .плакаты , таблички с терминами
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые результаты | Дата | Дата факт | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
Вселенная, время, календарь (13 ч. + 1 ч. экскурсия в музей + 1 ч. практическая работа с термометром) | ||||||||
1. | Мы – союз народов России. | Комбинированный урок. | Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. | - иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения; - углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; - знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; - находить и показывать субъект на политической карте России; - называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; - определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса. | Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. | Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России; высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ. | ||
2. | Мы — жители Вселенной. | Комбинированный урок. | Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. | - знать в общем виде строение Вселенной; - называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; - определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; - перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров; - узнавать небесные тела по описанию. | Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. | Определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; сравнивать размеры планет; осуществлятьсамопроверку. | ||
3. | Наш «космический корабль» – Земля. | Комбинированный урок. | Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | - иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе; - определять стороны горизонта; - находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; - определять по схеме способ обозначения сторон горизонта; - изучить устройство компаса; - определить стороны горизонта (действуя по инструкции); - зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. | Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | - по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; - анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; - применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; - осуществлять самопроверку; - работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | ||
4. | Наш «космический корабль» – Земля. | Комбинированный урок. | Стороны горизонта. Компас. Глобус – модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | - иметь представление о форме Земли, глобусе; - знать устройство глобуса и условные обозначения на нем; - находить на глобусе океаны и материки; - определять их названия и число; - находить на глобусе нашу страну; - определять материк, на котором она расположена; - изучить устройство компаса; - определить стороны горизонта (действуя по инструкции); - зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. | Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. | - по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; - анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу; - применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; - осуществлять самопроверку; - работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | ||
5. | Время. | Комбинированный урок. | Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов. | - приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; - иметь представление о понятии «единицы измерения времени»; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; - определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее; - изучать устройство часов, определять время по часам. | Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира. | - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; - предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее; - обосновывать своё решение; - определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий; - моделировать время на часах; - выделять приметы времени; - сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. | ||
6. | Экскурсия в музей. | Урок-экскурсия. | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | - рассказывать о различных научно-просветительских учреждениях; - представлять содержание экскурсии, сопровождая её демонстрацией рисунков или фотографий. | - проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения; - проявлять интерес к изучению темы, понимание собственных достижений при освоении тем. | - определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; - определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. | ||
7. | Сутки и неделя. | Комбинированный урок. | Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность. | - иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; - давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; - определять количество дней в неделе; - называть дни недели, выстраивать их последовательность. | Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. | - выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи); - моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; - участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь»; - находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи; - составлять фоторассказ о своей жизни за неделю; - писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. | ||
8. | Месяц и год. | Комбинированный урок. | Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | - иметь представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; - давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; - выстраивать правильную последовательность месяцев года; - осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | Осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года. | - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; - проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; - прослеживать по схеме изменение облика луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; - моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; - отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами; - наблюдать изменение облика луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков. | ||
9. | Времена года. | Комбинированный урок. | Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснения причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления. | - объяснять причину смены времен года с помощью схемы; - называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; - перечислять времена года в правильной последовательности; - называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона; - понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге. | Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | - предлагать для каждого времени года рисунки-символы; - устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси; - объяснять причины смены времён года; - моделировать их в виде схемы-аппликации; - придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком; - инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; - наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; - выявлять среди них специфические сезонные явления; - подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. | ||
10. | Погода. | Комбинированный урок. | Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. | - конструировать определение понятия «погода»; - различать виды термометров и пользоваться каждым из них; - измерять температуру; записывать показания термометра; - узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. | Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | - сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; - рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. | ||
11. | Погода (практическая работа с термометром). | Комбинированный урок. | Термометр – прибор для измерения температуры. | - конструировать определение понятия «погода»; - различать виды термометров и пользоваться каждым из них; - измерять температуру; - записывать показания термометра; - узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. | Понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | - сравнить различные виды термометров; - объяснять назначение метеорологических приборов; - осуществлять самопроверку; - рисовать условные знаки погодных явлений. | ||
12. | Календарь — хранитель времени, страж памяти. | Комбинированный урок. | Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. | - ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; - находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; - иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. | - понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; - понимать, что календарь – очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; - осознавать необходимость уважать чужие традиции. | - сравнивать календари разных типов; - обсуждать правила пользования ими; - сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. | ||
13. | Праздники для всех. | Комбинированный урок. | Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции. | Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. | Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | - описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе); - иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); - определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. | ||
14. | Народный календарь. | Комбинированный урок. | Народный календарь — сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. | - знать некоторые народные приметы на погоду своего края; - определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; - наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. | Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. | - соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; - проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю; - сравнивать результат с прогнозом метеорологов; - отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; - сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края. | ||
15. | Экологический календарь. | Комбинированный урок. | Что такое экология. Экологический календарь — проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря. | - участвовать по мере сил в охране природы; - иметь представление об экологии; - знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. | - понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; - воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры. | - высказывать предположения о том, что такое экология; - находить в тексте учебника определение экологии как науки; - рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме; - выражать своё отношение к природе в собственном рисунке; - вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате; - в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года); - подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе. | ||
Блок внеклассной, внешкольной работы: организация путешествия в ближайший городской парк для наблюдения за природой.Беседы на темы «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений». Проведение театрализованного праздника с использованием творчества народов своего края, в котором отразились образы природы. | ||||||||
Раздел «Осень» (16 ч. + 2 ч. экскурсия-прогулка + 1 ч. подвижные игры на свежем воздухе) | ||||||||
16. | Осенние месяцы. | Комбинированный урок. | Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. | Рассказывать: - об осенних природных явлениях в неживой и живой природе; - характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств родного языка; - сочинять устный рассказ по картине; - называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки; - сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом. | Познавательные умения: - сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев; - называть специфические погодные явления осенних месяцев; - соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизнью разных народов России; - использовать приобретённые знания при составлении программы праздника. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | ||
17. | Осень в неживой природе. | Комбинированный урок. | Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. | - различать осенние природные явления; - рассказывать о дне осеннего равноденствия, об осенних изменениях в неживой природе, о красоте осенней природы, используя выразительные средства родного языка. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - навыки благожелательного общения друг с другом. | Познавательные умения: - определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | ||
18. | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Комбинированный урок. | Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | - рассказывать о дне осеннего равноденствия; об осенних изменениях в неживой природе; - соотносить текст и иллюстрации учебника; - выявлять и находить характерные атрибуты осенних народных праздников; - рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов; - устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. | Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. | Познавательные умения: - определять особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | ||
19. | Звездное небо осенью. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы. | - сравнивать древние и современные представления о созвездиях; - анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки; - достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. | - проявлять интерес к изучению темы; - наблюдать звёздное небо; - придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы; - иллюстрировать его рисунком. | Познавательные умения: - определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | ||
20. | Трава у нашего дома. | Комбинированный урок. | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие; их особенности, значение для человека. | - рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; - устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе. | Познавательные умения: - определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. | ||
21. | Экскурсия на луг. | Урок обобщения и систематизации. | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. | - рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; - устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе. | Познавательные умения: - определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. | ||
22. | Старинная женская работа. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах — культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Костроме. | - сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов; - по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном; - соотносить эти операции с образами загадки. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - уважительное отношение к труду людей. | Познавательные умения: - исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов: шерсти, хлопка, льна; называть эти ткани. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками; - обобщать итоги совместной работы. | ||
23. | Деревья и кустарники осенью. | Комбинированный урок. | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. | - сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам); - узнавать изученные деревья и кустарники по листьям; - раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской; - сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; - узнавать изученные хвойные растения. | - воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - устанавливать причину такого природного осеннего явления, как листопад, и обосновывать своё мнение; - определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия. | ||
24. | Чудесные цветники осенью. | Комбинированный урок. | Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | - знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам; - определять растения школьного цветника (2-3 представителя); - узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе. | - оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; - выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; - проявлять уважение к культурным традициям разных народов, связанным с растениями. | Познавательные умения: - определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях; - различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. | ||
25. | Осенняя прогулка (экскурсия). | Урок обобщения и систематизации. | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. | - наблюдать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; - узнавать изученные деревья и кустарники по листьям; - сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; - узнавать изученные хвойные растения. | - воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; - выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - устанавливать причину такого природного осеннего явления, как листопад, и обосновывать своё мнение; - определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; - формулировать речевое высказывание. | ||
26. | Грибы. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Грибы — особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | - сравнивать грибы по внешнему виду; - с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба; - самостоятельно рисовать схему строения гриба; - устанавливать связи грибов с растениями и животными; - приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к грибам; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам, обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: -формулировать собственное мнение; - использовать речь для регуляции своего действия. | ||
27. | Шестиногие и восьминогие. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | - рассказывать о разнообразии насекомых, об этапах развития насекомого, об отличии насекомых от паукообразных; - узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. | - проявлять бережное отношение к насекомым; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. | ||
28. | Птичьи секреты. | Комбинированный урок. | Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. | - по своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах; - выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие – к зимующим; - узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные, зимующие); - приводить примеры перелётных, зимующих птиц. | - наблюдать за птицами своей местности; - проявлять бережное отношение к ним; - изготовить кормушку и подкармливать птиц. | Познавательные умения: - определять причины, по которым птицы покидают родные края. Регулятивные умения: - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. | ||
29. | Как разные животные готовятся к зиме. | Комбинированный урок. | Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. | - устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; - рассказывать о подготовке к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей; - сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца; - объяснять значение наблюдаемых изменений. | Проявлять бережное отношение к животным. | Познавательные умения: -выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание. | ||
30. | Невидимые нити в осеннем лесу. | Урок освоения новых знаний и способов действий. | Невидимые нити — связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы | - извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; - анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей. | - проявлять бережное отношение к природе; - формулировать соответствующие правила экологической этики. | Познавательные умения: - определять невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - |