Характеристика общеразвивающей программы, её место и роль в саморазвитии человека
I. Пояснительная записка
Характеристика общеразвивающей программы, её место и роль в саморазвитии человека
Общеразвивающая программа «Язык изображения в стилях и направлениях» предназначена для студии изобразительного искусства, она формирует и развивает художественно-образное мышление, эстетическую культуру, формирует представление о художественном образе произведения искусства, о месте изобразительного искусства в жизни каждого человека. Изобразительное искусство является одним из компонентов образовательного процесса личности. Невозможно представить сегодня образованного человека, который бы не имел элементарных представлений о живописи, графики, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Непрерывное саморазвитие и самосовершенствование всех сторон своего «я» – одна из важнейших задач современной культуры. Такая задача может быть решена, в том числе, и средствами искусства: изобразительное искусство совершенствует процессы мышления, формирует способности к творчеству. Данная программа поможет человеку реализовать задачу непрерывного саморазвития и самообразования, раскрыть ещё не реализованный потенциал творчества или сформировать его. С каждым выполненным заданием участник студии обретает уверенность в своих изобразительных способностях, формирует уважение к творческой стороне своей личности. Обстановка музея позволит погрузиться в мир искусства, создавая уникальную атмосферу, в которой процесс творчества ощущается как естественный и значимый. Средством освоения языка изображения в данной программе становятся различные техники (карандаш, гуашь, акварель, масло), а также жанры натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетной картины и, особенно, стили и направления в изобразительном искусстве различных эпох. Освоение изобразительного языка с натуры, по представлению, по памяти, воображению позволит сформировать у участника студии представление о языке изображении как целостной системе, понимание которой позволит им в дальнейшем самостоятельно развивать свои навыки изображения.
Программа рассчитана на свободное посещение студии для того, чтобы во всё возрастающих современных темпах жизни любой человек всегда мог включить занятия творчеством в своё расписание.
Срок реализации общеразвивающей программы. Возраст
Срок реализации программы – 8,5 месяцев. Возраст участников - от 12 лет.
Объем времени
Срок обучения 5 месяцев | ||
Академические часы (45 мин) | Астрономические часы | |
Часовая нагрузка | 61,5 |
Занятие длится 1,5 астрономических часа или 2 академических часа.
Форма проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая (от 10 до 12 человек).
Цели и задачи программы
Среди целей программы «Язык изображения в стилях и направлениях» можно выделить следующие:
· обогащение положительного, позитивного мировосприятия окружающей действительности во всех её проявлениях и во всём многообразии;
· формирование и развитие художественно-образного мышления;
· развитие умений и навыков изобразительной деятельности;
· формирование и расширение знаний о языке изобразительного искусства;
· углубление и расширение эстетического восприятия окружающей действительности;
· формирование и расширение представлений о художественном образе.
Таким образом, перед специальным курсом стоит ряд задач:
- формирование потребности в эстетических переживаниях в процессе изучения и наблюдения натуры;
- формирование навыка самостоятельно оценивать явления окружающей действительности в процессе поиска идейно-смыслового решения сюжетно-тематической композиции;
- формирование и развитие видов мыслительного процесса: наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического;
- формирование требовательного отношения к своей деятельности и её результатам в процессе выполнения работы;
- формирование навыков самоанализа собственной деятельности, её продуктов в процессе построения работы;
- формирование и развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в процессе освоения изобразительных знаний и умений и их применения в творческой деятельности;
- развитие и формирование умений работать с натуры, по памяти, по представлению и по воображению;
- формирование и развитие навыка наблюдательности;
- обогащение эстетических чувств по отношению к окружающей действительности;
- формирование знаний, умений, навыков передачи особенностей формы, материальности объектов окружающего мира: растений, животных, человека;
- знакомство с различными стилями и направлениями в изобразительном искусстве;
- освоение изобразительных средств того или иного направления или стиля изобразительного искусства и т.д.
6. Связь специального курса изобразительного искусства с другими компонентами образовательного процесса личности
Специальный курс «Язык изображения в стилях и направлениях» тесно связан с повседневной жизнью человека, является одним из компонентов его образовательного процесса и непосредственно взаимодействует с другими компонентами. Все знания, которые человек получает в школе, в семье, в вузе, в кругу своего общения могут быть применены и в его творческой деятельности. Теория изобразительного искусства, его язык состоит из тех же компонентов, что и любая деятельность, наука, другие искусства: технологический компонент (какие материалы, инструменты, приспособления, какое материальное обеспечение необходимо для воплощения деятельности в материальной действительности), технический компонент (как исполнять, воплощать, с помощью каких конкретных приёмов), компонент закономерностей (какие правила, знания, законы необходимо использовать для достижения конкретной цели), эмоциональный аспект (нужны ли эмоции и какие, с какими чувствами выполняется деятельность, какие чувства вкладываются в действие), интеллектуальный опыт (на каком уровне знаний осуществляется деятельность, интеллектуальная доступность осуществляемых действий для всех участников процесса). Таким образом, логическая система построения той или иной деятельности, так или иначе, может переноситься и на изобразительную деятельность. В сфере искусства конкретные компоненты из других сфер могут быть очень удачно и к месту применены, более того – могут стать основой творческого подхода в данной конкретной ситуации. И, конечно же, частные конкретные знания из истории, литературы, биологии, географии, обществоведения и т. д. могут стать базой творческой деятельности личности, определить уровень его интеллектуального опыта, и в конечном итоге – идейное, смысловое богатство будущего произведения.
Методы обучения
Среди методов обучения, используемых в процессе реализации программы «Язык изображения в стилях и направлениях» можно выделить практические (мастер-класс, упражнение, педагогический рисунок на работе участника), наглядные (демонстрация различного рода наглядностей: иллюстрации, репродукции, схемы, фотографии, фильмы, работы преподавателя, таблицы и т.д.), словесные (беседа, рассказ, объяснение), методы контроля и оценки (просмотр, выставка, словесная оценка, беседа, диалог с участниками).
III. Содержание общеразвивающей программы
Перед каждым занятием в качестве разминки предусмотрено выполнение зарисовки, наброска фигуры человека (головы человека) с натуры в течение 10 минут.
№ п/п | Тема | Задание, закономерности, задачи | Материалы |
1. | Готика | Выполнение работы в стиле готики. Городской пейзаж. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле готики. Задачи: -освоить знания особенностей готического стиля; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Готика». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
2. | Эпоха Возрождения | Выполнение работы в стиле Эпохи Возрождения. Портрет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Эпохи Возрождения. Задачи: -освоить знания особенностей стиля Эпохи Возрождения; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Эпохи Ворождения. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
3. | Маньеризм | Выполнение работы в стиле маньеризма. Натюрморт. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле маньеризма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Маньеризм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Маньеризм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
4. | Барокко | Выполнение работы в стиле барокко. Сюжет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Барокко». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Барокко»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Барокко». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
5. | Рококо | Выполнение работы в стиле рококо. Интерьер. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Рококо». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Рококо»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Рококо». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
6. | Каприччо | Выполнение работы в жанре каприччо. Пейзаж. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в жанре «Каприччо». Задачи: -освоить знания особенностей жанра «Каприччо»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в жанре «Каприччо». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
7. | Классицизм | Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Выполнение работы в стиле классицизма. Исторический портрет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Классицизм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Классицизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Классицизм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
8. | Ампир | Выполнение работы в стиле «ампир». Анималистический жанр. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Ампир». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Ампир»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Ампир». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
9. | Академизм | Выполнение работы в стиле академизма. Батальный жанр. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Академизм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Академизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Академизм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
10. | Прерафаэлитизм | Выполнение работы в стиле прерафаэлитизма. Фэнтези. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Прерафаэлитизма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля Прерафаэлитов; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Прерафаэлитов. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
11. | Сентиментализм | Выполнение работы в стиле сентиментализма. Сюжет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Сентиментализма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Сентиментализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Сентиментализма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
12. | Романтизм | Выполнение работы в стиле романтизма. Портрет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в манере Романтизма. Задачи: -освоить знания особенностей манеры Романтизма; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в манере Романтизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
13. | Натурализм | Выполнение работы в стиле натурализма. Натюрморт. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в манере Натурализма. Задачи: -освоить знания особенностей манеры Натурализма; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в манере Натурализма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
14. | Импрессионизм | Выполнение работы в стиле импрессионизма. Анималистический жанр. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в манере Импрессионизма. Задачи: -освоить знания особенностей направления «Импрессионизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в манере Импрессионизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
15. | Реализм | Выполнение работы в стиле реализма. Интерьер. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Реализма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Реализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Реализма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
16. | Неоклассицизм | Выполнение работы в стиле неоклассицизма. Пейзаж. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Неоклассицизма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Неоклассицизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Неоклассицизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
17. | Символизм | Выполнение работы в стиле символизма. Портрет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Символизма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Символизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Символизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
18. | Модерн | Выполнение работы в стиле модерна. Фэнтези. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Модерна. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Модерн»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Модерна. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
19. | Арт-деко | Выполнение работы в стиле арт-деко. Натюрморт. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Арт-деко». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Арт-деко»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Арт-деко». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
20. | Кубизм | Выполнение работы в стиле кубизма. Интерьер. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Кубизма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Кубизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Кубизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
21. | Фовизм | Выполнение работы в стиле фовизма. Пейзаж. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Фовизма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Фовизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Фовизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
22. | Пуантилизм | Выполнение работы в стиле пуантилизма. Портрет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в манере Пуантилизма. Задачи: -освоить знания особенностей манеры Пуантилизма ; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в манере Пуантилизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
23. | Абстракционизм | Выполнение работы в стиле абстракционизма. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Абстракционизма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Абстракционизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Абстракционизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
24. | Экспрессионизм | Выполнение работы в стиле экспрессионизма. Натюрморт. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Экспрессионизма. Задачи: -освоить знания особенностей манеры Экспрессионизма; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в манеры Экспрессионизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
25. | Новая вещественность | Выполнение работы в стиле «новая вещественность». Сюжет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Новая вещественность». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Новая вещественность»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Новая вещественность». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
26. | Конструктивизм | Выполнение работы в стиле конструктивизма. Интерьер. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Конструктивизм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Конструктивизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Конструктивизм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
27. | Лучизм | Выполнение работы в стиле лучизма. Пейзаж. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Лучизм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Лучизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Лучизм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
28. | Футуризм | Выполнение работы в стиле футуризма. Портрет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Футуризм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Футуризм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Футуризм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
29. | Сюрреализм | Выполнение работы в стиле сюрреализма. Анималистический жанр. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Сюрреализм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Сюрреализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Сюрреализм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
30. | Гиперреализм | Выполнение работы в стиле гиперреализма. Натюрморт. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Гиперреализм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Гиперреализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Гиперреализм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
31. | Советский реализм | Выполнение работы в стиле советского реализма. Сюжет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Советский реализм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Советский реализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Советский реализм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
32. | Суровый стиль | Выполнение работы в суровом стиле. Интерьер. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в Суровом стиле. Задачи: -освоить знания особенностей Сурового стиля; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в Суровом стиле. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
33. | Примитивизм | Выполнение работы в стиле примитивизма. Фэнтези. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле Примитивизма. Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Примитивизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле Примитивизма. | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
34. | Поп-арт | Выполнение работы в стиле поп-арта. Пейзаж. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Поп-арт». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Поп-арт»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Поп-арт». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
35. | Дадаизм | Выполнение работы в стиле дадаизма. Портрет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Дадаизм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Дадаизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Дадаизм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
36. | Китч | Выполнение работы в стиле китча. Натюрморт. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Китч». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Китч»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Китч». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
37. | Концептуализм | Выполнение работы в стиле концептуализма. Интерьер. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Концептуализм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Концептуализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Концептуализм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
38. | Космизм | Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Выполнение работы в стиле космизма. Сюжет. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Космизм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Космизм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Космизм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
39. | Метареализм | Выполнение работы в стиле материализма. Фэнтези. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Метареализм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Метареализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Метареализм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитные карандаши нв (тм), 2в (2м), 5в (5м), 8в (8м), ластик, скотч малярный (бумажный) |
40. | Минимализм | Выполнение работы в стиле минимализма. Бытовой жанр. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Минимализм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Минимализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Минимализм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, акварельный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски акварельные, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
41. | Натурализм | Выполнение работы в стиле натурализма. Пейзаж. Цель: сформировать умение оперировать языком изображения средствами создания художественного образа в стиле «Натурализм». Задачи: -освоить знания особенностей стиля «Натурализм»; - освоить приёмы отбора закономерностей изображения в стиле «Натурализм». | Лист писчей (для принтера) бумаги формата А4, чертёжный лист формата А3, графитный карандаш нв (тм), ластик, скотч малярный (бумажный), краски гуашь, кисти мягкие (белка, колонок, пони) № 3, 5, 10, палитра пластиковая, баночка пластиковая для воды. |
IV. Требования к уровню подготовки участников
По итогам прохождения всего курса участники могут сформировать, развить следующими знания, умения, навыки:
- навыки изобразительной деятельности;
- навыки разработки сюжета, идеи, задачи;
- владение набором изобразительных средств;
- навыком наблюдать окружающую действительность с целью использовать полученные наблюдения в композиции;
- представлением о многообразии изобразительных мотивов;
- навык организовать пространство картины;
- навык работать с натуры, по памяти, по представлению и по воображению;
- навык передавать среду (световоздушную, цветовую) вокруг изображаемых предметов в композиции;
В результате освоения программы у участников развиваются следующие качества личности, изобразительные качества:
- художественно-образное мышление;
- эстетическое восприятие окружающей действительности;
- мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация;
- представление о многообразии изобразительных решений.
VII. Список литературы и средств обучения
Средства обучения
- материальные: выставочное пространство музея, детская экспозиция, специально оборудованные наглядными пособиями, техникой, мебелью;
- наглядные: наглядно-методические пособия, схемы, репродукции, иллюстрации;
- демонстрационные: экспонаты музея.
I. Пояснительная записка
Характеристика общеразвивающей программы, её место и роль в саморазвитии человека
Общеразвивающая программа «Язык изображения в стилях и направлениях» предназначена для студии изобразительного искусства, она формирует и развивает художественно-образное мышление, эстетическую культуру, формирует представление о художественном образе произведения искусства, о месте изобразительного искусства в жизни каждого человека. Изобразительное искусство является одним из компонентов образовательного процесса личности. Невозможно представить сегодня образованного человека, который бы не имел элементарных представлений о живописи, графики, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Непрерывное саморазвитие и самосовершенствование всех сторон своего «я» – одна из важнейших задач современной культуры. Такая задача может быть решена, в том числе, и средствами искусства: изобразительное искусство совершенствует процессы мышления, формирует способности к творчеству. Данная программа поможет человеку реализовать задачу непрерывного саморазвития и самообразования, раскрыть ещё не реализованный потенциал творчества или сформировать его. С каждым выполненным заданием участник студии обретает уверенность в своих изобразительных способностях, формирует уважение к творческой стороне своей личности. Обстановка музея позволит погрузиться в мир искусства, создавая уникальную атмосферу, в которой процесс творчества ощущается как естественный и значимый. Средством освоения языка изображения в данной программе становятся различные техники (карандаш, гуашь, акварель, масло), а также жанры натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетной картины и, особенно, стили и направления в изобразительном искусстве различных эпох. Освоение изобразительного языка с натуры, по представлению, по памяти, воображению позволит сформировать у участника студии представление о языке изображении как целостной системе, понимание которой позволит им в дальнейшем самостоятельно развивать свои навыки изображения.
Программа рассчитана на свободное посещение студии для того, чтобы во всё возрастающих современных темпах жизни любой человек всегда мог включить занятия творчеством в своё расписание.