Теплые и холодные цвета. Нюанс
Если расположить спектральные цвета с промежуточными между ними по окружности, получим цветовой круг. Если разделить его на красный, оранжевый, желтый и на голубой, синий, фиолетовый, то получим две шкалы - теплую и холодную.
Гете (немецкий поэт) определяет их как радостные и грустные эмоции. По его мнению «у света» возникает желтый цвет, а у «мрака» и темноты – синий.
Свойства цветов: теплые – ближе, холодные – дальше. Нюанс – это отношения цветов, незначительно различающихся своими свойствами, он несет в себе едва заметный переход, оттенок.
Упражнения:
а) Растяжки теплые и холодные. Получить как можно больше оттенков.
б) «Листопад», «Снегопад», «Дождь».
ЛИТЕРАТУРА:
А. Зайцев «Наука о цвете и живопись». М. «Искусство». 1986. стр82-85 .
С.С. Алексеев «Цветоведение» М. 1952.
Волков Н.Н. «Цвет в живописи». М.1984.
Тема № 22
Насыщенность цвета
Насыщенность – степень выраженности в каком-либо цвете его цветового тона (так ахроматические цвета не имеют никакой цветовой насыщенности, их относят к цветам нулевой насыщенности).
Насыщенность может быть определена как степень отличия данного хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета.
Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова – одни больше, другие меньше.
Менее насыщенные цвета – светло-желтые, розовые, светло-голубые, бежевые, темно-синие.
Более насыщенные цвета – красный, синий, зеленый и т. д.
Мало насыщенные цвета можно получить при помощи добавления белых (в акварели – воды) и черных цветов. Чем больше добавляем к хроматическим цветам ахроматические, тем более они будут терять насыщенность и приближаться к ахроматическому цвету.
Свойство насыщенности: чем больше насыщенность, тем меньше различается фактура поверхности.
Упражнения:
а) До начала изучения темы учащиеся выполняют наброски дома, где они живут. Одновременно наблюдают, какие происходят изменения вокруг него в разное время суток: люди – прогуливаются, спешат, разговаривают, встречаются, спят; свет – темнеет, светлеет, становится контрастным; цвет – насыщенный или приглушенный и т. д.
б) Цветовые растяжки к каждому эскизу по заданной теме «День», «Ночь», «Утро», «Вечер».
ЛИТЕРАТУРА:
А. Зайцев «Наука о цвете и живопись» М. «Искусство». 1986. Стр. 43-46.
Тема № 23
Контрастные цвета
Цвет в природе всегда находится в соседстве или окружении других цветов, следовательно, они влияют друг на друга. Положенные рядом цвета повышают или понижают свою яркость – это контраст. Белый лист на белом фоне мы не увидим. Изменение цветового тона в зависимости от рядом находящихся цветов называется цветовым контрастом. К каждому хроматическому цвету можно найти другой, при смешении с которым, в определенных пропорциях, можно получить ахроматический серый – дополнительные цвета.
Контрастные цветовые пары: черный – белый, красный – голубо-зеленый, оранжевый – голубой, желтый – синий (ультрамарин), зеленый – пурпурный. Они усиливают цветоносность при условии близкого расположения друг к другу. При смешении в разных пропорциях можно получить один из цветов, но с меньшей насыщенностью.
Контрастные цвета способны вызвать целую цепь новых ощущений; белый шар на черном фоне, черный шар на белом фоне (происходит зрительное изменение размеров, объемов и т.п.). Выразительность контраста первым описал Леонардо да Винчи. Он описал его так: «Из цветов равной белизны и равно удаленных от глаза тот будет на вид наиболее чистым, который окружен наибольшей темнотою, и, наоборот ...''
Контрасты разделяют на два вида: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). Они, в свою очередь, делятся на контрасты: одновременный, последовательный, пограничный.
Одновременный световой контраст. Явление светового контраста нашло отражение в поговорке: «Чем ночь темней, тем ярче звезды». Суть явления заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется еще более светлым пятном, а темное на светлом – темнее. Явление светового контраста наблюдается и тогда, когда оба поля имеют одинаковый цветовой тон, но различаются по светлоте. Такой контраст называется монохроматическим.
Одновременный цветовой контраст. Эффект одновременного контраста возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или при сопоставлении ахроматического и хроматического цвета. Это более сложное явление, чем световой контраст, так как изменения по цветовому тону сопровождаются одновременными изменениями по светлоте и насыщенности.
Контраст взаимодополнительных цветов. При их сопоставлении не возникает в восприятии новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости (светлоты), пока они занимают сравнительно большую площадь в поле зрения. При рассмотрении их с более далекой дистанции вступает другая закономерность, действует закон аддитивного оптического смешения, и составляющие цвета воспринимаются более тусклыми.
Пограничный контраст возникает на границе двух смежных окрашенных поверхностей. Наиболее отчетливо пограничный контраст проявляется, когда рядом расположены две полосы, разные по светлоте или по цвету. В первом случае часть светлого участка, которая находится ближе к темному участку, будет светлее, чем дальняя. При определенной ритмической последовательности в равно закрашенном участке это создает впечатление неровности, возникает эффект объемности. При хроматическом пограничном контрасте соседние цвета изменяются в том же направлении, что и при одновременном контрасте, то есть желтое пятно около красного будет немного зеленее. Контрастное действие цветов исчезает, если между контрастирующими цветами имеется хотя бы и очень узкая светлая или темная полоска.
Последовательный контраст заключается в том, что при переводе взгляда с одного красочного пятна на другое пятно, мы наблюдаем на последнем оттенок цвета, не свойственный ему. Когда мы переводим взгляд с ярко-красной освещенной поверхности на серую бумагу, можем заметить зеленоватый оттенок в сером цвете. Последовательный контраст иногда выражается в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна.
Контраст по насыщенности заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими цветами. При этом на черном или темно-сером фоне цвет понижает свою насыщенность, и, наоборот, на белом или светло-сером повышает насыщенность.
Упражнения:
а) Наблюдение проявления контрастов в пленэре через выполнение этюдов с натуры.
б) Поиск цветового строя в композиции через выбор цветов (контрастной пары) и их оттенков.
ЛИТЕРАТУРА:
А. Зайцев «Наука о цвете и живопись». М. «Искусство». 1986. стр. 70-82.
Тема № 24
Формат
Формат тесным образом связан со всей внутренней структурой художественного произведения. Подготовленность «рамы» в изображении – общий закон композиции. «Окно в мир» – метафора, обозначающая задачу построения глубокого пространства в границах картины в противоположность традициям плоского или уплощенного (слоевого) изображения.
Термин «формат» (от латинского сл.) означает придавать форму. Это линейные размеры листа (длина, ширина). Формат (фр.) – форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая – тондо и т.д.). Она обусловлена ее общими очертаниями и отношением высоты к ширине. Выбор формата зависит от содержания и от настроения, выраженного в произведении. Формат картины всегда должен соответствовать композиции изображения. Он имеет существенное значение для образного строя произведения.
Виды форматов и их значения:
Прямоугольник по вертикали – стройность, возвышенность, останавливает динамику действия.
Прямоугольник по горизонтали – повествовательные композиции.
Сильно удлиненный по вертикали прямоугольник приобретает динамику (тягу вверх или вниз), превращается в свиток.
Сильно удлиненный по горизонтали прямоугольник - панорама или последовательное развертывание движения мимо зрителя.
Квадрат – уравновешенные, статичные композиции, покой, сосредоточение, глубокие чувства и помыслы.
Круг, овал – редко встречающиеся форматы. Склонны к идеализации сюжета.
Смешанные – полны устремления.
Большие и малые размеры формата зависят от кисти, техники, мазка, индивидуальности художника.
Упражнения:
Составление ассоциативных эскизов на темы: «Падение», «Покой», «Глубина», «Идиллия».
ЛИТЕРАТУРА:
Н.Н. Волков «Композиция в живописи». М. «Искусство». 1977. стр. 49-56.
Тема № 25