Съемка при лампах накаливания в сочетании с естественным освещением
При съемке днем в помещении естественное освещение может быть использовано в качестве основного света, заполняющего, контурного, фонового и т. д.
Выбирая место и направление съемки, приходится считаться не только с тем, как освещен снимаемый объект, но и с освещением фона, который входит в кадр. В связи с тем, что одного естественного света бывает недостаточно (низкая освещенность, отсутствие направленного рисующего света), возникает необходимость применять дополнительно к естественному свету искусственный.
При съемке днем в помещении применяются осветительные приборы мощностью 0,5—1 кет и выше. При съемке вблизи окна некоторую подсветку теней могут обеспечить зеркало, лист белой бумаги, фольги и др.
При подготовке к съемке в помещении необходимо учитывать время съемки, положение солнца, от которого за-
висит направление лучей солнечного света, создаваемую в помещении освещенность.
Использование осветительных приборов в сочетании с дневным светом можно представить следующими схемами (рис. 64).
На схеме / объект съемки и фон освещены передним светом из окна. Чтобы объемнее передать лицо и костюм, устанавливают осветительный прибор а в качестве боковой подсветки, частично перекрывая свет из окна щитком или сеткой б. При необходимости устанавливают приборы контурного в и фонового г света.
На схеме 2 объект освещен боковым светом из окна. В этом случае от аппарата (со стороны окна) устанавливаются прибор основного, рисующего света а и подсветка б, дающая рассеянный свет, а также контурный свет в. Фон освещается отдельным прибором г.
На схеме 3 объект снят на фоне окна, против света. Дневной свет образует на объекте съемки светлый контур. Искусственный свет необходим для освещения основным светом а, для подсветки б и для освещения фона в. При этом важно, чтобы яркости фона, которым отчасти может являться окно, были бы не слишком большие, иначе может не хватить мощности источников искусственного света для установления требуемых яркостных соотношений.
Для уменьшения яркости окна, находящегося в кадре, его можно закрыть занавеской к, перекрыть черным тюлем.
На приведенных схемах дана лишь примерная расстановка осветительной аппаратуры, которая может быть изменена применительно к конкретным условиям съемки.
Приступая к фотографированию внутреннего вида помещения (интерьера), необходимо определить, что именно и как должно быть изображено на фотографии, каково назначение снимка. Фотография может быть документальной, на которой точно, без искажений должны быть переданы архитектурные формы и детали, роспись стен, потолка. Фотограф может поставить перед собой и другие задачи — передать эффекты света, разнообразие светотональных переходов, пространство (см. приложение — фото 3 и 7).
Фотоаппарат, объективы, осветительные приборы подготавливаются к съемке в зависимости от поставленной изобразительной задачи.
Выбрав точку съемки и установив фотоаппарат, соответственно располагают мебель и другие объекты, изображаемые в кадре,— удаляют или передвигают мешающие предметы, сохраняя естественную, ненарочитую их расстановку.
При выборе точки съемки надо учитывать направление основного света, характер светораспределения естественного и искусственного освещения.
На рис. 65 приведен пример съемки интерьера только при лампах накаливания. Никаких специальных осветительных приборов не применялось, однако на время съемки были включены все лампы для того, чтобы хорошо осветить стены, потолок, создать естественный световой эффект.
В дневное время источниками света в помещении служат окна, застекленные двери и потолки, а также различные источники искусственного света.
Особенность съемок внутри помещения заключается в следующем: если снимаемые предметы освещены передним светом и в кадре не видны источники света, то обычно наблюдается малый интервал яркостей; если в кадр входят кроме стен, пола, обстановки еще и светлые окна, горящие лампы, то интервал становится очень большим, особенно в вечернее время, когда не хватает рассеянного света.
При съемках внутри помещения наиболее часто используется верхне-передне-боковое освещение, при котором хорошо передаются архитектурные формы интерьера, фактурные особенности материала. Фотографии, снятые против света, с отражениями на бликующих поверхностях, с силуэтами переднего плана могут выглядеть очень выразительно. Однако образующийся большой интервал яркостей создает значительные трудности для полноценного фото графического воспроизведения.
Определение экспозиции производится с таким расчетом, чтобы в теневых и самых светлых частях изображения сохранить достаточную проработку фактуры.
Чтобы уменьшить интервал яркостей, можно окно, которое входит в кадр, завесить светлой полупрозрачной материей, шторой, затянуть снаружи черным тюлем, а самые темные участки подсветить от фотоаппарата.
В качестве подсветки при съемке интерьера днем обычно используются лампы накаливания и импульсная лампа.
Съемка с импульсной лампой может производиться синхронно или без синхросвязи, когда при общей длительной выдержке дается несколько вспышек.
На рис. 66 приведен снимок декоративного интерьера, который был снят в солнечную погоду. На фотографии хорошо видно распределение естественного освещения в сочетании с подсветкой от зажженных ламп. Эту фотографию можно было снять без искусственной подсвети потолка. Для освещения темных фигур людей на общем плане желательно было бы применить подсветку импульсной лампой от фотоаппарата.
При использовании подсветки необходимо внимательно следить за сохранением естественного светораспрсделения в помещении, не пересвечивать отдельные части стен, мебели, не нарушать естественный, привычный характер освещения.
Задача подсветки состоит в том, чтобы выправить имеющиеся недостатки в освещении, сократить слишком большой интервал яркостей.
Если интерьер очень темный и при экспонировании требуется продолжительная выдержка, а источники света в кадре (лампа, бра, люстры и т. д.) очень яркие и получатся на негативе заведомо передержанными, можно каждый снимок экспонировать дважды, не переводя пленку: первый раз с продолжительной выдержкой при выключенных источниках света, изображаемых в кадре, используя подсветку, и второй раз (не сдвигая аппарата) с короткой выдержкой при включенных источниках, находящихся в кадре.
Большое значение при съемке внутри помещений имеет состояние воздуха. Если оп задымлен или запылен, то становятся видимыми световые лучи, проходящие в окна, так же как ореолы вокруг источников света. Это происходит в результате рассеивания света частицами пыли или дыма.
Негативным материалом дня съемки интерьера могут служить малоконтрастные противоореольные пластинки или пленки. Для съемки цветных объектов применяются изопанхроматические материалы и, при необходимости, светофильтры.
Съемка различных вещей, предметов обихода, из которых составляются разнообразные композиции, натюрморты, требует наличия у фотолюбителя известных навыков прежде всего в работе над композицией кадра и освещением. ,
Снимать натюрморты можно при различных источниках света. Наиболее удобными и распространенными являются осветительные приборы с лампами накаливания, позволяющие точно отрабатывать светом объем, создавать нужный характер освещения, воспроизводить световые эффекты.
Натюрморт с дымом от папиросы можно выразительно снять, использовав контровое освещение, просвечивающее дым, рельефно обрисовывающее предметы съемки.
На рис. 67 показан пример такой съемки. Основной светотеневой рисунок создает прибор контрового света.
Фон за столом слегка освещен другим прибором. Настольная лампа в 100 em была включена во время съемки и способствовала созданию эффекта естественного вечернего освещения.
Освещение натюрморта, так же как при съемке портрета, может осуществляться при помощи направленного и рассеянного света. В большинстве случаев используется сочетание основного, направленного света, образующего светотеневой рисунок, и рассеянного света моделирующей подсветки. В случае необходимости применяется третий источник, обеспечивающий контурный свет или освещение фона.
Для четкой передачи рельефа поверхности, особенно мелких предметов, применяется боковой и контровой направленный скользящий свет.
При съемке стеклянных предметов часто используется контровое освещение, как это показано на рис. 68. При этом число осветительных приборов должно быть минимальным, так как каждый из них дает большое количество световых бликов, нежелательных теней, нарушающих цельность восприятия.
Съемка натюрморта может производиться на фоне, имеющем протяженность в ширину и глубину, например пространство комнаты, вид в окно, пейзаж и др; на фоне других предметов, декоративной материи, а также на нейтральном фоне — бумаге, одноцветном занавесе, обоях и т. д.
Каким бы ни был фон, он всегда должен помогать раскрытию главного на снимке и не отвлекать внимание зрителя пестротой. Цвет фона, сочетание светотональных пятен необходимо выбирать с учетом окраски фотографируемых предметов, характера освещения. Для общей композиции кадра важны также фактура фона (гладкая бумага или тисненая, крупноструктурная материя и др.) и рисунок фона (клетчатый или с узорами и т. д.).
На рис. 69 показана примерная установка фотоаппарата и осветительной аппаратуры при съемке натюрморта. Два прибора направленного света с фотолампами мощностью в 500 и 275 em, при помощи которых устанавливаются рисующий и заполняющий свет (а и б), и третий прибор с лампой в 150—175 вт для моделирующей подсветки (в) подключается в сеть через колодку с выключателем (г).
На том же рисунке показано, что при съемке натюрморта в качестве нейтрального фона может быть использован изогнутый лист бумаги или картона, который позволит избежать на снимке линий, образующихся от соединения горизонтальной и вертикальных плоскостей фона.
Ввиду относительно небольших размеров натюрморта фон может освещаться тем же светом, что и сам объект.
В тех случаях, когда желательна съемка без теней, фотографируемые предметы помещаются на стекле, под которым на некотором расстоянии устанавливается нужный фон, освещаемый отдельным источником света.
Для съемки натюрморта применяется аппарат с матовым стеклом, имеющий двойное растяжение меха, или зеркальный аппарат типа «Зенит», «Старт», «Салют», позволяющий снимать с близкого расстояния, устанавливать кадр точно без параллакса и наводить объектив на резкость по изображению на матовом стекле.
При съемке на расстоянии около 1 м вполне применимы многие малоформатные камеры.
Объектив фотоаппарата во время съемки должен быть защищен от попадания встречного и бокового света надежной блендой.
Натюрморты следует снимать на изопанхроматических противоореольных пленках или пластинках средней чувствительности.
К съемкам необходимо готовиться, заранее обдумав, из каких предметов составить объект съемки, на каком фоне его расположить.
Перед съемкой можно набросать в общих чертах схему будущей композиции, поискать сначала в эскизе основу будущей фотографии. Это значительно облегчит дальнейшие поиски построения и освещения кадра, ускорит весь процесс съемки.
При съемке в вечерних условиях перед фотолюбителем открываются большие возможности выразительно показать городской или сельский пейзаж при вечернем освещении, жизнь в парках, народные празднества и гуляния.
Правдиво выглядят репортажные съемки всевозможных событий, съемка портретов и групп на фоне вечерних пейзажей, сами пейзажи с яркими световыми эффектами при выразительном ночном освещении (см. приложение_фото 2, 6, 18 и 22).
К особенностям ночного освещения можно отнести малую общую освещенность, контрастное распределение яркостей в снимаемом объекте, наличие в кадре наряду с неосвещенными участками самих источников света, являющихся также объектами съемки.
Большинство фотографий, снятых ночью, строится на контрасте освещения (светлые средний и дальний планы противопоставляются темному переднему плану, силуэты деревьев, решеток оград, элементы архитектуры даются на фоне городских огней и т. д.).
Большое значение для ночной съемки имеет погода. В сухую погоду улицы, крыши домов и большинство других объектов при отражении свет рассеивают, зато в дождливую погоду наблюдается преимущественно рассеянно-направленное отражение, и это создает благоприятные условия для съемок. Падающие дождевые капли, снег, туман, пронизанные многочисленными огнями, образуют освещенную среду, на фоне которой становятся хорошо видимыми контуры близко расположенных к аппарату предметов. Созданию благоприятных световых условий способствует также снежный покров, имеющий высокую степень отражения света.
Фотография вечерней Москвы (рис 70) снята в сумерки при короткой выдержке на высокочувствительной пленке. Погода для съемки выбрана благоприятная — мокрый асфальт удваивает огни фонарей, отражает свет автомобильных фар.
Если проследить, как изменяется освещение уличного пейзажа в сумерки, то можно увидеть примерно следующую картину: после заката солнца быстро снижается яркость неба, уменьшается освещенность земной поверхности; дома и деревья рисуются силуэтами на фоне неба, особенно в сторону заката; один за другим зажигаются огни в окнах домов; над улицами появляются световые рекламы, вспыхивают вереницы фонарей; водители автомашин включают фары. Начинается ночная жизнь города, а для фотографа — момент наиболее выгодных световых, экспозиционных условий для съемок.
Лучше всего снимать ночные объекты в тот небольшой промежуток времени, когда еще сохранились остатки дневного света, зависящего от яркости сумеречного неба, и только что зажглись необходимые источники света, входящие в кадр и участвующие в освещении снимаемых объектов.
В зависимости от объекта съемки, погоды, географической широты места и других условий, оптимальное время и продолжительность, необходимые для съемки, значительно меняются. Снимая в сторону заката, можно в зависимости от облачности получить на снимке светлую полосу неба, на фоне которой вырисовываются контуры города.
Подготовка к фотографированию на улице вечером при искусственном свете зависит от того, что снимается,— снимаются ли неподвижные объекты, допускающие продолжительную выдержку, например пустынная улица с фонарями, иллюминация и др., или подвижные объекты, требующие съемки с моментальной выдержкой, например многолюдная улица с пешеходами на переднем плане, движущиеся огни городского транспорта и т. д.
При съемке неподвижных объектов аппарат устанавливается на штативе и съемка производится с выдержкой, определяемой в соответствии с требуемой глубиной резкости. Если штатива нет или применение его затруднительно, а выдержка не превышает '/,„ сек., съемку можно производить с рук, прислонившись к устойчивому предмету,— стене, столбу, ограде,— чтобы избежать смазывания изображения.
Можно в качестве упора использовать обычную палку, на которую крепится аппарат. Удобным в работе является цепочный штатив, состоящий из тонкой металлической цепочки, один конец которой прикрепляется к аппарату, а на другой, свободно висящий, после выбора точки по высоте наступают ногой. Экспонирование производится при натянутой цепочке, увеличивающей устойчивость аппарата в руках.
Съемка ночных пейзажей может производиться двумя экспозициями: первая экспозиция производится в сумерки до зажигания огней, вторая — уже при ночном освещении. Аппарат во время таких съемок устойчиво крепится на штативе и сохраняется неподвижным до окончания второй экспозиции. Двойное экспонирование целесообразно производить в тех случаях, когда огни зажигаются слишком поздно и к этому времени дневного света не хватает для требуемой проработки теней, неба, фактуры асфальта улиц и домов.
При съемке праздничной иллюминации, фейерверков, движущихся огней от продолжительности выдержки будут зависеть длина и количество траекторий этих огней на снимке.
В качестве примера на рис. 71 показана праздничная Москва; огни салюта, иллюминация, лучи прожекторов, отражающиеся в воде, создают торжественную картину всенародного праздника. Съемка производилась фотоаппаратом, установленным на штативе, с продолжительной выдержкой.
На снимках, изображающих ночные сцены, в кадре, как правило, оказываются сильные источники света, легко образующие ореолы, которые портят фотографию. Бороться с ореолообразованием необходимо всеми доступными
путями: следует применять просветленные объективы, защищать их блендой от бокового и встречного света, снимать на фотоматериалах с противоореольным слоем. Выбирая точку съемки, необходимо иметь в виду, что наиболее яркие, мешающие источники света, попадающие в кадр, могут быть перекрыты деталями переднего плана: стволом дерева, фонарным столбом и т. д.
Необходимо учитывать, что ореол, образующийся вокруг источника света, будет тел? сильнее, чем ярче источник света и темнее фон, чем продолжительнее выдержка.
Для всех видов вечерних съемок необходим изопанхроматический материал высокой и наивысшей чувствительности. При съемке с длительной выдержкой может быть использован материал средней чувствительности.
Для обработки негативных фотоматериалов большинства съемок с искусственным светом необходимо применять мягко работающие, выравнивающие проявители.
Съемка с импульсной лампой
Мы знаем, что задача освещения любого объектива решается с помощью основных видов света. Вспышка одной импульсной лампы может быть использована в качестве основного, например рисующего, света в условиях
низкой освещенности в помещении и на натуре. Это типичный случай съемки при одном источнике света.
Когда имеется один или несколько основных видов света (например, рассеянный свет, контровой и др.), вспышка импульсной лампы может использоваться в сочетании с уже имеющимися источниками освещения. Сюда относится съемка с двумя и большим количеством импульсных ламп. Это типичный случай съемки при нескольких источниках света, когда один или несколько из них являются импульсной лампой.
В каких случаях применение электронной вспышки необходимо и желательно'' Прежде всего в условиях низкой освещенности, когда требуется произвести моментальную съемку движущегося объекта, особенно в таких условиях съемки, когда нельзя подключить лампы накаливания.
Импульсная лампа нужна при съемке на цветофотографической пленке типа ДС, когда требуется большая глубина резкости и высокая оперативность в работе.
Не обойтись без импульсной лампы и во многих других случаях. Однако не следует думать, что импульсная лампа полезна во всех съемках. Импульсная лампа может помешать или оказаться лишней, когда стоит задача сохранить естественный эффект освещения.
Коротко остановимся на основных случаях использования импульсной лампы
1. Импульсная лампа соединена с фотоаппаратом (наиболее распространенный случай в фоторепортаже).
2. Импульсная лампа в одной руке, фотоаппарат — в другой.
3. Импульсная лампа и фотоаппарат связаны длинным синхропроводом (3—5 м).
4. Съемка с импульсной лампой без синхросвязи.
5. Применение импульсной лампы и отражателя.
6. Применение нескольких импульсных ламп.
Выпускаемые отечественной промышленностью импульсные лампы рассчитаны главным образом для фоторепор-тажных съемок, требующих быстрой, оперативной работы.
Для удобства в эксплуатации рефлектор и камера соединены универсальной планкой (у некоторых моделей рефлектор устанавливается на верхней крышке фотоаппарата). Расстояние от объектива до импульсной лампы составляет при этом около 20 см. Это наиболее распространенный случай установки рефлектора, при котором объект освещается передним направленным светом. Следует помнить, однако, что малейшая передержка или запроявка способствует в таком случае созданию плоского, невыразительного освещения, «забивает» фактуру, повышает оптические плотности на негативе.
В ряде случаев рефлектор целесообразно держать в лесой руке на расстоянии около 0,5 м от объектива: такой прием позволяет беспрепятственно производить съемку бликующих объектов, репродуцировать картины и фотографии, окантованные под стекло, и т. д.
При съемках с близкого расстояния за счет большего угла между направлением светового потока и оптической осью фотоаппарата лучше выявляется объемная форма предметов.
Для большего удобства может применяться несложное устройство, позволяющее устанавливать рефлектор в требуемом положении (рис. 72).
При съемке с импульсной лампой все чаще применяется удлиненный синхропровод, позволяющий синхронно производить вспышки, освещая объект в любом требуемом направлении. Рефлектор, соединенный с фотоаппаратом синхропроводом длиной 3—5 м, может быть установлен сбоку на штативе или его может держать в руке помощник фотографа. Такая установка импульсной лампы бывает необходима при съемке средних и общих планов, объектов, имеющих протяженность в глубину, когда стоит задача сохранить передний план темным. Боковой свет необходим, когда объект недостаточно освещен рассеянным светом.
Импульсная лампа на расстоянии может быть с успехом использована для освещения контровым светом, для освещения только фона и в других случаях.
При съемке бликующих стеклянных поверхностей средним планом источник света также должен находиться сбоку от аппарата.
Верхне-боковой свет становится незаменимым при съемке скульптуры, архитектурных деталей и т. д.
Импульсная лампа может быть направлена в противоположную сторону от снимаемого объекта (на светлый потолок, стену), что позволяет осветить объект отраженным, рассеянным светом (рис. 73).
Импульсную лампу можно использовать без синхросвязи (фотоаппарат может не иметь синхроустройства).
Съемка может производиться с рук при выдержке Yz — 1 сек. (затвор установлен в положении «В»),
Экспонирование осуществляется в следующем порядке: сначала нажимают на кнопку затвора и вслед за этим производят вспышку, после чего сразу же затвор закрывают.
Съемку таким путем можно производить только при достаточно низкой освещенности, чтобы за время экспонирования не проработалось второе смазанное изображение.
При съемке неподвижных объектов в темных интерьерах, вечером на натуре и в других случаях также с успехом может быть использована импульсная лампа без синхросвязи. Порядок съемки следующий: фотоаппарат устанавливается на штативе, диафрагма выбирается с таким расчетом, чтобы при съемке на материале средней чувствительности выдержка была 30—60 сек. Заранее намечаются направления, в которых должны производиться вспышки. Затем, находясь за фотоаппаратом или сбоку от него, фотограф открывает затвор и производит необходимое количество вспышек.
В результате на негативе на общую слабую проработку деталей накладываются хорошо освещенные участки объекта.
Аналогичный способ позволяет снимать в условиях, когда не хватает мощности одной вспышки. В этом случае при съемке одного изображения можно проделать несколько вспышек, несколько экспозиций, учитывая, что при двух наложенных вспышках ведущее число удваивается. Так, если ведущее число 32, а расстояние, с которого производятся вспышки, равно 16 м, то при двух последовательных вспышках диафрагма должна быть 2,8 (вместо 2 при одной вспышке).
Существенным недостатком импульсной лампы является чрезмерная контрастность освещения: направленный световой поток способствует образованию глубоких теней. Если рефлектор находится вблизи объектива, эти тени менее заметны, но стоит только отодвинуть рефлектор в сторону и осветить объект съемки под углом, как возникает необходимость подсветить теневые участки. При наличии одной импульсной лампы смягчить тень можно небольшим отражательным подсветом, который устанавливается вблизи объекта с теневой стороны (рис. 74).
Наиболее полноценная установка света требует применения нескольких источников света, которые можно устанавливать в требуемых направлениях. Применительно к импульсным лампам можно составить следующую схему (рис. 75): один источник света устанавтивает-ся рядом с фотоаппаратом и обеспечивает передний, заполняющий свет, второй — подключается с помощью длинного синхропровода и может использоваться как источник рисующего, контрового или фонового света.
По аналогии с установкой ламп накаливания могут применяться три импульсные лампы и более или сочетание импульсной лампы с лампой накаливания, каждая из которых выполняет определенную задачу освещения.
Для того чтобы успешно осуществлять съемку с импульсной вспышкой, фотолюбитель должен полностью освоить съемку при лампах накаливания. При работе с импульсной лампой успешно применяются светорассеиватели, цветные светофильтры, тубусы, шторки и другие вспомогательные приспособления, подробно описанные выше.
При работе с импульсной лампой большое значение приобретает выбор расстояния, с которого производится съемка. В зависимости от расстояния изменяется масштаб
изображаемого объекта, расстояние является исходной величиной для расчета диафрагмы, с изменением расстояния изменяется характер освещения объекта.
Если один и тот же объект снять при разных диафрагмах и различном расстоянии от лампы до объекта, то при сравнении снимков выяснится, что они совершенно непохожи друг на друга по характеру освещения.
В практике съемки с импульсной лампой расстояния, с которых производится съемка и освещение, можно услов-
но подразделять на следующие зоны (рис. 76): первая зона — от 0,2 до 1 м\ вторая зона — от 1 до 2 м; третья зона —от 2 до 4 м; четвертая зона — свыше 4 м.
Съемка мелких предметов производится на расстояниях до 1 м, т. е. в первой зоне. Крупные планы, портреты обычно снимаются с расстояния 1—2 м, или во второй зоне. Расстояния от 2 до 4 м, третья зона, наиболее благоприятны для съемок с импульсной лампой и используются в большинстве репортажных съемок. Большие расстояния, четвертая зона, используются для съемки общих и средних планов.
На рис. 76 для ориентировки на границах каждой зоны указаны необходимые диафрагмы (для пленки светочувствительностью 130 единиц ГОСТ).
Большим преимуществом импульсной лампы является возможность неограниченного ее использования при съемках на натуре.
При съемке в дневное время на натуре, так же как и в помещении, естественное освещение не всегда бывает приемлемым. При солнечном освещении возникают большие светотеневые контрасты, значительный яркостный интервал, особенно при съемках против света. Кроме того, верхнее направление света не всегда оказывается удачным, например для освещения лица. В подобных случаях приходится при помощи подсветки и затенителя видоизменять характер освещения, перераспределять свет для каждого отдельного случая.
Если солнечный свет принят в качестве основного, то подсветка может выполнять функции моделирующего, заполняющего, контурного света. При съемке в пасмурную погоду с помощью подсветки можно осветить объект основным, контурным светом.
В качестве подсветки удобнее всего применять импульсную лампу, а также отражатели. Преимущество источника искусственного света перед отражательной подсветкой заключается в том, что он излучает свет независимо от окружающих световых условий и с успехом может применяться в любую погоду вечером и ночью.
Отражательная подсветка целиком зависит от состояния естественного освещения, действует лишь при наличии солнечного света.
В качестве источников искусственного света наряду с импульсной лампой, там где это возможно, применяются осветительные приборы с лампами накаливания повышенной мощности.
В помощь электрической подсветке на съемке применяется отражательная подсветка, которая изготовляется из листа фанеры, картона, оклеенного фольгой или окрашенного белой краской.
В зависимости от покрытия поверхность подсветки может давать рассеянное отражение (например, белая бумага) или рассеянно-направленное (например, зеркало, серебряная фольга и др).
Наряду с подсветкой для создания притемнений на отдельных участках снимаемого объекта (например, на светлой рубашке при портретной или групповой съемке) применяются затенители: тюлевая материя, натянутая на проволочное кольцо диаметром 1—2 м, струбцина на штативе, в которую зажимаются куски картона или фанеры различной формы, ветки деревьев и т. д.
Необходимо различать два основных случая применения подсветки на натуре: первый — смягчение светотеневых контрастов или световой коррекции; второй — освещение объекта, находящегося в тени, перекрытого от солнечного света затенителем или освещенного контурным светом.
В первом случае бывает достаточно небольшой моделирующей подсветки, устанавливаемой сбоку от аппарата, во втором случае на снимаемом объекте устанавливается заново рисующий, заполняющий и другие необходимые виды света.
В солнечную погоду осветительными приборами и отражателями подсвечивают глубокие тени, создают светлый контур или устанавливают основной свет при съемке против солнца, а также если объект съемки перекрыт от солнечных лучей затенителем.
На рис. 77 в качестве примера приведена схема освещения объекта передне-боковым солнечным светом, для смягчения которого установлен тюлевый затенитель а. Подсветка тени осуществляется источником искусственного света б. Блики светового контура создаются подсветкой в, которая может быть заменена также источником искусственного света. Нижняя часть светлого костюма перекрыта от солнечных лучей веткой дерева г, можно воспользоваться марлевой сеткой или картоном.
Светотеневые контрасты на объекте регулируются плотностью затенителя и изменением интенсивности передней подсветки. Расположение бликов контурного света и их яркость устанавливаются в зависимости от направления подсветки в и ее расстояния до освещаемого объекта.
При съемках портретов в условиях солнечного освещения часто направление съемки выбирают с таким расчетом, чтобы использовать солнечный свет в качестве контурного.
В этих случаях направленный свет солнца хорошо выявляет контурную форму объекта и не ослепляет глаза снимающегося. От фотоаппарата устанавливается передняя подсветка, обеспечивающая основной свет или подсветку теней (рис. 78).
Наряду с источником искусственного света в подобных случаях с успехом может применяться отражательная подсветка.
При съемке в пасмурную погоду, а также в сумерки и ночью все необходимые виды освещения создаются источниками искусственного света.
Особенности цветной съемки
В связи с широким распространением цветной фотографии необходимо хотя бы коротко остановиться на некоторых особенностях использования источников света при съемке на цветофотографических материалах.
Метод установки света по основным видам, который был описан выше, полностью отвечает требованиям цветной съемки.
При съемке на цветофотографической пленке, также как и на изопанхроматической, широко используется светотеневое освещение. Область использования рассеянного света в цветной фотографии значительно шире, чем в черно-белой. Светотональные решения с использованием цветовых контрастов часто можно видеть в портретах, натюрмортах, пейзажах.
Описанные выше методы экспонометрических замеров и расчетов также остаются в силе при съемке на цветофотографических материалах.
Во второй главе уже говорилось о том, какие источники искусственного света применимы для цветной съемки. По-
мимо всех прочих требований к осветительной аппаратуре (мощность источника света, устройство рефлектора и т. д.) для целей цветной съемки существенным является спектральный состав света, излучаемый осветительным прибором. По этому признаку источники искусственного света можно разделить на две группы: к первой из них относятся такие источники света, которые обеспечивают световой поток по спектральному составу, близкий к среднему дневному свету,— это импульсная лампа, осветительные приборы с дуговой лампой; ко второй группе относятся осветительные приборы с перекальными фотолампами.
В соответствии с этим выпускаются цветофотографические материалы двух сортов: пленки типа ДС, сбалансированные для дневного света, и пленки типа ЛН, предназначенные для съемок с лампами накаливания.
В ряде случаев при съемке на пленках типа ДС используются приборы с обычными или перекальными лампами, работающие под специальными голубыми светофильтрами, которые корректируют спектральный состав света.
При работе с цветофотографическими материалами необходимо учитывать их относительно низкую общую светочувствительность, меньшую фотографическую широту по сравнению с изопанхроматическим материалом, ограниченный цветовой охват, а также возможность разбалансировки эмульсионных слоев по чувствительности и контрасту.
Использование цветофотографических материалов открывает перед фотолюбителем новые изобразительные возможности, прежде всего возможность передавать цвета снимаемых объектов. Новые выразительные средства ставят более сложные задачи, заставляют осмысленно подходить к работе с цветовыми отношениями в кадре, к поискам колорита изображения, к использованию цветного освещения.
Фотолюбителю, который стремится освоить цветную съемку, можно рекомендовать следующую последовательность в работе:
начинать снимать на цветофотографической пленке целесообразно в условиях естественного освещения, на натуре;
после приобретения необходимых навыков можно переходить к съемке при источниках искусственного света, но без применения цветных светофильтров для создания различных эффектов;
овладев в отдельности съемкой на натуре и съемкой при искусственном освещении, можно приступить к цвет-
ной съемке на натуре и в помещении, сочетая дневной свет со светом от лампы накаливания, широко используя всю современную технику, отрабатывая световые эффекты, решая живописные задачи путем отбора материала съемки.
Работа над построением цветного фотографического изображения требует от фотолюбителя известной подготовки в области изобразительной культуры, изучения произведений живописи и кинооператорского мастерства.
При работе с источниками искусственного света начинающему фотолюбителю надо стараться снимать в однотипных условиях, например с одними и теми же осветительными приборами, в одном и том же экспозиционном режиме, осваивая до конца имеющуюся технику и аппаратуру, производя необходимые пробы, анализируя полученные результаты.
Можно также рекомендовать снимать на одном и том же фотографическом материале, если это допускают условия съемки. Надо полностью освоить выбранный сорт пленки, изучить на практике его фотографические свойства, выяснить возможности, которые этот материал допуск<