Одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния

Эти источники искусственного освещения применяются в настоящее время в тех случаях, когда по тем или иным причинам другие источники света не могут быть использованы. В отличие от импульсных ламп лампа-вспышка пригодна только для одной вспышки, после чего сгоревшую лампу заменяют новой. Время свечения лампы-вспышки около 1/25 сек- Это химический источник света с электрическим

одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния - student2.ru запалом. Состоит лампа-вспышка (рис. 46) из стеклянной колбы а, внутри которой находится алюминиевая фольга б. Лампа наполнена кислородом. Поджиг фольги осуществляется с помощью поджигающей нитки в, к которой приложено напряжение 3—4 в от батареи карманного фонаря.

По силе света лампа-вспышка в среднем приравнивается к '/4 г магния. В продаже комплект лампы-вспышки имеется под названием фотоосветителя «ФО-1в» (рис. 47); в него входят следующие части: рефлектор а, трубка б с патроном, внутри которой помещаются элементы электрической батарейки, площадка в с винтом для крепления фотоаппарата, синхропровод г.

Необходимо учитывать, что изготовляемые лампы-вспышки различаются между собой не только конструктивными особенностями, но и величиной инерции, т. е. «временем до пол пика».

Магний для фотосъемки используется в виде порошка или ленты. Чаще всего применяются смеси порошка магния с веществами, выделяющими при сгорании кислород и тем самым ускоряющими процесс горения.

Иногда в порошковую смесь магния добавляют химические вещества, окрашивающие пламя в требуемый цвет.

Для поджигания магниевой смеси используются специальные кремневые или пистонные лампы, электрические лампы с батареей, селитряная бумага, вата, целлулоид, трубка для продувания порошка магния через пламя свечи. Вспышка магния осуществляется во время выдержки.

Величина экспозиции при съемке с магнием регулируется количеством магниевой смеси в граммах и расстоянием между вспышкой и освещаемым объектом з расчете на определенную диафрагму и светочувствительность негативного материала.

Так же как и для других источников искусственного света, для вспышки магния в определенной дозе может быть установлено ведущее число.

Глава 3 ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ

Приступая к фотографированию, необходимо не только выбрать объект съемки, решить как, откуда, при каком освещении его снимать, но и подготовить фотоаппарат и осветительную аппаратуру, а также установить экспозиционный режим съемки.

одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния - student2.ru В этой главе мы остановимся главным образом на экспозиционных расчетах. Трудности правильного определения экспозиции становятся особенно ощутимыми при съемке с источниками искусственного света, что заставляет хотя бы кратко остановиться на методике экспозиционных расчетов.

Чем выше требования предъявляет фотолюбитель к своим работам, чем больше его художественные запросы, тем точнее должны производиться экспонометрические расчеты. Особенно это относится к съемке на обратимых фотоматериалах, при работе с цветофотографическими пленками.

Внимательно присмотревшись к любой фотографии, можно заметить, что все изображение состоит из градации различных тонов, начиная с самых светлых (световые блики) и кончая самыми темными участками (глубокие тени). Благодаря контрастирующим сочетаниям тонов и промежуточных им полутонов нами воспринимаются форма изображаемых предметов, пространство, световые эффекты.

На рис. 48 приводятся фотографии, имеющие различную контрастность изображения. Если тональная шкала снимка широкая, т. е. имеет большое количество градаций тонов и тональных переходов, то в этом случае полностью используются возможности тонального построения кадра — а. В остальных случаях, когда изображение слишком контрастное (тональные переходы отсутствуют) — б или серое, с малым контрастом (отсутствуют крайние значения тонов) — в, изображение оказывается технически неполноценным.

Соотношение крайних значений тонов изображения называется интервалом тонов. Каждый фотограф старается полностью использовать возможный интервал тонов, который допускают фотографические материалы.

Чтобы на фотографии с помощью шкалы тонов правдоподобно по соотношениям воспроизвести объект съемки, необходимо выполнить по крайней мере следующие условия: интервал яркостей объекта съемки должен соответствовать фотографической широте негативного материала, а также должны быть обеспечены правильная экспозиция и проявление до нормальной (рекомендованной) гаммы.

Контрастность изображения на фотоотпечатке зависит не только от качества негативного изображения, но и от подбора фотобумаги по контрасту, от самого процесса фотопечати.

Плохо напечатанный снимок с хорошего негатива можно перепечатать; с плохого негатива очень трудно получить удовлетворительный отпечаток, а в большинстве случаев просто невозможно.

Технические, а следовательно, и художественные качества снятого изображения в большой степени зависят от правильной экспозиции при съемке.

Факторы экспозиции

Величина экспозиции в процессе фотографирования складывается из произведения освещенности оптического изображения, получаемого в фотоаппарате на светочувствительном слое, на время экспонирования — выдержку (рис. 49).

В практике фотографирования экспозиция обычно выражается величиной диафрагмы и выдержки, которые мы в дальнейшем будем называть факторами экспозиции (рис. 50).

Если говорить более подробно, то экспозиция зависит и определяется следующими основными факторами, которые схематически изображены на рис. 51.

Освещенность снимаемого объекта зависит от силы света источника, от расстояния между лампой и освещаемым предметом, а также от угла, под которым световые лучи падают на предмет. Чем сильнее освещен объект съемки, чем светлее сам объект и чем больше раскрыта диафрагма объектива,

тем больше света поступает на негативный материал в аппарате, тем короче, следовательно, должна быть установлена выдержка.

одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния - student2.ru С диафрагмированием объектива связано увеличение глубины резко изображаемого пространства; от продолжительности выдержки зависит степень четкости изображения при фотографировании движущихся объектов (см. табл. 1).

Величина экспозиции во всех этих случаях остается неизменной, характер снятого изображения меняется значительно.

При выборе факторов экспозиции — величины диафрагмы и выдержки — необходимо исходить из поставленной изобразительной задачи. Если объект имеет большую протяженность в глубину и допускает продолжительную выдержку, очевидно, целесообразно исходить из расчета требуемой диафрагмы.

одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния - student2.ru Существует несколько способов определения правильной экспозиции, которая обеспечивает оптимальные результаты. Наиболее простой и наименее точный способ определения факторов экспозиции, удовлетворяющий требованиям начинающего фотолюбителя,— различные таблицы, счетные линейки, калькуляторы. Более надежный и точный способ определения экспозиции — съемка экспозиционной пробы, результаты которой отвечают высоким требованиям профессионалов. Неудобство этого способа заключается в том, что проба должна быть проявлена до основной съемки. На это необходимо известное время, требуются также соответствующие условия, причем условия освещения съемки должны совпадать с режимом, при котором сделана проба. Подготовленные фотолюбители и профессионалы обычно производят экспонометрические расчеты с помощью фотоэлектрического экспонометра. Этот способ определения требуемой величины экспозиции удачно соединяет в себе точность расчетов и высокую оперативность в работе.

Фотоэлектрический экспонометр „Ленинград Ю-11"

Основными частями экспонометра «Ленинград» (рис. 52) являются: фотоэлемент прямоугольной формы с окном а, ограничивающим восприятие экспонометра до 60°; между

окном корпуса и фотоэлементом расположена диафрагма с двумя отверстиями, управляемая автоматически поворотом наружного диска калькулятора б, имеющего две шкалы диафрагмы от 1 до 22 и указатели з, нанесенные черной и красной краской, соответствующие замерам в условиях больших и малых освещен-ностей.

Средний подвижный диск в имеет шкалу выдержек от '/1000 до 60 сек. и шкалу светочувствительности материала от 11 до 700 единиц ГОСТ, деления которой видны через окно г неподвижного внутреннего сектора.

Показания микроамперметра отсчитываются в соответ одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния - student2.ru ствии с положением стрелки д в прорези шкалы е. Деления шкалы выполнены в виде каналов ж от 1 до 8. Все части экспонометра объединены в одном корпусе с габаритами 21,5x75x48 мм. Вес прибора 96 г.

Экспонометром можно производить замеры, не вынимая его из футляра; для этого достаточно откинуть вниз крышку футляра, на которой в специальном держателе установлено молочное стекло в оправе, используемое в качестве насадки при замерах освещенности.

одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния - student2.ru Яркости могут замеряться от 7 до 72 000 асб, освещенности — от 35 до 350 000 лк. Перевод показаний экспонометра в величины яркости и освещенности, достаточно точный для фотолюбительской практики, может быть осуществлен с помощью табл. 2.

Для определения факторов экспозиции по замеряемой яркости в окне г устанавливают показатель светочувствительности материала, на котором производится съемка, направляют экспонометр на фотографируемый объект, совмещают один из указателей з красного или черного цвета с каналом, соответствующим отклонению стрелки, и против величины диафрагмы читают выдержку. Если замеряется освещенность, то в окне фотоэлемента устанавливается светофильтр из молочного стекла (с коэффициентом пропускания около 0, 2). Каждое деление шкалы прибора соот-

ветствует в среднем 10 асб или 50 лк (при открытой диафрагме), 400 оси или 2000 лк (при закрытой диафрагме).

В качестве примеров можно привести следующие расчеты. Допустим, что светочувствительность пленки равна 45 единицам ГОСТ, а яркость объекта равна 6 (красный указатель). Это типичные условия при съемке с лампами накаливания. Устанавливаем в окне г цифру 45, совмещаем красный указатель с каналом 6 и выбираем наиболее подходящую нам пару факторов экспозиции (диафрагма 4 и выдержка 11гь сек. или диафрагма 16 и выдержка 1 сек. и т. д.). Если диафрагма объектива 3,5, то при этих условиях снимать с выдержкой короче ljiis сек. нельзя. Пленка, имеющая светочувствительность 180 единиц ГОСТ, позволит при тех же условиях снимать при диафрагме 4 с выдержкой в 1jtoo сек., при диафрагме 8 — с выдержкой в 1;Р5 сек. и т. д.

При замере освещенности на фотоэлемент устанавливается насадка из молочного стекла, все остальные расчеты проводятся аналогично.

Допустим, что светочувствительность пленки равна 90 единицам ГОСТ, а яркость объекта равна 3 (черный указатель).

Подобные условия могут возникнуть при съемке на натуре. Установив в окне г показатель светочувствительности пленки, совмещаем черный указатель с каналом 3 шкалы микроамперметра и получаем ответ: для диафрагмы 11 выдержка должна соответствовать г!2. сек., для съемки при '/^сек. диафрагма должна быть установлена 2,8 и т. д.

Экспонометрические замеры

С помощью фотоэлектрического экспонометра можно замерять освещенность, яркость или соотношения яркостей (контрастность освещения) объекта съемки. Экспонометр «Ленинград» позволяет производить все три вида замеров.

На рис. 53 показаны приемы работы с экспонометром «Ленинград» при съемке в помещении.

Если производится измерение яркости освещенной части лица (а), то экспонометр направляют фотоэлементом на замеряемый участок и по шкале производят отсчет величины яркости. Чтобы замерить освещенность в зоне снимаемого объекта, фотоэлемент с установленным светофильтром направляют на источник основного, рисующего света (б), поворачивая экспонометр и следя за максимальным отклонением стрелки, которое и будет соответствовать величине замеряемой освещенности. Направлять фотоэлемент в сторону объектива (в) при замере освещенности недопустимо (за исключением случая, когда основной источник света установлен от аппарата), так как прибор даст случайные, заниженные показания.

Освещенность можно определить еще и другим путем: замерить яркость стандартной поверхности, например, белой бумаги, принятой в качестве эталона (г). Эти замеры освещенности по белому эталону удобны в том случае, когда данный экспонометр является яркомером и не приспособлен для замеров падающего света, не имеет соответствующих насадочных устройств.

При работе с экспонометрами необходимо придерживаться следующих правил: при замерах яркостей прежде всего производить замеры от фотоаппарата, по лучу зрения объектива, т. е. замерять только те яркости объекта съемки, которые «видит» объектив.

Замерять необходимо однородные участки, например, равномерно освещенный участок лица без теней, участок костюма или фона и т. д. На рис. 53, д показан случай неправильного замера яркости лица: в поле замера экспонометра попали как освещенные, так и теневые участки.

Необходимо также следить за тем, чтобы на фотоэлемент не попадал посторонний, контровой или боковой, свет. Экспонометр надо держать возможно ближе к замеряемой поверхности, избегая попадания теней от рук или прибора в поле замера. Замерять яркости целесообразно в тех случаях, когда участки замера достаточно велики и удобны для использования экспонометра, когда объект освещен несколькими источниками света преимущественно сбоку.

Какие яркости нужно замерять? Обычно в практике начинающего фотолюбителя вполне достаточным является замер яркости от аппарата всего объекта в целом, так называемый замер суммарной, или средневзвешенной, яркости. Такой способ замера дает результаты тем точнее, чем меньше яркостный интервал объекта съемки, например открытый пейзаж без переднего темного плана, съемка светлых предметов на светлом фоне и, наоборот, съемка темных предметов на темном фоне и т. д. Во всех этих случаях даже значительные экспозиционные ошибки компенсируются фотографической широтой материала. Гораздо сложнее обсто-

ит дело при съемке контрастных объектов, имеющих большой интервал яркостей.

В практике фотосъемки интервал яркостей объекта может быть определен следующим путем: при помощи экспонометра замеряются максимальная и минимальная яркости объекта съемки; их отношение, выраженное в условных единицах экспономера или в общепринятых единицах, составит интервал яркостей.

Так, если минимальная яркость составляет 40 асб, а максимальная — 1280 асб, то интервал яркостей данного объекта будет 1 : 32 (без учета влияния светорассеивания и других факторов). Допустим, что фотографическая широта негативного материала, на котором производится съемка, составляет 1 : 128. В этом случае интервал яркостей укладывается в фотографическую широту и даже имеется запас, допускающий отклонения (ошибки) при определении факторов экспозиции в 4 раза. Приведенные расчеты являются упрощенными и, следовательно, ориентировочными, но вполне достаточными для любительской практики. Замеры яркостных соотношений очень важны при съемке. Анализируя свои удачи и неудачи, зная, какие были при съемке соотношения светлых и темных участков объекта, фотолюбитель может на основе своего практического опыта сделать очень важные выводы, избежать повторения многих грубых ошибок в установке света.

Негативные материалы, обладающие малым контрастом, способны воспроизвести на фотографии тона объекта съемки, имеющего интервал яркостей до 1 : 256. Средний по контрастности материал передает пропорционально интервал яркостей до 1 : 128. Контрастные материалы передают пропорционально интервал яркостей только до 1 : 16.

Для получения качественного изображения интервал яркостей объекта должен быть не больше фотографической широты материала; если интервал яркостей больше, то получение удовлетворительных результатов невозможно, приходится жертвовать самыми светлыми или самыми темными участками изображения, которые будут на фотографии лишены фактурной проработки (экспонирование по теням или по светам).

Для точных экспонометрических расчетов только один замер яркости от аппарата всего объекта в целом оказывается недостаточным. Подготовленные фотолюбители и профессионалы для определения факторов экспозиции прибе-

гают к нескольким замерам отдельных участков снимаемого объекта.

Каждый объект съемки можно представить себе как бы состоящим из множества отдельных элементарных яркостей, наблюдаемых от фотоаппарата. Между собой эти яркости различаются по количеству отражаемого или излучаемого света, образуя на матовом стекле (или на светочувствительной поверхности) яркостные соотношения. В одноразовая лампа-вспышка и вспышка магния - student2.ru построении фотографического изображения большое значение имеют следующие яркости, служащие контрольными величинами освещения:

Бмин— минимальная яркость, обычно это самые темные участки объекта (черный костюм), в которых, однако, должна быть сохранена проработка фактуры;

Восн— основная, или нормальная, ключевая яркость, соответствующая сюжетно важной части снимка (в портретной фотографии — лицо);

/jMahC—• максимальная яркость, это предельно допустимая яркость соответствующая самым светлым участкам изображения (световые пятна на лице, светлая оцежда).

Участок с максимальной яркостью, так же как и участок с минимальной яркостью, должен иметь проработку фактуры (исключая блики).

На рис. 54 приведен портрет, при съемке которого свет устанавливался при следующем распределении яркостей: 5Ч1Ш=2; Вос,,=6; Бмакс=8. В единицах экспонометра интервал яркостей в данном случае составлял 1 : 4.

Имеется еще одна величина яркости, по которой ведется расчет факторов экспозиции при помощи экспонометра. Называется она расчетной яркостью (В асч). В качестве расчетной яркости может служить одна из приведенных выше яркостей, чаще всего основная яркость сюжетно важной части изображения.

Таковы основные экспонометрические яркости, по которым обычно ведется контроль освещения при съемке и производится расчет факторов экспозиции.

Освещенность целесообразно замерять в тех случаях, когда объект съемки освещен преимущественно передним направленным или рассеянным светом, когда объект не отличается большим интервалом яркостей, например при съемке репродукций.

При съемке небольших предметов (макропланов) также удобнее замерять падающий свет. В этих случаях можно производить замеры и отраженного света (замер освещенности косвенным путем с помощью стандартного эталона).

При съемке с источниками искусственного света как сам объект, так и фон освещены обычно неравномерно: отдельные участки освещены интенсивнее, другие в меньшей степени. В этих случаях можно по аналогии с замерами яркостей замерять освещенности: минимальную (£мин), основную, или ключевой свет (£осн), и максимальную (£макс). Расчет факторов экспозиции производится по одной из этих освещенностей, принятой в данном случае в качестве расчетной (£расч).

Наши рекомендации