Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации (1 ч)
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Роль рисунка в искусстве. Основная и вспомогательная. Цвет. Эмоциональные возможности цвета.
Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок (1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Композиции. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура (1 ч)
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетики: отношение к природе,человеку и обществу. Образ защитника Отечества. Красота человека, выраженная средствами скульптуры. Объём в пространстве и объём на плоскости. Выразительность объёмных композиций. Роль рисунка: основная и вспомогательная. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор (1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит (1 ч)
Демонстрация достигнутых результатов и обсуждение, чему научились в течение года по видам изобразительного искусства.
Класс
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»(11 ч)
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма (1 ч)
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Природные формы.
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства(1 ч)
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Искусство вокруг нас сегодня.
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём (1 ч)
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта.
Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч)
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства (1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Элементарные приёмы работы с различными материалами для созданиявыразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет (1 ч)
Красота, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства (1 ч)
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч)
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч)
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).
Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции (1 ч)
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»(10 ч)
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции (1 ч)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета (1 ч)
Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч)
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация (1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Сказочные образы в народной культуре и декоративно- прикладном искусстве.
Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых (1 ч)
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги (1 ч)
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народногокостюма (1 ч)
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Россия державная. В мире народногозодчества: памятники архитектуры (1 ч)
Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
«Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация (1 ч)
Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Защитники земли Русской. Сюжетнаякомпозиция: композиционный центр (1 ч)
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ защитника Отечества.
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»(5 ч)
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица (1 ч)
Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной). Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ современника.
Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет (1 ч)
Образы человека и природы в живописи.
Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет (2 ч)
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»(8 ч)
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит (1 ч)
Пейзажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства (1 ч)
Искусство вокруг нас сегодня. Представлениео роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.)
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм (1 ч)
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
В весеннем небе — салют Победы!Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет (1 ч)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Образ защитника Отечества.
Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба (1 ч)
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч)
Знакомство с несколькими наиболее яркимикультурами мира, представляющими разные народы иэпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект (1 ч)
Класс
Восхитись вечно живым миром красоты(11 ч)
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно(1 ч)
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень(1 ч)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет(1 ч)
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи(1 ч)
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита(1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок(1 ч)
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика(1 ч)
Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека(1 ч)
Образсовременника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет(1 ч)
Жанрпейзажа. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.
Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий(1 ч)
Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Выборсредств художественной выразительностидля создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция(1 ч)
Наблюдение природы и природных явлений,различение их характера и эмоциональныхсостояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.Жанр пейзажа. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека(14 ч)
Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция(1 ч)
Образсовременника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия.
Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт(1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образчеловека в традиционной культуре. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет(1 ч)
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темылюбви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов(1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выборсредств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Эмоциональные возможности цвета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма,ритм, симметрия(1 ч)
Искусство вокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами длясоздания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделированияв жизни человека. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия(1 ч)
Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географическихширот. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, форма, ритм.
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционныйцентр, пространственные планы, ритм, динамика(1 ч)
Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамиживописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция(1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета(1 ч)
Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр(1 ч)
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народао красоте человека (внешней и духовной),отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества. Жанр портрета. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит(1 ч)
Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образовперсонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика(1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизничеловека, в организации его материальногоокружения. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих(1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальногоокружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих(1 ч)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Восхитись созидательными силами природы и человека(9 ч)
Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно(1 ч)
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразиеприроды, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Фотографияи произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Использованиеразличных художественных материалов исредств для создания выразительных образов природы. Искусство вокруг нас сегодня.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа(1 ч)
Искусство вокруг нас. Использование различныххудожественных материалов и средств длясоздания выразительных образов природы.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство(2 ч)
Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества(1 ч)
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.Образ защитника Отечества. Основные темыскульптуры. Выразительность объёмныхкомпозиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы(1 ч)
Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности(3 ч)
Знакомство с несколькими наиболее яркимикультурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций,религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Тематическое планирование по изобразительному искусству с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. |
Класс. 33 часа.
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Восхитись красотой нарядной осени(8 ч) | ||
1. | Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи(1 ч) | Рассматриватьпейзажи живописцев, запечатлевшихосеннюю природу. Различатькраски осени на картинахживописцев и соотноситьих c цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворенияхпоэтов. Высказыватьсуждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.Объяснятьсмысл понятий изобразительное искусство,живопись, пейзаж, художественный образ.Сравниватьпроизведения художников, находитьв нихобщее и различное в показе осенней природы.Участвоватьв обсуждении особенностей художественного изображения природы в отечественной пейзажной живописи и литературе, художественных средстввыразительности в создании картины природы на полотне.Работатьпо художественно-дидактической таблице.Анализироватьизображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнятьупражнение: наноситькистью красочные пятна акварелью или гуашью иизображатьс помощью линий деревья согласно художественно-дидактической таблице.Работатьпо художественно-дидактической таблице«Памятка», сверятьс ней свои знания о материалах живописи при выполнении творческого задания.Устно описыватьзамысел своей творческой композиции «Золотая осень» перед началом работы. Выбиратьсоответствующие замыслу живописные материалы. Изображатьпо памяти, по воображению картину «Золотаяосень», используя в работе выразительные средства живописи (красочное пятно, линия) и выражатьв ней своёотношение к природе родного края средствами художественного образного языка живописи.Обсуждатьтворческие работы одноклассников, даватьоценкурезультатам своей и их творческо-художественной деятельности.Готовитьитоговый проект |
2. | Твой осенний букет. Декоративная композиция(1 ч) | Рассматриватьпроизведения декоративно-прикладного и народного искусства. Определять, из каких простых элементов составлены их композиции.Объяснятьзначение новых понятий композиция, аппликация, коллаж.Сравниватьдекоративные и живописные изображенияродной природы, находитьобщее и различное. Определять, какие художественные изображения составленыиз природных и рукотворных материалов.Участвоватьв обсуждении содержания и художественных особенностей декоративных композиций, посвящённых осенней природе.Работатьпо художественно-дидактической таблице.Анализироватьпорядок и приёмы выполнения декоративного изображения осеннего букета с помощью отпечатка с готовой формы (листьев деревьев и кустарников). Устно описыватьзамысел композиции своего осеннего букета ивыбиратьматериалы для её выполнения.Сверятьпоследовательность своих действий при выполнении творческой работы с художественно-дидактической таблицей. Создаватьдекоративную композицию«Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы(листьев) или способом аппликации из осенних листьеви выражатьв ней своё отношение к осенней природе средствами художественного образного языка декоративно-прикладного искусства.Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
3. | Осенние перемены вприроде. Пейзаж: композиция, пространство, планы(1 ч) | Рассматриватьпейзажи живописцев, запечатлевшихосеннюю природу при разных погодных условиях. Различатьхарактерные признаки изменений в осенней природе, сопоставлятьих с художественными изображениями на картинах художников и в стихотворениях поэтов и русских народных пословицах.Сравниватьживописные произведения и выявлятьцветовую гамму разных состояний природы и приёмыизображения. Находитьобщее и различное в изображении родной природы в разную погоду и в передаче изменчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах отечественных художников.Участвоватьв обсуждении различных средств живописи, используемых живописцем для создания выразительных образов природы, её эмоциональных состоянийпри разной погоде, приёмов композиции.Анализироватьизображение живописного средства выразительности — раздельного мазка, зависимость характера изображения от формы (вида), размера и направления мазка. Кистью и красками наноситьудлинённые и точечные раздельные мазки разной формы инаправления с целью создания изображения дерева.Выполнятьупражнение на повтор приёма раздельного мазка. Изображатьпо памяти, по представлению осеннюю природу с помощью раздельного мазка и используя элементарные приёмы композиции. Выражатьв творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка живописи. |
4. | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция(1 ч) | Рассматриватьпроизведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, запечатлевшихобраз осенней рябины в природе. Рассказыватьо своих впечатлениях от их восприятия.Различатьразнообразные формы в природе и узнаватьих изображения в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства и живописи.Объяснятьсмысл понятий живопись и декоративно- прикладноеи народное искусство.Сравниватьизображения рябиновых ветвей, листьев,ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж,натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия.Участвоватьв обсуждении характерных признаковветки рябины и отличия её декоративного изображения(условность формы, цвета, расположение на поверхностихудожественной вещи) от живописного.Работатьпо художественно-дидактической таблице.Анализироватьприёмы изображения рябины, выполненного раздельным мазком и печаткой-тычком, и порядок выполнения этим приёмом изображения рябиновых листьев и ягод.Решать, какие по виду (форме) раздельные мазки по- дойдут для изображения ягод и листьев (точечные, вытянутые, дугообразные). Изображатькистью и красками ягоды рябины с помощью печатки. Рисоватьдекоративную композицию нарядной осенней ветки рябиныи выражатьв творческой работе своё отношение к красоте рябиновых веток средствами декоративной композиции.Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
5. | Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция(1 ч) | Рассказыватьо своих впечатлениях от восприятиякрасоты разнообразных форм обыденных предметов идаров осени в природе и о чувствах, которые они вызывают. Рассматриватьнатюрморты живописцев. Различатьформы, цвета, размеры осенних плодов в природеи находитьсоответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев.Объяснятьзначение понятия натюрморт.Сравниватьпроизведения разных художников, находитьсходство и различия в изображении даров природы в них. Определятьцентр композиции, место и характер расположения плодов относительно него.Участвоватьв обсуждении особенностей композициии передачи цветом формы и фактуры осенних плодовв натюрморте.Рисоватьпо памяти, по представлению натюрморт«Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары земли» (по выбору). Отбиратьдля изображения в нёмразные по размерам, форме, цветовой окраске хлебныеизделия, выделятьцветом главный предмет и определятьего месторасположение в композиции. Выражатьв творческой работе своё отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
6. | В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России(1 ч) | Характеризоватьизделия золотой Хохломы. Определятьсвоими словами самое главное в них (травный узори палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева).Сравниватьизображение трав на картине живописцаи в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы, находитьобщее и различное. Узнаватьосновныеэлементы хохломского травного орнамента и называтьих.Участвоватьв обсуждении различий изображения родной природы в живописи и народном искусстве, элементов хохломского узора и палитры хохломской росписи.Работатьпо художественно-дидактической таблице.Повторятьза народным мастером элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики») и сверятьсвои навыки работкистью с художественно-дидактической таблицей.Выполнятьупражнение на повтор приёмов кистевой росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощьюкисти и печатки. Сверятьрисунок с таблицей. Выражатьв творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма.Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
7. | Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы(1 ч) | Характеризоватьхудожественные изделия, выполненные мастерами из Хохломы, узнаватьих своеобразный узор и называтьего элементы. Высказыватьсвои впечатления от восприятия хохломских изделий.Объяснятьсмысл понятий орнамент, ритм.Участвоватьв обсуждении традиций хохломской росписи изделий из дерева; построения хохломского узора, его ритма и палитры, согласованности декора с формой изделия.Работатьпо художественно-дидактической таблице народного мастера. Анализироватьхохломской узор:цветовую гамму, порядок чередования элементов (волнистый основной стебель, упругие завитки травинок, одинаковые группы ягод), место расположения элементов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листочки» — на гребне волны). Повторятьза народным мастером хохломской узор, сверятьсвои действия с таблицей.Составлятьсвою композицию узора на основе волнистого стебля для украшения хохломской ложки, ковшаи рисоватьеё. Выражатьв творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. |
8. | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект(1 ч) | Рассматриватьработы одноклассников, созданные в течение первой четверти и даватьим оценку.Участвоватьв коллективной работе по завершениюпроекта «Щедрый лес и его жители».Выбиратьрабочую группу в соответствии со своими интересами.Выполнятьтворческое задание в малых группах со- гласно поставленной задаче: -составитьи оформитьколлективную композициюпейзажа из работ одноклассников в группе пейзажистов; _-создатькомпозицию поляны из осенних листьев,подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в группе лесников; -составитьколлективную композицию панно «Осенний букет» из работ одноклассников, выполненных приёмом печатания с готовых форм (листьев), украситьбукет рисунками веток с гроздьями рябины в группе флористов; -расписыватьтарелочки для фруктов и овощей помотивам травного хохломского узора в группе народныхмастеров; -вылепитьиз пластилина овощи, фрукты, которыепервоклассники изображали в натюрмортах, и разместитьих на узорных тарелочках в группе скульпторов. Выполнятьтворческую задачу, стоящую перед каждой группой и всем коллективом. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Обсуждатьи оцениватьрезультат коллективной работы. |
Любуйся узорами красавицы зимы(8 ч) | ||
9. | О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России(1 ч) | Рассказыватьо своих впечатлениях от восприятияглиняных игрушек народных мастеров из Каргополя ихрамовых построек в городе. Выявлятьхудожественные особенности формы и узоров каргопольской игрушки,< Наши рекомендации
|