Конфликт в драматургии 20 века , проблема личности.Рубеж XX столетия в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства.
Театр абсурда. Альберт Камю. Философия экзистенционализма драматизирует жизненные ощущения и человеческий опыт. Не категории логики важны, а человеческий опыт. Понятие абсурда у Камю эксплицируется более полно в «Мифе о Сизифе». Дается несколько формулировок этого понятия. Мир сам по себе не абсурден. Мир попросту неразумен. Это все, что можно о нем сказать. Абсурдно столкновение этого иррационального с отчаянным желанием ясности, глубочайший зов которого исходит от человека. Человек чувствует в себе желание счастья и разума. Абсурд возникает в этой очной ставке между человеческим зовом и бессмысленным молчанием мира. Человек спрашивает, мир молчит. Следовательно, бессмысленность поведения человека.
Реалистичность не отвечает человеческим требованиям разума, закона, смысла. Абсурд связывает человека и мир так, как людей может соединить ненависть. Бунт, неприятие, ненависть, гордость. Человек не может принять бессмысленность и ищет смысл. Наше высшее решение и спасение в том, чтобы найти свою самость.
Артега-и-Гассет. Быть самим собой, а не быть под властью языка и традиций. Человек должен найти свою самость. Думать то, что человек действительно думает. Человек испытывает 2 страха, которые ведут к тому, что он забывает о себе: 1) онтологический (где я настоящий, что есть мое подлинное Я); 2) житейский (житейские трудности, которые всегда господствуют над страхом онтологическим).
Человек ни о чем не задумывается. но есть чувство тоски, неудовлетворенности. Человек начинает ощущать, что мир враждебен, лишен смысла, глупый балаган, пантомима. Человек чувствует себя лишним.
Чувство абсурда – не вполне осознаваемое. Повесть Камю «Посторонний» очень глубоко передает это. Герой повести Мерсо живет чувством абсурда. Ему все кажется искусственным. Он чувствует фальшь и абсурд. Есть мотив скуки (одно и то же, никакого выхода, просвета). У героя нет иллюзий, он вне иллюзий всех людей. Он – посторонний. По сюжету он совершает преступление, его судят. Герой в ходе следствия все больше укрепляется в своем мнении. 2 части повести: суд над Мерсо за убийство. Почему абсолютно честный человек так равнодушен к реальности, не верит в ценности. В ходе судебного следствия герой осознает свой опыт как истину. Позицию абсурда занимает сознательно.
Конфликт, изображенный здесь – конфликт культуры (внутренний трагический конфликт 20 века).
Театр жестокости.
Основатель - Антонен Арто. Арто разработал собственную театральную концепцию, называемую «театр жестокости» («крюотический театр»).
Программный текст «Театр и его двойник». Арто выделяет 2 типа театра:
1. традиционный, обманный
2. театр- двойник, раскрывающий суть бытия.
Арто стремится к разрушению всех форм.
«Жестокость»- не бытовая (проявление эгоизма), а разрушение индивидуальности.
Жестокость- это акт творения. В любом творчестве есть насилие.
Арто задумал вернуть греческий катарсис в театр. Способы достижения- актер должен проходить через жестокость. Жестокость — аспект трагического, ведущий к высокому потрясению зрителя. Для этого тело актера должно превратиться в «крик», то есть работать на пределе физических и психических способностей. Действие в театре жестокости доводится до гротеска. «Необходимо вырвать вещь из ее контекста».
В пьесах Арто используются ритуальные структуры. Арто вводит понятие «аффектированного атлетизма»- это чувственная способность переносить тяжелое.
«Актер должен стать иероглифом». Объединяются звук, движение, слово, зрительные и музыкальные элементы.
Часто рядом с Арто упоминают маркиза Де Сада. Но у него жестокость- тоже средство постижения смысла- смысла любви. Жестокость- путь к пониманию.
Арто пластический театр.«Теория пластического театра» (метод англиканской драмы: о роли цвета, света, музыки, жеста, о невербальных ср-вах создания спектакля) Для раскрытия сущности конфликта н.сценические средства. 60-70-е гг.: власть безличного начала предстаёт в своих последствиях, ведущих к опустошению чел-ого сознания. Тв-во Арто: великий реформатор театра 20в. Проект нового театра. Истоки – идеи авангарда, сюрреализма. Оказал влияние языком своих текстов. Создавал сильные метафоричные идеи, кот-ые м.б. воспринять по-разному. С 60-х гг. его идеи оказ-ли воздействие. Концепция взрыва трад.театр.форм. Арто часто сравн.с Ницше (близок к радикализму). Театр д. потрясти сознание зрителя, вывести на поверхность власть эмоций в жизни, извлечь потаённые силы хаоса. Статьи: «Театр и жестокость», «Театр и Чума». Болезнь – следствие внутр.скрытого психолог.напряжения. Экзальтированность чувств в СВ действ-но была. Сравнение театра с этой болезнью. Театр берёт жесты и доводит их до крайности. Огромное значение придаётся невербальному. Важно не оставлять кинематографу заботу о том, чтобы выявить Мифы современного человека и современной жизни. О нет, театр сделает это в одному ему свойственной манере, иначе говоря, в противоположность поверхностному раскрытию мира с точки зрения экономики, пользы и техники, он вернется к великим заботам, великим и значительным страстям, которые этот современный театр обнаруживает под всем лоском якобы цивилизованного человека. Театр Жестокости и был создан для того, чтобы внедрить в театр представление о жизни страстной и судорожной; и жестокость, на которую нам хотелось бы опереться.