Проблема и условия аутентичности художественного высказывания в искусстве XX века.
Аутентичность высказываниязначит, что оносовершено,этоне механическое сочетание слов,здесь естьчеловек. Проблема аутентичности художественного высказывания связана, прежде всего, с трудностями нахождения внутренне убедительного слова и формы, способных адекватно передать подлинный опыт переживания реальности– и прежде всего, реальности бытия человека.
В первую очередь это связано с проблемой понимания человека, который не укладывается в клишированные модели представлений о нем. Понимание не естественно. Оно требует усилий. Проблема аутентичности в том, чтобы работа понимания вошла в текст. Тогда это будет настоящее, жизнь войдет в текст. Чтобы была аутентичность, должна быть работа понимания. В тексте нужно ощущать трудность, усилия понимания. Такие усилия совершал Флобер. Мы не может просто подражать. Это не будет мимезисом. Проблема в том, чтобы творить, искать, а не подражать.
Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства».Книга была написана, чтобы объяснить, в чем специфика нового искусства. 2 ключевых места. 1. Глава «Немного феноменологии»: люди по-разному воспринимают смерть близкого человека. Автор отделяет человеческое восприятие и специальное. 2. Ситуация с окном: мы можем смотреть через окно и видеть сад. А можем видеть стекло. Стекло – слово, краски для художника. Восприятие искусства требует видеть стекло, медиум. Читатель, который переживает за героев, видит в них людей, не видит акта искусства. Если он смотрит на портрет и думает о герое, он не видит искусства.
В каждом произведении 2 события: событие изображения и изображенное событие. Или одно или другое (по Гассету). В реальности одно через другое. Воспроизведение технической стороны, языка произведения важнее, чем то, что изображено. Его интересует творческий акт, работа понимания, работа с языком, усилия художника.
Искусство становится откровенной игрой и т.о. достигает аутентичности. Искусство становится ироничным, стилизует язык, язык искусства ощутим.
Театр не должен представляться жизнью, перед зрителями актеры, работа режиссера. Актеры не сливаются со своими персонажами. Создается специальная техника игры актера, которая не допускает иллюзию реальности. Разрушается возможность создания иллюзий. Актеры могут менять свои роли. Под одеждой персонажа современная одежда. Очуждение языка.
Создание нового образа человека. Характерной особенностью этого образа становится текучесть, неустойчивость границ, полицентризм – невозможность привести все его аспекты к единому центру, одному началу, одной точке зрения, одной версии. Оказывается, сам человек внутри себя лишен целостности, он находится в противоречии со своим сознанием, разные стороны его существа живут в разном времени, он никогда не находится полностью “здесь и сейчас”.
2 пути по решению проблемы аутентичности высказывания: 1. Вчувствование и субъективация. 2. Абстрагирование и объективация.
Это формы реакции на отчуждение, его преодоление, но разными путями. Первая- Человек стремится к контакту, к непосредственности отношений, к искренности, к преодолению одиночества, преодолению границ м/у людьми, стремление почувствовать другого человека. Вторая – сопротивление, создание границ, установление дистанции м/у миром и собой, практики холодности (в социальном плане). Соблюдение норм холодной корректности. Человек не позволяет себе быть открытым, рефлексирует над собой, над происходящим, рациональное поведение.=» Практики абстрагирования и объективации. Т.Е. разные теории ис-ва в начале 20 века.
1. Концепция вчувствованиявосходит к немецкому романтизму,заново рождается в конце 19-начале 20 века (Теодор Липс «Эстетика» - его самая законченная система). Эстетический акт мыслится как акт вчувствования в предмет (переживание). Образ строится на субъективных переживаниях, одушевлении, очеловечении окружающего. Вселиться в другое сознание - как оно себя осознаёт, чувствует. =» Персонификация субъекта. Субъект входит в эстетический объект. Герой совпадает с автором.
2. Противоположая концепция - концепция Вильгельма Волингера (Ворингер). Его книга «Абстрагирование и вчувствование», т.е. сознательно противопоставляется 2 концепции, 2 ис-ва: 1. Ис-во на основе принципов вчувствования, ис-во подражания природным формам, органике. Субъект отождествляет себя с окружающими вещами, не смотрит на мир со стороны. Воплощает себя в этих натуралистических формах. Этот путь Волингер считает не очень продуктивным, т.к. нет дистанции, творческой воли, способности формировать, сознательной активности. 2. Он защищает путь абстрагирования. Истоки этой практики – в древнеегипетском ис-ве (абстрагирование геометрической формы. Оно противопоставляется др.греч ис-ву – ис-ву вчувствования). Необходим этот путь, потребность человека сознательно достигать реальность, вычленять фундаментальные принципы жизни, находить что-то устойчивое, объективно существующее. Человек ищет изначальные схемы, кристаллические формы жизни. Красота ис-ва – в стиле, в стилизации, т.к. стиль выводит на поверхность объективные структуры).
Путь абстрагирования создает свои формы и в 20 веке. % Абстрагирование – основной лозунг ис-ва импрессионизма.