Р.Г. Ахметзянов, Л.Л. Ахметзянова
педагоги дополнительного образования МОУ «Гимназия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К народным традициям должно
быть высочайшее внимание,
их надо изучать и принимать всей душой,
их надо осваивать.
А.Б. Салтыков.
Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.
При ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Программа «Преображение себя и мира» решает эту задачу, соединив в интеграционном курсе содержание деятельности кружков «Резьба по дереву» и «Роспись по дереву», которые органически взаимосвязаны, объединенные одной целью. Интеграция программ помогает формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире, способствует соединению получаемых дифференцированных знаний в единую систему. «Преображение себя и мира» – своеобразный интегрированный курс, исходящий из общих интересов, навыков и знаний двух педагогов.
Особенностью программы является и выделение большего, чем в других программах, количества часов на изучение традиционного искусства народов Севера. Интегрированное изучение декоративно-прикладного искусства русского и северного обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре.
Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся учатся соединять знания и умения техники выполнения декоративно-прикладных изделий резьбы и росписи по дереву с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают не только красивые, но и полезные изделия. Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в воспитании активной, нравственной, творческой личности, изучающей духовное наследие предыдущих поколений.
Цель программы: развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через декоративно-прикладное искусство резьбы и росписи.
Задачи программы:
1) приобщить детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской и северной народных культур;
2) познакомить учащихся с красотой и богатством русского и северного декоративно-прикладного искусства через самостоятельное творчество;
3) научить понимать своеобразие северных промыслов;
4) развить навыки художественной резьбы и росписи по дереву на основе повтора, вариации, импровизации;
5) привить любовь к декоративно-прикладному искусству.
Программа рассчитана на три года обучения. Общее количество часов – 216 (72 часа – каждый год обучения).
Первый год обучения: «Основы художественного изображения».Содержание направлено на воспитание у детей бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.
Второй год обучения: «Орнамент в искусстве национальностей». Подкрепляет интуитивное ощущение ребенка о незримой связи между собой народов разных национальностей.
Третий год обучения: «Красота родного края». Нацеливает на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народа, учит видеть и восхищаться красотой родного края.
В основу программы положены:
1. Тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством формирования художественно-творческой активности у детей.
2. Система межпредметных связей (музыка, труд, история) позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
В программе соблюдается принцип преемственности – от детского сада к школе, от простого к сложному.
Программа предназначена для учащихся 8-15 лет (2-9 классы). Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю. Наполняемость групп – 12-20 человек. Зачисление в кружок проходит на основе желания детей и предварительного собеседования. Первоначальной базой для дальнейшего овладения навыками являются знания, умения и навыки, приобретенные в детских садах и в 1-ом классе. На основании усвоения программного материала, овладения знаниями, умениями и навыками на конец учебного года, возможности воплощения их в изобразительную деятельность ребенок переводится на следующий год обучения.
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагоги знакомят детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение.
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных изделий. Программой также предусмотрены посещения выставок, встречи с народными мастерами, творческие и поисковые экспедиции, экскурсии в краеведческие музеи. Как итог реализации программы ежегодно проводятся выставки; кроме этого, работы учащихся принимают участие в городских и окружных конкурсах.
Учебно-тематический план
1 года обучения
«Основы художественного изображения»
Тема кружка "Резьба по дереву" | Тема кружка "Роспись по дереву" | Общее количество часов | Теорети-ческие | Практи-ческие |
1. Вводное занятие | - | |||
2. Народно-прикладное искусство в творчестве народных мастеров | - | |||
3.Композиция в гео-метрической резьбе | 3. Орнамент, компози-ция и цвет в росписи. | |||
4.Изготовление доски для сказочных мотивов | 4. Работа над росписью по хохломским моти-вам | |||
5.Изготовле-ние доски в виде спинки стуль-чика | 5. История возникнове-ния городецкой рос-писи. Работа по горо-децким мотивам. | |||
6.Изготовление объём-ных элементов с токар-ной обработкой (фи-гурки северных народ-ностей) | 6. Работа над орнамен-том коренных народов Ямала. | |||
7.Изготовление мат-рёшки (плоская форма в виде разделочной доски) | 7. История возникнове-ния семёновской рос-писи и работа по се-мёновским мотивам. | |||
8. Выставка работ учащихся, подведение итогов. | ||||
Итого: |
Содержание программы кружка "Резьба по дереву"
Го года обучения
Вводное занятие
Знакомство с кабинетом и его оборудованием. Правила техники безопасности, основы гигиены и санитарии.