Введение. Русский и ненецкий песенный фольклор: особенности песнопения.

Теория. Расширение круга представлений учащихся о русском и ненецком фольклоре. Начальные понятия о закрепленном (нотированном) традиционном песенном материале и его вариантах.

Практика. Совершенствование коллективных и индивидуальных форм исполнения; упражнения на дыхание, работа над особенностью подачи фольклорного звука; работа над дикцией.

Театр народной песни.

Русские народные песни.

Теория. Русская народная песня, как и всякое художественное творение начинается с замысла. В народной песне замысел прост, он содержится в расшифровке самого содержания песни. Любая русская песня имеет глубокое образно-смысловое начало.

Для того, чтобы в детях развивалась творческое отношение к произведениям народного творчества, необходимо дать им возможность «поставить» песню по-своему. Но для того, чтоб народная песня была «разыграна» на первых занятиях, нужно дать методические установки. Для этого с детьми необходимо:

1) прочесть внимательно текст песни; выявить ритмические особенности;

2) проанализировать жанр;

3) обдумать действия и поведение персонажей;

4) спланировать хореографию;

5) обдумать художественное оформление

Такое многообразие задач, поставленных в каждой из этих маленьких пьесок, содействует развитию многогранных способностей ребятишек.

Практика. Обучение детей пению на два голоса; разучивание слов и мелодий; упражнение на дыхание, упражнения со звуком; игра на шумовых инструментах; ролевое обыгрывание песни.

Ненецкие народные песни.

Теория. Прослушать ненецкие народные песни. Определить жанр и характер произведений, дать перевод песен. Дается объяснение, в чем заключаются голосовые особенности исполнения северных песен.

Практика. Учить исполнять авторские песни ненецких композиторов, переведенные на русский язык. Работа над выразительностью исполнения.

Творческая мастерская «Красна песня ладом».

Конкурс на лучшую инсценировку русской народной песни.

Примерный репертуар 2-го года обучения

Русские народные песни:

«Тень-тень-потетень», «Лежал воробей», «Как у ноя-то козел», «Как по реченьке утенушка плывет», «Как у бабушки козел», «А я по лугу», «Долговязый журавель», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Как за нашим за двором», «Было у матушки много детей», «Ой, вставала я ранешенько», «Савка и Гришка», «Покажи-ка, воробейко», «Тили-бом, тили-бом загорелся кошкин дом», «Комарик», «Две уточки», «Война грибов».

Ненецкие песни:

Слушание (народные песни):

«Сихиртя» в исполнении Е. Лаптандер, Е. Сусой.

«Маленький помощник» в исполнении Н. Няруй.

Пение (авторские песни):

«Хадэцако». Слова и музыка С. Няруй.

«Тэтэль-Вэтель». Слова и музыка С. Няруй.

«Сенгакоца». Слова и музыка С. Няруй.

Тематический план

Второго года обучения

«ВЫРАЗИМ СЕБЯ В ФОЛЬКЛОРЕ»

№ темы Название темы. Теория Практика
Количество часов
1. Вводное занятие «У наших ворот всегда хоровод»  
2. Театр народной песни.
3. Ненецкие народные песни.
4. Итоговое занятие – посиделки «Красна песня ладом».  
  Итого: 34 часа

К концу второго года обучения дети должны:

Знать: особенности русского и ненецкого народного пения; определять характер песен; названия простейших музыкальных инструментов. Понятия – ритм, темп, динамические оттенки.

Уметь: петь песни «а капелла» и с музыкальным сопровождением; самостоятельно инсценировать песни; выразительно петь пройденные песни.

Творческие задания:

1) завершение мелодических оборотов;

2) сочинение песен, образов, героев фольклорных песен.

Репертуар для одаренных детей:

«Ой, ходила Каледа», «Ой, кто, кто Николая любит», «Уж ты веснушка, весна», «Гибки доски».

Третий год обучения

«Русские календарные обрядовые песни» (34 ч)

Введение. Песенный обрядовый фольклор.

Теория. Освоение нотной грамоты; звукоряд; составление из звуков е, ле, ви, на, зо, ра различных последовательностей. Знакомство с простейшими музыкальными инструментами: дрова, коробочки, бубенцы. Жанровый состав песен.

Практика. Активизация исполнения коллективных и индивидуальных форм песнопения: упражнение в трехголосном исполнении песен.

Календарные обрядовые песни.

Жнивные песни.

Теория. Древнее происхождение жнивных песен, припевок, сопровождающих физический труд и помогающих ему. Мужские, женские и детские жнивные песни. Организующая роль ритма в процессе труда. Эстетическое отношение к труду, его идеализация в фольклоре. Разновидности жнивных песен. Трудовые песни ненецкого народа.

Практика. Разучивание слов и мелодий жнивных песен, трудовых песен ненецкого народа; их выразительное исполнение. Театрализация праздника «Жниво».

Заклички.

Теория. Заклички как жанр фольклора, их назначение и виды.

Практика. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением.

Колядки.

Теория. Разнообразие жанров колядок: щедровки, овсени, таусени, усени, величальные, виноградья, подблюдные, волочебные песни. Образное содержание, народная символика. Лаконизм формы и поэтичность содержания. Узкий диапазон трихордовые попевки.

Практика. Разучивание слов и мелодий колядок, пение «а капелла» и с музыкальным сопровождением.

Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание обряда «коляда».

Масленичные песни.

Теория. Древнее происхождение масленичных песен. Архаические попевки. Характерные ритмоформулы масленичных песен. Особенности исполнения, ладовая окраска.

Практика. Разучивание слов и мелодий. Работа над выразительным исполнением.

Игра на простейших музыкальных инструментах. Разыгрывание масленичных гуляний.

Игровые песни.

Теория. Древнее происхождение хороводов. Синкретизм жанра. Тематика игровых песен.

Практика. Разучивание слов, мелодий и движений в игровых песнях. Работа над выразительным исполнением.

Наши рекомендации