Английская красная и капут - мортуум.
200 частей железного купороса помещаются в фарфоровой чашке и подсушиваются для обезвоживания при температуре 250—350°.
Обезвоженный железный купорос измельчается и прокаливается при температуре до 750° С в течение 3 часов; образуется окись железа оранжево-красного цвета.
Для получения капут-мортуума в обезвоженный железный купорос добавляется 3— 5%. поваренной соли и прокаливается при температуре 750—850° до образования красно-фиолетового оттенка.
После прокалки пигменты измельчаются, промываются горячей водой, сушатся и просеиваются.
Для получения английской красной прокаленную окись железа смешивают с мумией Невьянского месторождения в соотношении 1:1.
Киноварь красная.
Рецепт (в весовых частях):
Ртуть 10
Сера 9
Едкий кали 4
Вода (для раствора едкого кали) 5
10 частей ртути растирается в фарфоровой чашке с 3 частями серы и 1 частью 20— 25% раствора едкого кали; в аморфную черную массу добавляется остальная часть раствора едкого кали, чашка ставится на песчаную баню и нагревается в течение 3—6 часов при температуре 70—80°С,
В процессе нагревания выпаривающаяся вода время от времени доливается, и шихта размешивается.
Сернистая ртуть сначала буреет, а потом переходит в ярко-красный цвет (после продолжительного отстаивания).
Полученный пигмент тщательно промывают вначале слабым раствором щелочи для удаления следов серы, а затем водой для освобождения от щелочи.
Дальнейшие операции те же, что и в предыдущих опытах, т. е. сушка и измельчение.
Вся работа проводится в вытяжном шкафу.
Охра красная, сиена жженая и умбра жженая.
Для превращения охры светло-желтой, темно-желтой в красную берется 100 частей сухой, отмученной и просеянной охры, прокаливается в течение 2—3 часов (в зависимости от количества взятой на прокалку охры) при температуре 500— 600°, при этом гидроокиси железа переходят в окиси.
Различные оттенки оранжево-красного, красного и вишнево-красного получаются в зависимости от качества исходного сырья.
Светлые охры дают оранжево-красный оттенок.
Темные охры (например, кончезерская) дают оттенок от оранжево-красного до вишнево-красного. На цвет пигмента влияют температура и время прокалки.
Таким же способом получается сиена жженая и умбра жженая.
Марсы желтый, оранжевый и красный.
Рецепт (в весовых частях):
Железный купорос 3
Кальцинированная сода 2,5
Алюмокалиевые квасцы 1
Бертолетова соль 1
Вода 20
В эмалированной кастрюле приготовляется раствор железного купороса, содержащий 3 части в 30 частях воды и 1 часть квасцов в 15 частях воды. Алюмокалиевые квасцы можно вносить при окислении, но с добавкой соды, нагревая до температуры 40—50° С.
Затем при размешивании осаждают раствором кальцинированной соды (2,5 части соды в 30 частях воды). Для перевода гидрата закиси железа в окись к промытому осадку приливают при той же температуре раствор бертолетовой соли.
Хорошие оттенки пигмента получаются при окислении осадка на воздухе.
Для ускорения процесса окисления кислородом воздуха в реакционную массу продувают воздух.
Для получения оранжевого марса берется сухой порошок желтого марса, приготовленный вышеуказанным способом, и прокаливается в фарфоровой чашке при температуре 300 — 450° С.
При увеличении температуры прокалки до 750° С можно получить различные оттенки красного марса.
Берлинская лазурь.
Рецепт (в весовых частях):
Железный купорос 18
Желтая кровяная соль 20
Серная кислота (66°Ве) 3
Бертолетова соль 1
Железный купорос (9 г) растворяется в 100 г воды и нагревается до температуры 70— 90° С. Отдельно приготовляется раствор желтой кровяной соли 10 г в 100 г воды и медленно при размешивании сливается в раствор железного купороса. При этом образуется белая масса. Осадок промывают от раствора солей и вливают серной кислоты 1,5 г, затем доводят температуру до 70—80° и добавляют бертолетову соль в виде раствора 0,5 г в 5 см3 воды. Дальнейшие операции обычные для осадочных пигментов (т. е. промывка, сушка и измельчение)
Свинцовые белила.
Рецепт (в весовых частях):
Свинцовый глет 1
Уксуснокислый свинец 2
Вода 30
В колбу вносится 10 частей свинцового глета и 20 частей уксуснокислого свинца, растворенного в 300 частях воды.
Колба соединяется стеклянной трубкой, один конец которой спущен в реакционную смесь почти до дна колбы, другой же конец трубки присоединяется к аппарату Киппа, в котором содержится мел и раствор соляной кислоты для получения углекислого газа. Открывается кран аппарата Киппа, и в колбу при температуре раствора 20—30° С пропускается мелкими пузырьками углекислый газ.
Образовавшийся в колбе осадок свинцовых белил тщательно промывается дестиллированной горячей водой до почти полного удаления ацетата свинца, затем осадок сушится и измельчается.
Цинковые белила.
Рецепт (в весовых частях):
Хлористый цинк 14
Кальцинированная сода 12
Вода 300
Отдельно приготовляются растворы хлористого цинка — растворением 14 частей соли в 150 частях воды и кальцинированной соды 12 частей в 150 частях воды.
Раствор соды при помешивании медленно вливается в раствор хлористого цинка: образующийся белый осадок углекислого цинка переносится на фильтр и промывается горячей водой до удаления хлористого натрия, затем осадок сушится, измельчается и в тигле прокаливается при температуре 700— 800° С, при этом углекислый цинк разлагается с образованием белой окиси цинка, т. е. цинковых белил.
Испытание светостойкости краски ртутно-кварцевой лампой.
Ртутно-кварцевая лампа состоит из кварцевой горелки и трансформатора. В кварцевую трубку впаян электропровод;
при пропускании тока ртуть испаряется, и пары ее излучают большое количество ультрафиолетовых лучей.
Воздух из трубки удаляется.
На стеклянную пластинку наносится краска; часть пластинки закрывают черной полоской бумаги и помещают на расстоянии 25 см от лампы. Записывают продолжительность облучения и сравнивают изменение цвета накраски под действием ультрафиолетовых лучей затемненной и открытой части.
Испытание маслоемкости пигментов.
Предварительно отдельно взвешивается сухой пигмент примерно 5—10 частей и связующее (масло со смолой и воском). Часть пигмента высыпается на чистую фарфоровую плиту и понемногу к нему приливают связующее вещество, перемешивают шпателем и перетирают курантом, производя им узлообразные движения.
Краску время от времени берут шпателем и определяют консистенцию и степень перетира; в случае избытка масла добавляют пигмент и продолжают перетир.
Хорошо стертая краска при нанесении на стекло не имеет крупинок частиц и хорошо берется на кисть не расплываясь.
По окончании перетира взвешивают пигмент и масло, определяют количество пигмента и связующего, израсходованных на приготовление пасты, и выводят маслоемкость.
Испытание прочности пигментов при смешениях.
Берутся произвольные количества художественных красок двух цветов, например, киновари и свинцовых белил, лимонного кадмия и свинцовых белил, краплака и свинцовых белил, краплака и цинковых белил и т. д.
Краски тщательно смешиваются на плите и наносятся на полоску загрунтованного холста, с постепенным уменьшением слоя краски.
Накраска разрезается пополам — одна часть выставляется на солнце или подвергается облучению ультрафиолетовыми лучами, а другая сохраняется в тени. Записывается время начала испытания и проверяются изменения краски через определенные промежутки времени.
Накраски, находящиеся под облучением и на свету, проверяются на изменение в толстом, среднем и тонком слоях и сравниваются с выкрасками, находящимися в тени.
Результаты записываются в дневник.
Высококачественные художественные краски не должны изменять первоначальный цвет при длительном (не менее 4—5 месяцев летнего периода) воздействии солнечным светом.
Оглавление книги «Технология живописных материалов» >>>