Европейская культура в эпоху возрождения
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основные тенденции
1. Постижение мира, наполненного божественной красотой с помощью человеческих чувств. Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство.
2. Ощущение человеком трагичности своего существования. Одаренный художник эпохи Возрождения ощущал в себе силы, подобные Творцу, ставил перед собой задачи, которые заведомо невыполнимы в мире культуры (попытка создать иное бытие, трансцендентное). Но христианская идея греховности мира и искупления человеческих грехов не совпадала с идеалами античности. Бердяев отмечал: " В эпоху Возрождения случилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества".
XIII-XIV вв. — Проторенессанс (дученто, Предвозрождение)
Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность.
Существует теория, суть которой в том, что Возрождение началось с неудовлетворенности художников рамками господствовавшего "византийского" стиля, заставившей их в поисках образцов для творчества обратиться к античности.
Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Одним из первых отказался от "византийской манеры"
Пьетро Каваллини (1240 –1330). Выполнил мозаики на темы жизни Богоматери в церквях Санта –Мария в различных городах. Придавал изображениям материальную осязаемость, объемность, используя пластичную моделировку форм светотенью и цветом.
Джотто(1266-1337) стремился христианские этические идеи передавать через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, заменил символику изображением реального пространства и конкретных предметов. На знаменитых фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе можно увидеть рядом со святыми совсем необычные персонажи: пастухов или пряху. Каждое отдельное лицо в произведениях Джотто выражает вполне определенные переживания и характер.
О художественном творчестве
В Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, разглядев в человеке — создании Божьем - высшую способность к самостоятельному творению, нашли в художниках не только своих единомышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или художник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник поэтому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый (именно в живописи был открыт закон прямой перспективы, перенесенный затем - в архитектуру, именно художники проявили практический интерес к законам строения человеческого тела - сочинение Андрея Везалия по анатомии было в этой среде популярно), но не только.
Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобретением", но любое конструирование — механический, мы бы теперь сказали, инженерный труд тоже почитается культурой Ренессанса. Для этой эпохи любой труд, умственный ли, ручной ли, литературный ли одинаково ценен, ибо реализует разные способности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да Винчи, Микеланджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих, и, казалось бы, далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника, архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуальным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд на мир. Возникало авторское искусство, сходный процесс осуществлялся и в литературе. Интересно, что восприятие себя как автора, чей единственный и особенный "мир может быть интересен читателю или зрителю, сочетается с интересом к глубокому постижению мира внешнего, природного. Вот почему в живописи автопортрет и портрет соседствует с подробно прописанным пейзажным фоном, а в автобиографиях и жизнеописаниях великих людей эпохи достаточно место уделено поэтическому описанию природы. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессансной литературе от поэзии (Данте, Петрарка) и новеллистики (Боккаччо) к драме (Шекспир) положили начало литературе Нового времени — авантюрному, психологическому, реалистическому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической поэзии.
Эпоха от Возрождения до Реформации стала временем колоссальной подготовительной работы по переориентации человека, да и всей европейской культуры в целом, которое многие исследователи называют "культурным переворотом". Результатом чего явились: новый субъект культуры — самодействующий человек, полагавшийся на собственный разум, опыт, знания и умения; новый объект человеческой деятельности — практически и теоретически изменяемый мир, одновременно и природный и Божественный; новое отношение к Богу — у гуманистов бесконечно возвышающее человека, у протестантов — унижающее его, однако через личную веру оставляющего надежду на личное спасение; новые социальные связи — не только связанных с новой структурой общества: буржуа и пролетариями, торговцами и банкирами, но и с профессионализацией всех видов деятельности — сферы искусства, образования, наук, предпринимательства, а также с появлением новых религиозных и светских сообществ (католические ордена и протестантские секты, кружки гуманистов); новое отношение человека к самому себе, сформулированное Рабле: "Делай, что хочешь — твори добро", в протестантизме закрепившееся в двух девизах: "личного спасения" и "всеобщей полезности людей друг другу".
Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, как это и делал Н. Бердяев, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации.
Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации. Реформация дополнила и своеобразно развила ренессансные идеи.
Если итальянское Возрождение стало началом новой городской буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила динамичное развитие капитализма в Европе.
[1] Само понятие «Возрождение» (Ренессанс) восходит к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари (1550 г.), где он подчеркивает возвращение к античности, ее "возрождение".
Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл:
· возвращение к идеалам и ценностям античности;
· отождествление с Христовым Воскресением — Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти).
Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от "средневековой дикости, темноты и невежества" (состояние смерти) "к свету культуры и человечности" (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни — Воскресение).
[2] В "Ренессансе,— отмечал Н. Бердяев,— произошло бурное и страстное столкновение нового духовного содержания христианской жизни, которое возрастало на протяжении всех средних веков, столкновение человеческой души, заболевшей тоской по иному, трансцендентному миру и не способной уже удовлетвориться этим, с вечно возрождающимися и возрождающими античными формами. То была душа, заболевшая жаждой искупления и приобщения к тайне искупления, которой не знает античный мир, душа, отравленная христианским сознанием греха, христианской раздвоенностью между двумя мирами, не способная удовлетвориться формами природной жизни и культурной жизни античного мира"
[3] от ла. «гуманус» - человечный.
[4] Эразм Роттердамский: важен не просто данный людям ум, а его развитие, совершенствование. Людьми не рождаются, а воспитываются. Воспитание это обучение, поэтому, человек, не обученный каким-либо наукам, есть животное, в некотором отношении худшее, чем дикое.
[5] Термин "Реформация" (лат.— преобразование) означает мощное религиозное движение, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков.
[6] После произошедшей в конце XVI веке буржуазной революции, Нидерланды распались на две части - королевскую Фландрию и буржуазную Голландию.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
"Возрождение" (14 – 16 вв. – Италия, 15- 16 вв. – Европа) – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI)[1].
«Возрождение» – «возвращение» к своим истокам.
Для Италии - ее великим историческим прошлым была античность. Разыскиваются рукописи античных писателей (найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия), произведения искусства.
Северная Европа вслед за Италией наряду с античностью "вспоминала" и свои варварские истоки, отсюда более тесная связь Северного Возрождения с готикой, со средними веками.
Возрождение несло с собой секуляризацию культуры. Однако, борясь против всевластия церкви, Возрождение, особенно Северное, где реформационное движение способствовало укреплению религиозных начал в жизни, никогда не переходило к борьбе с христианской религией.
Основные черты эпохи Возрождения
- Светский характер
- Антропоцентризм
- Гуманистическое мировоззрение
- Антифеодальная, антицерковная направленность
- Модификация средневековой христианской традиции
- Особое отношение к античности – возрождение памятников искусства и античной философии
- Новое отношение к миру
8. Самоутверждение личности носило духовный характер. Не потеряв веру в бога, люди осознали свою значимость, ответственность за самих себя.
Место возникновения – Италия. Здесь развитие культуры проходило более высокими темпами, что было связано с бурным развитием городов. Причины:
1. Благоприятный климат, способствующий развитию традиционного хозяйства и промыслов,
2. Удобное географическое положение, позволявшее быть торговым посредником между Востоком и Западом (особенно с XIII в., когда старая европейская дорога — водный путь "из варяг в греки" — стала слишком опасной и практически недоступной).
3. Городская культура опиралась на мощную традицию античной городской культуры, была укоренена в исторической памяти народа.
Причины возникновения:
Экономические. Расцвет городов и городской культуры: в Италии с XII в., а в Нидерландах — с XV в. Развитие европейского города заключалось в следующем:
1. Расцвет ремесел и торговли,
2. Накопление капитала и появление условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре.
Из феодального мира город выделяли:
Наличие специализированного производства. В отличие от крестьянина, ведущего натуральное хозяйство и вынужденного одновременно быть не только земледельцем, скотоводом и виноградарем, но и столяром, ткачом, кожевенником, изготовлять собственными руками практически всю свою нехитрую утварь, ремесленники все более и более становились профессионалами. Даже такие традиционные крестьянские работы, как выпечка хлеба или пивоварение, были в городе вполне самостоятельными занятиями. Это был подготовительный этап становления профессионализации, характерной для Нового времени;
Ориентированность городской экономики на денежный обмен. То, что крестьянин традиционно производил в собственном хозяйстве, горожанин покупал на рынке. Город с самого своего возникновения был ориентирован на рыночную экономику.
Расширяющееся использование наемного труда. В городе ремесленники и торговцы, как правило, нанимали подмастерьев и приказчиков, платили им за это заработную плату. Патриархальные "семейные" отношения между мастерами и подмастерьями последовательно трансформировались в отношения хозяина и наемного работника.
Политические. Значительным открытием новой эпохи становятся Великие географические открытия, прежде всего, открытие Нового Света. Столкновение с неведомыми до сих пор цивилизациями и культурами не только меняло предметный мир культуры европейского человека, преобразовывало его быт, но значительно расширяло границы мира и человеческого сознания. Великие географические открытия — это начало европейской колонизации, в результате которой произошел контакт — столкновение различных культурных миров и началось распространение европейской культуры "вширь".
Социальные. Изменения в средневековом городе находят выражение в коммунальном движении и коммунальных революциях. Экономически окрепший город всеми средствами стремится освободиться из-под феодальной зависимости. В результате коммунальных движений многие города становятся вне феодального права, получают привилегию руководствоваться городским правом на территории города и в прилегающих окрестностях. Городское право не только обособляло городскую коммуну, изымало ее из-под сеньоральной юрисдикции, но и противопоставляло город феодальной системе.
1. Зависимый крестьянин, прожив за городскими стенами определенный срок (год и один день), приобретал свободу согласно известному принципу: "городской воздух делает свободным".
2. Многие города изгоняли проживавших в них феодалов или ограничивали их права, создавая новую городскую привилегированность.
3. Города устанавливали свои формы административной организации. Это были территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации (цеха и гильдии), объединения подмастерьев и органы коммунального самоуправления — городские советы.
Идеалы города.Главные устремления новых социальных сил были связаны с разрушением существующих феодальных перегородок между отдельными землями, с созданием единого централизованного (а в Северном Возрождении национального) государства (автор политической теории, отраженной в работе «Государь» - Н. Макиавелли. Политические идеалы эпохи Возрождения - в трудах Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город Солнца»).
Трансформация средневекового общества
· В ремесленных центрах помимо цеховых мастеров появляется совершенно новая для средневековья общественная группировка — постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда.
· Новой растущей социальной группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством, литературой и получающие средства для жизни благодаря своим занятиям,— интеллектуалы (европейская интеллигенция). Появление этой группы стало возможно потому, что укреплявшие свое материальное положение бюргеры, подражавшие образу жизни феодальной аристократии, значительно расширили число заказчиков и потребителей светской художественной культуры.
· Специфической городской группировкой был городской патрициат. Богатые горожане во многом подражали феодалам, но образ жизни их принципиально отличался от образа жизни подлинных баронов.
1. это была открытая социальная группа, постоянно пополняющаяся за счет вливавшихся в нее разбогатевших бюргеров.
2. их богатства складывались главным образом в торгово-ростовщической сфере, за счет откупных платежей и аренды городского имущества.
3. Значительная часть патрициата, особенно в Северной и Средней Италии, а также во Фландрии, все более предпочитала ростовщичеству и откупу городских монополий организацию доходного производства (особенно дающего высокий доход сукноделия).
· Социальная среда города, помимо этих трех динамично развивающихся социальных групп, включала в себя слои, принадлежавшие феодальному миру: светских сеньоров, поселившихся в городе, часть духовенства, которая осуществляла свою деятельность среди горожан (новые монашеские ордена доминиканцев и францисканцев). Эти социальные слои все более и более ориентировались на городскую культуру.
Изменение в мировоззрении горожан
Изменились представления об окружающем мире, времени, пространстве, труде, месте человека в мире, создавалась своя система ценностей и свои культурные потребности:
· Горожане, в силу своих жизненных деловых интересов нуждаясь в развитии естественных наук и мореходства, обеспечили переориентацию науки от познания Бога к познанию Природы.
· Горожане были наиболее заинтересованы в разрушении средневековой иерархической системы, в которой место каждого человека предопределялось его происхождением и отношением к феоду.
· Феодальная иерархия мешала горожанам активно заниматься своим делом — ремеслами, торговлей, интеллектуальной деятельностью, разбогатевшим в результате своей деятельности буржуа — занять соответствующую их экономическому положению социальную нишу.
· Горожане оказываются заинтересованными в том, чтобы нейтрализовать мощное политическое влияние церкви на жизнь общества, подорвать ее экономическое могущество, ибо церковь, как крупнейший феодал, являлась основной опорой феодальных отношений, средневековой иерархии и регламента их жизни.
Складывается новый идеал личности
Поднимающиеся социальные силы оказались заинтересованными в появлении нового типа личности — деятельной, творческой, свободной.
Они сформировали свой человеческий идеал, отличавшийся от средневекового рыцарства, но все же сохранивший в себе черты рыцарственности.
Этот идеал был представлен в трактате Бальдассарре Кастильоне "Придворный":
Наряду с рыцарскими искусствами (владение оружием, верховая езда)
· должен быть образованным (знать литературу, поэзию),
· способным выразить себя в творчестве (быть музыкантом, поэтом, художником или оратором),
· обладать хорошими манерами (быть опрятным, избегать грубых выходок и грязных выражений)
· отличаться хорошим воспитанием (быть уступчивым и вежливым).
· самое главное, не чуждаясь светских развлечений, быть в душе, а не на показ глубоко религиозным.
Трактат Кастильоне свидетельствует о том, что человек эпохи Возрождения стремился, не отказываясь от земных радостей, оставаться существом духовным.
Открытие Природы. Все искусство Ренессанса обращено к природе, вырабатывает на ее основе свои эстетические принципы.
Наука также стремится познать естественные законы мирового развития (в отличие от средневековой, сосредоточенной на познании божественных законов).
Однако Ренессанс обнаруживает новое отношение человека к природе: от созерцания (художественного и познавательного) тайн природы в начале эпохи он переходит к активной позиции, выступая, как ее завоеватель и покоритель.
В конечном счете, это не только меняет природу, не только создает новую среду обитания человека, но изменяет и самого человека.
Этим в итоге определяется радикальный сдвиг и переворот в развитии всего человечества: переход от органического к механическому и машинному складу жизни, говоря языком Н. Бердяева. Используя современную терминологию - намечается переход от космогенной, традиционной цивилизации к техногенной.
Самым значительным открытием эпохи Возрождения было открытие Человека. Средневековая культура была теоцентричной (даже в периоды "малых" ренессансов), центром мироздания она полагала Бога, а если и обращалась к человеку, имела в виду только его духовную природу, игнорируя естественное начало.
Только Проторенессанс ознаменовал собой поворот к утверждению человека в реальном природном мире. Представляя этот мир со всеми населяющими его существами единой братской семьей, Франциск Ассизский от имени самой природы провозглашал: "Бог создал тебя ради тебя, Человек!"
Но человек эпохи Возрождения существенно отличался от античного человека:
Стремясь воскресить античность, подражая ей, возрожденческая культура не могла достичь той спокойной и ясной гармонии, которая была в той или иной мере свойственна всей античной культуре и особенно полно выразилась в классической Греции. Это происходило потому, что внутренний мир возрожденческого человека, его мировоззрение существенно отличались от внутреннего мира античного человека, пребывавшего в полной гармонии с окружавшим его космосом, ощущавшим себя в единстве с ним. Все в этом мире было частью единого целого: природа, люди, божества.
Человек эпохи Возрождения, прошедший школу средневекового христианства, давно утратил ощущение гармоничного единства мира, так как сам оказался расколот на человека внешнего — природного и внутреннего — духовного. Вся возрожденческая культура стремится преодолеть этот раскол, но не в состоянии достичь этого[2].
Н. Бердяев подчеркивал сложность, противоречивость Возрождения, несводимость его к античному язычеству и творчеству. С его точки зрения, обратившись к античному искусству, ко всем формам античной жизни, античному познанию, античному государству, Ренессанс не мог их повторить, он своеобразно «преломил их в новом духе, в новом содержании».
В конце концов, меняются все результаты: платонизм эпохи Возрождения очень мало походит на античный платонизм, как не похожи на античное искусство эпохи Возрождения и создаваемые, хотя бы в теории, формы государственности. Отмечая особенности культуры Возрождения, Н. Бердяев обращает внимание на то, что хотя она и менее совершенна, чем, например, эллинская, но вместе с тем богаче своими исканиями и гораздо сложнее.
В эпоху Возрождения была создана новая идеология – Гуманизм[3]. Его основные черты: отказ от средневекового догматизма, светский индивидуализм. Гуманизм ставит в центр мироздания осознающую себя в своей свободе и независимости, в своем постоянном прогрессивном развитии человеческую личность. Гуманизм возник в XIV в. в Италии, а к концу XV в. утвердился и в Северной Европе. Родоначальниками гуманизма считаются Ф. Петрарка, К. Саллютатти, Л. Бруни, Дж. Пико делла Мирандола, М. Фичино.
В средневековом христианстве подчеркивалось богоподобие человека, т.к. у него есть душа, но только Возрождение, по существу, уравняло человека и Бога, подчеркнув, что они равны в творчестве, так как являются мастерами, "художниками", творцами окружающего мира («не тварь божия, но творец равный Богу»).
Согласно убеждениям гуманистов, человек-творец не только создает окружающий его мир, но чтобы состояться как личность, стать настоящим человеком, он еще должен сотворить себя сам.
Наделенный свободной волей человек, способный достигнуть всего, к чему он стремится, и быть тем, кем он хочет, обладает беспредельными творческими возможностями. Нет таких областей знания и деятельности, которые были бы ему недоступны.
Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, в исключительных достоинствах человека как природного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил.
Гуманисты, споря со средневековой моралью, на место религиозного культа страдания, аскетизма, умерщвления плоти ставили этику эпикурейства: земная жизнь не должна быть печальна, лишена радости и наслаждения. Подавление природных склонностей человека объявлялось преступлением против разума и природы.
Возрождение вновь открывало природного человека, которому христианство в своем сосредоточении на духовности в средние века объявило войну, борясь с его "низкими стихиями". Человек, воспитанный эпохой Возрождения, как бы заново открывает все прелести своего земного существования, ценность посюстороннего бытия, в том числе телесность и чувственность.
В человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность, красота. В качестве "идеального человека" признавалась сильная, талантливая и всестороннее развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.
Идеальный человек, по мнению гуманистов, - это "универсальный человек", человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и, со временем, люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружали атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.
Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность возможностей человека. Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, часто имеют в виду вполне определенные имена, прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.
Чтобы понять титанизм как явление, необходимо хотя бы кратко обратиться к жизни и творчеству этих гениев. Деятельность их поистине универсальна, им одинаково доступны и живопись, и архитектура, и литература, и естественные науки. Более того, они успешно могли интегрировать свои знания и открытия, сделанные ими в одних областях творчества, в другие области.
Титаны эпохи Возрождения в научных прозрениях выходили далеко за границы своего времени — достаточно вспомнить о технических предвидениях Леонардо да Винчи, о теории множественности миров Дж. Бруно или гелиоцентрической системе Н. Коперника.
Но титанизм как явление давал о себе знать не только среди людей великих. Стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного, были свойственны многим людям этой эпохи (прежде всего — эпохи итальянского Возрождения). Этот массовый "всплеск" энергии во многом породил феномен возрожденческой культуры.
Однако та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса отрицательную, или "обратную", сторону. Самоутверждалась не только личность высокая, творческая, но и личность аморальная.
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основные тенденции
1. Постижение мира, наполненного божественной красотой с помощью человеческих чувств. Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство.
2. Ощущение человеком трагичности своего существования. Одаренный художник эпохи Возрождения ощущал в себе силы, подобные Творцу, ставил перед собой задачи, которые заведомо невыполнимы в мире культуры (попытка создать иное бытие, трансцендентное). Но христианская идея греховности мира и искупления человеческих грехов не совпадала с идеалами античности. Бердяев отмечал: " В эпоху Возрождения случилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества".