На критику русского пастыря отца иерея Александра (Шумского)
В 2010 году известный либерал, русофоб, модернист, экуменист, сионист, почитатель Ходорковского и Радзиховского, отставной барабанщик игумен Пётр Мещеринов написал доклад «Вызов сегодняшнего дня: взгляд из России» (Интернет, http://www.bogoslov.ru/text/1253246.html). В нём он писал о сохранявшемся мистическом единстве Православной и Католической Церквей, о влиянии второй на первую (разумеется, благотворном), о Святом Игнатии, который взял да и начал критиковать любимых отцом Петром католиков. Он спел гимн Петру Первому, сделавшему столько зла для России. Такой опус не мог не вызвать гнева у истинно православных людей, которые понимают духовную суть западничества и католицизма. Среди русских людей, ответивших на произведение отставного барабанщика Мещеринова, был пастырь, священник Александр Шумский, человек образованный, обладающий широким кругозором, почитатель Достоевского, знаток философии Запада и России. Его статья названа «Смердяковское ницшеанство» (http://ruskline.ru/analitika/2010/12/14/smerdyakovskoe_nicsheanstvo). На статью отца Александра ответил руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко в своей статье «Визгливая ненависть представителя народа с «чистой детской верой» к собрату по вере (адрес в интернете http://www.k-istine.ru/head/daily_reflection/daily_reflection-012.htm).
В некотором смысле можно было бы согласиться с миссионером, действительно, лучше было бы «обойтись посредством носового платка», выражаясь словами классика, лучше было бы не огненным православным словом пройтись по ереси экуменизма, а вежливо, в стиле рококо написать с поклонами и реверансами свое покорное несогласие. Но рассмотрим же суть доводов уважаемого автора статьи-ответа на ряде примеров, отражающих позицию автора статьи.
Шумский пишет: "Визгливой ненавистью… истерика отца Петра достигает апогея".
"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же"(Рим.2:1). Ключевое "судя другого, делаешь тоже самое".
Отзыв иерея и есть "истерический визг" в сторону игумена Петра Мещеринова.
Все это было бы так, но иереем движет не «истерия», а стремление защитить православие. И еще интересно, что уважаемый господин Степаненко совершенно справедливо называющий людей, живущих в гражданском браке, крепким русским словом на букву б, использующий весь спектр стилей русского языка, осуждает пастыря, если и использующего жёсткие слова, то в пределах литературного, публицистического стиля.
Да и о каком влиянии на русский народ можно говорить, если адекватное повсеместное школьное образование начало зарождаться в России к началу XX века!
Русский народ духом своим чувствовал прелесть и ложь запада и католицизма, протестантизма. Мы всегда понимали свое предназначение. Недаром было распространено выражение «святая Русь». В деревнях люди были набожными. Ритмы крестьянской жизни были связаны с православными литургическими ритмами, образуя прекрасную симфонию, русскую симфонию, противную германизированному уху Мещеринова. Всё зло же шло от бесноватой интеллигенции.
И дело в моем филокатоличестве, что я вспомнил этих двух достойных мужей. Запад порождал богословов такой величины, - я не обсуждаю чистоту и правильность их трудов, а именно величину и значимость влияния, - именно на определенной цивилизационной почве, которая только начала зарождаться в России в конце XIX века, при этом эта почва в значительной степени не была самобытной, русской или византийской, а именно католической. Это очевидный исторический факт.
У нас был такой мыслитель, как Иларион Киевский, определивший надолго мысль Русской Церкви [1].
ЦИТАТА: «Но самое главное – Богу не был угоден народ с такой "чистой детской верой".Именно поэтому в 1917 году Он уничтожил царя, как гаранта сохранности этой "чистой детской веры"; священноначалие и клир, которые ничего не делали для устранения этой "чистой детской веры", да и сами так в своей массе так верили; духовное образование, которое воспроизводило эту "чистую детскую веру"».
Богу было не угодно начавшееся стремление к наживе, служение Мамоне, которое проявилось с конца XIX века (Россия встретила революцию на пике своего могущества). Почему случилась революция?.. Потому что народ стал отходить от веры – в первую очередь не крестьяне, купцы, а дворяне, интеллигенция – те, кто хотел соединить Истину с ложью, Православие с инославием… Потому что вместо православной милостыни стали давать благотворительные балы, концерты. Об абсурдности подобного писал Иоанн Кронштадский. Потому что позволили женщинам выступать на сцене и одевать декольтированные платья. Потому что забыли Господа в жизни личной и общественной. Да, формально мы были православными. Но, по свидетельству Отцов, практически единогласному (consensus patrum), вера уже тогда была в забвении… Откройте альбомы русских фотографов, фотохудожников того времени (Дмитриева, Карелина и др.). Да, вы найдете в них изображения храмов, монастырей, портреты архиереев. Но большая часть предметов того искусства – блудницы окаянные, пляски бесовские и прочая мерзость сатанинская. Не было в них веры православной! Была в них прелесть мира сего! Но и это еще не все. Вспомните поэзию, живописное и музыкальное искусство Серебрянного века! Это пир разврата, причем в самых извращенных формах (см. стихотворения Кузьмина), сатанизма (см. картины Врубеля, «Poeme satanique», «Flammes sombres» и другие сочинения русского композитора Скрябина). Значительная часть этих художников предавалась греху содомскому – тот же Кузьмин, также Клюев. Лесбийской любви была привержена Марина Цветаева, любившая Софью Парнок. Блуд, групповые связи казались невинными шалостями. За то и была попущена большевистская революция. По инерции еще сохранялся безбожный разврат (в 20-е годы), но Сталин направил энергию интеллигенции в нужное русло. Декаденты были выдворены за пределы страны или этого света [2]. Русская нравственность была возрождена, за чем следили те же парторганизации. Впрочем, я немного отошел от темы. Богу была неугодна не «чистая детская вера» народа, а предательство и богоотступничество интеллигентов, которые воспели все греховные страсти. И именно они, в частности, философ В.С. Соловьев, чуть было не возродивший аморальную теорию о конечности адских мук, были виновны в падении России. И именно по ним был нанесен карающий удар Великой Октябрьской Социалистической Революции!
Какой, оказывается, следуя логике Шумского, "слепой ненавистью" исполнен апостол Павел к римской истории, к особенно к ее языческому периоду, в ненависти к великому римско-языческому народу! Но, оказывается, апостол исполнен "слепой ненавистью" и к русской истории, особенно к ее советскому периоду, в ненависти к русско-советскому народу тоже! И к нашему современному русскому народу тоже!
"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:1-5).
Кто мне возразит, что это не о современном русском народе, и не лично о каждом из нас?!
Все это так. Но зло, которое обозначено в Послании Апостольском, было во многом вызвано именно влиянием Запада и католичества. Я уже отметил в своей статье, что простой русский народ понимал тлетворность этих соблазнов, пока его не соблазнила интеллигенция.
ЦИТАТА: Аминь! Так и есть! "Широкая церковная масса" в России к христианству отношения не имеет! Правда, это пророчество в духе Каиафы: "Сие же он сказал не от себя" (Ин. 11:49-51).
В математике при рассмотрении значения целевой функции опираются на критерий, который, с нашей точки зрения, – в исполнении Канонов Церкви, а к ним «широкая церковная масса» отношения в действительности не имеет. А отношение к еретикам и отступникам (например, католикам и протестантам, восхваляемых г-ном Мещериновым) чётко прописано в канонах. Крещёные «православные» вместо того, чтобы ездить в монастыри, поститься, платить милостыню, ходят на концерты в консерваторию, в театры, в трактиры и сауны, если не в бордели. И считают себя истинно русскими, православными людьми. Они не идут штамповаться в ЗАГС, когда решают жить вместе, работают по праздникам и так далее. НО:критерий принадлежности к христианству – соблюдение Закона. Так, человек, нарушающий УК и т.д., - уже не полноценный гражданин и не может пользоваться конституционными правами на свободное передвижение и др. Подытоживая, я хочу отметить, что согласен с положением об отношении к Христианству «православных», но не с критерием, который у Мещеринова заключается в понимании мнимого единства Православной Церкви и латинского сборища еретиков.
ЦИТАТА: И злоречие на игумена Петра (см. Авву Дорофея, например) это яркий симптом гордыни оппонирующего священника, и гордыни как раз ницшеановской!
Интересно, грозные слова Иоанна Кронштадского о Льве Толстом – это тоже «ницшеанство»? Надо различать личное осуждение и защиту Веры Православной от врага русского народа… Как говорит истинно Православная женщина Домбровская в комментариях к статье Мещеринова, «дерзость,
с которой данный автор порицает и ломает живую ткань Предания в угоду
милому его сердцу "шмеманизму" (прошу подсказать, как иначе словесно
можно обозначить это эпидемиологическое заболевание, которому подверглись столь многие деятели нашей церкви? - "розовое христианство",
"облегченное православие"? – но эта терминология все-таки не равна
тому, что кроется под вывеской "шмеманизма" и далеко его не
исчерпывает) - резко превосходит любые наши порицания. Особенно ярко это видно и слышно в "сетевых беседах" о. Петра. Рекомендую зайти по ссылке http://www.blagogon.ru/articles/282/ - там собран целый свод подобных высказываний. Добавлю для интереса и расширения представления о мировоззренческом спектре автора и такую ссылку: http://www.ej.ru/?a=note&id=10553, о его выступлении в защиту Ходорковского, которую он ставит на уровень
защиты судеб России (отсюда мои Швейцарские аллюзии). И ознакомившись, посоветовать критикам, как им в таких ситуациях следует, сморкаясь, "обходиться посредством платка" (Н.В. Гоголь)?»
Да не будет либерализма и попустительства в вопросах веры!
Список литературы.
Илларион Киевский. Слово о Законе и Благодати // Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л. А. Дмитриев; Под. ред. Д.С. Лихачёва – М.: Высшая школа, 1990 – 544 с.
Станислав Куняев. Любовь, исполненная зла. // Куняев С. Русское слово и мировое зло. М.: Институт русской цивилизации, 2015