Цель, задачи и принципы реализации содержания программы кружка.
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей за период обучения в школе.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Принципы программы:
- Актуальность
Необходимость сохранения здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни.
- Научность
Основа работы кружка – статистика медицинских исследований среди школьников.
- Доступность
Каждый желающий может в работе кружка получить советы по ведению здорового образа жизни и получить квалифицированную медицинскую помощь медсестры по интересующим вопросам.
- Системность
Занятия строятся от выявления негативных факторов, влияющих на здоровье детей, до оказания посильной помощи в преодолении вредных привычек или болезни.
- Практическая направленность
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 72 часа.
- Вариативность
Программа применима для учащихся младших и средних классов.
- Предполагаемые результаты
Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся усвоить основные принципы здорового образа жизни.
Занятия кружка носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика;
- игра.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 3 года.
Количество учащихся составляет 15 человек.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).
2-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).
3-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- осуществление точечного профилактического массажа.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Учебно-тематическое планирование работы кружка
1 год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
Т/з | п/з | с/р | ||||
1. Вводное занятие по валеологии «Здравствуйте!» | Тренинг общения | |||||
2. «Человек – часть Вселенной». | Проектная деятельность «Мой мир» | Защита проекта | ||||
3. «Страна чувств и эмоций». | Игра-путешествие. | Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?» | ||||
4. «Я и моя семья». | Круглый стол | |||||
5. «Я и мои друзья» | Тренинг общения | |||||
6. «Я и мой организм» | Встреча с врачом | Составление паспорта здоровья. | ||||
7. «Я изучаю себя» | Инсценирование сказки | |||||
8. « Мои физические возможности» | Защита мини-проекта «А вам слабо?!» | |||||
9. «Дышите на здоровье» 1) Правила дыхания | Тренинг дыхания | |||||
2) Секреты здоровья в скороговорках | Практикум | Конкурс скороговорочников | ||||
10. «Хилый в шубу – здоровый на мороз» Секреты закаливания | Встреча с педиатром | |||||
11. Профилактика травматизма 1) Причины травматизма младших школьников в школе | Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене» | Отчёт по исследовательской работе | ||||
2) Оказание первой доврачебной помощи при травмах | Практикум под руководством медицинского работника школы | |||||
12.Нарушение осанки | Разучивание кинезиологических упражнений | |||||
13. Массаж 1) Роль массажа в здоровье человека | Подготовка презентаций | |||||
2) Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов | Тренинг | |||||
14. «Помоги себе сам» Психофизическая тренировка | Психогимнастика | |||||
15. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Физические упражнения в жизни младшего школьника | Комплекс физических упражнений | |||||
16. «Кто сколько жует – тот столько живет» Правильное и рациональное питание 1) Правила питания | Составление памятки «Правила питания» | |||||
2) «Страна Витаминия» Роль витаминов в питании младшего школьника | Практикум «Витамины нашего сада и огорода» | |||||
3) Разнообразие пищевых продуктов | Составление меню «Меню младшего школьника» | Составление меню | ||||
4) Правильное питание – это рациональное питание? | Встреча с врачом | |||||
17. «Азбука здоровья» | Игра-путешествие. |
Всего: 72 24 30 18
Учебно-тематическое планирование работы кружка
Год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
т/з | п/з | с/р | ||||
1. Вводное занятие «Поход по стране Здоровья» | Игра | |||||
2. «Я – уникальный человек!» | Диагностика | |||||
3. «Учусь находить друзей и интересные занятия» | Тренинг | Составление «Дерева Дружбы» | ||||
4. Психогигиена общения | Игра | |||||
5. Режим дня | Проектная деятельность «Мой режим дня» | Защита проекта | ||||
6. «Водичка, водичка – умой мое личико» Личная гигиена 1) Алгоритм умывания | Составление алгоритма умывания | Конкурс на лучшую памятку «А ты не забыл умыться?» | ||||
2) Уход за волосами | Работа с презентацией «Причёски девочек, причёски мальчиков…» | Мини-сочинение на тему: «Нужна ли человеку причёска каждый день?» | ||||
3) Уход за кожей | Беседа с медицинским работником школы | |||||
4) Гигиена полости рта | Встреча со стоматологом | |||||
5) Правила ухода за одеждой и обувью | Инсценирование сказки К.Чуковского «Федорино горе» | Защита буклета «Как правильно ухаживать за школьной формой» | ||||
6) Гигиена помещения | Генеральная уборка помещения | Защита мини-проекта «Осторожно: генеральная уборка!» | ||||
7. «К здоровью без лекарств» 1) Фито-аптека | Беседа, викторина | |||||
2) «Пчела – природный фармацевт» | Просмотр презентации | Составление паспорта здоровья | ||||
8. «Я познаю мир» Ощущения, воображение, представление | Психоразвивающие упражнения | |||||
9. «Я познаю себя» 1) Что изменилось за год? 2) Паспорт здоровья | Рисование, диагностика, игра | |||||
10. «Мое психическое состояние» - Внимание - Память - Эмоции | Практическая работа: «Приемы проверки внимания и памяти» | |||||
11. «Учусь принимать решения в опасных ситуациях» | Тренинг | |||||
12. Мои привычки | Беседа | Памятка «Полезные и вредные привычки» | ||||
13. Летние игры на природе | Разучивание новых летних игр | |||||
14. Зимние игры на природе | Разучивание новых зимних игр | |||||
15. «Злые колдуны Алкоголь и Никотин» | Сказкотерапия | Конкурс рисунков «Мы побеждаем колдунов» | ||||
16. «Я умею дружить!» | Игра «Теремок» | |||||
17. «Остров Здоровья» | Игра – поиск клада |
Всего: 72 21 26 25
Учебно-тематическое планирование работы кружка
Год обучения
Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля | ||
т/з | п/з | с/р | ||||
1. Вводное занятие «Здоровому всё здорово!» | Игра | |||||
2. «Народные рецепты здоровья Народные обряды Народные приметы» | Беседа, викторина | Составление сборника «Рецепты здоровья моей семьи» | ||||
3. «Здоровый отдых» | Тренинг | |||||
4. Психогигиена общения | Игра | |||||
5. Физкультминутка — не шутка! | Разучивание речевок, игр | Защита проекта | ||||
6. «Почему люди болеют» | Встреча с врачом | Заполнение паспорта здоровья | ||||
7. Биоритмы — основа жизнедеятельности человека | Мини сочинения | Практическая работа «Мой режим дня» | ||||
8. Что нужно знать о лекарствах | Беседа | |||||
9. Ознакомление с элементами точечного массажа | Практические навыки массажа | |||||
10. Волшебный солнца свет | ||||||
11. Экстренная помощь | Знакомство со службами 01, 02,03 | |||||
12. Человек и его младшие друзья | Рассказы о домашних животных | Фотоколлаж | ||||
13. «Чай не пьешь— откуда силы берешь?» | Семейное чаепитие | |||||
14. Целительная сила воды | Беседа, навыки закаливания | |||||
15. «Как понять друг друга без слов» | Развитие навыков невербального общения | «Культура жестов» | ||||
16. Секреты сотрудничества | Тренинг | |||||
17. Путешествие в страну Здорового Образа Жизни | Игра-путешествие |
Всего: 72 26 31 15
Согласовано заместитель директора по УВР Чайковская Н. В. «___» ____________ 2011 г. | Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «29» августа 2011 г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №41 города Тюмени ______________О. В. Живодёрова |
РАБОЧАЯ Программа
Курса
«Детская риторика»