Перечень умений и навыков по учебному предмету «окружающий мир (развитие речи)».
ЯЗЫКОВЫЕ
Знание и употребление видовых и родовых понятий (пройденных в течении года).
Умение образовывать по аналогии существительные при помощи суффиксов, определенных программой.
Умение составить 3-5-словное предложение по модели.
Умение в самостоятельной речи согласовывать подлежащее со сказуемым в роде, числе, лице; согласовывать существительное с притяжательным местоимением.
Умение практического употребления в самостоятельной речи падежных форм имен существительных единственного числа.
Навык правильного употребления простых предложно-падежных конструкций при осознанном конструировании высказывания.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Понимание и употребление высказываний, выражающих просьбу, поручение, приказание.
Понимание обращенных вопросов и умение отвечать па них кратко или полно.
Умение самостоятельно сформулировать вопрос бытового содержания.
Умение целенаправленно слушать небольшой текст.
Умение последовательно пересказать содержание знакомого текста (с помощью учителя, с опорой на иллюстрацию, серию картинок и т.д.).
Умение составить небольшой рассказ повествовательного характера с помощью учителя (с опорой па серию картинок, по аналогии, по собственным впечатлениям).
Тематическое планирование
1 дополнительный класс (99 часов)
№№ | Кол-во часов | Тема | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1-16 | Наш класс. Наша школа | Название предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие. | Умение выслушивать вопрос и отвечать полными ответами.умение строить элементарный диалог на заданную тему. Умение строить простой описательный рассказ по образцу и заданной теме. Уточнение пространственных представлений :наверху, внизу, впереди, сзади. Составление простых распространенных предложений по схеме, образцу Понимание фактологии простых описательных и повествовательных текстов, ответы на вопросы Усвоение правил поведения и общения. | |
Здравствуй, школа | ||||
Давайте знакомиться | ||||
Учебные предметы | ||||
Цвет, форма, величина | ||||
В школе | ||||
Пришкольный участок | ||||
Оборудование школы | ||||
Работники школы | ||||
Дни недели. Расписание уроков | ||||
Режим дня. Правила личной гигиены | ||||
Ты и твое тело. | ||||
Как ты познаешь мир | ||||
В столовой | ||||
В спальне | ||||
В игровой комнате | ||||
Уголок природы в школе. | ||||
17-31 | Осень | Различение сходных предметов по существенным признакам, Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами "-ик", -"ек", «-к": столик, грибок, машинка); пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.п.). Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и З-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои. | Умение сравнивать объекты по образцу и заданному плану. Выделение общей части у ряда слов (корень, суффикс, приставка, окончание). Взаимосвязь между формой слова и его значением (формирование грамматических обобщений). Умение строить бытовые диалоги. Ролевые игры. Описание животных по картинке и образцу. Умение понимать тексты прозаические и стихотворные, выделять коннотативное значение в тексте. | |
Признаки осени в неживой природе | ||||
Признаки осени в живой природе | ||||
19-20 | Деревья и кустарники | |||
Охрана окружающей среды | ||||
Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке | ||||
Ягоды | ||||
Фрукты | ||||
Овощи | ||||
В магазине | ||||
На рынке | ||||
28-29 | Домашние птицы | |||
30-31 | Домашние животные | |||
32-41 | Наш город – наше село | Понимание и употребление в разговорной речи предлоговВ, НА, обозначающих местоположение, направление действия, перемещение. Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету, рисует дом). Пространственные отношения, указывающие направление движения, перемещение предметов: существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос кудà? (положил в парту, на парту, под парту). | Понимание фактологии и смысла рассказов относительно большей протяженности без опоры на собственный опыт. Самостоятельное составление рассказов по образцу и данному плану. Пересказ текстов с опорой на серии картин Пространственные понятия: справа, слева.ориентация на схеме и/или карте. Освоение формул вежливого обращения. Синонимия предложений | |
Добро пожаловать | ||||
Как пройти? | ||||
Город или село? | ||||
«Окна разинув, стоят магазины…» | ||||
Город, в котором мы живем. Село, в котором мы живем. | ||||
Где находится школа. | ||||
На улице | ||||
Правила дорожного движения | ||||
40-41 | Транспорт | |||
42-56 | Зима | Понимание и употребление в разговорной речи признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром). | Понимание текстов, содержащих метафоры. Навыки классификации на вербальном уровне (выделение четвертого лишнего в ряду слов). | |
42-44 | Признаки зимы | |||
45-46 | Зимний лес. Зимой на реке. | |||
47-48 | Дикие животные зимой | |||
49-50 | Птицы зимой | |||
51-52 | Праздник елки | |||
Зимняя одежда и обувь | ||||
54-55 | Зимние развлечения | |||
Труд зимой в городе и селе. | ||||
57-70 | Моя семья. Наш дом. | Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот). Местонахождение предметов: существительное в предложном падеже с предлогомВ, НА и существительное в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос где? Усвоение значений предлогов. Умение различать их между собой. Умение различать значения предлогов и правильно отвечать на вопросы где? и куда? | Основы письменной коммуникации: письмо, поздравительная открытка, телеграмма, СМС сообщение. Расширение набора коммуникативных сценариев. Составление текстов-описаний человека по образцу и представлениям | |
57-59 | Я и моя семья | |||
60-61 | Здравствуйте! Это я! | |||
62-64 | Домашний адрес | |||
65-66 | День рождения | |||
67-68 | Правила поведения в гостях и дома | |||
Восьмое марта | ||||
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» | ||||
71- 81 | Весна | Понимание и употребление в разговорной речи признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром). Принадлежность предмета: существительное в родительном падеже с предлогом У( у мамы, у Пети). Отрицания: существительное в родительном падеже (нет книги). Орудия или средства действия: существительное в творительном падеже без предлога (рисует карандашом, вытирает тряпкой) Адресата действия: существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Пете). | Практические упражнения в выборе слов, наиболее точно отражающих семантику высказывания. | |
71-72 | Признаки весны в неживой природе | |||
73-74 | Признаки весны в живой природе | |||
75-76 | Дикие животные весной | |||
77-78 | Птицы весной | |||
Растения весной | ||||
Весна в поле | ||||
Труд людей весной | ||||
82-87 | Родная страна | Признаки действия наречие (Вова пишет красиво). Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. Глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица, прошедшего времени. | Формирование чувства гордости за свою страну. | |
Моя Родная страна – Россия | ||||
Столица России – Москва | ||||
Флаг России | ||||
Герб России | ||||
Гимн России | ||||
Эмблема родного города | ||||
88-97 | Лето | Расширение словарного запаса по тематике. Практическое знакомство с наречиями. Обобщающие понятия: насекомые, рыбы. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? Что будет делать? со временем действия. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении. | Описание хорошо известных предметов и демонстрируемых действий по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 - 3 картины) «Развитие речи (окружающий мир)» и умения передать их содержание при помощи учителя. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня. | |
88-89 | Сезонные изменения в природе | |||
Летние цветы | ||||
91-92 | Насекомые | |||
Лес летом | ||||
94-95 | Летом на реке | |||
96-97 | Развлечения детей летом | |||
98-99 | Обобщение |
Первый класс (99часов)
№№ | Кол-во часов | Тема | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1-16 | Наш класс. Наша школа | Расширение словарного запаса по теме «Наш класс. Наша школа». Уточнение названий фор и цветов, обобщающие понятия: мебель, учебные принадлежности, игрушки, посуда, профессии, дни недели, постельное белье, одежда, комнатные растения. Уточнения понимания и употребления множественного числа имен существительных и глаголов; родительного падежа единственного и множественного числа, винительного падежа. Практический навык согласования имен прилагательных с именами существительными в роде и числе, глаголов прошедшего времени и имен существительных (личных местоимений) в числе и роде. Закрепление навыка употребления предложно-падежных конструкций с предлогами: с, из, на, в. | Умение выслушивать вопрос и отвечать полными ответами.умение строить элементарный диалог на заданную тему. Умение строить простой описательный рассказ по образцу и заданной теме. Уточнение пространственных представлений :наверху, внизу, впереди, сзади. Составление простых распространенных предложений по схеме, образцу Понимание фактологии простых описательных и повествовательных текстов, ответы на вопросы Усвоение правил поведения и общения. | |
Здравствуй, школа | ||||
Давайте знакомиться | ||||
Учебные предметы | ||||
Цвет, форма, величина | ||||
В школе | ||||
Пришкольный участок | ||||
Оборудование школы | ||||
Работники школы | ||||
Дни недели. Расписание уроков | ||||
Режим дня. Правила личной гигиены | ||||
Ты и твое тело. | ||||
Как ты познаешь мир | ||||
В столовой | ||||
В спальне | ||||
В игровой комнате | ||||
Уголок природы в школе. | ||||
17-31 | Осень | Расширение словарного запаса по тематике. Формирование обобщающих понятий: осенние месяцы, лиственные деревья, ягоды, фрукты, овощи, домашние животные. Образование уменьшительных форм имен существительных, образование имен прилагательных от имен существительных (суффиксальный способ словообразования). Образование имен существительных в творительном падеже, множественном числе. Практический навык подбора антонимов | Умение сравнивать объекты по образцу и заданному плану. Выделение общей части у ряда слов (корень, суффикс, приставка, окончание). Взаимосвязь между формой слова и его значением (формирование грамматических обобщений). Умение строить бытовые диалоги. Ролевые игры. Описание животных по картинке и образцу. Умение понимать тексты прозаические и стихотворные, выделять коннотативное значение в тексте. | |
Признаки осени в неживой природе | ||||
Признаки осени в живой природе | ||||
19-20 | Деревья и кустарники | |||
Охрана окружающей среды | ||||
Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке | ||||
Ягоды | ||||
Фрукты | ||||
Овощи | ||||
В магазине | ||||
На рынке | ||||
28-29 | Домашние птицы | |||
30-31 | Домашние животные | |||
32-41 | Наш город – наше село | Расширение словарного запаса по тематике. Знакомство с переносным значением слова (толкование пословиц и поговорок). Практическое знакомство с системой склонения личных и притяжательных местоимений. Согласование притяжательных местоимений с именами существительными в роде, числе и падеже; личных местоимений с глаголами настоящего времени в лице и числе. Освоение предложно-падежных конструкций с предлогами: за, перед, около, рядом с Практическое освоение сравнительной степени имен прилагательных | Понимание фактологии и смысла рассказов относительно большей протяженности без опоры на собственный опыт. Самостоятельное составление рассказов по образцу и данному плану. Пересказ текстов с опорой на серии картин Пространственные понятия: справа, слева.ориентация на схеме и/или карте. Освоение формул вежливого обращения. Синонимия предложений | |
Добро пожаловать | ||||
Как пройти? | ||||
Город или село? | ||||
«Окна разинув, стоят магазины…» | ||||
Город, в котором мы живем. Село, в котором мы живем. | ||||
Где находится школа. | ||||
На улице | ||||
Правила дорожного движения | ||||
40-41 | Транспорт | |||
42-56 | Зима | Расширение словарного запаса. Образование сложных слов (складывание корневых морфем). Обобщающие понятия: хвойные деревья; дикие животные, птицы Практическое освоение понятия «синонимия слов». Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений по порам. | Понимание текстов, содержащих метафоры. Навыки классификации на вербальном уровне (выделение четвертого лишнего в ряду слов. | |
42-44 | Признаки зимы | |||
45-46 | Зимний лес. Зимой на реке. | |||
47-48 | Дикие животные зимой | |||
49-50 | Птицы зимой | |||
51-52 | Праздник елки | |||
Зимняя одежда и обувь | ||||
54-55 | Зимние развлечения | |||
Труд зимой в городе и селе. | ||||
57-70 | Моя семья. Наш дом. | Расширение словарного запаса по тематике. Понятие об именах, отчествах и фамилиях людей. | Основы письменной коммуникации: письмо, поздравительная открытка, телеграмма, СМС сообщение. Расширение набора коммуникативных сценариев. Составление текстов-описаний человека по образцу и представлениям | |
57-59 | Я и моя семья | |||
60-61 | Здравствуйте! Это я! | |||
62-64 | Домашний адрес | |||
65-66 | День рождения | |||
67-68 | Правила поведения в гостях и дома | |||
Восьмое марта | ||||
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» | ||||
71- 81 | Весна | Расширение словарного запаса по тематике. Образование названий взрослых и детенышей животных. Расширение набора пространственных предлогов. Обобщающие понятия: цветы, кустарники. Подбор антонимов и синонимов по речевому образцу. | Практические упражнения в выборе слов, наиболее точно отражающих семантику высказывания. | |
71-72 | Признаки весны в неживой природе | |||
73-74 | Признаки весны в живой природе | |||
75-76 | Дикие животные весной | |||
77-78 | Птицы весной | |||
Растения весной | ||||
Весна в поле | ||||
Труд людей весной | ||||
82-87 | Родная страна | Расширение словарного запаса по тематике. Знакомство с лексикой с обобщенным абстрактным значением. | Формирование чувства гордости за свою страну. | |
Моя Родная страна – Россия | ||||
Столица России – Москва | ||||
Флаг России | ||||
Герб России | ||||
Гимн России | ||||
Эмблема родного города | ||||
88-97 | Лето | Расширение словарного запаса по тематике. Практическое знакомство с наречиями. Обобщающие понятия: насекомые.рыбы | ||
88-89 | Сезонные изменения в природе | |||
Летние цветы | ||||
91-92 | Насекомые | |||
Лес летом | ||||
94-95 | Летом на реке | |||
96-97 | Развлечения детей летом | |||
98-99 | Обобщение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА