Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие речи»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результатыосвоения программы по «Развитию речи» оговорены в соответствующих разделах «Основного содержания».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Развитие речи»

(для начальной ступени образования)

1 дополнительный класс (99[4] ч)

Работа над словом

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения ориентировки детей в окружающей их обстановке, ознакомления с природным окружением, с некоторыми явлениями общественной жизни. Название предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Различение сходных предметов по существенным признакам, Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами "-ик", -"ек", «-к": столик, грибок, машинка); пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.п.), а также посредством предлоговВ, НА, обозначающих местоположение, направление действия, перемещение; признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром).Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

Работа над предложением

Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие.

Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и З-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои.

Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету, рисует дом).

Пространственные отношения, указывающие направление движения, перемещение предметов: существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос кудà? (положил в парту, на парту, под парту).

Местонахождение предметов: существительное в предложном падеже с предлогомВ, НА и существительное в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос где?

Усвоение значений предлогов. Умение различать их между собой. Умение различать значения предлогов и правильно отвечать на вопросы где? и куда?

Принадлежность предмета: существительное в родительном падеже с предлогом У( у мамы, у Пети).

Отрицания: существительное в родительном падеже (нет книги). Орудия или средства действия: существительное в творительном падеже без предлога (рисует карандашом, вытирает тряпкой) Адресата действия: существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Пете).

Признаки действия наречие ( Вова пишет красиво).

Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. Глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица, прошедшего времени. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? Что будет делать? со временем действия.

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.

Связная речь

Понимание простейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всем учащимся, слов или фраз, необходимых в учебной или бытовой деятельности, типа: Покажите тетрадь. Достаньте учебник и т.д.

Различение побудительных и вопросительных обращений, типа: Возьми карандаш Взял карандаш?

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с просьбой, вопросом.

Составление коротких диалогов по вопросам учителя с использованием изученных типов предложения. Понимание связного высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связного высказывания, состоящего из 2 - 3 предложений (с помощью учителя или коллективно).

Описание хорошо известных предметов и демонстрируемых действий по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 - 3 картины) и умения передать их содержание при помощи учителя.

Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.

Тематика для бесед

Наш класс, наша школа. Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, действия с ними. Правила поведения во время занятий и в свободное время.

Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя воспитателя. Речевой этикет (приветствие, обращение, прощание, просьба и т.д.). Знакомство со школою (экскурсия). Расположение классов и других помещений (спальни, столовой, раздевалки, спортивного зала и т.д.).

Режим дня. Правила личной гигиены. Названия частей тела, предметов ухода за телом.

Столовая. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания, некоторых блюд. Правила поведения за столом.

Спальня. Названия мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.

Осень. Характерные признаки осени (по мере их появления в данной местности): похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад, укорачивание светового дня, отлет птиц. Наблюдения за погодой.

Название, отличительные признаки, места произрастания некоторых (4-5) овощей, фруктов, ягод, наиболее распространенных в данной местности.

Домашние животные и их детеныши. Названия 3-4 животных и тех действий, которые они совершают. Уход за домашними животными.

Основные виды осенних работ на пришкольном участке, в саду, на огороде.

Экскурсий в лес, парк, в поле, на огород, в сад, на ферму.

Наш город (село).Название города (села), где живут дети, где находится школа. Различие между городом и селом. Знание основных достопримечательностей города (села) (наличие исторических памятников, памятников архитектуры, музеев и проч.). Отдельные сведения об истории города (села). Знание о наличии вблизи школы культурно-просветительских учреждений (театра, кинотеатра, клуба, библиотеки, стадиона и т.п.), их назначение; близлежащие промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают.

Транспорт. Автобус, машина легковая, грузовая, трамвай, троллейбус, метро. Названия основных профессий, связанных с транспортом: водитель (шофер), милиционер. Правила поведения в транспорте.

Улица. Правила, перехода через улицу, правила поведения на улице.

Зима. Характерные признаки зимы (по мере их появления в данной местности): дальнейшее похолодание, мороз, снежный покров, замерзание водоемов. Внешний вид растений зимой. Наблюдение за погодой.

Названия и отличительные признаки зимней одежды и обуви. Зимние развлечения детей. Зимние виды спорта. Труд людей зимой в городе и на селе.

Праздник елки. Название и описание 2-3 елочных игрушек (по форме, размеру, цвету, материалу, из которого они сделаны).

Зимующие птицы ближайшего окружения (воробей, ворона, голубь синица и т.п.), их названия; подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Наш дом, моя семья. Состав семьи. Члены семьи, их имена, профессии. Употребление ласкательных имен членов семьи. Домашний труд взрослых, выполнение поручений детьми.

Игрушки. Название 3-4 игрушек, их назначение, описание некоторых игр.

Комнатные растения. Названия 3-4 комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями.

Праздник мамы. Изготовление простейших подарков для мамы, бабушки, сестры.

Весна. Характерные признаки весны (по мере их появления в данной местности): потепление, таяние снега, пробуждение почек и появление листьев на деревьях, зеленой травы, первых цветов, прилет птиц, удлинение светового дня. Наблюдение за природой.

Перелетные птицы. Название 3-4 перелетных птиц (ласточка, грач, скворец и т.д.). Строительство гнезд. Изготовление скворечников и дуплянок. Дикие животные и их детеныши. Названия и отличительные особенности 3-4 диких животных (заяц, лиса, медведь, волк и др.). Сад и огород. Труд человека в саду и огороде весной. Посадка растений, вскапывание грядок, клумб, посев семян овощей и цветов, укрывание их от заморозков. Труд людей весной в городе.

Названия 2-3 весенних цветов. Их сравнение по цвету, форме, размерам.

Экскурсии для наблюдений за весенними изменениями в природе, в зоопарк или лесничество.

Родная страна. Моя Родная страна – Россия. Столица России – Москва. Флаг России. Герб России. Гимн России. Эмблема родного города.

Здравствуй, лето! Характерные признаки лета: потепление, жара, полное распускание листьев, прогревание водоемов, большой световой день, грозы.

Летние цветы (2-3 названия). Их отличительные признаки. Насекомые (2-3 названия). Действия, которые они производят (летают, ползают, прыгают, жужжат и т.д.).

Летние развлечения детей (купание, загорание, сбор ягод, грибов и т.д.). Охрана окружающей среды.

Наши рекомендации