Тема «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Обучающиеся:
— знакомятся с разными видами художественной деятельности в своей повседневной жизни;
— знакомятся с многообразием видов художественного творчества и работами художников;
— учатся с разных позиций — художника, архитектора, дизайнера, мастера прикладного искусства — наблюдать реальность, обучаясь при этом первичным основаниям образного языка;
— учатся изображать, украшать и конструировать, осваивая принципы художественной образности;
— осваивают выразительные свойства разных художественных материалов;
— уточнение, расширение и активизация словарного запаса лексикой, имеющей отношение к изобразительному искусству;
— учатся овладевать практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
— учатся овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
С 1 класса дети знакомятся с классическими произведениями русского и зарубежного изобразительного искусства, осваивают зрительские умения и культуру восприятия.
Темы, посвященные красоте природы, умению ее видеть и понимать, присутствуют в каждом разделе изучаемого материала.
Сначала дети наблюдают красоту природы (листья, капли, облака, фактуры и т. д.), а затем от эстетики детали переходят к более целостному образу природы. Каждый год образ природы существенно углубляется.
Дети встречаются со многими произведениями искусства, посвященными природе, и сами на основе специальных заданий учатся создавать пейзажные образы в различных художественных техниках (графические коллажи и аппликации, конструирование природных форм из бумаги), учатся выражать настроение в пейзаже через изучение возможностей цвета.
В программе курса «Изобразительное искусство» предусматривается последовательное развитие коллективных форм деятельности обучающихсяпод руководством учителя. В коллективных заданиях решаются задачи определения общей творческой поисковой цели, мотивации к творческому труду, распределения ролей при выполнении задания. Навыки сотрудничества, готовность к диалогу, уважение к иному мнению формируют коммуникативные умения обучающихся.В учебниках определены этапы совместной, коллективной работы обучающихся под руководством учителя, даны различные виды коллективных работ.
Практически в каждой четверти есть темы, которые дают возможности для организации проектной деятельности обучающихся.
Творческие заданияно каждой теме невыполнимы для детей без соблюдения методической логики и последовательности этапов работы, заданной в объяснении к заданию.
Умение придерживаться в своей работе поставленной цели, строить замысел и уметь его раскрывать, определять последовательность этапов работы, собирать необходимые сведения и добиваться результативного завершения работы, уметь ее презентовать — это регулятивные умения, которые Обучающиеся начальной школы могут приобрести в условиях занятий по изобразительному искусству, особенно при возможности совмещения урочной и внеурочной деятельности.
Главным основанием для оценкиработы учащегося является его умение решать в своей работе поставленную задачу. Поскольку каждое творческое задание может иметь почти неограниченное число вариантов решения, здесь могут быть обсуждения и дискуссии. Умения обучающихся обсуждать и оценивать работы друг другасо смысловых позиций формируются с 1 класса.
Именно такой подход формирует умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности,конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.
Знакомство обучающихся с художественным творчеством художников и мастеров прикладного творчества родного края (национальные, региональные, этнокультурные особенности).
Содержание коррекционной работы
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. Формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Развитие способностей к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Устранение недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Формирование умений находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и умения отражать их в речи. Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков. Усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой. Формирование умения выражать свои мысли.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ