Тема урока: Изготовление изделий по представлению, по собственному замыслу. Композиция « Осенний пейзаж».

Цель: изготовление аппликации из разнообразного природного материала.

Задачи: -дать понятие , "пейзаж", опираясь на знания учащихся; совершенствовать умение самостоятельно устанавливать последовательность работы на основе плана-схемы;-развивать интерес к данному виду труда, аккуратность при выполнении работы, внимательность;

-воспитывать художественно-эстетическое отношение к своей работе.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы начинаем с вами выполнять изделия из природного материала

III.Вступительная беседа педагога.

-И первой нас встречает страна Листопадия. Давайте познакомимся с жизнью в этой замечательной стране. Обитатели страны вам хорошо знакомы. Кто это? (ответы учащихся)

- Лишь только закончится лето и наступит осеняя пора, наряжаются они в яркие легкие платья- желтые, оранжевые, красные, зеленые, и грациозно кружатся от любого дуновения ветерка, весело перешептываясь друг с другом. Сыплется на землю душистый дождь листьев. А с опустевших веточек смотрят глазки семян.

Жизнь в стране Листопадии длится совсем недолго. Нагрянут темные тучки, налетит ветер, холодным дыханием своим погасит яркое сияние листьев, свернет их, закружит в сухие, мертвые трубочки. Не оживишь, не расправишь. Рассыплются в прах.

-А мы с вами вопреки наступающей непогоде, продолжим жизнь листьев и семян.

-И выполним аппликацию из сухих листьев "Пейзаж".

-А что такое аппликация? Кто знает?(ответы учащихся)

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

-А что такое пейзаж?(ответы учащихся)

Пейзаж- это вид изобразительного искусства, где изображается природа.

IV. Практическая часть.

-Обратите внимание на образцы.

-Что изображено? (природа, лес, деревья, кустарники, цветы)

Идет показ образцов и показ приемов создания аппликации.

Последовательность работы:

1. Для работы необходимо прежде всего составить рисунок, выбрать нужный по цвету и форме материал.

2. Для начала работы нужно продумать сочетание фона и листьев.

3. Умело подбираем листок к листку, совмещая по возможности с другими засушенными материалами, мы получим аппликацию, в которой надолго останется золото осени.

4. Разложите ваш рисунок на фоне- земля, деревья, кустарники, цветы. Проверьте расположение всех деталей, и только после этого их можно наклеивать.

Для работы с природным материалом мы используем только клей ПВА. С обратной стороны детали размазываем клей при помощи кисточки и затем наклеиваем его на то место, где он нужен и слегка прижимаем. Итак, приступаем к работе.Изготовление аппликации "Пейзаж" проходит под руководством педагога.

V. Итог урока.

-Какая страна нас встретила сегодня? (Листопадия)

-Как называется аппликация, которую мы с вами выполнили? (Пейзаж)

-А что такое пейзаж?

-Все вы сегодня справились с заданием. У всех получились прекрасные пейзажи. Вы просто художники!

-Давайте продемонстрируем друг перед другом наши работы. Сделаем небольшую мини-выставку.

Уборка рабочего места.

Тема: Соломоплетение : соломенная скульптура. Подготовка соломки к работе. Беседа «Традиции народного соломоплетения. Игрушка лошадка

Задачи: познакомить с белорусским народным ремеслом соломоплетения, с правилами подготовки соломки к работе, ее основными свойствами; учить изготавливать плоскостные изделия из трубчатой соломки; способствовать развитию творческих способностей учащихся, фантазии; воспитывать культуру труда.

Ход урока

1. Организационный этап.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Улыбнулось горячо,

Подарило нам тепло.

На доске изображение улыбающегося солнышка.

Учитель. Давайте и мы улыбнемся друг другу, подарим окружающим частичку своего тепла и постараемся сохранить хорошее настроение.

2. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Сообщение темы и задач урока.

Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем изготавливать сегодня на уроке.

Демонстрация образца изделия.)

Актуализация знаний учащихся.

Где можно использовать полученное изделие?

Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (Соломка, картон, ножницы, клей.)

Каким способом будем соединять детали? (Склеиванием.)

О каких правилах безопасности надо помнить? (ПБ при работе с ножницами, клеем.)

Изучение нового материала.

а) Народное ремесло соломоплетения.

Из какого материала будем изготавливать лошадку?

А где берут соломку? (Демонстрируется сноп колосков.)

С давних пор белорусы выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень,просо. Зерно мололи и пекли хлеб, а соломой кормили скот, покрывали избы. Народные умельцы заметили, что соломка является хорошим материалом для изготовления разных изделий. И стали плести из нее сундуки для одежды, корзины, шкатулки, шляпы, обувь, соломенные короба,в которых хранили зерно и муку. Детям для забав делали из соломки игрушки: козликов, лошадок, птичек, кукол. От соломенной игрушки даже в пасмурный день светло в комнате. Возьмешь такую игрушку в руки и среди зимы почувствуешь тепло летнего солнца. Соломенные изделия греют не только руки, но и душу.

Много интересных изделий из соломки можно увидеть в музеях.

б) Подготовка к работе.

Объясняется с помощью иллюстраций учебника: высушить, очистить, удалить междоузлия

в) Свойства соломки.Учитель. Рассмотрите соломку. Какую форму она имеет? (Форму

трубочки.)Попробуйте ее согнуть, сжать, разрезать. Какой вывод можно сделать?

(При сгибании ломается, при сжимании лопается и не восстанавливается, хорошо режется.)

Эксперимент по приданию соломке эластичности: сначала дети выдвигают гипотезы о том, как можно придать соломке эластичность, учитель выбирает или предлагает свою версию — вымочить соломку. На несколько минут соломинки помещаются в заранее заготовленный стакан с водой.

Через некоторое время гипотеза проверяется и подтверждается.

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Планирование предстоящей работы.Заготовьте детали.Подготовьте к сборке.Соберите изделие.Украсьте аппликацией.Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктажучителя.

Организация самостоятельной работы.Заключительный этап.

Анализ работ и подведение итогов.Рефлексия.

Учитель. Кто считает, что получилось красивая лошадка , поместите ее рядом с нашим улыбающимся солнышком.

А сейчас посмотрите на доску и полюбуйтесь своими работами. Кажется, что в нашем классе от ваших солнышек стало светлее и теплее. Это потому, что вы очень старались и вложили в работу частичку своей души. Информация о подготовке материалов и инструментов к следующему уроку.

Организация уборки рабочих мест.

Тема: Технология народных ремесел. Вытинанка . Разработка композиции узора. Панно ” Поры года”

Задачи: познакомить с историей вытинанки, с основными этапами технологии ее выполнения, учить выполнять розетковую восьмилучевую вытинанку; развивать умение анализировать взаимосвязь формы вырезаемых частей и готового изделия; формировать наблюдательность к природным явлениям, интерес к истории развития искусства вытинанки.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся.

а) Планирование работы «Чистая доска».

На доске запись: в Вытинанка — это... в

Материалы и инструменты.

· История вытинанки.

· Как...?

б) Ответы на вопросы.

— Что такое вытинанка? (Вытинанка — ажурный узор, вырезаемый ножницами или ножом из целого куска бумаги, который складывается в разных направлениях.)

— Какие материалы и инструменты используются для выполнения вытинанки?

б) Панно ” Поры года”

Учитель. Поскольку сегодня вы будете делать Панно ” Поры года”

нам необходимо разобраться в ее форме

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Ответы на вопросы.

У нас на доске остался вопрос: «Как?..». Может, у вас возникли подобные вопросы? Давайте разберемся, как сложить бумагу, как вырезать , как составить узор.

4. Физкультминутка.

Б)Складывание бумаги. Работа с технологической картой учебника.

в) ТБ при работе с ножницами.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ в соответствии с критериями.

2. Уборка рабочих мест.

3. Подведение итогов и рефлексия.

Я задаю вопросы о том, что было на уроке. Если вы отвечаете правильно, часы «возвращают» время. (На каждый правильный ответ учитель поворачивает стрелки на час назад.)

Теперь «волшебные» часы позволят заглянуть нам в прошлое, в то время, когда вытинанка появилась у нас в Беларуси.

Учитель демонстрирует плакат с изображением интерьера белорусской хаты без украшений

~ Чего не хватает в этом доме? (Украшений.) Прикрепите ваши Панно ” Поры года”

на то, что вы хотели бы украсить.

4. Информация о подготовке материалов к следующему уроку.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим украшать этот дом. Поэтому вам необходимо приготовить ножницы и цветную или тонкую белую писчую бумагу для выполнения вытинанки.

ТЕМА: Изготовление изделий из бумаги и картона. Игрушки и подвески к Новому году.

Цели:

• научить учащихся приемам получения объемных фигур из плоской заготовки,

• продолжить формирование навыков анализа конструкции изделий,

• закрепить навыки склеивания объемных форм из бумаги.

• совершенствовать умения сгибания, разрезания и склеивания бумажных заготовок,

• обеспечить выполнение правил безопасности труда, рациональной организации рабочего места, экономного расходования материалов;

• продолжить формирования навыков индивидуального и коллективного труда;

• содействовать развитию мышления, воображения,

• содействовать воспитанию следующих нравственных качеств: доброта, отзывчивость, взаимопомощь.

Ход урока:

1. Организационный момент

Чтобы солнце улыбнулось,

Улыбнись и ты скорей.

Чтобы время не тянулось,

Позови своих друзей.

На уроке чтоб работать

Быстро, слаженно и дружно

Не зевать, не болтать!

Все заданья выполнять!

2. Вступительная беседа.

- Этот праздник любят все, и взрослые и дети. Он очень яркий, красочный. Что это за праздник?

- Скажите, а какая традиция существует на Новый год?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Какие цели мы поставим перед собой?

Чего мы должны достичь к концу урока?

А как вы считаете, нам понадобятся в дальнейшем наши знания и умения, полученные на данном уроке?

Уже сегодня мы увидим результат нашего труда, нарядив в конце урока вот эту ёлочку. А для этого вы будете работать в группах. Старайтесь быть дружными, доброжелательными. Ведь от того, как вы будете сотрудничать, зависит и результат вашей работы.

Но прежде, без чего нельзя начать работу? Правильно, мы повторим правила безопасного поведения на уроке.

А теперь приступим к выполнению изделия. Для этого вам понадобится лист цветной бумаги. Складываем его пополам, ещё раз пополам и разрезаем по линиям сгиба. У вас получится 4 прямоугольника. Возьмем один прямоугольник и используя приёмы оригами получим квадрат.

У нас получился один лучик, а все изделие состоит из 16 деталей. Вот теперь вы будете работать самостоятельно, у каждого должно получиться 4 такие детали. Если кто-то справится быстрее, на столах есть дополнительная бумага.

Работа в группах

- А теперь, когда у нас получились лучики, давайте подумаем, как собрать изделие. Что может получиться? (ответы детей)

Выполнение сборки изделия.

Каждая группа представляет свою поделку, украшает елку, оценивается.

Подведение итогов урока:

- Ребята, понравился ли вам сегодня урок?

- А как вы работали в группах?

- Довольны ли вы результатами своего труда?

- Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока?

- Достигли ли мы целей нашего урока?

- Сможете ли применить свои знания и умения в дальнейшем? А на следующем уроке труда мы продолжим знакомство с искусством вырезания из бумаги вытинанкой.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Наши рекомендации