Тема урока: Изготовление изделий по представлению, по собственному замыслу. Композиция « Осенний пейзаж».
Цель: изготовление аппликации из разнообразного природного материала.
Задачи: -дать понятие , "пейзаж", опираясь на знания учащихся; совершенствовать умение самостоятельно устанавливать последовательность работы на основе плана-схемы;-развивать интерес к данному виду труда, аккуратность при выполнении работы, внимательность;
-воспитывать художественно-эстетическое отношение к своей работе.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы начинаем с вами выполнять изделия из природного материала
III.Вступительная беседа педагога.
-И первой нас встречает страна Листопадия. Давайте познакомимся с жизнью в этой замечательной стране. Обитатели страны вам хорошо знакомы. Кто это? (ответы учащихся)
- Лишь только закончится лето и наступит осеняя пора, наряжаются они в яркие легкие платья- желтые, оранжевые, красные, зеленые, и грациозно кружатся от любого дуновения ветерка, весело перешептываясь друг с другом. Сыплется на землю душистый дождь листьев. А с опустевших веточек смотрят глазки семян.
Жизнь в стране Листопадии длится совсем недолго. Нагрянут темные тучки, налетит ветер, холодным дыханием своим погасит яркое сияние листьев, свернет их, закружит в сухие, мертвые трубочки. Не оживишь, не расправишь. Рассыплются в прах.
-А мы с вами вопреки наступающей непогоде, продолжим жизнь листьев и семян.
-И выполним аппликацию из сухих листьев "Пейзаж".
-А что такое аппликация? Кто знает?(ответы учащихся)
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
-А что такое пейзаж?(ответы учащихся)
Пейзаж- это вид изобразительного искусства, где изображается природа.
IV. Практическая часть.
-Обратите внимание на образцы.
-Что изображено? (природа, лес, деревья, кустарники, цветы)
Идет показ образцов и показ приемов создания аппликации.
Последовательность работы:
1. Для работы необходимо прежде всего составить рисунок, выбрать нужный по цвету и форме материал.
2. Для начала работы нужно продумать сочетание фона и листьев.
3. Умело подбираем листок к листку, совмещая по возможности с другими засушенными материалами, мы получим аппликацию, в которой надолго останется золото осени.
4. Разложите ваш рисунок на фоне- земля, деревья, кустарники, цветы. Проверьте расположение всех деталей, и только после этого их можно наклеивать.
Для работы с природным материалом мы используем только клей ПВА. С обратной стороны детали размазываем клей при помощи кисточки и затем наклеиваем его на то место, где он нужен и слегка прижимаем. Итак, приступаем к работе.Изготовление аппликации "Пейзаж" проходит под руководством педагога.
V. Итог урока.
-Какая страна нас встретила сегодня? (Листопадия)
-Как называется аппликация, которую мы с вами выполнили? (Пейзаж)
-А что такое пейзаж?
-Все вы сегодня справились с заданием. У всех получились прекрасные пейзажи. Вы просто художники!
-Давайте продемонстрируем друг перед другом наши работы. Сделаем небольшую мини-выставку.
Уборка рабочего места.
Тема: Соломоплетение : соломенная скульптура. Подготовка соломки к работе. Беседа «Традиции народного соломоплетения. Игрушка лошадка
Задачи: познакомить с белорусским народным ремеслом соломоплетения, с правилами подготовки соломки к работе, ее основными свойствами; учить изготавливать плоскостные изделия из трубчатой соломки; способствовать развитию творческих способностей учащихся, фантазии; воспитывать культуру труда.
Ход урока
1. Организационный этап.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Улыбнулось горячо,
Подарило нам тепло.
На доске изображение улыбающегося солнышка.
Учитель. Давайте и мы улыбнемся друг другу, подарим окружающим частичку своего тепла и постараемся сохранить хорошее настроение.
2. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Сообщение темы и задач урока.
Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем изготавливать сегодня на уроке.
Демонстрация образца изделия.)
Актуализация знаний учащихся.
Где можно использовать полученное изделие?
Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (Соломка, картон, ножницы, клей.)
Каким способом будем соединять детали? (Склеиванием.)
О каких правилах безопасности надо помнить? (ПБ при работе с ножницами, клеем.)
Изучение нового материала.
а) Народное ремесло соломоплетения.
Из какого материала будем изготавливать лошадку?
А где берут соломку? (Демонстрируется сноп колосков.)
С давних пор белорусы выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень,просо. Зерно мололи и пекли хлеб, а соломой кормили скот, покрывали избы. Народные умельцы заметили, что соломка является хорошим материалом для изготовления разных изделий. И стали плести из нее сундуки для одежды, корзины, шкатулки, шляпы, обувь, соломенные короба,в которых хранили зерно и муку. Детям для забав делали из соломки игрушки: козликов, лошадок, птичек, кукол. От соломенной игрушки даже в пасмурный день светло в комнате. Возьмешь такую игрушку в руки и среди зимы почувствуешь тепло летнего солнца. Соломенные изделия греют не только руки, но и душу.
Много интересных изделий из соломки можно увидеть в музеях.
б) Подготовка к работе.
Объясняется с помощью иллюстраций учебника: высушить, очистить, удалить междоузлия
в) Свойства соломки.Учитель. Рассмотрите соломку. Какую форму она имеет? (Форму
трубочки.)Попробуйте ее согнуть, сжать, разрезать. Какой вывод можно сделать?
(При сгибании ломается, при сжимании лопается и не восстанавливается, хорошо режется.)
Эксперимент по приданию соломке эластичности: сначала дети выдвигают гипотезы о том, как можно придать соломке эластичность, учитель выбирает или предлагает свою версию — вымочить соломку. На несколько минут соломинки помещаются в заранее заготовленный стакан с водой.
Через некоторое время гипотеза проверяется и подтверждается.
4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.
а) Планирование предстоящей работы.Заготовьте детали.Подготовьте к сборке.Соберите изделие.Украсьте аппликацией.Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктажучителя.
Организация самостоятельной работы.Заключительный этап.
Анализ работ и подведение итогов.Рефлексия.
Учитель. Кто считает, что получилось красивая лошадка , поместите ее рядом с нашим улыбающимся солнышком.
А сейчас посмотрите на доску и полюбуйтесь своими работами. Кажется, что в нашем классе от ваших солнышек стало светлее и теплее. Это потому, что вы очень старались и вложили в работу частичку своей души. Информация о подготовке материалов и инструментов к следующему уроку.
Организация уборки рабочих мест.
Тема: Технология народных ремесел. Вытинанка . Разработка композиции узора. Панно ” Поры года”
Задачи: познакомить с историей вытинанки, с основными этапами технологии ее выполнения, учить выполнять розетковую восьмилучевую вытинанку; развивать умение анализировать взаимосвязь формы вырезаемых частей и готового изделия; формировать наблюдательность к природным явлениям, интерес к истории развития искусства вытинанки.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Актуализация знаний учащихся.
а) Планирование работы «Чистая доска».
На доске запись: в Вытинанка — это... в
Материалы и инструменты.
· История вытинанки.
· Как...?
б) Ответы на вопросы.
— Что такое вытинанка? (Вытинанка — ажурный узор, вырезаемый ножницами или ножом из целого куска бумаги, который складывается в разных направлениях.)
— Какие материалы и инструменты используются для выполнения вытинанки?
б) Панно ” Поры года”
Учитель. Поскольку сегодня вы будете делать Панно ” Поры года”
нам необходимо разобраться в ее форме
3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.
а) Ответы на вопросы.
У нас на доске остался вопрос: «Как?..». Может, у вас возникли подобные вопросы? Давайте разберемся, как сложить бумагу, как вырезать , как составить узор.
4. Физкультминутка.
Б)Складывание бумаги. Работа с технологической картой учебника.
в) ТБ при работе с ножницами.
III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж учителя.
IV. Заключительный этап.
1. Анализ работ в соответствии с критериями.
2. Уборка рабочих мест.
3. Подведение итогов и рефлексия.
Я задаю вопросы о том, что было на уроке. Если вы отвечаете правильно, часы «возвращают» время. (На каждый правильный ответ учитель поворачивает стрелки на час назад.)
Теперь «волшебные» часы позволят заглянуть нам в прошлое, в то время, когда вытинанка появилась у нас в Беларуси.
Учитель демонстрирует плакат с изображением интерьера белорусской хаты без украшений
~ Чего не хватает в этом доме? (Украшений.) Прикрепите ваши Панно ” Поры года”
на то, что вы хотели бы украсить.
4. Информация о подготовке материалов к следующему уроку.
Учитель. На следующем уроке мы продолжим украшать этот дом. Поэтому вам необходимо приготовить ножницы и цветную или тонкую белую писчую бумагу для выполнения вытинанки.
ТЕМА: Изготовление изделий из бумаги и картона. Игрушки и подвески к Новому году.
Цели:
• научить учащихся приемам получения объемных фигур из плоской заготовки,
• продолжить формирование навыков анализа конструкции изделий,
• закрепить навыки склеивания объемных форм из бумаги.
• совершенствовать умения сгибания, разрезания и склеивания бумажных заготовок,
• обеспечить выполнение правил безопасности труда, рациональной организации рабочего места, экономного расходования материалов;
• продолжить формирования навыков индивидуального и коллективного труда;
• содействовать развитию мышления, воображения,
• содействовать воспитанию следующих нравственных качеств: доброта, отзывчивость, взаимопомощь.
Ход урока:
1. Организационный момент
Чтобы солнце улыбнулось,
Улыбнись и ты скорей.
Чтобы время не тянулось,
Позови своих друзей.
На уроке чтоб работать
Быстро, слаженно и дружно
Не зевать, не болтать!
Все заданья выполнять!
2. Вступительная беседа.
- Этот праздник любят все, и взрослые и дети. Он очень яркий, красочный. Что это за праздник?
- Скажите, а какая традиция существует на Новый год?
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Какие цели мы поставим перед собой?
Чего мы должны достичь к концу урока?
А как вы считаете, нам понадобятся в дальнейшем наши знания и умения, полученные на данном уроке?
Уже сегодня мы увидим результат нашего труда, нарядив в конце урока вот эту ёлочку. А для этого вы будете работать в группах. Старайтесь быть дружными, доброжелательными. Ведь от того, как вы будете сотрудничать, зависит и результат вашей работы.
Но прежде, без чего нельзя начать работу? Правильно, мы повторим правила безопасного поведения на уроке.
А теперь приступим к выполнению изделия. Для этого вам понадобится лист цветной бумаги. Складываем его пополам, ещё раз пополам и разрезаем по линиям сгиба. У вас получится 4 прямоугольника. Возьмем один прямоугольник и используя приёмы оригами получим квадрат.
У нас получился один лучик, а все изделие состоит из 16 деталей. Вот теперь вы будете работать самостоятельно, у каждого должно получиться 4 такие детали. Если кто-то справится быстрее, на столах есть дополнительная бумага.
Работа в группах
- А теперь, когда у нас получились лучики, давайте подумаем, как собрать изделие. Что может получиться? (ответы детей)
Выполнение сборки изделия.
Каждая группа представляет свою поделку, украшает елку, оценивается.
Подведение итогов урока:
- Ребята, понравился ли вам сегодня урок?
- А как вы работали в группах?
- Довольны ли вы результатами своего труда?
- Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока?
- Достигли ли мы целей нашего урока?
- Сможете ли применить свои знания и умения в дальнейшем? А на следующем уроке труда мы продолжим знакомство с искусством вырезания из бумаги вытинанкой.
Спасибо за работу. Урок окончен.