Даны 18 имен, понятий и терминов, связанных с искусством.
1. Объедините имена, понятия и термины в группы.
2. Определите принцип объединения.
Номер ряда | Ряд | Определение |
Классицизм. Шпиль. Софиты. Романтизм. Модернизм. Ордер. Вивальди. Бах. Колонна. Сцена. Верди. Сентиментализм. Кулиса. Портик. Моцарт. Гендель. Протагонист. Орхестра.
Пример усложнения задания четвертого типа. 10 класс.
Дано 6 фрагментов текстов по истории театра.
1. Объедините номера текстов, относящихся к одному и тому же периоду в развитии театра, в три пары.
2. Напишите названия этих периодов.
1. Сommedia dell’arte, Шекспир, Лопе де Вега, становление принципиально светских форм городского представления.
2. Песнь козлов, орхестра, хор, котурны, Эсхил, Софокл, Еврипид. В основе театрального действа - мистерии в честь Диониса. Аристотель «Поэтика».
3. Установилась иерархия жанров. Идеалы абсолютизма, тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.
4. Новый тип драматургии, принципиально противоположный религиозно- дидактической драме классического средневековья. Происходит суммирование достижений всей предшествующей поэтической, драматической и сценической культуры древнего и нового времени. Открываются перспективы для дальнейшего развития театра и драмы по пути социально-философского осмысления жизни, глубочайшего раскрытия внутреннего мира человека и его ярчайшего поэтического воссоздания.
5. Игра актёров очень далека от какого-либо жизненного правдоподобия. Она строится на канонизированных, отточенных условных приемах выразительности, стилизованных движениях и жестах. Все пьесы традиционного репертуара делятся на две большие группы: пьесы на гражданские, светские сюжеты; и пьесы на военные, исторические темы, в которых главное место занимают батальные сцены. Отсутствует дифференциация на жанры.
6. Искусство основывается на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе. Стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания. Единство действия, места и времени.
Ответ.
2, 6 – античность | 1, 4 – Возрождение | 3, 5 – классицизм |
Для 11 класса Пример задания четвертого типа. 11 класс. Даны 10 понятий и 9 определений.
Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие буквы в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.
1 – Адажио. 2 – Горельеф. 3 – Житие. 4 – Импасто. 5 – Контрфорс. 6 – Метафора.
7 – Перформанс. 8 – Пленэр. 9 – Синкопа. 10 – Эклектика.
А. смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.
Б. густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта.
В. дополнительная опора, принимающая на себя тяжесть перекрытия. Вертикальный устой внутри или снаружи здания.
Г. медленный темп; музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, — обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т.п.
Д. живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Е. жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Ж. вид художественного тропа (греч. tropos — «оборот»), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов, не связанных между собой в действительной жизни в целое.
З. форма современного искусства, в которой действия художника или группы в определённом месте и в определённое время составляют произведение.
И. искусственное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение.
Таблица к заданию
NN | ||||||||||
Буквы | ||||||||||
Определение: |
Задание направлено на выявление уровня специальных предметных компетенций, степень понимания участниками смысла выразительных особенностей разных произведений искусства. Участники должны не только пояснить специфические определения, но и продемонстрировать соотнесённость этих определений с образной структурой разных явлений в искусстве.
Максимальная оценка 20 баллов.
9.6. Пример задания пятого типа
(выполняется после того, как участник сдает письменные ответы и получает доступ к компьютеру и выходу в базы данных или Интернет)
Для 9 класса
Создайте презентацию из 5-ти слайдов об одном из авторов, чьи произведения использовались в заданиях олимпиады. Постарайтесь максимально полно и емко представить найденную информацию о выбранном Вами авторе. В каждом слайде разместите изображения и составленный Вами текст (не более 5 предложений). Не забывайте делать ссылки на используемые ресурсы и сайты.
Критерии оценки задания пятого типа:
1. Участник точно выполняет предложенное техническое задание. По 2 балла за каждый удачно составленный слайд. 10 баллов.
2. В презентации представлены биографические данные выбранного автора. По 2 балла за каждый значимый факт. Не более 10 баллов.
3. В презентации содержатся отсылки к мемориальным местам, музеям и коллекциям, в которых хранятся работы. По 2 балла за каждое значимое называние. Не более 10 баллов.
4. В презентации уделяется внимание анализу произведений. По 2 балла за каждое замечание, связанное с анализом. Не более 10 баллов.
5. Участник рассматривает творчество выбранного художника в соотнесении с особенностями художественно-исторического времени. По 4 балла за каждую особенность времени. Не более 20 баллов.
6. В презентации представлен диалог культур, рассмотрена связь произведений выбранного художника с предшествующими или последующими явлениями искусства. По 4 балла за каждое соотнесение. Не более 20 баллов.
7. Участник находит интересные, редкие иллюстрации и факты. По 4 балла за каждый интересный и редкий факт. Не более 16 баллов.
8. Участник использует авторитетные ресурсы, сайты, библиотеки и делает на них ссылки. 4 балла.