Тема 4. Творческое воображение и техника творчества
Цель лекции: раскрыть воображение самостоятельной отраслью науки, рассматривающей фазы творческого процесса, технизацию, совершенствование творческого потенциала личности
1. Творчество как вид деятельности
2. Теории творчества
Теория творческой деятельности, с одной стороны, является составной частью общей теории деятельности, а с другой – самостоятельной отраслью науки, рассматривающей фазы творческого процесса, технизацию, совершенствование творческого потенциала личности, систему элементов творческой деятельности, связи между элементами этой системы, особенности самой творческой личности.
В научной литературе деятельность рассматривалась в ряде проекций: как реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций; как предметная деятельность, исходной формой которой является чувственное начало (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций – опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батищев); как си-ла, производящая культуру (Э.С. Маркарян); как совокупность видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) и иг-рающих поочерёдно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев); как системное психическое образование (целостность), характеризуемое четырьмя признаками: предвосхищение общественного ценного результата; сознание обязательности достижения заданного результата; владение внешними и внутренними средст-вами деятельности; ориентировка в межличностных производственных отноше-ниях (Л.А. Балановская).
М.С. Каган полагал, что «… понятие «деятельность» наиболее адекватно выражает активность человека <…> охватывает и биологическую жизнедея-тельность человека, и его социокультурную, специфически человеческую дея-тельность», которая предстает как двухуровневая биосоциальная система, скла-дывающаяся благодаря превращению как в филогенезе, так и в онтогенезе жиз-недеятельности живых существ в социокультурную деятельность человека как общественного существа.
В деятельности человека имеются два взаимосвязанных момента, две разных стороны существования: предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, с обществом. Взаимосвязанные стороны деятельности – это главные моменты деятельности, определяющие особенности психических процессов; основные формы деятельности; линии развития деятельности; группы деятель-ности; поочередно актуализирующиеся, оказывающие определяющее воздейст-вие на развитие человека и общества.
Как отмечает Д.И. Фельдштейн, обе стороны деятельности существуют в неразрывном единстве, «… предметная (познавательная и практическая) дея-тельность обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности, деятельность по усвоению норм взаимоотношений с людьми – фор-мирование социальной активности». Благодаря этому деятельность впитывает в себя опыт человечества, становясь источником информации и культурных преобразований.
К элементам любой деятельности как системы относят: субъекты, на-правляющие свою энергию на познание, оценивание, преобразование объектов и общающиеся друг с другом для достижения этих целей; объекты, на которые направлена активность субъектов; продукты, созидаемые субъектами во всех видах деятельности из материала объектов; средства и способы совершаемых действий, с помощью которых какие-либо объекты превращаются в продукты деятельности. В теории деятельности её структурные моменты получают свою специфическую характеристику при соотнесении их с мотивами, целями и усло-виями осуществления действия. Конкретные виды деятельности выделяются по критерию побуждающих мотивов.
При этом до сих пор не достигнуто единство в понимании того, какую деятельность или какие её элементы следует считать подлинно творческими, не выработан общий подход к определению гендерной природы творческой дея-тельности, остаются невыясненными вопросы особенностей культурной адаптации и мотивации личности каждого гендера в творческих сферах жизнедеятель-ности и ее культурного типологического своеобразия.
Творчество – это особый феномен в жизненном пути человека, формирующий как культуру, так и индивидуальность человека.
Культуру при этом следует рассматривать как социальное явление, объединяющее всё то, что творит субъект, осваивая мир объектов. При этом сам субъект является таковым объектом, преобразовывая не только окружающую действительность, но и самого себя в процессе жизнедеятельности. Исследователь М.С. Каган пишет: «Культура включает в себя как филогенетические, так и онтогенетические формы преобразования человеком его собственной природы, выражает меру власти человека над природой – и над внешней природой, и над его собственной, физической и психической».
Сущность творческой деятельности рассматривалась учёными на основе различных критериев, что обусловлено сложностью структуры самого творчест-ва. Так, В.М. Бехтерев полагал, что творчество – это созидание нового, но в си-туации, когда проблема выступает как раздражитель и вызывает образование доминанты в мозгу человека, вокруг которой концентрируется необходимый для её решения опыт. А. Матейко рассматривает творчество с точки зрения реорга-низации имеющегося опыта и формирования на этой основе новых комбинаций. К. Роджерс рассматривает творчество как деятельность человека по преобразо-ванию действительности, завершающуюся созданием нового оригинального продукта.
Таким образом, творчество рассматривается как созидание нового, но так как оно предполагает личностное начало творца, то в общепринятом смысле творчество – это условный термин для обозначения психического акта, выра-жающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных человече-ского сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (по Ф.Д. Батюшкову). Творчество предполагает единство репродуктивных и продуктивных начал, выражение предметно-деятельностной природы в форме внутреннего противоречия воспро-изведения и изменения, преемственности и новообразования, устойчивости и обновления (по В.Ф. Овчинникову).
Художественная картина мира, создаваемая с помощью творческой дея-тельности, выражает не только мир внеличного бытия, но и эмоциональное от-ношение человека к миру, другим людям, преломляющееся в системе художест-венных образов. При этом художественный образ – это некое синтетическое це-лое, включающее в себя сложную систему отношений между ощущениями, эмо-циями и переживаниями человека.
Формы творчества и соответствующие способности развиваются вместе со становлением и развитием самого человека и являются культурно-исто-рическим продуктом. Творческая деятельность представляет собой квинтэс-сенцию всего того, что характеризует практическое и духовное мироотноше-ние человека и способ его бытия в заданных природных и социокультурных координатах.
Вместе с тем художественный потенциал человека-творца может остать-ся не востребованным в культуре, не обязательным, сами же создатели произве-дений искусств не вписываются в массовую культуру. Особенности личности художественно одарённых людей вызывают непонимание окружающих, что может приводить к отвергающему Теоретико-методологические подходы к творчеству и креативности воспитанию, проявлению по отношению к этим людям агрессии, потере способности проявлять созидательную энергию (они начинают руководствоваться энергией разрушения, которая при правиль-ном подходе может быть и созидательной – ей сублимирована в творчестве) – все это подтверждает актуальность данной проблематики и говорит о необходи-мости разобраться в том, что же такое творчество вообще и художественное в частности.
На протяжении истории творчество трактовалось мыслителями как бо-жественный акт рождения (творения) космоса и как человеческая деятельность (ремесло, искусство) – античная философия; волевой акт божественной лично-сти (Августин); как творение истории (Ф. Аквинский – философия Средних ве-ков); высшая форма деятельности человека, рождающей мир (И. Кант, Ф. Шел-линг); космический принцип мира, имманентный человеку (В. Соловьев, Н. Бер-дяев, С. Булгаков); как экстатический порыв (Н. Бердяев, М. Хайдеггер); сино-ним жизни (А. Бергсон); как создание культуры и истории (философия жизни); самораскрытие смысла бытия (Н. Бердяев); как научная деятельность (Э. Гус-серль, Н. Гартман, Дж. Дьюи и др.); беспредельный процесс субстанциализации (Г. Батищев) и пр.
Современными учёными творчество понимается как «одна из главных движущих сил развития человечества», «высшая стадия развития личности» (К.А. Абульханова-Славская, А. Маслоу), «способ бытия личности» (Г.Г. Пан-кова), «фактор интеграции в личностном развитии» (Т.П. Минченко), как спо-соб, которым человек вносит социально полезные изменения в действитель-ность, осуществляет общественный прогресс и создает условия для своего даль-нейшего саморазвития и самоосуществления (Л.В. Яценко). Л.А. Балановская описывает основные постулаты теории творческой деятельности:
творческая деятельность – явление, сущность которого – функциони-рование сложных нейрофизиологических систем в условиях неопределенных или необычных для жизнедеятельности системы;
творческая деятельность присуща всем сложным нейрофизиологиче-ским системам при наличии креативных структур мозга;
творческая деятельность проявляется во всех видах актов жизнедея-тельности в различных формах;
результаты творческой деятельности являются главным признакомкреатива.
Чаще всего в отечественной литературе творчество определяется (на-пример, в БСЭ) как «деятельность человека, созидающая новые материальные духовные ценности, обладающие общественной значимостью».
Вместе с тем ясно, что данное определение не раскрывает сути пробле-мы, поскольку не всегда творческий процесс завершается созданием обществен-но значимых продуктов.
Таким образом, как справедливо отмечает Е.П. Ильин, в настоящее вре-мя является общепризнанным отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью, и сложность струк-туры творчества наталкивает исследователей на мысль о необходимости множе-ственности критериев.
Но абсолютно ясно, что именно художественная духовно-практическая деятельность, способствующая приобщению личности к культурным ценностям, предваряет другие самостоятельные виды деятельности человека, обеспечивает формирование культуры общества и личности в нём. При этом культуру в широком смысле мы понимаем как общественно-исторический процесс созидания чело-веческого мира. В узком значении культура – совокупность результатов этого созидания, система материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения. Культура есть смыслообразующая сторона образа жиз-ни общества, закрепляющая смысложизненные человеческие ценности в куль-турных нормах данного общества и тем самым конструирующая общество как культуру. Культура и творчество неотделимы друг от друга: с одной стороны, именно человек является творцом культуры, а с другой – именно творящий че-ловек – человек культурный. Культура детерминирует процесс духовной дея-тельности человека, а творческая деятельность совершенствует культуру. Им-пульс творчества возникает тогда, когда субъект обнаруживает максимальную активность в своих контактах с культурой, а культура, в свою очередь, является «силовым полем», в котором возможно творческое отношение к миру. Единство культуры и творчества – это тот принципиальный факт, с которым столкнулись современные культурологические и антропологические исследования.
Причём культура и творческая деятельность тесно взаимодействуют друг с другом, их диалектическая взаимосвязь проявляется в результативности творче-ства (опредмеченного – в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символиче-ских системах и т.д.), его процессуальности, предполагающей освоение (распред-мечивание) людьми уже имеющихся результатов творческой деятельности, т.е. превращение богатства опыта человеческой истории во внутреннее богатство ин-дивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социокультур-ной деятельности.
Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового; С.Л. Ру-бинштейн – как деятельность, «создающую нечто новое и оригинальное», что потом входит в историю не только самого творчества, но и науки, и искусства; А.М. Матюшкин говорит о двух видах активности – адаптивной и творческой. Задачей последней является изменение существующего порядка, создание но-вых подходов. С.В. Максимова рассматривает творчество как единство неадап-тивной и адаптивной активностей. А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. O.K. Тихо-миров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Я.А. Пономарёв, автор абстрактно-аналитической теории творчества, рассмат-ривает его с точки зрения процесса и обосновывает важность для творчества ин-теллектуальной активности, сензитивности. Он отмечает, что творческий чело-век видит побочные результаты своей деятельности, являющиеся источником новых творений.
М.С. Каган отмечал важность системного подхода к художественно-образному освоению действительности, правомерность называть его художест-венным творчеством и указывал на сложность и многомерность его структуры и полифункциональность искусства как плода художественного мышления и про-дукта художественного воображения и творчества. Он обосновывал включён-ность в структуру художественного творчества четырех видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуника-тивной.
Именно художественное творчество как духовно-практическая дея-тельность, способствующая приобщению личности к культурным ценностям,предварила другие самостоятельные виды деятельности человека и обеспечи-вающим формирование культуры общества и личности в нём.
Таким образом, можно сказать, что художественная деятельность – сложная разновидность человеческой деятельности, сочетающая в себе все ос-новные виды человеческой деятельности: «в искусстве происходит столкнове-ние противоположностей; рождающееся при этом целое становится существенно отличным от слившихся в нём компонентов». «Однако в силу сложности искусства, его особой роли в жизни человека и общества, вопросы сущности и специфики ху-дожественного творчества, природы художественного таланта, отличительных ка-честв личности художника остаются во многом не решёнными».
Длительное время понимание творчества связывалось с понятиями «соз-нание», «сверхсознание», «бессознательное» и рассматривалось вне деятельно-сти. Теория деятельности дала возможность определения творчества как дея-тельности субъекта, воздействующего на объект с целью преобразования при-родного и социального мира.
Важным для обоснования гендерных истоков творчества является мне-ние Г.С. Батищева о том, что вектор творческой активности направлен не только будущее, к внесению в мир каких-то новаций, но и в прошлое, на погружение недра культуры, восстановление утраченного и бесконечное саморазвитие субъекта. Импульс творчества возникает тогда, когда субъект не просто обраща-ется к прошлому, а обнаруживает максимальную активность в своих контактах с культурой, избирательно относится к наличным традициям, нормам, ценностям, продолжает прогрессивные линии преемственности и преодолевает негативные социальные влияния. Данная дифференциация направлений творческой актив-ности может способствовать пониманию истоков творчества с учётом гендерно-го своеобразия творческой личности, так как женщине исторически приписыва-лась тенденция консервативности, а мужчине новаторства.
Влияние социокультурных факторов на творчество определяется кон-кретно-исторической системой общественных отношений, культурой, мировоз-зрением. Главные векторы творческого процесса можно обнаружить на уровне инфраструктуры творчества (пространства культуры), его макроструктуры (взаимодействие разных видов творчества) и микроструктуры (соотношение традиций и новаций в отдельном поиске определённого вида).
Однако в современной науке ещё нет единого подхода к определению понятия творчества, именно категориальная неопределённость и приводит к то-му, что понятия культуры, творчества, деятельности рассматриваются порой как тождественные. Вместе с тем понятно, что в деятельности индивидов творческое начало присутствует далеко не всегда, кроме того, не каждое творческое дейст-вие способно стать фактом культуры.
широком смысле Я.А. Пономарев рассматривает творчество как появ-ление нового применительно ко всем процессам органической и неорганической жизни и связывает с идеей общей эволюции; в узком смысле – как деятельность человека, составляющую одну из форм эволюции. Творчество – необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновени-ем которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм. Общепризнанным в настоящее время является понимание твор-чества в узком смысле слова, хотя в одних случаях под творчеством понимается деятельность, в результате которой создаётся новое, в других – реорганизация имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций.
2. Теории творчества
Психоаналитическая теория (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Согласно постула-
ту З. Фрейда, все культурное творчество, в том числе и художественное, возни-кает в результате сублимации части сексуальной энергии человека в различные формы общественной деятельности. Действительность в акте творчества при-сутствует лишь как негативная сила, препятствующая бессознательному содер-жанию излиться свободно и непосредственно.
К.Г. Юнг утверждал, что бессознательное содержит множество зароды-шей новых мыслей, творческих открытий, являющихся источником творчества. Интровертированная интуиция захватывает те образы, которые возникают из основ бессознательного духа, существующих в силу наследственности. Эти ар-хетипы, сокровенная сущность которых опыту недоступна, представляют собой осадок психического функционирования у целого ряда предков. Главное в вели-ком художнике, по Юнгу, не то, что отличает его от других людей, а то, что вы-ступает в его творчестве как нечто общее всем, внеличностное и типичное. От-сюда Юнг различает в душе художника два пласта: верхний, образующий его личностные особенности, и нижний, представляющий область «вневременных глубин», сферу архетипа. На основании такого разграничения Юнг определяет два типа художников и видов творчества – психологический и визионарный. Первый основывается лишь на сознательном отражении жизни через свой лич-ный опыт. Второй выражает опыт коллективного бессознательного, или архети-па, и лежит вне чувственного и сознательного опыта. Он осуществляется по-средством интуитивного видения. Визионарный вид творчества очень редок. Этот дар присущ избранным художникам. Творческий процесс их неуправляем, наоборот, именно он управляет художником.
Компенсационная теория творчества А. Адлера. Философ рассматривал творчество как способ компенсации комплекса недостаточности личности, полагал, что каждый человек обладает творческой силой, благодаря которой управляет своей жизнью и создаёт собственный жизненный стиль.
Когнитивная теория творчества Дж. Келли. Творчество рассматрива-
ется как альтернатива всему банальному. Философ считает, что жизнь челове-ка – это исследование, выдвижение предположений, гипотез, творческий про-цесс. Человек, взаимодействуя с миром, перерабатывает информацию и прогно-зирует события.
Гуманистическая теория (Г. Олпорт, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс и др.). Г. Олпорт и А. Маслоу считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатиче-скому принципу удовольствия; по А. Маслоу – это потребность в самоактуали-зации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных воз-можностей. А. Маслоу при этом приходил к осознанию необходимости отделить «особый творческий талант» от «творческих способностей к самоактуализации», которые в большей степени производны от самой личности и активно проявля-ются в повседневной жизни. Творчество самоактуализации можно приблизи-тельно определить как склонность ко всему подходить творчески. По А. Маслоу творчество – это универсальная функция человека, ведущая к самовыражению, свойственная каждому человеку, но теряемая им в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.
Э. Фромм определял творчество как способность «удивляться и позна-вать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
К. Роджерс, основатель личностно-ориентированной терапии, вводит понятие «поле опыта», включающее события, ощущения и воздействия, которые человек отбирает по принципу нужности. В поле опыта он включает самость человека, подразумевая взгляд на самого себя, основанный не только на про-шлом опыте, но и данных настоящего и ожиданиях от будущего. Раскрытию са-мости способствует стремление человека к самоактуализации и реализации. Творчество он рассматривал как универсальное явление и определял его усло-вия. Так, к внутренним условиям творчества К. Роджерс относил: открытость новому опыту, внутренний локус контроля, способность к необычным сочетани-ям информации; к внешним условиям – признание безусловной ценности инди-вида, создание обстановки без внешнего оценивания, свободу самовыражения.
Ассоциативная теория творчества (С. Медник). Согласно этой теории суть творчества состоит в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Процесс решения проблемы является тем более креативным, чем из более отдалённых зон смы-слового пространства взяты элементы этой проблемы, при этом в процессе твор-чества имеют значение переформулирование ассоциативных элементов и созда-ние новых комбинаций с учётом поставленных задач.
Между тем творчество может рассматриваться двояко: как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мне-ние, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т.е. момент нового нестандартного подхода к её выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постанов-ки проблемы до поиска способов выполнения действий. Когда творчество на-правлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного реше-ния, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную много-уровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики. Творческий харак-тер деятельности заключается в том, что социально выработанные схемы позна-вательной, преобразовательной и коммуникативной деятельности не могут в принципе быть неизменными, ведь они носят культурно-исторический характер, где новые условия и новые задачи снимают прежние ограничения, открывают новые возможности для переосмысления принципов деятельности.
В психологии понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существующего, стандартного. Другими словами, творчество рассматривается как когнитивная деятельность, ведущая к новому, необычному виду решения проблемы или ситуации, порождающая нечто каче-ственно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество предполагает новое виде-ние, новое решение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, готовность к самоизме-нению. Иначе говоря, это всегда привнесение в мир чего-то нового. А.Т. Шуми-лин отмечает, что создание любого нового (индивидуального, локального, ре-гионального) является показателем творческого характера деятельности, показа-телем умения решать творческие задачи, изобретать, чем и определяется цен-ность субъективно нового. Такая деятельность позволяет выявить людей творче-ски мыслящих.
Вместе с тем Н.А. Венгеренко, А.Я. Пономарев, Л.Н. Коган и другие считают, что определение творчества как «созидание нового» является недоста-точно строгим для идентификации творческой деятельности. Критически следу-ет переосмыслить и утверждение о таком обязательном признаке творческой деятельности, как общественная значимость его продуктов, поскольку значение тех или иных открытий часто осознается не в период их осуществления, а гораз-до позже. Кроме того, нельзя отвергать связь творческой деятельности с комби-наторикой. Множество художественных образов и сюжетов являются результа-том синтеза ранее существовавших. Мысль о том, что комбинирование выступа-ет фундаментальным моментом творчества, развивалась многими учёными: А. Пуанкаре («Творчество состоит в создании полезных комбинаций»), К.А. Ти-мирязевым («Создание человеческого творчества – результат комбинирования и отбора полезных комбинаций»), А. Матейко («Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций»).
Если же подходить к творчеству с точки зрения решения проблем и не-стандартных задач, то его можно охарактеризовать как деятельность, направ-ленную на их решение. «Движущей силой творчества является противоречие, разрешение противоречий составляет содержание творчества, а удовлетворение потребностей – цель его», – пишет А.Т. Шумилин. П.П. Крамар определяет творчество как развивающуюся деятельность человека: «Именно благодаря раз-витию, приводящему к качественно новым результатам, которые человек (чело-вечество) не мог (не могло) достичь ранее по той причине, что его деятельность еще не была развита в достаточной степени». С.С. Гольдентрихт, Л.А. Пьянкова рассматривают творчество с точки зрения его влияния на саморазвитие и само-утверждение человека и полагают: «… творчество – универсально-преобразующая, целостная культурно-историческая самодеятельность, в процес-се которой осуществляется самопроизводство и саморазвитие социальных сил человека».
В исследовании творчества можно выделить ряд основных подходов: изучение личности творца (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявлен-ская, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, Р. Якобсон, К. Кокс, А. Мас-лоу, Г. Уоллес, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Н. Роджерс, К. Тэйлор, Е.П. Торренс и др.); творческого продукта (Л.С. Выготский, В. Вундт, К. Тэйлор, Д. Тэйлор, Мак Ферсон и др.); творческого процесса (Д.Б. Богоявленская, Г. Айзенк, Э. де Бо-но, Д. Векслер, А.Ф. Осборн, Л. Термен, Р. Стернберг, Р. Уайсберг, Г. Уоллес и др.).
Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. От художника требуется ясность жизнен-ной позиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысление времени. Ос-новная трудность в определении понятия творчества связана с тем, что до сих пор подходы к нему основывались лишь на анализе его продукта. Дж. Гилфорд предложил один из подходов к решению проблемы, раскрыв творческие способ-ности личности через факторы дивергентности. Они, по его мнению, обеспечи-вают «творческость» человека и объясняют противоречие того, что человек с высокими способностями может не быть творческим, нередки же случаи, когда менее способный человек оказывается творческим. Д.Б. Богоявленская отмечает, что несовпадение успешного овладения культурной деятельностью (обучае-мость), проявлений ума и «творческости» аналогично несовпадению характери-стик функциональных и операциональных компонентов в структуре способностей (ядра и периферии). Человек обученный (с хорошо сформированными опе-рациональными компонентами) может достичь больших успехов, чем способ-ный (обладающий лучшими функциональными характеристиками, т.е. ядром способностей).
связи с этим Д.Б. Богоявленская предлагает рассматривать творчество
процессуально-деятельностной парадигме. Она считает,что творчество возникает тогда, когда человек реализует новые замыслы, будучи поглощённым деятельностью, в результате которой продукт деятельности превышает первона-чальный замысел: «Творческость – это способность не просто к высшему уров-ню выполнения любой деятельности, но к её преобразованию и развитию». Та-ким образом, можно согласиться с позицией Д.Б. Богоявленской, что именно деятельность субъекта определяет возможность творческих достижений. Она вводит понятие «интеллектуальная активность» (познавательная самодеятель-ность), при этом выделяет три типа подобной активности: стимульно-про-дуктивный,в котором деятельность обусловливается внешними стимулами,высшие проявления этого уровня отражают высокую степень развития умствен-ных способностей; эвристический – деятельность принимает творческий харак-тер (при этом, имея надёжный способ решения проблемы, человек продолжает сопоставлять и анализировать, что приводит к открытию новых способов реше-ния); креативный – самостоятельно найденная эмпирическая закономерность выступает в качестве новой проблемы. «Творчество в собственном смысле слова начинается там, где перестаёт быть только ответом, где есть нечто «сверх того», что и определяет его качественный статус», – обосновывает Д.Б. Богоявленская. В то же время М.Г. Ярошевский пишет: «Термин “ творчество” указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из факта её персо-нальной судьбы становятся фактами культуры».
Теория развития творческой личности (Г.С. Альтшуллер). С точки зрения Г.С. Альтшуллера, способность к творчеству – это природа человека. Творческие способности есть у всех, но они не проявятся, пока не возникнет по-требность у общества и не появится возможность реализации личности. Он счи-тает, что для развития творчества важно универсальное образование, не исклю-чающее специального мастерства. Главным является не развитие способностей, а мотивация на творчество. Роль внешней среды состоит в снабжении личности технологиями творческой работы.
М.С. Кагана утверждал, что наиболее важно рассматривать творческую деятельность как систему в контексте того, что художественное творчество пра-вомерно называть художественным освоением мира. При этом В.М. Розин писал: «Культурный опыт человечества – это окристаллизовавшаяся, свернувшаяся напо-добие пружины деятельность, способная, однако, в определённых условиях ожить, превратиться в явную деятельность. Соответственно деятельность – это не только динамика, процесс, преобразование, но и объективированная, опредмеченная, т.е. окристаллизованная, структура. Причём превращение деятельности в опыт – это сложный онтогенетический процесс, в котором задействованы работа сознания, па-мяти, операции синтеза и анализа, знаковые преобразования и др».
Таким образом, творчество можно определить как культурно-истори-ческое явление, имеющее психологические аспекты (личностный и процессу-альный) и предполагающее наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, ориги-нальностью и уникальностью.