Креативные способности современного человека.
В современном информационном обществе все чаще возникает потребность в нетривиальных решениях известных задач, новых подходах к старым и, казалось бы, уже хорошо исследованным проблемам, инновационных способах поведения в стандартных ситуациях, т.е. современный социум требует от своих членов проявления креативных способностей в различных (житейских, профессиональных, личных) ситуациях. И такая потребность обусловлена объективными причинами, а именно векторами развития общества – глобализацией, интеграцией новых государств в мировое пространство постмодерна, увеличением ритма жизни современных людей и др. Причем процессы, происходящие в социуме затрагивают не только взрослых его членом, но и самых маленьких, только начинающих процесс включения в окружающее социальное пространство.
Актуальность исследования креативных способностей связана прежде всего с беспрецедентной ролью, которую начинает играть в современных социально-экономических процессах способность человека создавать новые значимые формы и идеи. Причем, речь идет обо всех без исключения областях деятельности, о решении самых разнообразных проблем сегодняшнего времени, вплоть до существенной трансформации процесса социального управления, который должен соответствовать социокультурному компетентному обществу с высоким уровнем эффективности. Речь идет не только о творческих профессиях, а о том, что абсолютное большинство профессий приобретают в XXI веке качество креативности. Речь идет не только об отдельных творческих личностях, но об актуализации творческого начала практически в каждом человеке.
В связи с этим приобретают популярность различные мероприятия, школы, курсы развития креативных способностей личности, что актуально не только для детей разных возрастов (дошкольники, младшие школьники, подростки), но также и для взрослых людей. При этом предлагается развивать креативные способности в разных сферах жизнедеятельности: в художественном творчестве, в профессиональной области, в быту и т.д. Исходным условием развития креативных способностей человека является уровень их, который должен быть зафиксирован и служить точкой отсчета в увлекательнейшем процессе совершенствования себя. Для этого исследователями разработан целый ряд методик.
Дискуссия о подходах к исследованию креативности на сегодняшний день является предметом ожесточенных споров исследователей. Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 15]. Так, по Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.
Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл креативность «силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества). Суммируя результаты научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями [13]:
1. Интеллектуальная одаренность - лишь одно из условий творческой активности личности, причем основную роль в активации творческой деятельности играют мотивация, ценности и личностные черты (т.н. креативный тип личности).
2. Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором. В частности, Е.Торренс в теории “интеллектуального порога” соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [6, 7].
3. Творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями [3, 9, 10]:
o умением увидеть и распознать творческую проблему
o умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей
o умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую
o стремлением отказаться от шаблона или группового мнения
o способностью к множественной перегруппировке идей и связей
o способностью к анализу творческой проблемы как системы
o способностью к синтезу творческой проблемы как системы
o чувством организационной стройности и идейной целостности
o неконформностью оценок и суждений даже под давлением
o восприимчивостью ко всему новому и необычному
o конструктивной активностью в неопределенных ситуациях
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по этой проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей [4, 6, 10, 12]:
1. Поскольку творческие способности синтезируют два типа мышления - дивергентное (т.е. тип мышления, идущий в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания) и конвергентное (направленное на поиск из множества решений единственно верного) при доминировании дивергентного типа, то многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими типами мышления: вербальным и визуальным.
Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности [13].
Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие индексы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение основных параметров креативной среды:
o отсутствие ограничения по времени;
o минимизация мотивации достижения;
o отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
o отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей. В то же время низкие результаты тестирования могут и не свидетельствовать об отсутствии креативности у испытуемого, а говорить всего лишь о том, что в этот конкретный момент испытуемый не настроен проявлять креативный способности по разным причинам (личным, профессиональным и т.д.).
Поэтому следует считать, что методики диагностики креативных способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
Возникший в середине XX столетия социальный заказ на выявление людей с творческим потенциалом в настоящий момент особенно актуален для нашей страны в связи с происходящими в общества изменениями.
На сегодняшний день психологами, философами рекламистами и иными специалистами, занимающимися проблемами креативности разработан целый ряд методик, позволяющий с некоторой (разной) долей вероятности выявить креативные способности человека.
Ранние методики диагностики креативности построены на исследовании интеллекта. Особый интерес в плане изучения креативной деятельности имеют описанные Дж. Гилфордом два типа мышления - конвергентное и дивергентное, - как два принципиальных типа поиска решений. Гилфорд полагал, что все интеллектуальные способности в какой–то мере являются творческими, но наибольшее отношение к творчеству имеет способность к дивергентному мышлению. По мнению Гилфорда, тесты, направленные на измерение беглости, оригинальности, гибкости мышления в невербальных, символических, семантических и поведенческих задачах, выявляют дивергентное мышление. Тест дивергентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослых людей.
В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Е. Торренса, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
Тест Торренса был создан в 1966 году директором Центра по изучению креативного поведения Университета штата Джорджия (США), профессором Е. Торренсом. Концептуальная основа теста – теория дивергентного мышления Дж. Гилфорда. В рамках этой теории было провозглашено существование наряду с интеллектуальными творческих способностей и описано их психологическое содержание. Тест Е. Торренса состоит из 10 батарей. Тест позволяет оценить вербальную креативность (7 батарей), образную креативность (3 батареи), а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.
Тест Е.Торренса оказывается полезным при решении задач, связанных с выявлением креативных способностей, экспертизой на креативность обучающих программ и подбора лиц на креативные и нестандартные позиции в менеджементе. Время работы с тестом ограничено и составляет для вербальной батареи – 45 минут, для образной – 30 минут. Аудитория, креативные способности которой можно проверить с помощью данного теста - дети старше 5 лет и взрослые.
К основным показателям креативности Торренс относит:
- беглость, отражающую способность к порождению большого числа идей, которые выражены в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряемую числом результатов, которые соответствуют требованиям задания;
- гибкость как способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;
- оригинальность как способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Этот фактор считается одним из основных для характеристики креативной деятельности [14, с. 166-174].
После работ Гилфорда и Торренса различение интеллекта как общей способности к применению знаний и креативности как общей способности к их преобразованию стало общепринятым, а тестологическое изучение креативности выделилось в самостоятельную область психодиагностики. Однако впоследствии тесты Гилфорда и Торренса критиковались специалистами как низковалидные, т.к. они создавались как скоростные, то есть с времеными ограничениями, едиными для всех испытуемых. Такой подход к диагностике креативности означает, что люди, обладающие творческим потенциалом, но с невысоким темпом умственной деятельности окажутся в невыгодном положении.
В настоящее время существует несколько подходов к диагностике креативности, зависящих от особенностей понимания самого термина «креативность»:
1) Тесты, исследующие креативность, понимаемую как «новизна». В исследованиях по диагностике креативности этот подход представлен работами О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой (1996), предложившими методику, ориентированную на исследование креативных способностей дошкольников и младших школьников. Методика предполагает оценку сказки, сочиненной ребенком по пятибалльной системе: 0 баллов ребенок получает за отказ от выполнения задания или пересказ знакомой сказки, 1 балл - за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов, 2 балла - при внесении существенных элементов новизны в известную сказку, 3 балла - если это было дополнено деталями, 4 балла - за полностью придуманную, но схематично изложенную сказку, 5 баллов - если это изложение было развернутым. В данной методике очевидно использование критериев оригинальности и разработанности, примененных Дж. Гилфордом и П. Торренсом к оценке результатов творческой деятельности, но понимание новизны тяготеет ко второму из отмеченных выше вариантов.
2) Подход с позиций умственных способностей, представленный в работах А.М. Матюшкина И.С. Авериной, Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н. П. Щербо, адаптировавших для отечественной выборки, в том числе и для старших дошкольников, тест невербальной креативности П. Торренса [16]. Он состоит из двух эквивалентных форм (А и В), включающих три задания:
“Нарисуй картинку” - создание рисунка на основе цветного пятна неправильной формы,
“Незавершенные фигуры” - завершение незаконченных фигур, вызывающих стереотипные ассоциации. При выполнении задания тестируемому нужно создать по возможности оригинальные изображения.
“Повторяющиеся фигуры” - создание серии разнообразных рисунков за счет дорисовывания одинаковых фигур. Как показатели креативности здесь выступают продуктивность (беглость) - способность к порождению большого числа идей за ограниченное время, гибкость - способность к выдвижению разнообразных идей, оригинальность - способность к выдвижению новых, необычных идей, а также разработанность - степень детализации ответов.
Вместе с тем сами авторы, работающие в рамках этого подхода, признают недостаточность применения одних лишь стандартизованных тестов и необходимость использования, наряду с ними, методик качественного характера по типу функциональных проб, а также наблюдения, опросов, анализа работ.
3) Креативность как процесс. Некоторые методы диагностики креативности, которые позволяют оценить процессуальные характеристики творчества, представляют собой схемы анализа игры (ролевой ситуации). Например, Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина при изучении сюжетно-ролевой игры дошкольников предлагают обращать внимание на такие параметры, как инициатива в возникновении замысла игры, развитие замысла по ходу игры (чем обусловлено – влиянием случайных обстоятельств или оно является творческим развитием первоначального сюжета), инициатива ребенка в выборе игровых заместителей реальных предметов. К этой же группе следует отнести метод «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской. Особенностью данной методики являются следующие принципы: отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов; отсутствие потолка (отличие заключается в том, что в данном случае предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на нескольких уровнях — от частного до общих, пользуясь универсальными законами); эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае скорость протекания психических процессов отступает на второй план.
4) Еще один подход к исследованию креативности основан на выделении уровней творчества: экспрессивное творчество (например, спонтанное рисование у детей), продуктивное творчество (научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой), инвентивное (изобретательское) творчество – изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках, инновационное творчество (улучшение через модификацию), порождающее творчество (выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникать новые движения и школы).
5) В основе ряда определений термин «креатив» противопоставляется конформности. Такое понимание творчества встречается в работах Р.С. Крачфилда, автора одной из первых развивающих программ формирования креативности, к нему близко и понимание С. Медника, автора теста отдаленных словесных ассоциаций. Как показатель креативности в тесте выступает отдаленность словесных ассоциаций от клишированных словосочетаний, навязанных повседневным словоупотреблением. Русский вариант теста хорошо зарекомендовал себя в исследованиях креативности подростков и старшеклассников, а также взрослых людей. Как возможное направление диагностики здесь возможна разработка схем оценки креативности на материале детского словотворчества, но такая работа только предстоит.
Еще одним из методов диагностики уровня творческих способностей является анализ продуктов творчества человека, вербальных и невербальных (например, тесты Е. Туник). Анализ продуктов творчества может производиться специалистами в данной области деятельности (экспертная оценка) или психологом-диагностом.
Иногда для диагностики креативности применяются комплексные тесты, например тест Вильямса, предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей:
· тест дивергентного (творческого) мышления;
· тест личных творческих характеристик (опросник для детей);
· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).
Е. Туник полагает, что на данный момент батарея креативных тестов Вильямса — лучший психодиагностический инструмент для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.
Интерактивный компонент лекции: студенту предлагается один из экспресс тестов на определение креативности (опросник Джонсона, методика Рензулли, один из элементов батареи тестов Е. Туник (например «Эскизы», для определения уровня невербальной креативности) или др.). На экран выводятся условия теста, студентам заранее раздаются опросные листы. На решение теста уходит от 5 до 10 минут. По окончании занятия опросные листы собираются преподавателем, читающим лекцию и анализируются.
Итак, диагностика креативности позволяет выявить степень выраженности творческих способностей личности для последующего определения наиболее эффективных методов обучения. Как известно, способность к креативности максимально выраженная в раннем детстве, имеет тенденцию к постепенному снижению в период биологического созревания. Требования классической школьной педагогики, накапливаемый жизненный опыт, социальное воспитание личности приводят к развитию стереотипного поведения, появляются барьеры, препятствующие реализации творческой энергии. В период между шестью и семью годами креативность уменьшается на 50 %, а к зрелому возрасту еще на 30 % [14]. К началу профессиональной деятельности творческий потенциал становится практически минимальным, к тому же он очень различен у разных молодых людей. Это обусловливает необходимость комплексной диагностики для выявления личностей с более высоким «остаточным» уровнем креативности.