Тема 2. Развитие креативности личности как основа процесса формирования кластера творческих компетенций

Цель лекции: изучить и раскрыть тему развитие креативности личности как основа процесса формирования кластера творческих компетенций

1.Развитие креативности личности

2.Кластер творческих компетенций

Высокий уровень сформированности кластера творческих компе-тенций – важнейшее личностное качество элитного конкурентоспо-собного специалиста, определяющее его готовность выявлять и анали-зировать актуальные проблемы в научной и производственной сферах, находить способы и средства для творческого их решения, предпола-гающее, прежде всего, наличие креативности мышления и готовность к прогрессивному преобразованию действительности, основывающее-ся на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей про-фессиональной области, и психологической готовности к такому пре-образованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и в составе трудового коллектива. Кластер творческих компетенций выпускника технического вуза позволяет ему принимать активное участие в создании и продвижении продуктовых, технологических и маркетинговых инноваций в сфере производства и научно-образовательной сфере. Конкурентоспособный выпускник способен и применять имеющиеся знания для создания новых товаров и услуг, совершенствования их функциональных харак-теристик, и получать новые знания, соответствующие современному состоянию науки и техники, формирующемуся технологическому ук-ладу. При этом творческий подход к разрешению профессиональных проблемных ситуаций является основным условием развития как от-дельных субъектов экономической жизни – предприятий и организа-ций, так и всей инновационной экономики и общества. Технический университет должен подготовить обучающегося к осуществлению собственной творческой деятельности в конкретной отрасли производства и к организации творческой деятельности руко-водимого коллектива, т.е. сформировать те компетенции, совокупность которых определена ФГОС по конкретному направлению подготовки. Выполнение социального заказа системой ВПО на подготовку элитно-го конкурентоспособного специалиста для инновационной экономики предполагает формирование готовности выпускника к профессиональ-ному творчеству, достижение им творческой зрелости, личностной, профессиональной и духовной вершин в процессе самоактуализации личности. Предприятиям в условиях ужесточения конкурентной борьбы, конечно, хотелось бы, чтобы получение результатов творческого труда – изобретений, новых продуктов и технологий, подчинялось тем же законам производственного менеджмента, что и производство оборудования и предметов потребления. Но сложность в организации иннова-ционной деятельности состоит в том, что в её основе лежит творчест-во, результат которого не всегда чётко определяется внешними воз-действиями, и значит оно с трудом поддаётся управлению. По мнению Я.А. Пономарёва, «задача науки состоит в том, чтобы постоянно обо-гащать пути сознательного воздействия на творчество человека, созна-тельного управления творческой деятельностью».

Современное состояние психологии творчества подробно проана-лизировано в работах Д.Б. Богоявленской, опираясь на которые, можно выделить несколько важных моментов в исследовании творчества.

Психологи рассматривают явление творчества с различных пози-ций: и как «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» (С.Л. Рубинштейн), и как психический акт, выражающийся «в вопло-щении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлечённой мысли, художест-венной и практической деятельности» (Ф. Батюшков), а творческий процесс в этом случае «заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций» (А. Матей-ко). Наиболее отличительной особенностью творчества является то, что оно заключено не в деятельности, каждое звено которой полно-стью регламентировано заранее данными правилами, а в деятельности, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределённости. Именно такая деятельность характерна для предприятия, работающего в инновационной сфере: высокая степень неопределённости в маркетинговом восприятии нового товара, высо-кий риск инвестиционной деятельности и неопределённость развития финансовых отношений, необходимость переобучения персонала и т.п.

В психологии творчество, творческое мышление определяются как высший уровень умственной деятельности. Важным звеном в изу-чении психологии творчества является концепция Я.А. Пономарёва о структурно-уровневой организации психологического механизма творчества с обозначением логического и интуитивного начал творче-ства как крайних уровней структуры и с обозначением каждого из промежуточных уровней как уровней с составным содержанием в большей степени интуитивного или логического начал.

Наибольший интерес с позиции организации творческой деятель-ности представляет компонентная теория творчества, предложенная американским исследователем Р. Стернбергом, позволяющая наиболее оптимально использовать способности и умения каждого специалиста в работе по реализации инновационного проекта. По мнению учёного, процесс творчества возможен при наличии трёх интеллектуальных способностей:

синтетической способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления;

аналитической, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие – нет;

практически-контекстуальной способности убеждать других ценностях идеи, другими словами, «продать» творческую идею другим.

Необходимым условием получения инновационного продукта или технологии является наличие в сбалансированном виде всех трёх способностей у одного человека – специалиста инновационной сферы, или включение в творческий коллектив нескольких работников, обла-дающих одной ярко выраженной из перечисленных способностей. Аналитическая способность, используемая при отсутствии двух иных, приводит к сильно развитому критическому, но не творческому мыш-лению. Синтетическая способность в отсутствие других двух приводит к появлению новых идей, которые не подвергаются требуемой тща-тельной проверке, чтобы, во-первых, оценить их потенциал и, во-вторых, заставить работать. Развитая практически-контекстуальная способность при отсутствии двух других может привести к ситуации купли-продажи определённых идей на основе не их реальной стоимо-сти, а умения убедить кого-либо купить или продать что угодно.

По мнению американских учёных, для творчества необходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников:

· интеллектуальных способностей;

· знания;

· стилей мышления;

· личностных характеристик;

· мотивации;

· окружения (среды).

Хотелось бы заострить внимание на одном из условий творчества – наличии соответствующего окружения (среды), которое важно не только на этапе профессиональной деятельности, но, прежде всего, на этапе профессионального становления, так как именно специально организованное окружение (среда) обеспечивает закрепление внутрен-них установок на творчество и формирование кластера творческих компетенций.

Андреев В.И. рассматривал основные признаки и типологии творческих личностей; из выделенных им типов наибольший интерес в техническом вузе будут представлять:

· логик: мыслительный тип;

· теоретик (логик-теоретик; теоретик-интуитивист);

· практик (экспериментатор);

· организатор, инициатор, исполнитель;

· педагог.

Особенно ценным с позиции организации олимпиадного движе-ния как формы организации обучения, использующей методы само-управления, является выявленная рядом исследователей важность внутренней мотивации для творческой работы и то, что люди могут делать подлинно творческую работу в своей области при условии, что они любят то, чем занимаются, и сосредоточены на работе, а не на возможном вознаграждении.

Отличительной чертой обучения посредством олимпиадного движения будет его элитный характер, так как не все обучающиеся обладают необходимыми способностями, но в то же время хотелось бы подчеркнуть, что учёные в области психологии творчества склоняются к мысли, что значение наследственности для творчества существенно ниже, чем для более стандартных аналитических способностей, пото-му что творчество требует наличия весьма большого количества фак-торов, благоприятствующих его реализации (Стернберг Р.), что обу-славливает большие возможности образовательной системы по разви-тию творческой личности и творческих способностей, чем при реше-нии других педагогических задач.

В качестве наиболее важных для формирования творческих про-фессиональных компетенций выделены следующие способности и черты творческой личности:

креативность;

· интеллектуальные способности;

· способность к самоорганизации и саморазвитию;

· убеждённость, способность отстаивать свои творческие пози-ции (мировоззренческие качества);

· честность, смелость, решительность (нравственные качества);

· импульсивность, независимость, работоспособность напори-стость и агрессивность;

· самоутверждение, способность и потребность в доминирова-нии, потребность в признании окружающими, и в то же время спо-собность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих от-ношений.

При определении сущности кластера творческих компетенций отмечалось, что их основой является креативность. При разработке инновационных образовательных технологий формирования творче-ских компетенций необходимо исходить из двух положений, сформу

лированных Н.Ф. Вишняковой [4], а именно «… развитие креативно-
сти способствует становлению творческой зрелости специалиста в

процессе самоактуализации личности и достижению им личностной, профессиональной и духовной вершин» и «… при высоком уровне самоактуализации креативной личности творческая зрелость специа-листа является более устойчивой, продуктивной и продолжительной жизненной реальности». Способствовать развитию креативности личности во всём её богатстве и разнообразии, создавать условия для наиболее полной и успешной её креативной реализации является од-ной из первоочередных задач системы высшего профессионального образования.

основе способности к творческой деятельности (кластера твор-ческих компетенций) лежит высокий уровень креативности личности специалиста. Креативность в профессиональной деятельности, прежде всего, проявляется в быстроте, гибкости, точности, оригинальности мышления над проблемной ситуацией, в богатом воображении, уме-нии детализировать образ проблемы.

Рассматривая проблему развития креативности и формирования творческих компетенций необходимо акцентировать внимание на од-ном из важнейших аспектов её проявления – инициативности, предпо-лагающей готовность самостоятельно ставить проблемы, заниматься углубленным анализом на основе решения всего лишь одной задачи без воздействия внешнего стимула. Роль инициативности в понятии креативности исследована Д.Б. Богоявленской, которая вывела поня-тие креативности за рамки просто способности использовать данную задачах информацию разными способами и в быстром темпе. Ею было введено понятие креативной активности личности, обусловлен-ной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество в данном случае является ситуативно-нестимулиро-ванной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы, а способность человека к самостоятельным дей-ствиям (инициатива) проявляется в условиях постоянного взаимо-действия субъекта с объектом при решении профессиональных твор-ческих задач.

работе Д.Б. Богоявленской высказана гипотеза о том, что твор-чество – это нечто большее, чем просто совокупность уровней функ-ционирования каждого из компонентов (интеллектуальных способно-стей, знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотива-ции, среды). Во-первых, для некоторых компонентов может существо-вать пороговый эффект (например, в знаниях), этот порог является пределом определённого рода, поскольку независимо от уровней, дос-тигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает очень мало или не знает ничего, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определённого рода компен-сация, когда сила какого-то одного компонента (например, мотивации компенсирует слабость другого (например, среды). В-третьих, компо-ненты могут начать взаимодействовать (например, интеллект и моти-вация), при этом подобного рода взаимодействие может привести к нелинейному увеличению эффекта (иными словами, креативность вы-сокомотивированного умного человека обычно превышает креатив-ность как высокомотивированного человека с более низким уровнем интеллекта, так и немотивированного человека со сравнимым уровнем интеллекта) [3].

Для рассматриваемой педагогической технологии формирования кластера творческих компетенций посредством олимпиадного движе-ния особую значимость имеет выделение в деятельности обучающихся трёх качественных уровней интеллектуальной активности согласно классификации Д.Б. Богоявленской: стимульно-продуктивного (репро-дуктивного, пассивного), эвристического, креативного. К стимульно-продуктивному уровню активности, по мнению Д.Б. Богоявленской, относятся такие действия испытуемых, при которых они действуют только под воздействием какого-то внешнего стимула. Испытуемых второго уровня отличает проявление в той или иной степени интеллек-туальной активности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов дея-тельности. Испытуемым, отнесённым к третьему уровню, свойственно самостоятельно ставить проблемы, заниматься углубленным анализом на основе решения всего лишь одной задачи.

Организационно-управленческий вид деятельности, который для специалистов инновационной сферы заключается, прежде всего, в ор-ганизации творческой деятельности руководимого коллектива, предо-пределяет значимость одного из важнейших проявлений креативности – коммуникативной креативности, понимаемой как способность субъек-та к созидательному началу в процессе межличностного общения при решении профессиональной творческой проблемы.

Креативность специалиста как базовая характеристика кластера творческих компетенций неразрывно связана с его интеллектом. В теории Р. Стернберга интеллект не сводится к одному фактору, а состоит из множества когнитивных и других навыков. Одарённость он определяет путём разного сочетания компонентов, т.е. с помощью многофакторной психометрической модели. В его инвестиционной теории, включающей аналитическую, синтетическую и практическую одарённость, дивергентность уступает место более сложному по своей природе явлению – синтетической одарённости: умению видеть про-блемы в новом свете, связи, невидимые для других людей; новое целое среди разрозненных и на первый взгляд несвязанных частей.

Дружинин В.Н. разработал модель «диапазона», в которой интел-лект ограничивает верхний уровень достижений в любой деятельно\сти, но не детерминирует его результат [5]. С ростом общего интел-лекта растёт и диапазон.

Исследователи выявили зависимость между уровнем интеллекта и уровнем креативности. В дальнейшем эти данные вошли в теорию ин-теллектуального порога, сущность которой заключается в том, что при IQ ниже 115…120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Поскольку одним из элементов олимпиадного движения являются олимпиады (достаточно стрессовая ситуация для студента), то при проектировании олимпиадных задач целесообразно учитывать выяв-ленную исследователями зависимость проявления креативности от степени психологического напряжения человека.

На основе анализа различных подходов к определению креатив-ности можно утверждать, что креативность связана с интеллектом, но не тождественна ему; креативность рассматривается как общее свой-ство личности, формируемое в процессе воспитания, и как особая стадия интеллектуального развития, достигаемая в процессе целена-правленной деятельности в специально организованной образователь-ной среде.

Разрабатывая подходы к организации обучения посредством олимпиадного движения, необходимо ориентироваться на выделенные Т.А. Барышевой этапы становления креативности в онтогенезе «про-буждение (мотивационный импульс)  имитация (подражание, освое-ние эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности)  трансформация (преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями)  гармонизация психологической структуры креа-тивности и индивидуализация творческой деятельности» [2].

Преподавателям, ведущим обучение посредством олимпиадного движения, необходимо помнить, что одним из ошибочных предполо-жений в формировании творчески одарённой личности является упор только на формирование нестандартного мышления, умений генериро-вать оригинальные, необычные идеи, на необычный, ни у кого не встречающийся продукт, поскольку, стимулируя фантазию, можно тормозить развитие самого мышления. Решение олимпиадных творче-ских задач – основополагающий элемент процесса формирования творческих компетенций, но не единственный.

Данные психогенетических исследований свидетельствуют о том, что креативность в меньшей степени детерминирована генотипом, чем общий интеллект. Дружинин В.Н. и Ожиганова Г.В. предположили, что решающим средовым фактором, влияющим на развитие креативности, будет подражание значимой творческой личности. Обучающие-ся в олимпиадном движении постоянно взаимодействуют с высоко-творческими личностями: и студентами, и преподавателями, за счёт чего развитие креативных качеств личности протекает интенсивнее. Поэтому в процессе развития креативности велика роль лидера в мик-роколлективе. Особая роль в творческом развитии студента отводится совместной деятельности в рамках олимпиадных микрогрупп.

Творческая деятельность (креативный процесс) представляет со-бой сложное, многоуровневое, системное образование, в центре кото-рого находится креативность как общая универсальная способность к профессиональной творческой деятельности (основной компонент кластера творческих компетенций). Характеристикой креативности является соответствующий уровень интеллектуальной активности, подкреплённый способностями личности и владением технологией творчества. Результат творчества может быть как личностно значи-мый, определяющий творческое самочувствие и психологическую готовность к выходу на эвристический и креативный уровни интел-лектуальной активности, так и социально значимый, дающий им-пульс инновационному развитию науки и техники. Но любой резуль-тат творчества, в том числе достигнутый в процессе познавательной деятельности в вузе, позволяет на более высоком уровне овладеть технологией творчества.

Развитие креативности личности студентов и формирование кла-стера творческих компетенций в вузе должно рассматриваться как их целенаправленное развитие с учётом неповторимой человеческой ин-дивидуальности, обеспечение профессионального роста и выхода на эвристический или креативный уровни интеллектуальной активности через построение такой образовательной среды, в условиях которой максимально используются и развиваются их природные способности, и, прежде всего, интеллектуальные и креативные. Подчеркнём, что данная образовательная среда должна также поддерживать и награж-дать творческие идеи обучающихся. Можно иметь все необходимые внутренние ресурсы для творческого мышления, однако без поддерж-ки среды творческие способности внутри индивида могут так никогда и не проявиться.

Наши рекомендации