Damoclis gladius. Дамоклов меч.

Однажды был Дионисий, правитель Сиракузов, который как богатством своим, так и жестокостью и необузданностью духа намного превосходил остальных царей и правителей. Поэтому, хотя он и казался счастливым, однако всегда боялся, чтобы не быть убитым каким-либо гражданином или даже своим рабом. Когда однажды, кто-то из льстецов Дионисия, по имени Дамокл, помянул в разговоре его богатство, мгущество и обилие (вещей) и сказал, что никогда никого не было счастливее, спросил его Дионисий, не хочет ли он попробовать такую жизнь и испытать судьбу правителя. Когда тот ответил, что хочет, он приказал, чтобы человек был помещён на золотое ложе, украсил стол чеканным серебром и золотом и приказал, чтобы отборные мальчики (слуги), исключительной красоты, тщательно ему прислуживали. Там были венки, зазженны благовония, столы украшены различными явствами. Дамокл казался себе счастливым. Среди всего этого велликолепия правитель приказал, чтобы сверкающий меч был спущен с потолка, привязанный на тонкой нити, чтобы он нависал над шеей этого счастливца. Поэтому он не смотрел ни на этих красивых слуг, ни на полное искусства серебро, ни протягивал руки к столу. Наконец он упрасил правителя, чтобы было разрешено ему уйти, потому что он не хочет уже быть счастливым; так кажется, достаточно ясно, он показал, что ничего нет счастливого тому, над кем всегда нависает какой-либо страх.

De Cinea. О Кинеасе.

Кинеас, тот посол, который с римлянами переговоры провёл о мире, был приятен царю Пиру. Часто говорил, что больше городов были захвачены красноречием Кинеаса, чем силой орудия. Однако же Кинеас не считал, что планы царя всегда должны одобряться. Когда Пир говорил (сказал),что он хочет (хотел) захватить всю Италию, Кинеас спросил царя, если римляне будут побеждены, что другое он предпримет? «Я думаю, - говорит Пир, - что Сицилия мной должна быть захвачена оружием». Тогда Кинеас: «Что ты будешь делать, если Сицилия будет захвачена?» Царь, который ещё не понял мысли Кинеаса говорит: «В Африку нужно будет отправиться». А Кинеас: «Что тогда ты собираешься делать?» «Тогда наконец, мой Кинеас, - говорит Пир, - предадимся отдыху. Тогда, после столь тяжёлых трудов испытания мира, принесут он нам великое наслаждение». Кинеас ответил: « Почему же уже теперь это наслаждение ты не получаешь?»

Гельветы.

Гельветы, весь хлеб(зерно), за исключением которого с собой унесли, уничтожили(сожгли), чтобы уничтожить(оставить) надежду возвращения домой, быть более готовыми к подвергаемой опасности.

Диоген.

Однажды Диоген, держащий в руке зажжённую лампу, хотя был день, прогуливался по площади; спрошенный гражданином, зачем он зажёг лампу, он ответил: «Человека ищу».

О Филоксене

Дионисий, который в городе Сиракузы был Тираном, имел обыкновение сочинять и исполнять стихи своим друзьям. Те, чтобы польстить тирану, хвалили стихи, хотя они были плохие. Но однажды некто Филоксен, приглашенный на обед, осмелился сказать, что стихи плохие, когда остальные восхищались песнями Дионисия. Разгневанный этой вольностью тиран приказал его в темницу увести. Но на следующий день, однако, снова пригласил мужчину на обед, чтобы испытать его стойкость. Во время обеда, как имел обыкновение, читал свои стихи в слух. Когда после этого расспрашивал мнение Филоксена о стихах, то молча стал удаляться. Спрошенный, куда идет, сказал: «В темницу».

Стр.295 ТекстА №12

Однажды во время пира Солон молчал и Периандр, правитель Коринфа, спросил его: «Молчишь ли ты потому, что у тебя не хватает слов, или неужели стараешься скрыть свою глупость молчанием?» Тогда ответил Солон: «Если бы я был глуп, я бы не молчал»

Стр.303 ТекстА №7

Гельветы сожгли весь хлеб, за исключением того, что собирались взять с собой, чтобы быть тоже готовым к преодолению всех опасностей, когда утратили надежду на возвращение домой.

ТекстВ № 4

Агис, спартанский царь, спрошенный, в каком искусстве Спарта больше всего тренируется, ответил: «В искусстве повелевания и подчинения».

№11

Агис, спартанский царь, когда услышал, что кто-то боится множества врагов, сказал: «Не нужно спрашивать как много врагов, а где они».

№12

Один спартанец, когда изумлялись, что он отправляется на войну хромой, сказал: «Мне же нужно воевать, а не бегать».

№27 Текст В (8-11)

8) Известно такое изречение поэта Кванта Энии: «Кого боятся, того ненавидят». Точно также, император Каллигула, самый жестокий из всех императоров, имел обыкновение говорить, так как знал, что он ненавистен своим гражданам: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись».

9) Когда некий старик пришёл в театр, в большом собрании, ничкто из своих граждан не уступил ему место. Когда же он, подошёл к Спартанцам, которые сидели в определённых местах, так как были послами, они поднялись и приняли старика. Когда множественные апплодисменты раздались от всего собрания, один из спартанцев сказал: «Афиняне знают, что есть правильно, но делать этого не хотят».

10) Философ Диагор (который считался атеистом), когда его пассажиры, плывущие на корабле, надвигающейся бурей напуганные и устрашённые, говорили, что справедливо это с ними происходит, потому что они взяли на свой корабль такого атеиста; он им показал много других терпящих бедствие кораблей в том же направлении и спросил: «Неужели они думают, что и на тех кораблях везут Диагора?»

11) Биант, один из семи мудрецов, когда его родина врагами была захвачена и многие граждане, унося с собой много своего добра бежали, был спрошен, почеу он не спасает ничего из своего добра. Тогда он ответил: «Всё своё ношу с собой».

Наши рекомендации