Глава 8 Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты

Скульптура конфликта*

* Решению конфликта и тренингу умений в этой сфере будет посвящена отдельная книга серии "Действенный тренинг". Здесь мы приведем лишь несколько заданий, важных для развития лидерских навыков.

Цели:

- отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации;

- способствовать мобилизации внимания участни­ков на партнере и включенности их в решение групповой задачи;

- потренироваться в определении четких целей де­ятельности, в выработке индивидуальной и сов­местной стратегии и тактики успеха.

Размер группы: до 20 человек. Ресурсы: не требуются. Время: 1-1,5 часа.

Ход игры

Нередко мы затрудняемся в решении конфликт­ной ситуации не потому, что не понимаем сути проблемы, а из-за растерянности перед выбором эффек­тивной тактики поведения из множества возможных. Эта драма выбора иногда парализует волю, вгоняет нас в цейтнот, не дает сосредоточиться на главном. Методика "Скульптур" поможет увидеть проблему в виде образа, включит в активную работу правополушарный отдел мозга, следовательно, задействует наши творческие силы, столь необходимые для эф­фективного и нетривиального действия.

1. Упражнение начинается с разделения команды на подгруппы (3-4 человека). В каждой подгруппе просим участников в течение 10 минут сосредото­читься на одной из проблем, конфликтных ситуа­ций, знакомых им по собственной жизни, тех, кото­рые заботят их в настоящий момент. Необходимо на листе бумаги:

- четко сформулировать, назвать суть конфликта или проблемы так, как это видится самим игрокам;

- назвать по имени (и по должности, родственным или иным связям, если такие существуют) непосред­ственных участников конфликта;

- приготовиться к устному описанию конфликта, а затем рассказать о конкретной ситуации, которая наи­более внятно представляет проблему и расстановку сил.

2. Следующий этап работы - рассказ участников подгруппы о собственной жизненной ситуации. Това­рищи лишь слушают, воздерживаясь от оценок.

3. Группа выбирает один из рассказов, прозвучав­ших в кругу, определяет его как рабочий материал встречи. С этого момента рассказчик, чья история принята к инсценировке, остается вне действия, а товарищи в течение 5-7 минут, удалившись от него, работают над скульптурой, которая могла бы аллего­рически выразить суть конфликта. В этой скульпту­ре могут прослеживаться определенные герои ситуа­ции, она количественно (по составу актеров) может совпадать с количеством участников конфликта. А может лишь образно сформулировать суть пробле­мы, ее эмоциональный градус, состояние человека, который находится в эпицентре конфликта.

4. Группа возвращается к своему товарищу и пред­ставляет ему скульптуру - плод коллективного твор­чества.

5. Наш герой сообщает о своем восприятии уви­денного: насколько скульптура отражает его пред­ставления о конфликте и собственной роли в нем, как он со стороны воспринимает полученную от группы обратную связь, насколько представление со­ответствует его формулировке конфликта, записан­ной на листе.

6. Следующим этапом работы руководит наш ге­рой. Он выстраивает из товарищей еще одну скульп­туру, которая отражает его видение разрешенной про­блемы. Эта скульптура должна задействовать кон­фликтующие силы после того, как проблема решена, показать их взаимодействие, или их эмоциональное состояние, или физический результат разрешенного противодействия, или его метафорический образ.

Завершение

Все работавшие самостоятельно группы собирают­ся вместе. На форуме тренер ставит вопрос о том, как шла работа в группах. Спрашивает об эффектив­ности упражнения и его эмоциональном воздейст­вии на группу в целом. Как сам герой ситуации оценивает успех работы? Дало ли ему новый ракурс во взгляде на конфликт представление, подготовлен­ное товарищами? Помогло ли разобраться в расста­новке сил, в собственном поведении, натолкнуло ли на новые идеи по поводу решения конфликта? Какие из качеств лидера мы можем отработать в данном задании? В чем потренировать себя?

Ерунда - катастрофа

Одна женщина, желая побольнее уязвить разбо­гатевшую подругу, драматически шепчет ей на ухо:

— Мне больно говорить тебе, но ходят слухи, что твой Джон завел любовницу... Какая трагедия!

- Это ерунда, милочка! При нашем финансовом положении мы можем себе это позволить!

(Анекдот)

Цели:

- помочь участникам преодолеть внутренние барь­еры и страхи перед кризисной ситуацией, уме­ние мобилизоваться в состоянии конфликта;

- потренироваться в использовании рефрейминга для получения объемной картины действитель­ности и возможности представить альтернативу проблеме;

- стимулировать изменение отношений к кон­фликтной ситуации как пример одного из сти­лей решения конфликта - избегание (или уход). Проверить эффективность этого метода.

Размер группы: не играет роли. Ресурсы: не требуются. Время: 20-60 минут.

Ход игры

Группа разбивается на подгруппы (5-6 человек). В каждой подгруппе предлагаем участникам расска­зать реальную историю конфликта (семейного, слу­жебного, с друзьями и т.д.). Затем подгруппа фор­мирует дуэты и трио, которым предстоит представить небольшую инсценировку конфликта, о кото­ром шла речь. Каждая актерская "единица" пока­жет один из выбранных ею сюжетов в двух вариан­тах: как катастрофу, и как ничего не значащую ерунду. (Или наоборот: ерунда приобретает внезапно катастрофические последствия и размах.)

После краткой репетиции — показ сцен и обсуж­дение.

Важно услышать мнение рассказчиков, которым представилась возможность воочию увидеть два спо­соба отношения к проблеме, узнать об их впечатле­нии об инсценировке. Изменила ли сцена остроту отношения к конфликту? Если да, то как: усилила или ослабила его? Не кажется ли им, что проблема, озвученная и представленная на площадке товари­щами, выявила какие-то новые особенности самой ситуации конфликта, объяснила поведение его реаль­ных участников?

Завершая встречу, стоит обсудить с группой мате­риалы, представленные ниже.

Стаканы бить можно, отношения и людей бить нельзя.

Н. Козлов, психолог

Межличностный конфликт - это резуль­тат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. По замечанию Б.Ф. Ломова*, "потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел".

Некоторые считают, что конфликт - это зло. Признак ума и лидерских качеств - умение избегать конфликта. На самом же деле тишь, гладь да божья благодать - ха­рактеристика кладбища, а не реально теку­щей жизни, наполненной разнообразными конфликтами. Конфликтные ситуации не только вызывают в нас отрицательные эмо­ции и напряжение, но и приводят к реаль­ной пользе, так как помогают разрешить противоречия и выяснить исходные пози­ции сторон. Так что конфликт может не только разрушать взаимоотношения, но, на­против, улучшать их динамику, служить мощным стимулом к эмпатии, прояснению скрытых целей и взглядов, рычагом к со­трудничеству..

В литературе обычно обозначают пять стратегий решения конфликта:

избегание, или уход;

- приспособление - принуждение, или си­ловое разрешение конфликта;

- компромисс;

сотрудничество.

Рассматривая каждую из стратегий, необ­ходимо обратить внимание на то, что послед­ствия выбора той или иной из них влияют:

а) на ощущение личного удовлетворения (насколько эффективно было мое поведение в ходе конфликта. В какой степени мои це­ли, задачи, потребности соблюдены. Насколь­ко мне удалось в ходе конфликта "сохранить лицо", доказать свою компетентность);

б) стиль отношений с партнером по кон­фликту (отношения укрепились, остались не­изменными или превратились в неприязнь, вражду).

* Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т 2. № 5. С. 12.

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - 11-е международное изд. СПб.: М., 2003.

"Уход

Характеристика - нежелание сотруд­ничать, застенчивость.

Цель - воздержаться от конфликта.

Точка зрения - я не хочу говорить об этом.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не получает удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями от­сутствует, конфликт не разрешен.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - препятствует гармоничным отно­шениям: приводит к нагнетанию ситуа­ции и обвинениям.

Когда нужно применять - возможен только временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого зна­чения.

Приспособление

Характеристика - сотрудничество, за­стенчивость.

Цель - не расстраивать человека.

Точка зрения - не так важно, чтобы все было по-моему. Важнее сохранить мир.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - проигрыш/выигрыш: противопо­ложная сторона получает удовлетворе­ние.

Удовлетворенность отношениями от­сутствует: ни одна из сторон не доволь­на процессом.

Какое влияние оказывает на отноше­ния — причиняет вред отношениям, потому что один человек получает преимущество.

Когда нужно применять - для получе­ния социального уважения или когда во­прос не имеет большого значения.

Принуждение

Характеристика — нежелание сотрудни­чать, самоуверенность.

Цель - настоять на своем.

Точка зрения - я добьюсь своего, неза­висимо от того, что мне придется сделать.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - выигрыш/проигрыш: одна из сто­рон (принуждающий) получает удовлетво­рение.

Удовлетворенность отношениями отсут­ствует: физическое и психологическое страдание проигравшего.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - причиняет вред отношениям, пото­му что один человек оказывается запуган.

Когда нужно применять — в неотлож­ных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия одного или многих людей: если кто-то вас использует в своих инте­ресах.

Компромисс

Характеристика - частичное желание сотрудничать.

Цель - получить частичное удовлетво­рение.

Точка зрения - мои требования будут частично удовлетворены, и я в определен­ной мере учту интересы другого человека.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности — проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не по­лучает полного удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями — ней­тральная или положительная: обе сторо­ны получили по крайней мере частичное удовлетворение.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - может помочь или причинить боль, так как удовлетворение достигнуто в ре­зультате компромисса.

Когда нужно применять - вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эф­фективны.

Сотрудничество

Характеристика - взаимодействие, на­стойчивость.

Цель - совместно разрешить проблему.

Точка зрения - давай обсудим и най­дем общее решение для обоих.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом.

Удовлетворенность отношениями — по­зитивная: отношения укрепляются, пото­му что партнеры приобретают взаимные выгоды.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны.

Когда нужно применять - всегда" (с. 140-141).

Паспорт проблемы

Цели:

- отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации;

- провести упражнение на анализ конфликта;

- проработать стратегию решения конфликта, ра­зобраться в преимуществах и недостатках раз­личных стратегий, проверить, какая из страте­гий поведения в конфликте характерна для каждого из участников, оценить ее эффектив­ность;

- потренироваться в определении четких целей де­ятельности, в выработке индивидуальной и сов­местной стратегии и тактики успеха.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бланки на всех участников, ручки.

Время: около часа.

Ход игры

Эта игра активно закрепляет тот теоретический материал, который предложен выше в "Заметках на полях" и касается различных способов восприятия конфликта и поведения в кризисной ситуации.

Данное задание - иное по типу работы: оно инди­видуальное, а не групповое. Тренеру стоит позабо­титься о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга.

Мы просим членов группы сосредоточиться каж­дому на той актуальной конфликтной ситуации, ко­торую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения. Чтобы разо­браться в межличностном конфликте (именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необ­ходимо четко представить себе, с чем мы имеем де­ло. Составив паспорт проблемы, мы сможем разра­ботать пути ее решения. Кроме того, ответы на по­ставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи ут­верждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на ре­зультат).

Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20-30 минут. В конце упраж­нения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием.

Бланк упражнения "Паспорт проблемы"

1. Сформулируйте и запишите, в чем, на ваш взгляд, состоит суть конфликта. ______________

2. Разложите конфликт на составляющие:

- что происходит (процесс, действие, поведение сторон) _____________________

- к чему это приводит (чьи и какие потребности нарушены) ___________________

- чувства по этому поводу (ваша эмоциональная реакция на угрозу потребностям и на развитие кон­фликта)_______________________________

3. Определите, что для вас более важно:

а) защита собственных потребностей, принципов, ощущение личного комфорта или

б) сохранение хороших отношений со второй сто­роной.

4. Какой стиль поведения в конфликтной ситуа­ции вы предпочитаете?

- уход

- приспособление

- принуждение

- компромисс

- сотрудничество

5. Если, используя выбранный мною стиль поведе­ния, проблема будет разрешена, конфликт снят, то:

Я __________________________________

Другая сторона________________________

(Сформулируйте, какие конкретные результаты ожидаются, какова будет эмоциональная доминанта в ощущениях обеих сторон по завершению кон­фликта, как прогнозируются отношения между сто­ронами.)

6. Я смогу сказать, что проблема, конфликт раз­решены, когда (если) ____________________

Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. "Маска, я тебя знаю!" - и заканчивается волшебство. "Паспорт про­блемы" решает поэтому не только интеллек­туальную часть вопроса, как разрешить про­блему, но и помогает уменьшить эмоцио­нальную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.

При решении проблемы полезно воспользо­ваться техникой рефрейминга - т. е. перена­звать ситуацию. Если вместо усилий по пре­одолению проблемы мы сосредоточимся на до­стижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, "выдернем эмоциональное жало". Это поможет нам уде­лить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи [4. С. 118].

Однажды был объявлен конкурс на луч­шую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опас­ных для детей.

Ряд полученных предложений заключал­ся в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с сим­волами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: "Опасно для жизни!"

Проблема заключалась в том, что малень­кие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения не могли являться предупреждением об опасно­сти: они либо не могли читать, либо не вос­принимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и запрещающего харак­тера, либо иначе, чем авторы идеи, воспри­нимали эмоционально оттенки цвета.

Победил автор, предложивший сделать бу­тылку с ядохимикатами ... колючей! Он на все 100% соотнесся не с проблемой (созда­ние ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки).

Никогда не говори "Никогда"

Цели:

- развить творческое мышление участников тренин­га, их умение расширять поле проблемы и ви­деть многообразие подходов к решению задачи;

- помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;

- потренироваться в преодолении внутренних барь­еров, страхов перед неизвестностью, зажатости.

Размер группы: не важен

Ресурсы: картофель, трубочка для коктейля; куски шнура, бумага и ручки для каждого участника. Время: до часа.

Ход игры

Сказав себе: "Я никогда не справлюсь с ...", мы за­ранее настраиваем себя на неуспех, на проигрыш. По­добное самореализующееся пророчество заведомо ог­раничивает наш творческий потенциал, уменьшает возможности. Умение концентрироваться, заряд опти­мизма ("Мне это удастся!"), готовность расширить рамки поиска решения проблемы за пределы обыч­ных, банальных выводов - вот что тренирует данное упражнение. Не забудем, что Томас Эдисон провел 10000 неудачных опытов, пока создал электрическую лампочку! Терпение + Вера в успех + Развитое твор­ческое мышление = Победа.

Тренировка этих составляющих и лежит в основе следующих заданий.

Картошка

Показываем команде большую сырую картофели­ну и трубочку для коктейля. Вопрос: "Можно ли проткнуть картофелину трубочкой за одну секунду?"

Выслушав ответы, предлагаем проверить это опыт­ным путем. Трубочка должна пройти через картофе­лину насквозь!

Решение: как правило, игроки не могут преус­петь в решении задачи и начинают заявлять о не­возможности выполнения задания. Однако реально это возможно. Тренер демонстрирует это, взяв тру­бочку в руки, зажав пальцем отверстие с одной сто­роны и резким сильным ударом пробив картофели­ну насквозь! Тонкость заключается не только в рез­кости и силе удара, но и в том, что, зажав трубоч­ку с одной стороны, мы используем столб воздуха, заполнивший ее и придавший ей определенную же­сткость.

Узел

Каждый из участников получает кусок тонкого шнура длиной один метр. Задание таково: взяться за края шнура и, не выпуская из рук концов его, завязать простой узел.

Решение: как правило, решение задачи не дает­ся участникам тренинга с легкостью. Иногда в тече­ние долгого времени они могут биться над поиском ответа и не найти его без вашей подсказки.

Чтобы решить задачу, нужно выйти за рамки при­вычного хода мысли. Успех - в правильной подго­товке до начала игры:

1. Положите перед собой на стол или на другую ровную поверхность шнур.

2. Сложите руки крест-накрест, сядьте в позу об­разцового ученика.

3. Возьмите из этого положения концы шнура в руки и без труда завяжите простой узел!

9 точек

Участники получают лист, на котором изображе­ны 9 точек (каждая величиной приблизительно в 1,5-2 мм).

Задание: а) соединить все точки четырьмя линия­ми, не отрывая карандаша от бумаги; б) соединить эти же точки тремя линиями.

Глава 8 Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты - student2.ru

Глава 8 Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты - student2.ru

Библиография

1. Алдер X. ИЛИ: современные психотехнологии. СПб.: Пи­тер, 2000.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология че­ловеческих взаимоотношений. СПб.: Университетская книга, 1996.

3. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

4. Вагин И. Психология зла. Практика решения конфлик­тов. СПб.: Питер, 2001.

5. Вердербер Р.,Вердербер К. Общение//11-е международное изд. СПб.: "Прайм-ЕВРОЗНАК", Издательский дом "Нева"; М.: Олма-пресс, 2003.

6. Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.

7. Дерябо С,Левин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.

8. Квинн Н. В. Прикладная психология/4-е изд. СПб.: Пи­тер, 2000.

9. Кипнис М. Драмотерапия. М.: Ось-89, 2002.

10. Кипнис М. Тренинг коммуникации. Сер. "Действенный тренинг". М.: Ось-89, 2004.

11. Кипнис М. Тренинг творческого мышления. Сер. "Дей­ственный тренинг". М.: Ось-89, 2004.

12. Козлов II. И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999.

13. Кристофер Л., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Пи­тер, 2001.

14. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 5.

15. Леей В. Л. Искусство быть собой. Индивидуальная пси­хотехника. Луганск: Глобус, 2000.

16. Леей В. Л. Нестандартный ребенок. Луганск: Глобус, 2001.

17. Морено Я. Психодрама. М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2001.

18. Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече, 1995.

19. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и уп­ражнения. М.: Генезис, 2001.

20. Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к пре­зентации и с блеском провести ее. М.: Класс, 1996.

21. Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И. Тренинг креативнос­ти. СПб.: Ювента, 1999.

22. Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток. М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2000.

23. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2000.

Содержание

Тренинг лидерства ...3

Глава 1. Я и мы. Кто Я?

Визитная карточка ...8

Матрешка ...12

Реклама ...14

Рефрейминг...18

Ты и твое имя ...22

Если ..., то ...23

С чужого голоса ...26

Глава2. Лидер. Кто он, каков он?

Круг и я ...28

Без командира ...31

Лидер - это...34

Харизматическая личность ...37

Стили лидерства ...41

Наши рекомендации