Характеристики хорошего голоса

Ниже вы увидите некоторые характеристики хорошего го­лоса. Прочтите этот список, поразмыслите о своем голосе и о том, какими из этих свойств вы хотели бы обладать, но не обладаете.

Итак, характеристики хорошего голоса:

● богатый;

● вибрирующий;

● властный;

● выразительный;

● доброжелательный;

● доверительный;

● дружеский;

● естественный;

● заботливый;

● звучный;

● мелодичный;

● наполненный;

● низкого тембра;

● окрашенный интонацией;

● приятный;

● спокойный;

● теплый;

● уверенный;

● управляемый;

● хорошо модулированный.

Характеристики плохого голоса

А вот список наиболее популярных дефиниций неприятно­го или скверного голоса. Прочитайте этот список и поразмыс­лите о своем голосе, выделяя те неприятные особенности, от которых вы хотели бы освободиться.

Итак, плохой голос:

● бесцветный;

● высокого тембра или пронзительный;

● гнусавый;

● дрожащий;

● монотонный;

● напряженный;

● неуверенный;

● отрывистый;

● плаксивый;

● помпезный;

● резкий или скрипучий;

● робкий;

● с одышкой;

● саркастический тон;

● скучный;

● слабый;

● слишком громкий;

● слишком тихий и неслышный;

● хриплый.

Качество голоса

Резонанс

Прекрасный голос должен быть резонирующим, вибриру­ющим. Резонанс — это следствие вибрации воздуха в голосо­вых полостях, т. е. в носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса необходимо верное глубокое дыхание.

Вообразите, что ваши голосовые связки — это струны, а грудная клетка — дека. Если вы правильно вдыхаете воздух, «дека» обеспечивает резонанс, благодаря чему воздух прохо­дит через голосовые связки с красивым звуком.

Ребенок с высоким голосом использует очень малый объем воздуха. Баритон с грудной клеткой размером с бочку — боль­шой. Как уже было сказано, для обыкновенного разговора вам совершенно хватает поверхностного дыхания. Но если вы произносите длинную речь или ведете продолжительную пре­зентацию, вам необходимо усилить свой голос большим коли­чеством воздуха. Вы можете понизить свой голос, если буде­те наполнять легкие до глубины диафрагмы и давать свободу

большей вибрации и резонанса. Если вы совершенно безмятежны, напряжение мускулов не мешает правильной артикуляции.

Есть несколько способов понять особенности вашего голо­са и найти источники резонанса в вашем теле.

Если вы произнесете «чух-чух», то вибрировать должны ваши грудь и горло, ко никак не нос.

Теперь глубоко вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а потом проговорите «Ура! Ура)» Вы дол­жны почувствовать резонанс в груди.

Прижмите кончики пальцев к грудине и громогласно проговори­те «мумм-мумм-мумм». При этом вы должны ощущать вибрацию.

Резонанс придает вашему голосу силу и твердость. Если у вас резонирующий голос, он будет слышен даже в большом, шумком помещении, наполненном людьми, даже если вы бу­дете говорить тихо.

Тип голоса

Природный тип голоса зависит от величины резонирующих полостей в вашей груди, горле и носоглотке. Поскольку уси­лители коверкают верхние диапазоны человеческого голоса, вам необходимо распознать самый низкий потенциальный для вас тип голоса, при котором вы не ощутите дискомфорта в голосовом аппарате. Это значит, что источник голоса должен размещаться по возможности ниже, но быть естественным для вас. Поразмыслите о типах голосов у вас.

Поразмыслите о типах голосов у певцов:

Женские голоса

Сопрано самый высокий

Меццо-сопрано средний

Альт самый низкий

Мужские голоса

Тенор самый высокий

Баритон средний

Бас низкий

Глубокий бас исключительно низкий естественный диапазон

Тот голос, которым вы разговариваете, соответствует од­ному из этих типов. У каждого есть свой верхний, средний и нижний регистры. Если среднее «соль» располагается в цент­ре вашего диапазона, то вы можете спуститься или подняться — если ваша гортань будет открыта, а носовая полость, на­оборот, , закрыта.

Чтобы понизить голос, необходимо проделать следующее: плотно упереться пятками в пол и выпрямить спину. Вы заме­тите, что ваша диафрагма рефлекторно прогнется, заставляя голос исходить из источника более низкого, чем носовая по­лость.

Высота тона

Высота тона характеризует высоту выговариваемых вами звуков и определяется частотной вибрацией вашей гортани. Для высокого голоса типична высокая частота вибрации, для низкого голоса, соответственно, — низкая частота вибрации.

Важным условием для немонотонного звучания голоса яв­ляется умение охватить по крайней мере октаву, т.е. четыре ноты выше середины и четыре ноты ниже. Если вы лелеете честолюбивые замыслы прославиться, исполняя роли в шекс­пировских пьесах (а какой актер их не лелеет?!), вам необхо­димо научиться охватывать минимум две, а лучше всего — три октавы в своем диапазоне.

Преимущество низкого голоса перед высоким несомненно — он приятен для слуха и не искажается при записи. Однако не стоит искусственно изменять свой голос до ненатурально низкого.

Также на высоту вашего голоса влияет ваше эмоциональ­ное состояние. От напряжения голос, как правило, повышает­ся, от гнева — становится резким и пронзительным, от уста­лости — становится хриплым, из-за печали — понижается.

Громкость

Единицами измерения голоса являются децибелы. Она за­висит от объема воздуха в легких. Осмотрительно контролируя мощность и энергию звука, вы регулируете громкость сво­его голоса.

Если есть микрофоны, то у вас нет необходимости гово­рить громко, поскольку индикатор громкости может зашка­лить. Если ваш собеседник немного туговат на ухо, не забы­вайте, что одной громкости недостаточно. Для того чтобы та­кой человек слышал вас, нужен также резонанс.

Слышимость

Слышимость вашей речи зависит от того, в каком помеще­нии вы выступаете и до кого хотите донести свою речь. Пол­нозвучный, роскошный голос отлично слышен во всех уголках каждой комнаты. Нет никакой необходимости напрягаться, чтобы ваш голос разнесся по помещению. Основанием ваше­го голоса должна быть диафрагма. Наберите в легкие поболь­ше воздуха, чтобы контролировать свой голос.

Слышимость голоса не зависит от громкости. Совершенно не обязательно говорить громко, на повышенных тонах. Слы­шимость голоса — это способность применять все принципы верного управления голосом, чтобы ваш природный голос распространялся равномерно и был хорошо слышен.

Тембр

Тембр разрешает на слух идентифицировать разные голо­са. Например, вы всегда отличите голос известного певца или актера, без усилий выделите голос ребенка среди голосов взрослых.

Не надо смешивать тембр с высотой голоса и другими ха­рактеристиками. У вашего голоса тоже имеются отличитель­ные обертоны — звуки, которые делают его узнаваемым для вашей мамы, когда вы звоните ей по телефону.

Экспрессия

Для того чтобы ваша речь стала выразительной, стреми­тесь визуально представить себе то, о чем вы сообщаете. Влейте оживленную нотку в ваше произношение, в звуки вашего го­лоса; внесите чувство и окраску в вашу речь.

В будничной жизни ваша речь наиболее красочна в не­официальном разговоре. Перенесите свое ораторское искус­ство в публичные выступления. Если вам нелегко это сде­лать, попробуйте записать на пленку какой-нибудь ваш раз­говор один на один с хорошим другом. Попытайтесь запамятовать о том, что магнитофон включен. Впоследствии, когда вы останетесь один, прослушайте запись и возьмите на заметку те места разговора, где вам в особенности пришлась по душе выразительность вашей речи, не забывая также о том, что вам не понравилось.

Упражняйтесь, декламируя стихи и драматические пьесы, и приучайтесь распознавать на слух необходимое выражение.

Помните, что любая экспрессия должна быть первым де­лом непринужденна. Чуждайтесь театральности и искусствен­ности в своих речах.

Тон

Тон голоса характеризуется его высотой, вибрацией и мо­дуляцией. Красивый голос выделяется легкими трансформа­циями тона. Интонации — это «взлеты» и «падения» голоса. Монотонность утомительна для слуха, так как неизменный тон применяет одну и ту же высоту. Отдельные люди не рас­познают отличие в тоне голоса. Однако с помощью измене­ния тона вы можете целиком и полностью переменить значе­ние слов.

Гнусавость

Что самое неприятное в голосе? Конечно же, гнусавость, т.е. произношение «через нос». Такие звуки чрезвычайно прон­зительны, так как в резонансе принимает участие очень незна­чительный объем воздуха в области лица. При произнесении гнусавого звука мышцы горла и шеи напряжены.

Для того чтобы ликвидировать гнусавость, нужно рассла­бить горло, как если бы вы намеревались произнести глубо­кий звук «ааааааааааа». При этом устанавливается верная дистанция между корнем языка и мягким небом. Небный язы­чок поднимается и затворяет носоглотку, так что звук не вы­ходит через ноздри.

Если ваша гортань растворена, то вы не ощутите вибрации в носовых полостях.

Как изменить голос

Вы сроднились со своим голосом. Ваш голос — следствие влияния многих обстоятельств: вашей национальности, мест­ности, в которой вы появились на свет и выросли, тех речевых шаблонов, к которым вы привыкли с детства, школы, в кото­рой вы учились, речи ваших друзей, ваших учителей, которые оказывали влияние на вас.

Очень немногие люди в обычных условиях считают нуж­ным как-то модифицировать свои речевые привычки. Уроки ораторского искусства слывут отжившими свой век.

Для того чтобы внести значительные изменения в свой го­лос, необходимы определенная смелость и готовность. Те люди, которые принимают такое решение, заслуживают восхищения. Они трансформируют свои наследственные, впитанные с мо­локом матери привычки. В семье или среди друзей они могут встретиться с непониманием или неодобрением.

Но в итоге, и это самое главное, вы получите основатель­ное удовлетворение от того, что воплотили в жизнь свое же­лание и сделали дорогостоящее приобретение, которое при­годится вам в течение всей вашей жизни.

Если вы решили научиться правильно и красиво изъяснять­ся, то вам понадобится содействие вашей семьи и друзей. Помните, что вы возвышаете культуру своей речи до того уров­ня, на котором находятся прочие ваши таланты.

Всегда нелегко прощаться с прошлым. Модификация речи требует времени и терпения: вы не сможете за несколько дней оставить привычки, ставшие вашей второй натурой. Итог мо­жет быть значителен только через несколько месяцев настой­чивого труда. Колоссальную роль играет мотивация. Может

статься, что на протяжении своей жизни вы в глубине души понимали, что вам нужно увеличить мастерство речи, но про­сто не знали, как добиться этого.

Вы многого можете достичь самостоятельно. Если вы нач­нете вслушиваться в голоса, которые вам по душе, и имитиро­вать их, вы уже сделаете первый шаг по верному пути. Избе­рите хороший голос, который вы слышите по радио, и воспро­изводите за ним предложения, имитируйте произношение. Запишите этот голос на пленку, затем запишите свой голос и повторите один за другим. Обратите внимание на резонанс, темп, выразительность, выделение тех или иных слов, на арти­куляцию согласных и произношение трудных иностранных слов. Взгляните на свой голос критически, как если бы это был голос совершенно постороннего человека.

Читайте вслух по десять минут в день. Запишите какой- нибудь фрагмент на магнитофон и повторяйте запись ежед­невно, пока не получите такое звучание, которое вас устроит. Храните зти записи и воспроизводите их еженедельно, чтобы следить за своим прогрессом.

Работа над голосом

1-й этап работы над голосом — снятие напряжения в ды­хательных путях, организация оптимальных условий для бес­препятственного звучания. Для этого нужно убрать избыточ­ное мышечное напряжение в области гортани, где размещены голосовые связки, и плечевого пояса.

2-й этап — разыскивание природного просторного нату­рального голоса, такого звучания, которое является для лю­бого из нас предельно неограниченным, появляется легко, без каких-либо мышечных усилий.

Предварительные условия речевых упражнений:

❖ нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх;

❖ подбородок должен составлять прямой угол с шеей;

❖ недопустимы мускульные зажимы.

Наши рекомендации