Характеристики хорошего голоса
Ниже вы увидите некоторые характеристики хорошего голоса. Прочтите этот список, поразмыслите о своем голосе и о том, какими из этих свойств вы хотели бы обладать, но не обладаете.
Итак, характеристики хорошего голоса:
● богатый;
● вибрирующий;
● властный;
● выразительный;
● доброжелательный;
● доверительный;
● дружеский;
● естественный;
● заботливый;
● звучный;
● мелодичный;
● наполненный;
● низкого тембра;
● окрашенный интонацией;
● приятный;
● спокойный;
● теплый;
● уверенный;
● управляемый;
● хорошо модулированный.
Характеристики плохого голоса
А вот список наиболее популярных дефиниций неприятного или скверного голоса. Прочитайте этот список и поразмыслите о своем голосе, выделяя те неприятные особенности, от которых вы хотели бы освободиться.
Итак, плохой голос:
● бесцветный;
● высокого тембра или пронзительный;
● гнусавый;
● дрожащий;
● монотонный;
● напряженный;
● неуверенный;
● отрывистый;
● плаксивый;
● помпезный;
● резкий или скрипучий;
● робкий;
● с одышкой;
● саркастический тон;
● скучный;
● слабый;
● слишком громкий;
● слишком тихий и неслышный;
● хриплый.
Качество голоса
Резонанс
Прекрасный голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс — это следствие вибрации воздуха в голосовых полостях, т. е. в носоглотке, гортани и грудной клетке. Для резонанса необходимо верное глубокое дыхание.
Вообразите, что ваши голосовые связки — это струны, а грудная клетка — дека. Если вы правильно вдыхаете воздух, «дека» обеспечивает резонанс, благодаря чему воздух проходит через голосовые связки с красивым звуком.
Ребенок с высоким голосом использует очень малый объем воздуха. Баритон с грудной клеткой размером с бочку — большой. Как уже было сказано, для обыкновенного разговора вам совершенно хватает поверхностного дыхания. Но если вы произносите длинную речь или ведете продолжительную презентацию, вам необходимо усилить свой голос большим количеством воздуха. Вы можете понизить свой голос, если будете наполнять легкие до глубины диафрагмы и давать свободу
большей вибрации и резонанса. Если вы совершенно безмятежны, напряжение мускулов не мешает правильной артикуляции.
Есть несколько способов понять особенности вашего голоса и найти источники резонанса в вашем теле.
Если вы произнесете «чух-чух», то вибрировать должны ваши грудь и горло, ко никак не нос.
Теперь глубоко вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите дыхание, а потом проговорите «Ура! Ура)» Вы должны почувствовать резонанс в груди.
Прижмите кончики пальцев к грудине и громогласно проговорите «мумм-мумм-мумм». При этом вы должны ощущать вибрацию.
Резонанс придает вашему голосу силу и твердость. Если у вас резонирующий голос, он будет слышен даже в большом, шумком помещении, наполненном людьми, даже если вы будете говорить тихо.
Тип голоса
Природный тип голоса зависит от величины резонирующих полостей в вашей груди, горле и носоглотке. Поскольку усилители коверкают верхние диапазоны человеческого голоса, вам необходимо распознать самый низкий потенциальный для вас тип голоса, при котором вы не ощутите дискомфорта в голосовом аппарате. Это значит, что источник голоса должен размещаться по возможности ниже, но быть естественным для вас. Поразмыслите о типах голосов у вас.
Поразмыслите о типах голосов у певцов:
Женские голоса
Сопрано самый высокий
Меццо-сопрано средний
Альт самый низкий
Мужские голоса
Тенор самый высокий
Баритон средний
Бас низкий
Глубокий бас исключительно низкий естественный диапазон
Тот голос, которым вы разговариваете, соответствует одному из этих типов. У каждого есть свой верхний, средний и нижний регистры. Если среднее «соль» располагается в центре вашего диапазона, то вы можете спуститься или подняться — если ваша гортань будет открыта, а носовая полость, наоборот, , закрыта.
Чтобы понизить голос, необходимо проделать следующее: плотно упереться пятками в пол и выпрямить спину. Вы заметите, что ваша диафрагма рефлекторно прогнется, заставляя голос исходить из источника более низкого, чем носовая полость.
Высота тона
Высота тона характеризует высоту выговариваемых вами звуков и определяется частотной вибрацией вашей гортани. Для высокого голоса типична высокая частота вибрации, для низкого голоса, соответственно, — низкая частота вибрации.
Важным условием для немонотонного звучания голоса является умение охватить по крайней мере октаву, т.е. четыре ноты выше середины и четыре ноты ниже. Если вы лелеете честолюбивые замыслы прославиться, исполняя роли в шекспировских пьесах (а какой актер их не лелеет?!), вам необходимо научиться охватывать минимум две, а лучше всего — три октавы в своем диапазоне.
Преимущество низкого голоса перед высоким несомненно — он приятен для слуха и не искажается при записи. Однако не стоит искусственно изменять свой голос до ненатурально низкого.
Также на высоту вашего голоса влияет ваше эмоциональное состояние. От напряжения голос, как правило, повышается, от гнева — становится резким и пронзительным, от усталости — становится хриплым, из-за печали — понижается.
Громкость
Единицами измерения голоса являются децибелы. Она зависит от объема воздуха в легких. Осмотрительно контролируя мощность и энергию звука, вы регулируете громкость своего голоса.
Если есть микрофоны, то у вас нет необходимости говорить громко, поскольку индикатор громкости может зашкалить. Если ваш собеседник немного туговат на ухо, не забывайте, что одной громкости недостаточно. Для того чтобы такой человек слышал вас, нужен также резонанс.
Слышимость
Слышимость вашей речи зависит от того, в каком помещении вы выступаете и до кого хотите донести свою речь. Полнозвучный, роскошный голос отлично слышен во всех уголках каждой комнаты. Нет никакой необходимости напрягаться, чтобы ваш голос разнесся по помещению. Основанием вашего голоса должна быть диафрагма. Наберите в легкие побольше воздуха, чтобы контролировать свой голос.
Слышимость голоса не зависит от громкости. Совершенно не обязательно говорить громко, на повышенных тонах. Слышимость голоса — это способность применять все принципы верного управления голосом, чтобы ваш природный голос распространялся равномерно и был хорошо слышен.
Тембр
Тембр разрешает на слух идентифицировать разные голоса. Например, вы всегда отличите голос известного певца или актера, без усилий выделите голос ребенка среди голосов взрослых.
Не надо смешивать тембр с высотой голоса и другими характеристиками. У вашего голоса тоже имеются отличительные обертоны — звуки, которые делают его узнаваемым для вашей мамы, когда вы звоните ей по телефону.
Экспрессия
Для того чтобы ваша речь стала выразительной, стремитесь визуально представить себе то, о чем вы сообщаете. Влейте оживленную нотку в ваше произношение, в звуки вашего голоса; внесите чувство и окраску в вашу речь.
В будничной жизни ваша речь наиболее красочна в неофициальном разговоре. Перенесите свое ораторское искусство в публичные выступления. Если вам нелегко это сделать, попробуйте записать на пленку какой-нибудь ваш разговор один на один с хорошим другом. Попытайтесь запамятовать о том, что магнитофон включен. Впоследствии, когда вы останетесь один, прослушайте запись и возьмите на заметку те места разговора, где вам в особенности пришлась по душе выразительность вашей речи, не забывая также о том, что вам не понравилось.
Упражняйтесь, декламируя стихи и драматические пьесы, и приучайтесь распознавать на слух необходимое выражение.
Помните, что любая экспрессия должна быть первым делом непринужденна. Чуждайтесь театральности и искусственности в своих речах.
Тон
Тон голоса характеризуется его высотой, вибрацией и модуляцией. Красивый голос выделяется легкими трансформациями тона. Интонации — это «взлеты» и «падения» голоса. Монотонность утомительна для слуха, так как неизменный тон применяет одну и ту же высоту. Отдельные люди не распознают отличие в тоне голоса. Однако с помощью изменения тона вы можете целиком и полностью переменить значение слов.
Гнусавость
Что самое неприятное в голосе? Конечно же, гнусавость, т.е. произношение «через нос». Такие звуки чрезвычайно пронзительны, так как в резонансе принимает участие очень незначительный объем воздуха в области лица. При произнесении гнусавого звука мышцы горла и шеи напряжены.
Для того чтобы ликвидировать гнусавость, нужно расслабить горло, как если бы вы намеревались произнести глубокий звук «ааааааааааа». При этом устанавливается верная дистанция между корнем языка и мягким небом. Небный язычок поднимается и затворяет носоглотку, так что звук не выходит через ноздри.
Если ваша гортань растворена, то вы не ощутите вибрации в носовых полостях.
Как изменить голос
Вы сроднились со своим голосом. Ваш голос — следствие влияния многих обстоятельств: вашей национальности, местности, в которой вы появились на свет и выросли, тех речевых шаблонов, к которым вы привыкли с детства, школы, в которой вы учились, речи ваших друзей, ваших учителей, которые оказывали влияние на вас.
Очень немногие люди в обычных условиях считают нужным как-то модифицировать свои речевые привычки. Уроки ораторского искусства слывут отжившими свой век.
Для того чтобы внести значительные изменения в свой голос, необходимы определенная смелость и готовность. Те люди, которые принимают такое решение, заслуживают восхищения. Они трансформируют свои наследственные, впитанные с молоком матери привычки. В семье или среди друзей они могут встретиться с непониманием или неодобрением.
Но в итоге, и это самое главное, вы получите основательное удовлетворение от того, что воплотили в жизнь свое желание и сделали дорогостоящее приобретение, которое пригодится вам в течение всей вашей жизни.
Если вы решили научиться правильно и красиво изъясняться, то вам понадобится содействие вашей семьи и друзей. Помните, что вы возвышаете культуру своей речи до того уровня, на котором находятся прочие ваши таланты.
Всегда нелегко прощаться с прошлым. Модификация речи требует времени и терпения: вы не сможете за несколько дней оставить привычки, ставшие вашей второй натурой. Итог может быть значителен только через несколько месяцев настойчивого труда. Колоссальную роль играет мотивация. Может
статься, что на протяжении своей жизни вы в глубине души понимали, что вам нужно увеличить мастерство речи, но просто не знали, как добиться этого.
Вы многого можете достичь самостоятельно. Если вы начнете вслушиваться в голоса, которые вам по душе, и имитировать их, вы уже сделаете первый шаг по верному пути. Изберите хороший голос, который вы слышите по радио, и воспроизводите за ним предложения, имитируйте произношение. Запишите этот голос на пленку, затем запишите свой голос и повторите один за другим. Обратите внимание на резонанс, темп, выразительность, выделение тех или иных слов, на артикуляцию согласных и произношение трудных иностранных слов. Взгляните на свой голос критически, как если бы это был голос совершенно постороннего человека.
Читайте вслух по десять минут в день. Запишите какой- нибудь фрагмент на магнитофон и повторяйте запись ежедневно, пока не получите такое звучание, которое вас устроит. Храните зти записи и воспроизводите их еженедельно, чтобы следить за своим прогрессом.
Работа над голосом
1-й этап работы над голосом — снятие напряжения в дыхательных путях, организация оптимальных условий для беспрепятственного звучания. Для этого нужно убрать избыточное мышечное напряжение в области гортани, где размещены голосовые связки, и плечевого пояса.
2-й этап — разыскивание природного просторного натурального голоса, такого звучания, которое является для любого из нас предельно неограниченным, появляется легко, без каких-либо мышечных усилий.
Предварительные условия речевых упражнений:
❖ нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх;
❖ подбородок должен составлять прямой угол с шеей;
❖ недопустимы мускульные зажимы.