Глава 2. как правильно говорить
ДЫХАНИЕ И ЕГО ТРЕНИРОВКА
Умеете ли вы дышать?
Да-да, вопрос стоит именно так. Умение правильно дышать, как это ни стран но,, присуще далеко не всем. Вдох, выдох, вдох, выдох, казалось бы, что может быть проще? Но задумайтесь, всегда ли вам хватает дыхания, когда вы произносите какую-либо речь, разговариваете на ходу или волнуетесь? Развить правильное дыхание достаточно просто, в этом вам поможет представленный ниже специальный комплекс дыхательной гимнастики.
Помните, театр начинается с вешалки, актер — с голоса, а голос — с дыхания!
№ 1. «Свеча»
1. Вообразите, что перед вами огромная свеча с ярким пламенем. Его необходимо погасить. Сделайте вдох, задержите на мгновение дыхание, затем дуньте «на свечу». Не потухло? Дуйте снова и снова. Если вы положите ладонь на живот, то во время выдоха вы ощутите энергичные движения диафрагмы и нижнебрюшных мышц, при этом живот должен втягиваться.
2. Неторопливо, ровно задувайте «пламя», не для того, чтобы потушить, а только чтобы отклонить его и держать в таком положении как можно дольше. Ладонью вы ощутите, как медленно и ровно подбирается низ живота, т.е. сжимаются нижнебрюшные мышцы. Благодаря этому упражнению вы потренируетесь медленно, ровно выдыхать.
3. Представьте, что перед вами некоторое количество свечей. Погасите каждую свечу порознь, однако вы должны вдыхать столько же воздуха, что и раньше. При выдохе вы ощутите ладонью размеренные, прерывистые, энергичные сокращения диафрагмы.
№2
Встаньте прямо, приподнимитеплечи вверх, отклоните их назад, наберите в грудь воздуха, затем опустите плечи, при- - чем Тяжесть тела должна быть равномерно распределена на обе ноги, между подбородком и шеей — прямой угол, мускулы расслаблены. На счет раз-два сделайте вдох, на счет три- четыре-пять-шесть — выдох. Наблюдайте за сокращениями диафрагмы.
Также вы можете подключить руки. Отведите руки в стороны — вдох, вперед — выдох. Поднимите их над головой — вдох, вперед — выдох. Снова поднимите руки над головой — вдох, опустите их по бокам — выдох.
Каждый раз увеличивайте продолжительность выдоха.
№3
Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль тела. На звуке [л-0000] сделайте выдох, после чего вдох произойдет сам собой (живот при этом должен выдвинуться вперед). Теперь, выдыхая, проговорите звук [с] прерывисто и неторопливо, выбрасывая его как бы толчками [сссс-сссс-сссс...]. Снова вдохните и на выдохе вытягивайте звук [с]. Выполните это упражнение 5 раз, а через несколько дней доведите количество до 10.
№ 4
Встаньте прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Разверните плечи и глядите перед собой. На звуке [п-фффф] выдохните — живот должен втянуться, после чего вдох произойдет сам собой и живот выпятится. На выдохе вытягивайте звук [и/]: [ш-ш-ш-ш-ш-...]. Затем снова вдохните. На выдохе медленно считайте до 15. Выполните упражнение 5 раз.
№ 5. «Звуки природы»
Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль туловища. Выдыхая, изображайте различные звуки природы: свист ветра
— [ссссссссс], шум леса — [шшшшшшш...], жужжание
шмеля — [жьжьжьжьжьжь...] и т.п.
Выполняйте упражнение вдумчиво и легко, чтобы воздух на этих звуках выходил из вашей груди беспрепятственно.
№ 6. «Пила»
Вообразите, что вы пилите бревнышко. Вначале пила издает отрывистый, короткий звук [c!c!c!] совпадающий с движениями рук, когда пила «входит в древесину». Постепенно увеличивайте амплитуду движения рук и соответственно тяните звук: [ссссс...сссссс...ссссс,..].
№ 7. «Проколотый мяч»
Представьте, что вы держите в руках большой резиновый мяч. Когда вы на него нажимаете, из него со свистом выходит воздух. Давите на мяч ладонями и имитируйте звук выходящего воздуха: [ссссс...] Руки должны сближаться медленно, как бы ощущая сопротивление «мяча». И так же неторопливо, с силой, «выжимайте» из «мяча» (ваших легких) воздух: [сссссс...]. Руки сходятся все ближе и ближе, выдавливая из «мяча» остатки воздуха. Наконец, они сходятся вместе, и из «мяча» с силой выбрасывается неиспользованный воздух.
№ 8. «Аромат розы»
Встаньте прямо, ладони находятся на груди (по бокам). Вообразите, что вы нюхаете цветы (например, розы). Неторопливо вдыхайте через нос их аромат — ребра грудной клетки раздвигаются (ваши ладони это почувствуют). А теперь выдохните — ребра опускаются под вашими ладонями. Старайтесь вдыхать неглубоко, чтобы у вас не закружилась голова. Повторите 3—4 раза.
№ 9. «Старт»
Возьмите в руки секундомер и отсчитывайте вслух секунды: «Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Один! Пуск!» Считайте громким голосом, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, не набирая воздуха в грудь в паузах между произнесением цифр, а просто задерживая дыхание. Старайтесь произносить цифры четко, словно диктуете их человеку, который стоит в некотором отдалении от вас. Если у вас не хватило дыхания довести весь счет до конца (до слова «Пуск!»), начните отсчет с меньшей цифры. Очень важно, чтобы последние слова: «Один! Пуск!» — прозвучали у вас свободно, энергично и громко.
№ 10
Прогуливаясь по коридору или на свежем воздухе, старайтесь дышать в такт дыханию: один шаг — вдох, 4 шага — выдох. Каждые 2—3 дня увеличивайте длительность выдоха на один шаг, чтобы через месяц-полтора делать выдох на 10— 15 шагов, вдох же при этом должен оставаться на один шаг. На выдохе можно произносить скороговорку, каждый раз умножая количество слов в ней, или декламировать четверостишие.
Не забывайте, что в процессе выполнения упражнений выдох должен быть продолжительным, ровным, медлительным.
СТРУКТУРА ГОЛОСА
Голос — это нечто большее, чем просто воздух, исходящий из вашего рта. При верном использовании голоса в речь должно быть вовлечено все тело, с головы до ног. Ваше тело — это как бы музыкальный инструмент, порождающий ваш голос.
Когда вы просто разговариваете с другом, вы наполняете воздухом только верхушки легких, потому что вам достаточно поверхностного дыхания. Однако же только при помощи диафрагмы можно получить приятный грудной голос, который будет разноситься на большое расстояние. Она очень важна для образования голоса, гак как именно она занята таким важным делом, как проталкивание воздуха через ваши горло и губы.
Правильное дыхание имеет огромное значение, так как оно насыщает мозг кислородом, поддерживает речевой процесс, сообщает вам чувство уверенности и спокойствия, которое вы транслируете своей аудитории.
Как вы думаете, что еще, кроме диафрагмы, имеет большое значение для выработки глубокого голоса? Как это ни удивительно — мышцы ног! Да-да, ведь именно от ног зависит положение тела и ваша осанка. Только при условии правильной осанки ваше сердце будет снабжать тело кислородом в достаточной степени.
Вы никогда не задумывались, почему самым распространенным способом успокоиться является ходьба? Представьте себя на месте будущего отца во время родов (но не слишком увлекаетесь!). Он обеспокоен, нервничает, ходит по комнате из угла в угол. Ну хорошо, если вы не никак не можете этого вообразить, представьте себе, что вы находитесь в числе кандидатов на премию «Оскар» (тоже приятно). Как вы повели бы себя на этом месте?
Если вам случалось находиться за кулисами в театре, вы могли увидеть, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед своим выходом. Они не только припоминают слова своей роли; так они способствуют улучшению своего кровообращения. Иногда они даже потирают руки чуть-чуть утрированным жестом. Это тоже содействует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи — всех тех мышц, которые опосредованно влияют на образование голоса.
Правильность вашей осанки во многом определяется тем, насколько крепко вы «стоите на ногах», а точнее, на пятках. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямите спину, немного запрокиньте голову. В такой позе вы сможете полностью контролировать свой голосовой аппарат. Все ваше тело поможет вам создать резонанс для вашего красивого голоса.
В вашем распоряжении находится уникальный музыкальный инструмент, главное — уметь его правильно использовать. Когда вы слушаете свои записи на пленке, нравится ли вам ваш голос или же вы не можете поверить, что эти гнусавые звуки исходили из вашего рта? Вы можете говорить лучше, просто не знаете как.
Голос образуется не исключительно в области голосовых связок — в его создании участвует все тело. Итак, вам, во- первых, необходимо овладеть глубоким диафрагмальным дыханием; во-вторых, научиться держать спину прямо; в-третьих, развить артикуляционные органы для правильного произнесения звуков. Не хватайтесь за голову, это вовсе не так сложно, как кажется. Со временем вы и забудете о том, что постоянно контролируете свое тело, и будете проделывать все эти невероятно сложные вещи на чисто рефлекторном уровне. А тогда уже это останется с вами на всю жизнь.
Характеристики голоса
Вот список некоторых признаков того, что ваша речь, ну, скажем, не слишком совершенна и вам следует над ней поработать:
► Собеседники нередко просят вас еще раз сказать то, что вы только что произнесли.
► Вы неохотно выступаете публично.
► У вас основательный акцент.
► В микрофоне звук «п» у вас слышится приглушенно, неприятно и ненатурально.
► После десятиминутного разговора у вас болит горло.
► Вы теряете внимание собеседника через какое-то время, потому что говорите монотонно.
► Вы утрачиваете контроль над голосом в конце продолжительного периода речи.
► Люди замечают, что вы нередко, может статься, не отдавая себе отчета, повторяете «навязчивые» словечки или фразы, вроде «гм», «ну», «так», «знаете ли» или «угу».
► Вашим слушателям не нравится, что вы часто вздыхаете, всасываете внутреннюю сторону щеки или прищелкиваете языком.
Вы далеко не в восторге от собственного голоса.