Основные дидактические принципы методики обучения
изобразительному искусству и дизайну в учреждениях дополнительного образования и школе
29. Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
30. Принцип научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).
31. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.
32. Принцип активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
33. Принцип доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
34. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Методика проведения занятий по изобразительному искусству и дизайну в учреждениях дополнительного образования и школе
35. Рисование с натуры, по представлению и воображению.
36. Ведущая роль уроков рисования с натуры.
37. Методика организации уроков по рисованию с натуры.
38. Свойства цвета и их изучение на уроках изобразительного искусства
39. Учебные задачи использования ахроматического цвета на уроках изобразительного искусства в школе.
40. Изучение элементов перспективы на уроках изобразительного искусства в школе
41. Линия в рисунке.
42. Цвет в рисунке.
43. Методика организации уроков по рисованию на темы:
44. Законы композиции и тематическое рисование на уроках изобразительного искусства
45. Приемы выделения композиционного центра в детских рисунках
46. Использование закона контрастов в тематических рисунках на уроках изобразительного искусства
47. Закон типизации в изобразительном искусстве на уроках тематического рисования
48. Закон контрастов в изобразительном искусстве и в тематических рисунках школьников
49. Закон целостности в изобразительном искусстве и в детских рисунках
50. Процесс создания картины в изобразительном искусстве и тематических рисунков школьников
51. Сюжетные связи в тематических рисунках школьников
52. Методика организации уроков по декоративному рисованию.
53. Изучение деревянной русской архитектуры на уроках изобразительного искусства
23. Изучение предметов традиционного русского быта на уроках изобразительного искусства
54. Методика организации уроков по беседам об изобразительному искусству.
Закономерности проявления творческих способностей на уроках изобразительного искусства и дизайна
55. Композиционно-пространственное решение изображения.
56. Объемно-пространственное решение изображения.
57. Художественное решение ведущего элемента изображения.
58. Художественно-образное решение изображения.
59. Особенности воспроизведения художественного образа в рисунках дошкольников и младших школьников.
60. Особенности решения художественного образа в рисунках школьников 5-7 классов.
61. Формирование художественно-образного видения школьников на уроках на уроках изобразительного искусства.
Примерная тематика курсовых работ
1.Методика обучения детей среднего школьного возраста изображению портрета человека.
2.Методика обучения батику учащихся 10-12 лет в общеобразовательных и художественных школах.
3.Методика преподавания граффити как искусства.
4.Методика обучения составлению пэчворка учащихся.
5.Методика обучения изображению пейзажа.
6.Методика обучения вышивки крестом учащихся.
7.Методика обучения композиции 2-х фигурного портрета.
8.Методика обучения иллюстрации литературных произведений учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Подвиги Геракла.
9.Методика обучения композиции бытового жанра учащихся.
10.Методика обучения учащихся созданию графических иллюстраций к русским былинам.
11.Методика обучения передаче воздушной перспективы при изображении лирического пейзажа.
12.Методика обучения учащихся изображению живописного лирического пейзажа.
13.Методика обучения учащихся передаче колорита в северном пейзаже.
14.Методика обучения изображению человека в пленере учащихся детской художественной школы на занятиях композиции.
15.Методика обучения учащихся детской художественной школы изображению живописного натюрморта из предметов быта.
16.Методика обучения детей 10-12 лет использованию светотени в графическом натюрморте.
17.Методика обучения учащихся младшего школьного возраста выделению композиционного центра в иллюстрациях к русским сказкам.
18.Методика обучения учащихся созданию картины исторического жанра.
19.Методика обучения изображению человека в экстерьере.
20.Методика обучения изображению пейзажа.
Словарь терминов (глоссарий):
1. Академии художественные – высшие специальные учреждения, в XVII – XIX вв. занимавшиеся подготовкой и образованием живописцев, скульпторов и архитекторов.
2. Академизм - художественное направление, базой развития которого служат художественные академии.
3. Академия художеств в России – учреждение, объединяющее крупнейших мастеров изобразительного искусства и архитектуры, подготавливающая профессиональные художественные кадры высшей квалификации.
4. Античное искусство – искусство Античности, античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых, сохраняя значительную долю самобытности, развивалась, тем не менее, под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции.
5. Архаика – этап развития искусства Древней Греции, приходящийся на VIII – VI вв. до н.э. В широком смысле архаика – искусство древнейших эпох, отличающееся известной простатой и примитивизмом форм.
6. Болонская академия — одна из самых прославленных Академий художеств, была основана между 1585 и 1588 гг. Людовиком Карраччи и его двоюродными братьями Агостино и Аннибале.
7. Возрождение (ренессанс) – переход от Средних веков к Новому времени, одна из высочайших вершин мирового художественного развития.
8. Воспитание – в широком смысле слова – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.
9. Воспитательное училище при академии художеств — общеобразовательная школа с художественным уклоном, которая открылась в 1764 г.
10. Детское изобразительное творчество – мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструирование, отражении, которое построено на работе воображения, на отображение своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картину и др. виды искусства.
11. Изображение – воспроизведение средствами искусства внешнего, чувственно-конкретного облика явлений действительности.
12. Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.
13. Московский худ-промышленный институт имени С. Е Строганова - один из старейших в России центров подготовки высококвалифицированных мастеров промышленного, монументального, декоративно-прикладного искусства и искусства интерьера.
14. Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)- один из старейших в СССР центров художественного образования вобласти промышленного, монументально-декоративного и прикладного искусства иискусства интерьера. Ведет свою историю с 1825 г.
15. Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова - высшее художественное учебное заведение, преемник Училища живописи, ваяния и зодчества. Существует с 1939г., 1948 г. носит имя В. И. Сурикова.
16. Метод обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).
17. Метод художественный — исторически сложившаяся совокупность принципов художественно-образного мышления в искусстве, обусловленная уровнем и характером развития общества, его философских, религиозных, социальных, научных, этических и эстетических взглядов и идеалов.
18. Методические рекомендации - форма научного сообщения, рассказывающая о теоретически обоснованных и практически проверенных способах эффективного внедрения достижений науки в практику учебно-воспитательной работы, например, об условиях, необходимых для получения высоких результатов, о самой технологии применения научных достижений в практике, о факторах, понижающих эффективность работы.
19. Методологические принципы теории обучения — 1) Системный подход (относительно самостоятельные компоненты обучения рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Этот подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов). 2) Личностный подход (утверждается представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Этот подход означает ориентацию при конструировании педагогического процесса на личность, как на цель, результат и главный критерий его эффективности).3) Деятельностный подход- этот подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания и общения. 4)Культурологический подход- (этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, способствует развитию самого человека.5) Этно- педагогический подход (образование с опорой на национальные традиции народа, его культуры, обычаи, привычки). б) Антропологический подход (системное использование данных всех наук о человеке , их учет при построении и осуществлении педагогического процесса).
20. Навык - автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии.
21. Образование – процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. Это процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
22. Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.
23. Объект исследования - это педагогическая реальность, данная нам через призму определенной системы знаний, т. е. описываемая в определенной системе понятий.
24. Объект и предмет методологии педагогической науки — процесс научного исследования в его целостности, т. е., вся научно-познавательная деятельность в органическом единстве ее составных частей. предметом методологии науки являются сами знания, их генезис, способы получения и практического использования. Методология науки рассматривает объект научного познания той или иной сферы действительности анализа той стороны объекта познания, которая исследуется в данной отрасли науки. Методология педагогики определяет общие подходы к познанию и использованию закономерностей обучения, воспитания и развития личности.
25. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения взрослых людей.
26. Педагогический эксперимент - это комплекс методов исследования, которые обеспечивают научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.
27. Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10- 11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности.
28. Показатели ценности научного исследования - актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, самостоятельность опытно-экспериментальной работы, новизна подхода и результатов, осведомленность автора о состоянии вопроса в теории и практике художественного воспитания и образования, методологическая обоснованность, адекватная предмету методика исследования, наличие достаточно разработанного аппарата, разработанность критериев оценки показателя качества предлагаемой экспериментальной методики, четкое оформление текста, выводов, заключения, рекомендаций, приложения и владение научным языком.
29. Предмет исследования - тесно связан с объектом исследования. Это не просто сторона, часть объекта, а такая сторона, через которую виден объект, которая служит “Входной дверью” в объект исследования, может его в том или ином отношении замещать, исследование П. и. обогащает объект в целом.
30. Принцип обучения – 1) это основное положение, определяющее содержание, организованные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями (М.А. Данилов); 2) то, что направляет деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин); 3) инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции. Знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики (В.И. Загвязинский); 4) основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей (В.С. Безрукова).
31. Проблемное обучение — это организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.
32. Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога.
33. Просвещение - 1) распространение знаний, образования; 2) система воспитательно- образовательных и культурно- просветительских учреждений в стране.
34. Профессиональное становление личности - возникновение и завершенное развитие предмета, явления.
35. Профессиональная ориентация - оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств.
36. Профессиональные способности — способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться в коде профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности.
37. Реализм – свойство искусства воспроизводить действительность путем воссоздания чувственных её форм, в каких идея существует в реальности.
38. Рисовальное училище при академии художеств - основано в 1798 г. по инициативе Г. И. Угрюмова. Р. у. внесло полную революцию в систему образования Академии художеств.
39. Серия - в классическом и современном искусстве — то же, что цикл, т. е. ряд произведений станкового искусства, связанных единым замыслом.
40. Содержание образования — 1) система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; 2) педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
41. Умение - освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков.
42. Урок – форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определенных учебной программой.
43. Успеваемость - степень усвоения объема знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения осмысленности, полноты, глубины, прочности.
44. Учебная деятельность – проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения.
45. Учебные пособия - в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках.
46. Цель — представленный результат деятельности человека, группы людей.
47. Фаюмский портрет – серия портретов религиозно-культового назначения, получивших название по месту первой находки (1887) – оазис Фаюм в Египте, датируется 1 в. до н.э. – IV в.
48. Художественные академии — высшие специальные учреждения, в ХУII — ХIХвв. занимавшиеся подготовкой и образованием живописцев, скульпторов и архитекторов. (стр. 10)
49. Художественное воспитание – формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через восприятие и собственную творческую деятельность.
50. Художественно - графические факультеты - В 1938 году при Мосгороно начинают функционировать курсы по подготовке учителей рисования и черчения. В 1940 г. курсы были реорганизованы и на их основе создан Московский городской учительский художественный институт(МГУХИ) с двухлетним сроком обучения. В 1941 г. МГУХИ был преобразован в Х- г. Ф. при МГПИ и. В, П, Потемкина. Это был первый факультет, который стал готовить учителей рисования и черчения для общеобразовательных школ с высшим педагогическим образованием.
51. Художественно-педагогические умения — способность преподавателя изобразительного искусства на высоком уровне выполнять живописно-графические работы и на профессиональном уровне решать педагогические (учебно-воспитательные) задачи в работе.
52. Художественный прием - конструктивные принципы организации произведения: стилистические, сюжетно-композиционные, жанровые и т. д.
53. Художественное творчество детей – выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме.
54. Художественные школы - государственные, муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования, реализующие дополнительные образовательные программы в сфере изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дающие учащимся начальное художественное образование.
55. Цвет – одно из художественных основных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых оттенков.