Календарный учебный график ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»
• Продолжительность учебного года в ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов»
Начало учебного года – сентябрь\февраль
Окончание учебного года – май\январь
Начало учебных занятий – будние дни с 19.30 до 22.30 и в выходные дни согласно утвержденному расписанию.
Продолжительность учебного года: 37 недели
Режим работы школы – 7-дневная рабочая неделя
Продолжительность уроков, согласно учебного плана (в академических часах)- 0,5 часа (22,5 мин.); 1 час (45 мин.), 1,5 часа (67,5 мин.)
Продолжительность учебных занятий по ступеням
Название учебных частей и разделов | Даты проводимых тематических разделов | лекции | практические | Общее кол-во часов | ||
начало | окончание | |||||
1 ступень 8 недель | Творческий туалет и тренинг Наблюдения | 15.09.17 | 30.12.17 | |||
2 ступень 9 недель | Этюдная работа | 01.04.15 | 31.05.15 | |||
3 ступень 11 недель | Тренинг психотехники Культура речи в сьемках, дубляже и озвучании | 14.09.15 | 31.11.15 | |||
4 ступень 9 недель | Работа над ролью в учебных отрывках по сценарию и на основе кинонаблюдений Метод действенного анализа. | 01.12.15 | 31.01.16 | |||
Итого: 37 недель | 01.02.15 | 31.01.16 |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов» Федина С. В. (……………………..) МП __ _______________ 20___ г. |
Учебный план
№ | Наименование разделов | Всего часов | Лекции | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Творческий туалет и тренинг | ||||
2. | Наблюдения | ||||
3. | Этюдная работа | ||||
4. | Тренинг психотехники |
5. | Культура речи в сьемках, дубляже и озвучании | ||||
6. | Работа над ролью в учебных отрывках по сценарию и на основе кинонаблюдений | ||||
7. | Метод действенного анализа. | ||||
Итого |
Директор ЧОУ ДПО «Высшая школа режиссеров и сценаристов» Федина С.В.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и тем программы | Количество часов | Форма | ||
лекции | практ. | всего | контроля | ||
1. | Вводное занятие | ||||
Раздел 1. Творческий туалет и тренинг 1.1.Навыки рабочего самочувствия 1.2.Четыре основы системы К.С. Станиславского( этика, внешняя техника, внутреняя техника, методика) 1.3.Творческая документация | Рефераты, Показы заявок | ||||
Раздел 2.Наблюдения 2.1.Наблюдения за животными( рыбы, насекомые, птицы) 2.2.Наблюдения и зарисовки за людьми 2.3.Наблюдения за событийными ситуациями 2.4.Музыкальные наблюдения | Рефераты, показы заявок | ||||
3. | Раздел 3. Этюдная работа 3.1.Одиночные этюды без текста на память физических действий и ощущений (этюды на знакомое дело) ПФД 3.2.Парные этюды «Молча вдвоем» Этюды по Притчам Этюды на литературной основе Этюды по киноотрывкам Этюды по стихам и прозе в предлагаемых обстоятельствах Этюды на ситуации в киносценариях | Защита действенного анализа, показы этюдов |
Количество часов | Форма контроля | ||||
лекции | практ. | всего | |||
4. | Раздел 4. Тренинг психотехники 4.1.Тренировка восприятия и оценок на разные события и предлагаемые обстоятельства 4.2.Актерский вальс: Воспринял-Оценил-Поступил Действие в событии 4.3.Темпо-ритмический тренинг Тренинг импровизационного самочувствия «Метафора и эквивалент» как приспособление и образное выразительное средство | Съемка импровизации-оценок | |||
5. | Раздел 5. Культура речи в сьемках.5.1.Дубляж и озвучание 5.2.Основы и особенности словесного действия в кинопроцессе | Озвучание и дубляж отрывков | |||
6. | Раздел 6. Работа над ролью в учебных отрывках по сценарию и на основе кинонаблюдений 6.1.Работа над ролью по сценарию на основе прозаического отрывка 6.2.Работа над ролью по сценарию на основе драматического отрывка 6.3.Работа над ролью в кинонаблюдении | Участие в съемках отрывка и кинонаблюдения | |||
7. | Раздел 7. Метод действенного анализа. 7.1.«Разведка умом» – вскрытие событий и построение событийного ряда , определение сверхзадачи и сквозного действия. 7.2.«Разведка действием» – этюды по событиям, поиск и фиксация мизансцен и приспособлений Контрольные уроки. Экзамен. Съемки отрывков | Кинопоказ Выпускной экзамен | |||
ИТОГО: (общее количество часов) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.Творческий туалет и тренинг
Цель творческого туалета и тренинга – раскрепостить творческую природу, приучить к подлинной работе органов чувств в публичных ситуациях на съемочной площадке
Тренинг является волевой, сознательной практикой самовоспитания, что есть единственное условие успешного учебного процесса. Разбудить и настроить природу можно только в тренинге и соответствующей творческой атмосфере.
Творческий туалет - это ряд упражнений, игр и актерских техник и медитаций направленных на настройку и развитие всех органов чувств - слуха, обоняния, зрения, осязания, вкуса. Осознавание органов чувств в процессе работы на съёмочной площадке – основная методическая задача творческого туалета и тренинга.
Игры и упражнения творческого туалета и тренинга позволяют почувствовать свои индивидуальные особенности, свою эмоциональность.
Коллективная игра позволяет развивать групповую динамику, чувство ансамбля и импровизационность, профессиональную этику как основу успешной работы съемочной группы.
Игра это неотъемлемая часть жизненного опыта, возможность самовыражения.
Игровые формы обучения являются средством активного развития фантазии, воображения, способностей к органичному и импровизированному действию в условиях ролевого вымысла. К тому же игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные и личностные отношения между людьми. Игра – эстетическая деятельность.
Цель туалето-тренинга - активная, организованная тренировка сенсорной системы в предлагаемых обстоятельствах (если бы я сейчас был каким-либо предметом, если бы я сейчас был каким-то животным, если бы я сейчас был в зимнем лесу, если бы сейчас пошел дождь и т.д.). Тренинг – это воспитание внутренней психотехники, а ее можно тренировать только при участии воображения. Воспитание связи воображения с элементами психотехники – наиболее трудная и тонкая задача педагогического процесса.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ТУАЛЕТА И ТРЕНИНГА РАЗВИВАЮТ (ВНЕШНЯЯ ТЕХНИКА):
НАВЫКИ РАБОЧЕГО САМОЧУВСТВИЯ - организованность, коллективность, законченность действий, сосредоточенное и рассредоточенное многоплоскостное внимание, чувство пространства и композиции, воспитание внешней и внутренней профессиональной культуры . В этот блок туалета и тренинга входят упражнения и развивающие игры типа:
1 -«Пишущая машинка»,
2-«Шляпа»- по именам, и.о., ф.и.о., клички
3- «Переходы со стульями»,
4-«Геометрические фигуры из стульев»,
5- «Волна»,
5 «Дворец»- «Икебана
6-«Клубок по полукругу»
7-«Передать энергетический импульс»
и т. д.
2- ТВОРЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ – наблюдательность, зоркость глаза, новое в привычном
Упражнения:
1) «Свои пять пальцев»,
2) «Шпион»,
3) «Фотографы»,
4) «Предметы на букву»,
5) «Описать партнера»,
6) «Событие в картине»,
7) «биография по портрету»,
8) фотонаблюдения ,
9) видеонаблюдение, кинонаблюдения и т. д.
3- СЛУХОВУЮ. ТАКТИЛЬНУЮ, ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
.
Упражнения:
1-«Сонар» (слушать разное: класс, улицу, партнера…),
2- «Назвать последовательность звуков»,
3-«Видящие пальцы» (уловить осязательные отличия одной фактуры от другой),
4-«Узнай товарища» (найти различия в фактуре волос),
4- «Найти флакон по запаху
5- « Разные запахи вокруг»
6- «Вспомнить вкус воды, молока, кефира, лимона, щоколада,
«Каруселька» или «Сканер» по всем органам чувств ( затем- мыслям, эмоциям , чувствам и ассоциациям)
4-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЫШЕЧНОГО ВНИМАНИЯ – ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия, воспитание правильной осанки, походки, навыков правильного сидения, координация движений.
Упражнения:
1- «Память движений»-переставить несколько предметов-вещей , повторить с воображаемыми
2- «Нить по полукругу»,
3- «Наполненный стакан по полукругу»,
4- «Кошка»,
5- « Хождение по площадке- части тела свинцовые по очереди»
6- «Оправдание жеста»,
7- «Оправдание позы»,
8- « Монолог в движении»,
9- « Монолог в плаче и смехе»,
10- « Непрерывное говорение-наговор»- обо всем, о природе, о еде, о друзьях, о любви, о смерти.
11- «Монолог на абракадабрском языке» (эта серия упражнений, на определенном этапе ,усложняется возможностью тренинга физического самочувствия – погоду, время года, дня и т. д.)
5-НАВЫКИ НЕПРЕРЫВНОЙ КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ И ВНУТРЕННЕГО ТЕКСТА , ОПЫТА НЕРВНОЙ КЛЕТКИ И ЛИФТА ПАМЯТИ – логическое мышление и непрерывность и последовательность процесса существования в определенных обстоятельствах, образное мышление.
Упражнения:
«Вспомнить утро»,
«Дорога …»
« Пересказ по фактам»
«Воспоминание от слова-ассоциации:
Отпуск
Мама
Выпускной
Покупка
Больница
Друг- подруга
Берег
и т. д.
6-ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ
аффективная память, память физических действий и ощущений.
Упражнения:
1-« Сканер»- найти зажимы и снять
2-«Дыхание»
3-«Душ» (принять воображаемый горячий, холодный душ),
4- «Мороз» (оказаться на морозе в каком-то событии),
5-«Баня»_ «Пустыня»
В этот цикл входят и упражнения на разное настроение: вспомнить, когда мне было радостно или печально – что тогда произошло, чем я был занят и т. д.
7-НАВЫКИ РАБОТЫ С ВООБРАЖАЕМЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЛИ ПФД
работа с воображаемым предметом требует внутреннего видения, внутреннего текста, подлинной работы органов чувств, свободы, а главное, ответа на вопрос: «С какой целью Я этим занимаюсь».
Упражнения:
1- «Бисер»,
2- «Вышивка»,
3- «Обед»,
4- «Лепка»
5- « Пересчитывание купюр» и т. д. Следующим этапом этого упражнения являются парные и групповые действия с воображаемыми предметами.
6- ЧУВСТВО ТЕМПА И РИТМА Для упражнений на темпо-ритм особенно важно наличие музыкального сопровождения. Используются фонограммы, создающие различные атмосферы предлагаемых обстоятельств. Различные ритмы и т.д.
Упражнения:
Барабаны- ритм, Полонез- темп. Оправдать и побыть в этих самочувствиях
То же- интенсивный внутренний текст, внешне спокойное поведение.