М. И. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку»
(«Имя твое — птица в руке...»)
Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ, Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток... С именем твоим — сон глубок.
(15 апреля 1916)
1. Прочитайте стихотворение «Имя твое — птица в руке...». Какие ощущения оно у вас вызывает?
2. Кому посвящено стихотворение? Почему в имени адреса пять букв?
3. Как построено стихотворение? Сколько в нем строф? Как они связаны между собой?
4. Какая тема развивается в стихотворении?
5. Почему в центре внимания — имя? Выпишите существительные — синонимы имени из стихотворения.
*6. Как движется поэтическая мысль от начала к концу стихотворения?
7. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?
8. Каков итог лирического высказывания?
*9. Какими поэтическими средствами выражена главная идея стихотворения?
*10. В чем новаторство поэтической манеры М.И.Цветаевой в этом стихотворении?
11. Как это стихотворение вписывается в творчество М.И.Цветаевой в целом?
Вопросы и задания для анализа стихотворения А.А.Ахматовой «Родная земля»
Родная земля
И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею.
(1961)
1. Прочитайте стихотворение «Родная земля». Какие ощущения вы испытывали, читая его? Какие ассоциации оно у вас вызывает?
2. Что отражено в названии стихотворения? Почему, на ваш взгляд, оно называется именно так?
3. Проанализируйте эпиграф стихотворения. Почему эпиграфом стали две последние строки из собственного стихотворения А. А. Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю...»? С кем полемизировала А. А. Ахматова в этом стихотворении?
4. Проанализируйте композицию стихотворения А. А. Ахматовой «Родная земля».
*5. Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». Какова его композиция? Можно ли говорить о его композиционном единстве со стихотворением «Родная земля» А. А. Ахматовой? Пер-
вая строфа стихотворения М. Ю.Лермонтова была посвящена опровержению привычного понимания патриотизма. Можно ли сказать, что первое четверостишие стихотворения А. А. Ахматовой содержит аналогичное опровержение?
6. Как изображена Россия в стихотворении «Родная земля»? В чем ее реалистическая конкретность?
7. Почему в стихотворении употребляется местоимение «мы»? Можно ли говорить о лирической героине стихотворения? Какой она предстает?
8. Каков масштаб поэтических размышлений А. А. Ахматовой в этом стихотворении?
9. Каковы значения слова «земля»? Обратитесь к словарю, чтобы выяснить это. Какое значение слова реализовано в стихотворении А. А. Ахматовой? Можно ли говорить о том, что два смысловых плана пересекаются в стихотворении?
10. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу текста?
11. В каких строках стихотворения раскрывается мысль о единстве человека и земли?
*12. Проанализируйте, почему в стихотворении повторяется частица «не». Какую смысловую нагрузку она несет?
*13. Проанализируйте стихотворный размер. Чем отличается размер первых восьми строчек от размера следующего четверостишия и заключительного двустишия? Как это связано со смыслом стихотворения?
*14. Чем объясняется обилие глаголов в стихотворении «Родная земля»?
15. Проанализируйте использованные автором художественные приемы.
16. Как отразился в стихотворении «Родная земля» свойственный поэзии А. А. Ахматовой «прозаизм»?
17. Как вписывается стихотворение «Родная земля» в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?
Вопросы и задания для анализа эпизода главы 2
(суд Понтия Пилата) из романа М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
1. Проанализируйте композицию главы 2. Сколько эпизодов содержится в главе? Составьте ее план.
2. К какой из сюжетных линий — московской или ершалаим-ской — принадлежит глава 2? Как она вводится в произведение?
3. Проанализируйте экспозицию главы. Как она связана с основным содержанием эпизода?
*4. Какие детали характеризуют Понтия Пилата?
5. Как развивается диалог Понтия Пилата и Иешуа? Как ведут себя герои?
6. Какой момент допроса является переломным? Почему?
7. Прочитайте монологи Иешуа. Как автор комментирует их? Как он передает чувство внутренней свободы арестованного?
*8. Охарактеризуйте особенности речи Иешуа.
*9. Какова роль образа ласточки в композиции романа?
10. Каковы мотивы поведения Понтия Пилата в сцене принятия решения?
11. Каков итог спора героев в этом эпизоде? Можно ли считать его завершенным?
12. Какова роль эпизода, изображающего суд Понтия Пилата, в сюжетно-композиционной структуре романа?
Вопросы и задания для анализа повести А.П.Платонова «Котлован»
1.Охарактеризуйте место действия повести «Котлован».
*2. Пронаблюдайте движение времени и организацию пространства в повести. Что необычного в результате вы можете отметить? С какой целью автор «раздвигает» время и пространство?
3. Охарактеризуйте композицию повести. Какие части композиции вы выделили?
4. Как строится система образов повести? На какие группы могут быть разделены ее герои? По каким признакам их можно разделить на группы? Ответ аргументируйте.
5. Некоторые из персонажей повести названы по именам, читателю известны их биографии; другие герои названы по характерным признакам. Как вы думаете, чем это можно объяснить?
6. Каковы жизненные цели каждого из персонажей: Вощева, Сафронова, Чиклина, Прушевского, Козлова? Почему они противоречивы, хотя герои заняты общим делом?
7. Проанализируйте роль образа девочки Насти в повести. Что символизирует смерть девочки? Ответ аргументируйте.
*8. Проанализируйте символику образа медведя-молотобойца. Какова функция гротеска в связанных с ним эпизодах и в повести вообще?
*9. Проанализируйте особенности языка повести. Укажите в тексте использованные автором средства художественной выразительности.
10. Найдите описание природы в тексте повести. В чем своеобразие пейзажей в тексте А. П. Платонова?
*11. Кого из героев повести «Котлован» можно назвать типичным для творчества А. П. Платонова «сокровенным человеком»? Как вы понимаете эту характеристику?
Вопросы и задания для анализа эпизода