Из романа л.н.толстого «война и мир»
12-Й
1. Найдите в тексте тома и (части III) романа «Война и мир» описание подготовки к балу и приезда на бал Наташи Ростовой. Какие чувства испытывает героиня?
2. Как вы думаете, с какой целью Л.Н.Толстой приводит подробные комментарии Перонской о гостях на балу?
3. Для чего Л. Н. Толстой несколько раз в сцене бала упоминает Элен Безухову? Как в сцене бала отражено авторское отношение к обеим героиням (Наташе и Элен)?
4. Найдите описание Наташи в начале романа и в сцене бала. Сколько лет прошло между этими двумя событиями (именины Наташи и первый ее бал)? В чем автор видит прежнюю Наташу? Что в ней изменилось?
5. Какое значение в сцене бала имеет появление государя и поведение гостей в связи с этим событием? Для чего Л.Н.Толстой так подробно это описывает?
6. Как реагирует на появление государя Наташа?
7. Что более всего волнует Наташу во время бала?
8. Почему князь Андрей согласился на предложение Пьера пригласить Наташу Ростову на вальс?
9. Какие события жизни Андрея Болконского предшествуют его
встрече с Наташей Ростовой на балу?
10. Сопоставьте поведение и чувства князя Андрея в начале романа и в сцене бала. Как вы думаете, с чем связаны произошедшие в нем изменения?
11. Вспомните, где и при каких обстоятельствах произошла первая встреча Наташи и князя Андрея. Что изменилось в душе князя после этой встречи? Как сцена первого бала Наташи Ростовой связана с ночью в Отрадном?
12. Найдите и прокомментируйте слова Л.Н.Толстого о том, как повлиял на князя Андрея тур вальса с Наташей.
13. Какие качества Наташи Ростовой привлекли князя Андрея?
14. Соотнесите данный фрагмент с другими эпизодами романа: именины Наташи, князь Андрей на поле Аустерлица, смерть жены князя Андрея, разговор князя Андрея с Пьером на пароме, пляска Наташи после охоты, последняя встреча Наташи и Андрея, эпилог романа.
15.Определите роль данного эпизода в изображении судеб Наташи и князя Андрея и в идейно-философском содержании романа.
Вопросы и задания для анализа рассказа А.П.Чехова «Студент»
1. Выделите основные части рассказа «Студент». Озаглавьте их.
2. Сравните две синтаксические конструкции: в начале рассказа («Ему казалось, что... думал о том, что...») и в конце («И ему казалось, что... то думал о том, что...»). Чем они отличаются? Что в связи с этим можно сказать о композиции рассказа?
3. Прочитайте и прокомментируйте первую часть рассказа. Обратите внимание на пейзаж, быт семьи Ивана Великопольского, его мысли. Какова временная организация материала в этой части? Почему эта часть рассказа завершается фразой «И ему не хотелось идти домой»?
4. Что происходит во второй части? О чем рассказывает Иван вдовам? Как говорит об этом Иван? Знакома ли вдовам эта история?
5. Как вы понимаете слова о том, что в саду, где плакал Петр, во дворе первосвященника, где он совершил предательство, «человеческую жизнь направляли правда и красота»? Верно ли, что правда и красота всегда «составляли главное в человеческой жизни»? Какой смысл вкладывает Чехов в слова «правда и красота»?
6. Как реагируют вдовы на рассказ студента? Почему?
7. Проследите, как образ огня проходит через все части рассказа. Какова роль этого символа в каждой части рассказа?
8. Какова пространственно-временная организация рассказа? В чем художественная значимость такого приема?
9. Рассказ построен на контрастах. Найдите их. Прокомменти
руйте их роль в раскрытии основных идей рассказа.
10. В рассказе два сюжета: внешний и внутренний. Определите их. Как они соотносятся между собой?
11. Как заканчивается рассказ? Сопоставьте настроение Ивана в первой и третьей частях рассказа. Что изменилось? Почему?
Вопросы и задания для анализа рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
1. На какие части можно разделить рассказ «Ионыч»? Какие темы заявлены в начале рассказа? Как они развиваются в главной части?
2. Проследите по тексту, как живут обыватели города С.
3. Выпишите примеры, в которых даются характеристики жителей города С. Прокомментируйте их.
4. Чтобы зафиксировать время, А.П.Чехов использует ритмические повторы («когда в губернском городе С....», «Прошло больше года... в трудах и одиночестве...»). Продолжите этот ряд и объясните роль ритмических повторов в понимании событий рассказа.
5. Прочитайте эпизоды, в которых А. П.Чехов говорит о молодом докторе Старцеве. Как он выглядит? Каковы его помыслы? Как он входит в «самый талантливый» дом города С? Как он воспринимает эту среду вначале?
6. Охарактеризуйте семью Туркиных, подтверждая свои суждения примерами из рассказа.
7. Прокомментируйте следующий эпизод: «Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то пять минут молчали и слушали "Лучинушку", которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».
8. Как относится автор к доктору Старцеву? Какими деталями подчеркивается это отношение? Приведите примеры из текста.
9. Когда и как Чехов дает понять, что среда города начинает раздражать Старцева? Приведите примеры.
10. Как отнеслись обыватели города к «инакомыслию» Старцева? Какое прозвище они ему дали?
11. Проанализируйте историю взаимоотношений Старцева и Котика. В каких сценах и каким образом раскрываются характеры Старцева и Котика? Проанализируйте сцену на кладбище. Почему Старцев пошел на кладбище?
12. Сопоставьте первое и второе признание в любви героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и рассказа А.П.Чехова «Ионыч». Чем отличаются в каждом произведении первая и последующая сцены? Сопоставьте поведение героев при первом и последующем признании и их чувства? (Насколько искренне Ко-
тик говорит о своем призвании? Насколько искренни ее слезы, когда она признает душевные качества Ионыча? Как вы понимаете слова о том, что Ионычу было «жаль своей любви»?)
13. В рассказе А. П.Чехова «Ионыч» герой напевает романсы на слова А.А.Дельвига, А. С. Пушкина. Вспомните, когда это происходит? В каком настроении пребывает в этот момент Старцев? В стихотворении А. С. Пушкина фраза «Мой голос для тебя и ласковый, и томный...» у А.П.Чехова звучит иначе: «Твой голос для меня, и ласковый, и томный...». О чем говорит эта замена?
14. Проследите историю превращения Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча. Автор дает четыре характеристики героя: «интеллигентный человек» (I глава); «необыкновенный, удивительный доктор» (И глава); «поляк надутый» (IV глава); «не человек, а языческий бог» (V глава). Какие художественные приемы использует А. П. Чехов для передачи внутреннего состояния Ионыча?
15. В рассказе А. П.Чехов использует прием повторения (в I и У главах Туркины показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой»). Иногда это повторение не столь откровенное (скрытое). Сопоставьте конец II и III глав. Имеется ли сходство между этими двумя фрагментами?
16. Чехов часто за счет контекста снижает в рассказе поэтическое настроение героев; возвышенные порывы героев гасятся будничными обстоятельствами. Приведите примеры использования этого приема в рассказе «Ионыч». Какие ожидания заставляют писателя использовать этот прием?
17. Прокомментируйте финал рассказа «Ионыч».
Вопросы и задания для анализа рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»
1. Согласны ли вы с тем, что А. П. Чехов наградил своего героя большой, единственной любовью за то, что тот задумался над «высшими целями бытия». Что, по-вашему, подразумевает под этими словами автор?
2. Проследите истории жизни Гурова и Анны Сергеевны. Подготовьте устные сообщения. Составьте планы ответов.
3. Раскройте внутреннее состояние главных героев рассказа (подтвердите свои суждения примерами из текста). Выпишите из текста рассказа слова со значением неопределенности. С какой целью употребляет их А. П.Чехов?
4. Исследователи отмечают, что А. П.Чехов сосредоточивал внимание читателя на какой-либо доминантной черте персонажа. Например, эволюция внутреннего состояния Гурова выражается автором через отношение его к женщинам. Выпишите соответствую-
щие реплики героя, проанализируйте их в той последовательности, в какой они помещены в рассказе.
*5. Л. Н.Толстой писал: «У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов: смотришь, человек будто без всякого разбора мажет красками, какие попадают под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние и в общем получается цельное впечатление». Докажите (или опровергните) это суждение Л.Н.Толстого примерами из текста.
6. В рассказе есть, по словам литературоведа В. И. Камянова, несколько «психологически активных пейзажных зарисовок, цель которых не в создании изобразительных картин внешнего мира, а в передаче переживаний героев». Найдите и прочитайте описания пейзажей в рассказе. Прокомментируйте их роль в раскрытии основных идей рассказа.
7. Внутренний сюжет в рассказе развивается интенсивнее внешнего: в первых двух главах практически нет событий, но происходят существенные изменения в мировоззрении Гурова. Как вы можете подтвердить и объяснить этот факт?
8. Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Дама с собачкой» происходит преображение человека через любовь? Подтвердите или опровергните это суждение примерами из текста.
**9. Известный ученый-лингвист Н.М.Шанский отмечал, что «...своеобразие и музыкальность языка часто дает определенная ритмико-синтаксическая фигура, которая создается троекратным повторением однородных синтаксических единиц как отдельных членов предложения, так и целых фраз».
Найдите и выпишите примеры ритмической организации текста рассказа.
10. Прочитайте финал рассказа. Почему этот финал можно назвать открытым? Какие выходы из сложившейся ситуации вы видите? Какой выход предпочтут, по-вашему, герои рассказа? Обратите внимание, что союз «и» в финале повторяется многократно. Какова его роль?
**11. Прочитайте лекцию В. В. Набокова «Дама с собачкой». Обратитесь еще раз к тексту рассказа. Отметьте суждения В.В.Набокова, которые вам близки; которые вы не разделяете.
Вопросы и задания для анализа рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»
1. Прочитайте рассказ «Чистый понедельник». Прокомментируйте название рассказа. Чем ознаменовался в жизни героев Чистый понедельник?
2. Охарактеризуйте главных героев рассказа. Какие художественные средства использует писатель для раскрытия внутреннего мира героя? Героини?
3. Какие детали рассказа помогают понять характер героев? Приведите примеры.
4. Отметьте в рассказе временные пласты — прошлое, настоящее, будущее (приведите примеры).
5. И.А. Бунин считал, что любовь — всегда «счастье в муках». Докажите (или опровергните) это утверждение на примере любовной истории героев рассказа «Чистый понедельник».
6. Какие детали рассказа раскрывают авторское представление о мире? Приведите примеры.
7. Как заканчивается рассказ? Проанализируйте финал произ
ведения. Как вы его понимаете?
Вопросы и задания для анализа рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
1. Прочитайте рассказ «Гранатовый браслет». Проанализируйте
его начало. Почему рассказ о любви начинается с описания осен
него пейзажа?
2. Каково настроение в первой части рассказа? Подтвердите примерами из текста.
3. Что вы узнали о княгине Вере Николаевне (ее заботах, привычках, привязанностях, близких людях и т.д.) в главах 1 и 2?
4. Проанализируйте эпизод встречи Веры Николаевны и Анны Николаевны (глава 3). Как раскрываются характеры обеих женщин в этом эпизоде? Проследите развитие обоих образов в последующем повествовании.
5. Какие подарки получила Вера Николаевна? Какие чувства и ассоциации вызвали у нее эти знаки внимания?
6. Какой подарок «выбивался» из «общего ряда»? Почему? Что его отличало?
7. Как отреагировали на подарок Желткова княгиня Вера и ее близкие? Почему?
8. Расскажите о фактах жизни, интересах, особенностях натуры Желткова. Что значил для него гранатовый браслет, который он подарил княгине Вере Николаевне?
9. Сопоставьте картины жизни, быта круга князей Шейных и
чиновника Желткова. Сопоставьте высшие ценности этих лю
дей.
10. Кто из героев рассказа ведет споры о сильной, бескорыст
ной любви? На чьей стороне симпатии автора? Почему? Правоту
чьей позиции подтверждает история Желткова?
11. В чем смысл сцены посещения князем Василием и братом княгини квартиры Желткова? Как эта сцена способствует раскрытию сюжета повести?
12. Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное Вере Николаевне. Что вы можете сказать о его любви к княгине? Выделите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова.
13. Что происходит с князем и княгиней Шейными, когда они читают последнее письмо Желткова?
14. Как вы понимаете последнюю часть рассказа, в которой Вера Николаевна переживает смерть Желткова? Почему после смерти Желткова, прослушав Вторую сонату Бетховена, Вера Николаевна многое поняла, «почувствовала себя прощенной»?
**15. Прослушайте Вторую сонату Бетховена, упомянутую в рассказе. Почему именно ее звучание сопровождает текст рассказа «Гранатовый браслет» от эпиграфа до финала?
Вопросы и задания для анализа рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль»
1. Прочитайте рассказ «Старуха Изергиль». Объясните смысл названия рассказа.
2. Определите композицию рассказа и ее роль в раскрытии идейного содержания произведения.
3. Отметьте черты романтизма в языке и стиле рассказа «Старуха Изергиль» (выпишите примеры из текста).
4. Почему А. М. Горький использует в рассказе прием олицетворения? Какие образы олицетворяют в рассказе свет и тьму?
5. Сопоставьте главных героев этого рассказа (Ларра, Данко, Изергиль).
6. Выпишите эпитеты, которыми А. М. Горький наделяет Данко. Какому семантическому полю они принадлежат?
7. Кого из героев А. М. Горький называет гордым? Почему?
8. Прочитайте последние строки легенды о Данко. Почему люди не заметили смерти Данко? Укладывается ли конфликт Данко и общества в схему конфликта романтического героя с толпой?
9. Найдите символические параллели в легендах о Ларре и Данко и прокомментируйте их.
10. Какова роль Изергиль в рассказе? Выпишите из текста афоризмы Изергиль и объясните их смысл.
11. Выпишите из текста рассказа гиперболические сравнения. Объясните их роль в рассказе.
12. В исследовании Л. А. Плоткина отмечается: «...Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждый из них выражает общую идею и
отвечает на общий вопрос...». Прокомментируйте это суждение, сделав акцент «на общем вопросе» для всех частей рассказа.
13. Прочитайте экспозицию к рассказу «Старуха Изергиль». Докажите (или опровергните) ее реалистический характер. Охарактеризуйте автобиографического героя А. М. Горького.
14. В чем состоит «переплетение» реалистического и романтического начала в рассказе «Старуха Изергиль»?
Вопросы и задания для анализа стихотворения В.Я.Брюсова «Юному поэту»
Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.
(1896)
1. Прочитайте стихотворение «Юному поэту». Как вы его понимаете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает?
2. Стихотворение написано от 1-го лица. Случайно ли это?
3. Каким видится В.Я. Брюсову юный поэт? Почему в его понимании юный поэт «бледный со взором горящим»? Выделите глаголы, которые помогают передать лирическому герою свое мироощущение.
4. Какие «заветы» дает В.Я.Брюсов юному поэту? Как вы их понимаете?
5. Отметьте и проанализируйте особенности композиции стихотворения (трехчастность), его жанровое своеобразие (ораторский пафос и декларативность).
*6. Вспомните стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». Чем отличаются поэтические заветы Н. А. Некрасова от заветов В.Я.Брюсова? Свои ответы подтвердите примерами из стихотворений.
*7. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Поэт и толпа». Сопоставьте пушкинские принципы творчества с «заповедями» В.Я.Брюсова. Что их сближает, а что отличает? Свои суждения подтвердите примерами из текстов.
*8. Прочитайте стихотворение В.Я.Брюсова «Кинжал». Сопоставьте заповеди, данные «юному поэту», с собственными декларациями В. Я. Брюсова-поэта в нижеприведенном стихотворении «Кинжал».
Кинжал
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь
свой клинок...
М. Ю. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.
Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые.
Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы.
Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, — затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.
(1903)
Вопросы и задания для анализа стихотворения К.Д.Бальмонта «Безглагольность»
Безглагольность
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора, — Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье — глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, — Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.
(1900)
1. Прочитайте стихотворение «Безглагольность». Как вы понимаете это стихотворение?
2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? Прочитайте стихотворение вслух.
3. Как вы поняли название стихотворения? Почему? Свои суждения аргументируйте примерами из текста.
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Отметьте ее роль в раскрытии содержания стихотворения.
5. В чем особенность образов стихотворения? Проследите, как поэт передает художественную ткань образов (косогор, бор, камыши, осока и т.д.).
6. Как поэт передает тишину рассвета? Какие художественные приемы использует в этом стихотворении К. Д. Бальмонт?
7. Отметьте повторение одинаковых звуков в близкостоящих словах (ассонансы и аллитерации), повторение слов и словосочетаний, которые придают стихотворению музыкальность.
8. Символисты считали, что символ всегда музыкален. Какую мелодию «исполняет» душа лирического героя в запечатленный поэтом миг его жизни?
9. Отметьте символы и метафоры в стихотворении. Какова их
роль в раскрытии идейного содержания стихотворения?
10. Как вы понимаете словосочетание «безглагольность покоя»? Попробуйте определить, какие части речи доминируют в этом стихотворении.
11. Задача символизма — уловить неуловимое. Удается ли это сделать К.Д.Бальмонту? Подтвердите свой ответ примерами из текста стихотворения.
Вопросы и задания для анализа стихотворения А.Белого «Маг»
Вопросы и задания для анализа стихотворения Н.С.Гумилева «Озеро Чад»
Маг
ОзероЧад
1. Прочитайте стихотворение «Маг». Оно входит в цикл стихотворений, посвященный В.Я.Брюсову. О каких творческих взаимосвязях между А. Белым и В. Я. Брюсовым свидетельствует это посвящение? 2. Как вы понимаете это стихотворение? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? 3. Объясните прямое значение слова «маг». Как вы понимаете смысл названия этого стихотворения? 4. Отметьте особенности композиции стихотворения. 5. Назовите символы, метафоры, иносказания в стихотворении. Какова их роль? 6. В каких значениях употребляется слово «весна»? 7. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Каково его мировоззрение? 8. Прокомментируйте последнюю строчку стихотворения. *9. Сопоставьте это стихотворение со стихотворением А. С. Пушкина «Пророк». Что общего можно найти в этих произведениях в идейном плане? |
1. Как вы понимаете это стихотворение? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие эмоции он вызывает? 2. Отметьте экзотические красоты далекой страны, нарисованные поэтом. 3. Отметьте присутствующие в тексте метафоры, эпитеты, сравнения. Какова их роль в стихотворении? 4. На какие две части делится стихотворение? 5. Как описана жизнь женщины на родине? Что происходит с ней во Франции? |
Упорный маг, постигший числа И звезд магический узор. Ты — вот: над взором тьма нависла.. Тяжелый, обожженный взор.
Бегут года. Летят: планеты, Гонимые пустой волной, — Пространства, времена... Во сне ты Повис над бездной ледяной.
Безводны дали. Воздух пылен. Но в звезд разметанный алмаз С тобой вперил твой верный филин Огонь жестоких, желтых глаз.
Ты помнишь: над метою звездной Из хаоса клонился ты И над стенающею бездной Стоял в вуалях темноты.
Читал за жизненным порогом Ты судьбы мира наизусть...
В изгибе уст безумно строгом Запечатлелась злая грусть.
Виси, повешенный извечно, Над темной пляской мировой, — Одетый в мира хаос млечный, Как в некий саван гробовой.
Ты шел путем не примиренья — Люцеферическим путем. Рассейся, бледное виденье, В круговороте бредовом!
Ты знаешь: мир, судеб развязка, Теченье быстрое годин — Лишь снов твоих пустая пляска; Но в мире — ты, и ты — один,
Все озаривший, не согретый, Возникнувший в своем же сне... Текут года, летят планеты В твоей несчастной глубине.
(1904, 1908)
На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются страшным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей. Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада, Я одна во время зимнего дождя Совершала таинство обряда. Говорили — на сто миль вокруг Женщин не было меня светлее, Я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее.
Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем; И открылась в сердце дверца, А когда нам шепчет сердце, Мы не боремся, не ждем. Он сказал мне, что едва ли И во Франции видали Обольстительней меня И как только день растает, Для двоих он оседлает Берберийского коня. Муж мой гнался с верным луком, пробегал лесные чащи,
Перепрыгивал овраги, Плыл по сумрачным озерам И достался смертным мукам; Видел только день палящий Труп свирепого бродяги, Труп покрытого позором.
А на быстром и сильном верблюде, Утопая в ласкающей груде Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заранее. Раздвигала я гибкие складки У моей разноцветной палатки И, смеясь, наклоняясь в оконце, Я смотрела, как прыгает солнце В голубых глазах европейца. А теперь, как мертвая смоковница, У которой листья облетели, Я ненужно-скучная любовница, Словно вещь, я брошена в Марселе. Чтоб питаться жалкими отбросами, Чтоб жить, вечернею порою Я пляшу пред пьяными матросами, И они, смеясь, владеют мною. Робкий ум мой обессилен бедами, Взор мой с каждым часом угасает... Умереть? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает.
(1908)
6. Какой композиционный прием использует поэт? С какой целью? Раскройте образное воплощение противоречий между экзотикой Африки и цивилизацией. Каковы основные идеи стихотворения?
7. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения: его роль в раскрытии основных идей произведения.
*8. Какие «теоретические» идеи акмеистов реализованы в этом стихотворении? Свои суждения подтвердите примерами из текста.
Вопросы и задания для анализа стихотворения И.Северянина «Мои похороны»
Мои похороны
Меня положат в гроб фарфоровый На ткань снежинок Яблоновых, И похоронят (...как Суворова...) Меня, новейшего из новых.
Не повезут поэта лошади — Век даст мотор для катафалка. На гроб букеты вы положите: Мимоза, лилия, фиалка.
Под искры музыки оркестровой, Под вздох изнеженной малины — Она, кого я так приветствовал, Протрелит полонез Филины.
Всем будет весело и солнечно, Осветит лица милосердье... И светозарно, ореолочно Согреет всех мое бессмертье!
(1910)
1. Прочитайте стихотворение «Мои похороны». Как вы его воспринимаете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает?
2. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?
3. Отметьте особенности поэтической речи И.Северянина (неологизмы, технические термины и т.д.). Каковы особенности рифмы и ритма стихотворения?
4. Какие «теоретические» идеи представителей футуризма реализованы в этом стихотворении? Свои ответы подтвердите примерами из текста.
5. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Какие слова, эпитеты, сравнения создают эффект эпатажа?
Вопросы и задания для анализа стихотворения А. А.Блока «Вхожу я в темные храмы...»
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. |
О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный Только образ, лишь сон о Ней. |
О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
(1902)
1. Выразительно прочитайте стихотворение «Вхожу я в темные храмы...». Выучите его наизусть.
2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает? Охарактеризуйте свое первое впечатление от прочитанного.
3. Понравилось ли вам это стихотворение? Какие особенности поэтики вы отметили?
4. Каковы основные мотивы этого стихотворения? Как они соотносятся с циклом «Стихи о Прекрасной Даме». Опишите героиню стихотворения.
5. Охарактеризуйте лирического героя, мир, созданный им. Выделите приемы, которыми пользуется поэт, воссоздавая этот мир.
6. Выпишите из стихотворения восклицания, обращения, объясните их роль в поэтической структуре текста.
*7. Перечитайте нижеприведенное стихотворение А.С.Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...». Сопоставьте его со стихотворением А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...». Как мотив служения «Величавой Вечной Жене» просматривается в этих стихотворениях? Составьте план ответа.
Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и простой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой. Он имел одно виденье, Непостижное уму, И глубоко впечатленье В душу врезалось ему. Путешествуя в Женеву, На дороге у креста Видел он Марию-деву, Матерь господа Христа. |
С той поры, сгорев душою, Он на женщин не смотрел И до гроба ни с одною Молвить слова не хотел.
С той поры стальной решетки Он с лица не подымал И себе на шею четки Вместо шарфа привязал.
Несть мольбы Отцу, ни Сыну, Ни Святому Духу ввек Не случилось паладину, Странный был он человек.
Проводил он целы ночи Перед ликом пресвятой, Устремив к ней скорбны очи, Тихо слезы лья рекой. Полон верой и любовью, Верен набожной мечте, Ave, mater Dei1 кровью Написал он на щите. Между тем как паладины Ввстречу трепетным врагам По равнинам Палестины Мчались, именуя дам, — Lumen coelum, sancta rosa2! Восклицал всех громче он. И гнала его угроза Мусульман со всех сторон. |
Возвратясь в свой замок дальний, Жил он строго заключен, Все влюбленный, все печальный, Без причастья умер он;
Между тем как он кончался, Дух лукавый подоспел, Душу рыцаря сбирался Бес тащить уж в свой предел:
Он-де Богу не молился, Он не ведал-де поста, Не путем-де волочился Он за матушкой Христа.
Но пречистая сердечно Заступилась за него И впустила в царство вечно Паладина своего.
(1829)
Вопросы и задания для анализа стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!»
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет,
целует ему жилистую руку, просит —
чтоб обязательно была звезда! — клянется —
не перенесет эту беззвездную муку! А после
ходит тревожный, но спокойный наружно.
Надуйся, Божья Матерь, (лат.) 2 Свет небес, святая роза! (лат.)
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
(1914)
1. Прочитайте стихотворение «Послушайте!». Каково ваше первое впечатление от текста? Выучите стихотворение.
2. Прокомментируйте обращение («Послушайте!»). Ясен ли адресат? Какую эмоциональную и смысловую нагрузку несет это обращение-восклицание? Какие два героя выделяются уже в первой
строфе?
3. Когда и зачем врывается «кто-то» к Богу? Почему он боится
опоздать?
4. Какова роль последующих вопросов лирического героя (в пер
вой строфе) для раскрытия идейно-эстетического содержания сти
хотворения? Каким в этой строфе видится вам лирический герой?
Почему?
5. Какую смысловую нагрузку несут слова «плевочки» и «жемчужина»?
6. Какой ответ дается в последней строфе на вопрос, поставленный в первой строфе? Прокомментируйте его. Услышали ли лирического героя те, к кому он обращался?
7. Отметьте особенности композиции и ее роль в раскрытии содержания стихотворения.
8. Охарактеризуйте лирического героя. Передайте своими словами суть вопроса, который задает лирический герой. Определите ключевые слова этого стихотворения, выпишите их в тетрадь. Кто главный герой этого стихотворения? Свои суждения аргументируйте цитатами из стихотворения.
9. Можно ли говорить об иносказательном смысле стихотво
рения? Свои суждения аргументируйте примерами из текста сти
хотворения.
10. Как вы понимаете фразу «Ведь теперь тебе ничего? Не страш
но? Да?!»
*11. Отметьте особенности поэтики футуриста В.В.Маяковского в этом стихотворении (ораторский пафос, словотворчество, особая рифма и т.д.).
Вопросы и задания для анализа стихотворения С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
(1921)
1. Прочитайте (выучите) стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...». Какие ассоциации оно у вас вызывает? Какие эмоции оно провоцирует?
2. Каковы философские идеи стихотворения? Как они реализуются в его названии?
3. Выпишите из стихотворения обращения, лексические повторы, вопросы, инверсии, градации и другие тропы. В чем необычность сравнения в первой строфе? Как такое сравнение раскрывает образ лирического героя?
4. Охарактеризуйте лирического героя; мир, им созданный.
5. Раскройте смысл метафоры «белых яблонь дым». На основе какого сходства явлений строится эта метафора?
6. Какова роль повтора «Все мы, все мы...»?
7. Выделите тропы, которые помогают понять и почувствовать мироощущение лирического героя в юности. Как меняется его мироощущение с возрастом? (Свои суждения аргументируйте примерами из стихотворения.)
8. Как этапы жизни человека в фольклорной традиции соотносятся с природными циклами?
9. Какие настроения героя ощущаются в последней строфе стихотворения?
*10. Исследователи относят это стихотворение к философской лирике С. А. Есенина. Докажите (или опровергните) это суждение, опираясь на текст стихотворения.
**11. Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» (лирическое отступление в главе 6) писал: «...Моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчание речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!» По словам С. А. Толстой (одной из жен Есенина), под впечатлением от этого лирического отступления поэт написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...». Попытайтесь доказать (или опровергнуть) близость суждений С. А. Есенина и Н. В. Гоголя. Свои аргументы подтвердите примерами из текста стихотворения С. А. Есенина.
Вопросы и задания для анализа стихотворения