Занятие 33. «Собираемся в школу»

Цель: Проведение викторины о школе и школьных при­надлежностях.

Задачи:

— активизировать словарь детей по изученным ранее темам;

— учить детей быстро давать правильные ответы на вопросы;

— закрепить знание и понимание детьми образных вы­ражений, поговорок и пословиц;

— развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

— учить детей работать сообща, помогать друг другу;

— развивать память, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: предметные картинки с изображениями самосвала, бензовоза, самолета, молоковоза, пыле­соса, овощерезки, кофемолки, хлеборезки, соковы­жималки, мясорубки (иллюстрации 45-54); карточ­ки с записанными на них началами и окончаниями восьми пословиц (всего — 16 карточек), мяч, призо­вые фишки (примерно 50 штук).

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Ребята, вы стали совсем большие. Скоро вы пойдете в школу и станете первоклассниками. Проверим, а хорошо ли вы подготовились к школе. Для начала прове­дем игру-разминку с мячом «Подсчитай и дай ответ».

Дети встают полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос и поочередно бросает детям мяч. Поймавший мяч ребенок должен быстро дать ответ и вернуть мяч логопеду. Игра проводится в быст­ром темпе.

Примерные вопросы:

— Сколько лап у собаки?

—Сколько цветов у радуги?

— Сколько лап у курицы?

— Сколько музыкальных нот?

— Сколько рук у человека?

— Сколько пальцев у человека?

— А сколько пальцев у человека на руках?

— Сколько у человека ног?

— Сколько ушей у трех мышей?

— Сколько хвостов у пяти котов?

— Сколько крыльев у птицы?

— Сколько лапок у насекомых?

— Сколько дней в неделе?

— Сколько времен года?

— Сколько месяцев в году?

Каждому ребенку логопед должен задать по одному вопросу. Бо­лее слабым детям лучше задавать простые вопросы. За правильные ответы в процессе разминки дети получают призовые фишки.

II. Основная часть занятия

Логопед. Сегодня у нас последнее занятие по развитию связной речи. Занятие это будет необычным. Мы проведем веселую викторину. Вы знаете, что такое викторина? (От­веты детей.)

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, ви­кторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой».

Слово «викторина» произошло от латинского слова victoria(победа). Истоки этой игры в ответы на вопросы уходят в глубину веков. Героям египетской, греческой и римской мифологии нередко приходилось отвечать на затейливые вопросы своих противников, разгадывать про­рочества оракулов.

Вот и мы с вами попробуем ответить на все вопросы нашей викторины. Тема викторины звучит так: «Собираемся в шко­лу». Разделитесь на две команды и придумайте им название.

Наша викторина состоит из пяти частей. В первой части я поочередно буду задавать каждой команде общие вопро­сы, а участники команды — отвечать на них полным от­ветом. За правильные ответы каждая команда получит призовые фишки. Вы готовы? Тогда начинаем!

1часть викторины. «Слушай и отвечай!»

Вопросы для первой команды Вопросы для второй команды
1. Какие времена года вы знаете? Назовите их. 1. Какие дни недели вы знаете? Назовите их по порядку.
2. Как называются предметы, ко­торые люди носят на ногах? 2. Как называются предметы, ко­торые люди носят на голове?
3. Кто учит детей в детском саду? А в школе? 3. Как называют ребенка, который ходит в школу? А ребенка, кото­рый пойдет в первый класс?
4.Назовите лишний предмет и объясните, почему он лиш­ний: «Лук, морковь, яблоко, тыква». 4. Назовите лишний предмет и объясните, почему он лишний: «Груша, помидор, апельсин, ли­мон».
5. Назовите одним словом: белка, заяц, медведь, волк. Какие это животные? 5. Назовите одним словом: соро­ка, ворона, воробей, голубь. Какие это птицы?
6. Быстро назовите пять домаш­них животных. 6. Быстро назовите пять насеко­мых.
7. Как называется профессия че­ловека, который работает на подъемном кране? 7. Как называется профессия человека, который вставляет стекла в окна?

Логопед. Ребята, вы просто молодцы. С первым испыта­нием вы справились. В награду за это можете получить по одной призовой фишке.

2 часть викторины. «Без пословицы речь не молвится...»

Логопед.Переходим ко второй части викторины. Она называется «Без пословицы речь не молвится...» Напомню вам, что пословица — это произведение устного народно­го творчества; пословицами называют краткие изречения, которые живут в разговорной речи и применяются к раз­ным случаям жизни. Очень близки к пословицам пого­ворки. Многие люди часто их путают. В. И. Даль образно сказал, что «поговорка — это цветочек, а пословица — ягодка». Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит законченной мысли. Например, такие выражения, как «щелкать зубами», «заморить червячка», «воду в ступе то­лочь» — поговорки, а выражение «Воду в ступе толочь — вода и будет» — пословица.

Каждая команда получает карточки с окончаниями четырех по­словиц. Поочередно каждой команде я буду показывать карточки, и произносить записанные на них начала пословиц. Участники ко­манды должны будут вспомнить продолжение пословицы и найти его на одной из своих карточек. Затем нужно проговорить всю пос­ловицу целиком и кратко объяснить ее смысл. Участники виктори­ны, вы готовы? Продолжаем викторину.

Задания для первой команды Задания для второй команды
Без труда... (не выловить и рыбку из пруда). Семь раз отмерь... (один раз от­режь).
За двумя зайцами погонишься... (ни одного не поймаешь). Уменье и труд... (все перетрут)
Не одежда красит человека, а... (добрые дела). Слово не воробей... (вылетит — не поймаешь).
.Не откладывай на завтра то, что... (можно сделать сегодня). Делу время... (потехе час).

Логопед. Молодцы, ребята, порадовали знаниями.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь руками крутим — И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо-влево Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками поп. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. По ходу стихотворения дети вы­полняют соответствующие движения.

Логопед. Переходим к следующей части нашей виктори­ны. За каждый правильный ответ участники команд по­лучают по одной призовой фишке.

3 часть викторины. «Сложи в одно слово!»

Логопед. Сейчас вам предстоит вспомнить названия сложных машин. За каждый правильный ответ участни­ки команд получат по одной призовой фишке.

После отгадывания детьми названия каждой машины логопед пока­зывает им соответствующую картинку.

Задания для первой команды Задания для второй команды
Машина, которая сама грузы сва­ливает. (Самосвал.) Машина, которая сама летает. (Самолет.)
Машина, которая сок выжимает. (Соковыжималка.) Машина, которая кофе мелет. (Кофемолка.)
Машина, которая хлеб режет. (Хлеборезка.) Машина, которая овощи режет. (Овощерезка.)
Машина, которая мясо рубит. (Мясорубка.) Машина, которая пыль сосет. (Пы­лесос.)
Машина, которая бензин возит.(Бензовоз.) Машина, которая молоко возит. (Молоковоз.)
   

Логопед. Молодцы, ребята. Справились и с этим слож­ным заданием!

4 часть викторины. «Объяснялка»

Логопед. Послушайте предложения, которые составил Незнайка, и исправьте ошибки.

Логопед по очереди зачитывает предложения участникам каждой команды, дети слушают и исправляют ошибки. За каждый правиль­ный ответ участники команд получают по одной призовой фишке.

Задания для первой команды Задания для второй команды
В саду созрели фрукты, потому что я взял корзинку. Идет дождик, потому что я взял зонтик.
В комнате темно, потому что я включил свет. Из крана течет вода, потому что я закрыл кран.
На улице холодно, потому что я надел теплую шапку. Пришла весна, потому что я надел плащ.
Снеговик слепил больших детей. Лошадка каталась на веселом мальчике.
Корова принесла траву хозяйке. Кость грызет большую собаку.
Ваню несет сумка с продуктами. Тарелка разбила белую Машу.

Логопед. Молодцы, ребята. Справились и с этим весе­лым этапом викторины.

Наши рекомендации