Лекция № 1 (обзорная). Тема : «Общественная и литературная борьба второй половины XIX века. Особенности развития русской литературы 19 века».

Лекция № 3 «А.Н. Островский «Гроза»

Задания:

1. Хронологическая таблица жизни и творчества А.Н. Островского

2. Чтение драмы «Гроза»

3. Конспект лекции

4. Сочинение на одну из выбранных тем.

5. Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

Темы сочинений

1. Обличение самодурства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

2. «Жертвы «тёмного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

3. «Почему люди не летают?» (Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

АНАЛИЗ ПЬЕСЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Жанр пьесы

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представ­лению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского, цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, са­тирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и.утешителями, между стремле­нием людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между стары­ми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт - Катерины с окружающей ее средой - объеди­няет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варва­ры с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет и ряд частных тем:

а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступ­ками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характери­стику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воз­зрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культур­ных запросов и состоянием общественных нравов;

в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возник­новении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;

д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культур­но-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

3. Композиция пьесы

Экспозиция - картины волжско­го простора и духоты калиновских нравов (Д. I, явл.1-4).

Завязка - на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрас­но говоришь. Что при людях, что без людей я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (Д. I, явл. 5).

Далее идет развитие конфликта, в природе дважды соби­рается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, от­даленный удар грома; конец Д. IV. Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде.

Первая куль­минация - Катерина признается в грехе и падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже не­стерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).

Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д.V,явл.7).

Вывод. По всем при­знакам жанра, пьеса «Гроза» - трагедия, так как конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми, унижающими человеческое достоинство требования­ми, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть бездну, готовую поглотить Катерину и которую безуспешно пытается осветить светом разума, добра и милосердия Кулигин. Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчеркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней со­бытий.

Самодуры и их жертвы

Итак, город Калинов. Здесь все формально свободны. Но свобода, действительно, формальна, т.к. одни экономически зависят от других, а эти другие – главные лица в городе, им подчиняются все, они властьимущие. Сила их в капитале, а не в характере.

Мы знаем, что в «тёмном царстве» 3 действующие силы:

1 – сильные, самодуры;

2 - их жертвы;

3 – « горячие сердца», способные подняться до протеста.

К сильным, самодурам относятся Дикой и Кабаниха. У них много общего, но есть и различия.

ДИКОЙ КАБАНИХА
РАЗНОЕ
Самодур, живущий по принципу: «Закон, что дышло...». Он слаб духовно, пасует перед реальной властью человека, опирающегося на закон (мужичок, у которого просил прощения), перед сильной личностью, сокрушающей его авторитет (Кабанова, гусар на переправе), воюет с бабами, «как с цепи сорвался», для него характерны умственное убожество, страсть к накоплению. Пока он ещё дик (громоотвод – грех), но став культурным, будет ещё страшнее. Властная, но властвует под маской закона и под видом благочестия. Ханжа. Натура сильная. Дикой не утешать её, а утешаться к ней идет. Она уверена, что обычаи и нравственные устои справедливы, необходимы, и от имени «старших» она их защищает сознательно и убеждённо. Она умна, добра к нищим, но ужиться с ней, убедить или переубедить её нельзя. Внешне бесстрастна, сдержанна.
ОБЩЕЕ
Власть денег, уверенность в своей правоте, защита старых традиций, деспотизм, жестокость, самодурство, неуважение к людям

Жертвами « тёмного царства» в пьесе являются Варвара, Тихон и Борис.

Содержание IV действия.

В IV действии мы особенно остро ощущаем страшную силу «тёмного царства».

Давайте вспомним, как раскрываются в пьесе представления о мире, нравственные нормы, житейская мораль «тёмного царства». А чтобы было легче, давайте начнём со сравнения обстановки I и IV действий. «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид» - « На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки… за арками берег и вид на Волгу». Там- простор, прекрасный пейзаж, заволжские дали, здесь - узкая галерея, низкие своды. Арки, словно отделяющие нас от вольной природы. Стенная роспись изображает геенну огненную. Это мир начинающего разрушаться, но всё еще крепкого и страшного «тёмного царства». Следы этого царства во всём: и в умах калиновцев, в их нелепых рассуждениях о Литве, и в безумных пророчествах барыни, и в ругательствах Дикого.

О душевном состоянии Катерины мы узнаём из диалога Варвары и Бориса. Возвращается Тихон, Катерина не может лгать, её мучит совесть. Мы чувствуем, что в ней идёт напряженная внутренняя борьба: этот грех её не по силам нести в душе. Снять грех, покаяться - для неё духовная потребность к очищению. Она сносит попрёки свекрови: «Мало мне, я ещё больше заслуживаю». Варвара боится, что Катерина, не выдержав вины и раскаяния за свой грех, обо всём расскажет.

Надвигается гроза. Второй раз в пьесе мы слышим её раскаты, она пронизывает пьесу. И всякий раз каждый из героев по-своему воспринимает её . В I действии прогремела гроза над Калиновом - и в душе Катерины началось грозовое движение, а у Кабанихи в доме стало неспокойно. В IV действии мы видим страшное напряжение, предгрозовое нагнетение. Все боятся грозы. Она напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды, а геенна огненная пожирает великих грешников. Появлению Катерины на сцене предшествует мрачное пророчество женщины из толпы: «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдёшь».

Из предшествующей признанию Катерины сцены мы узнаем о её душевном состоянии. По ремаркам автора, Катерина «вбегает» на сцену, «хватает её [Варвару] за руку и держит крепко!» Сравните с ремаркой I действия – «берёт за руку». В этих ремарках автора передано крайнее потрясение Катерины. Её больно ранят намёки Кабанихи, которая уже подозревает недоброе и внимательно присматривается к невестке, и ласковая шутка Тихона. Раньше от попрёков Кабанихи Катерина была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для неё страшная пытка. Катерина беспомощно, как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Как тонко передано в этом слове «приклоняется» характер и состояние Катерины: её мягкая женственность и трогательная беспомощность. Борис подходит к семье Кабановых, а Катерина на грани срыва. А между тем, снова кто-то пророчествует: «Уж ты помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдёт…Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит…» Как и в I действии, появляется сумасшедшая барыня, но там она является перед грозой, теперь же этот жуткий образ старухи в чёрном платье, с поднятой над головой палкой-посохом возникает перед зрителями и читателями в самый разгар грозы, при ослепительном блеске молний. Там её пророчества имели обобщённый характер: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутомимой!» «Она всем так пророчит»,- говорит Варвара. К тому же странный смысл слов барыни смягчается ремаркой: «Варвара улыбается», и её озорной репликой: «На свою бы тебе голову, старая карга!»

В IV действии барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься? Нечего прятаться!» и т.д. Её слова сопровождаются сокрушительными ударами грома. Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в её восклицаниях после ухода барыни: «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она мне пророчит что-нибудь»,- в I действии и «Ах! Умираю!» - в IV действии. Варвара готова заслонить её, но не в силах. Катерина боится, а Тихон говорит: «Какие на ней грехи?» - «А ты почём знаешь,»- говорит свекровь. Кабанова ревнует сына, чужая в доме: и не воет по мужу, и обрядами пренебрегает, и в глаза смотрит, когда отвечает, и «ты», как равной, говорит. Из-за неё атмосфера в доме Кабановых меняется. Уходит власть свекрови! Вроде и слушается, но в лице у Катерины нет никакого согласия.

Тихон по-своему жалеет Катерину: «Всё скажешь мне», а в подтексте: «Я прощу».

Сцена покаяния - кульминация пьесы. Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиты у Бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада, геенны огненной. В сцене покаяния, на первый взгляд, видна полная капитуляция героини перед силами «тёмного царства», она предстаёт здесь как его жертва. И действие завершается торжеством Кабанихи. Здесь в споре с молодыми, которым воли захотелось, она одержала победу: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался».

Но можно ли считать покаяние Катерины её полным поражением в борьбе с «тёмным царством»? Жертва ли она? Представим себе другой исход: Катерина скрыла свой «грех», научилась притворяться и обманывать, тайком от мужа продолжает ходить на свидания с Борисом. Ведь это означало бы, что Катерина приспособилась к «тёмному царству», примирилась с его деспотизмом. Покаяние Катерины объясняется тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. Ещё в беседе с Варварой она говорит о себе: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было,» - Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Если Варвара не задумывается над нравственной стороной своего поведения, То для Катерины нравственная оценка своих поступков и даже помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения. Основа её нравственности - вера в Бога. Для калиновцев Бог – ханжеская маска. Спокойную жизнь Катерина взорвала! Она раскрыла душу, и для города её признание - нарушение неписаных законов: всё должно быть шито-крыто. Катерина не ханжа, во лжи жить не может. Раскаяние не только свидетельство слабости и страха, оно и свидетельство силы: Катерина говорит с Богом не с глазу на глаз, а при всех горожанах, не боясь общественного суда.

Однако драма на этом не кончается . Борьба между Катериной и Кабанихой, борьба в душе самой Катерины, ещё не завершена, ещё продолжается.

Содержание V действия.

О жизни Катерины в доме Кабанихи после покаяния мы узнаём из диалога Кулигина и Тихона? «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск,»- говорит о жене Тихон. Зная Кабаниху, мы понимаем, что ей важно не только заставить Катерину мучиться, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. Она заставляет Тихона «учить» жену. Сам он говорит Кулигину: «…бью, потому что маменька велит.» Кулигин даёт совет простить Катерину и не поминать больше никогда об её поступке, потому что никто не в праве судить грех Катерины - все не без греха, и Тихон много грешил.

Но вот сама Катерина (второе явление V действия). Вслушаемся в её слова и подумаем: перед нами действительно безответная жертва или человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем? Она убежала из дома, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой.

А Борис? Его жалкие слова: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает»; «Не застали бы нас здесь!» Борис скован страхом. Это Тихон, только образованный, европеизированный.

Что будет с Катериной? Островский показывает возможные для Катерины выходы. Первый путь показан Кулигиным: простить и забыть грех Катерины. Для Катерины такой путь невозможен, т.к. остаться в доме Кабановых – это, во-первых, медленная смерть, во-вторых, жить во лжи, без любви она больше не сможет.

Второй путь предлагает сама Катерина: она просит Бориса взять её с собой. Мы видим, что и этот путь невозможен, т.к. Борис отступает от неё.

Остаётся третий путь. Какой?

Вспомним 4-е явление V действия. Ещё в IV действии Катерина говорила: «Об жизни и думать не хочется, нехорошо». Нет выбора для Катерины. Идти в дом? Терпеть свекровь? Скрепить чувства и не вздохнуть больше! Так жить не надо, нельзя, это не по-человечески! Нехорошо! Грех! У Катерины насквозь религиозное сознание. Жить так, как она живёт в доме Кабановых, - грех, потому что нет воли. Жить в грехе она не хочет. Умереть можно только, когда сама делаешь это. Таким образом, она на распутье: два греха перед ней: 1 - жить, как жила неправильно, - это грех; 2 – умереть – грех самоубийства. И она, верующая, не побоялась самого страшного наказания Бога. Самоубийство - незамолимый грех, путь в геенну огненную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли пробегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?» - задаёт она вопрос и твёрдо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться». Боязнь, что её поймают и вернут в дом Кабанихи (а это хуже могилы), заставили Катерину сделать последний шаг к обрыву. Смерть - её сознательный выбор. Безнравственно жить - грех! Катерина - чистая натура, ложь, обман, ханжество её шокируют.

Решение о самоубийстве было принято до встречи с Борисом. Не случайно она обращается к Борису с просьбой: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай; всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу» В своих монологах она постоянно возвращается к мысли о смерти ( «Мне только проститься с ним, а там… там хоть умирать»; «Все пойдут спать, и я пойду; всем ничего, а мне, как в могилу. Так страшно впотёмках! Шум какой-то сделается, и поют точно кого хоронят» и т.д.), она пытается примириться с этой мыслью (« Под деревцем могилушка… как хорошо! Солнышком её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая…»)

Катерина говорит: «В ком есть страх, в том есть и Бог» Страх, по Далю, «сознание нравственной ответственности». Страх Катерины – голос её совести. Она чувствует свою вину не только перед Тихоном, Кабановой и не столько перед ними, сколько перед всем миром, перед царством высокого добра. Ей кажется, что вся Вселенная оскорблена её поведением . Она не принимает религии Домостроя, религии власти и страха. Душа её в калиновском царстве раскаивается, проходя между полюсами любви и долга. Оставляет она мир с сознанием правоты: «Кто любит, тот будет молиться». Так она снимает крайности домостроя во имя более высокой нравственной идеи. Решение покончить с собой приходит вместе с внутренним самооправданием, с ощущением свободы и безгреховности после пережитых нравственных бурь. Исчезает страх геенны огненной, и Катерина считает себя вправе предстать перед высшим нравственным судом. «Смерть по грехам страшна», а если она смерти не боится, значит грехи искуплены. Она постепенно уходит от страха греха самоубийства («Смерть по грехам страшна…»).Умереть святее, чем жить! Это единственный достойный исход, единственное спасение того высшего, что в неё есть. Жизнь для неё в Калинове - прозябание и увядание, смерь - утверждение жизни, последняя вспышка любви к деревьям, птицам, травам, к красоте и гармонии божьего мира. Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут «тёмного царства» на волю.

Сила или слабость самоубийство Катерины? Молодые люди в пьесе подчиняются власти денег, но каждый из них жаждет счастья, недоволен домостроевским укладом жизни. В Катерине борются долг и чувство. Долг воспитывался в ней годами, домостроевскими нормами быта, религией. Любовь подняла её против мира, сформировавшего её взгляды и характер. Старое сильно, но новое неумолимо, оно идёт из среды простых людей. «Лучше умереть, чем так жить,»- думает Катерина. Жить в этом мире нормально – или быть вечной жертвой, или самому стать самодуром.

Но встает вопрос: обязательно ли в этом мире, чтобы не быть жертвой, повторить путь Дикого или Кабановой? Следовать их традициям или стать Варварой? Можно убежать, как Варвара, но убежать ещё не значит жить иначе. Убежать в крупный город? Продавать себя? Жизнь женщины - семья.

Идеал счастья для Катерины - семья, любящие родители, любовь к ближним, доверие к людям. Красота мира вокруг, душевная гармония. «Тиша, я любить хочу,»- говорит она, а потом, когда «уходится сердце», иметь детей. В Катерине воплощены черты высочайшей народной нравственности.

В финале пьесы мы видим: затхлую жизнь Калинова на миг осветила жизнь Катерины. Под её влиянием другие герои в той или иной форме выражают протест против деспотизма самодуров: Варвара и Кудряш бегут из города, Кулигин впервые обращается к самодурам с горьким упрёком, безропотный Тихон, до сих пор ни на минуту не выходивший из повиновения маменьки, теперь бросает ей суровое обвинение: «Это, маменька, вы её погубили! Вы! Вы! Вы!» Голоса осуждения в адрес самодуров раздаются со стороны даже самых слабых. Это свидетельствует о том, что над «тёмным царством» собирается гроза, и вся пьеса звучит как гневное и страстное осуждение его бесчеловечной морали. Разрешается психологический и социальный конфликт

АНАЛИЗ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Исторический фон романа.Действие романа "Отцы и дети" было датировано Тургеневым с чрезвычайной точностью: Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 г. Мы знаем при этом, что сам роман писался Тургеневым в 1861 г. (был закончен 30 июля 1861 г.), а печатался в "Русском вестнике'" за 1862 г. При сопоставлении этих дат сразу угадывается замысел Тургенева показать момент становления общественных сил, вы­шедших на политическую арену России уже после реформы, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественных сил страны на два лагеря: либералов-дво­рян и демократов-разночинцев. После реформы 1861 г. этот конфликт перешел в иную, куда более острую стадию, когда диалог на равных за одним столом сторонников двух враждебных партий был уже невозможен. Поэтому Тургенев для объяснения конфликта возвращается к его началу. Как раз в 1859 г. впервые зародилась вражда между демократическим "Современником" Чернышевского и Добролюбова и заграничным "Колоколом" Гер­цена, сохранившим либеральные позиции. При "Современнике" создается сатирический отдел "Свисток", где осмеиваются в том числе и половинчатые "обличения" либералов. Герцен ответил на это статьей "Очень опасно!", и отношения между изданиями напряглись. В июне 1859 г. (когда Базаров должен был дискути­ровать с Павлом Кирсановым) Чернышевский едет в Лондон на свидание с Герценом, которое закончилось неудачей: "отцы" и "дети" русского демократического движения оказались на непри­миримо разных позициях и еще сильнее оттолкнулись друг от друга. В это же самое время рвет свои старые связи с "Современ­ником" и Тургенев, некогда (в 1847 г.) начинавший издавать этот журнал вместе с Некрасовым и Белинским.

В эти годы еще не было до конца понятно, что за явление представляет собой новое поколение — шестидесятников, и пото­му в романе оказалась совсем не выраженной позитивная програм­ма Базарова, вышедшего чистым отрицателем, какими шестиде­сятники никогда не были. "Я чувствовал, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю".

В "Отцах и детях" широко обрисовано кризисное состояние общества, охваченного горячкой преобразований. В романе ста­раются показаться "передовыми" и отрекшимися от старого герои из всех сословий, каждый на свой лад. Восторженно объявляют себя нигилистами и новыми людьми Аркадий Кирсанов и Ситни­ков (не замечая, что одному эта роль совершенно чужда, а другого просто превращает в никчемного шута), старательно следит за новыми веяниями Николай Петрович Кирсанов, который общает­ся в Петербурге исключительно с молодыми друзьями сына и заводит всевозможные хозяйственные новшества у себя в усадьбе (и все-таки слышит от Базарова, что "он человек отставной" и "его песенка спета"), пытаются казаться "прогрессистами" тай­ный советник "из молодых" Колязин, равно как и ревизуемый им губернатор, даже лакей Петр держит себя как слуга "новейшего, усовершенствованного поколения" и коверкает русские слова на французский манер: "тюпюрь, обюспючюн". Нет ничего обиднее и страшнее для всех героев, чем обвинение в отсталости, в узости мысли и кругозора. Только такие аристократы, как Павел Петрович и Одинцова, остаются сторонниками старых "принсипов уверенные в их неизменности. Но по-настоящему новое слово и новый дух мы ощущаем только в Базарове, у остальных же стремление казаться "передовыми" остается чисто внешним, карикатурным или временным следованием моде, бесплодной попыткой изменить свою уже сложившуюся личность. Тургенев хочет указать на опасность такой бездумной погони за новизной в то же время указать, что обновление действительно необходимо. Еще самые первые картины России, видимые Аркадием при возвращении домой из Петербурга, носят социальный характер, свидетельствуют о нищете, разрухе и хозяйственном кризисе, царящих в стране:

 

«...деревеньки с низкими избенками под темными, часто до поло­вины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен... Как нарочно, мужички встречались обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам... казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей... "Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби­ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?"»

Затем в последующих главах мы узнаем о бесконечных хозяйст­венных неудачах Кирсановых ("Недавно заведенное на новый лад, хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева"), о полной неспособности губерна­тора-прогрессиста управлять губернией, о произволе чиновников.

Какие же общественные силы и какими средствами могут вывести страну из кризиса? Вместо ответа Тургенев указывает на лучших представителей разных слоев ("Если таковы сливки, то каково же молоко?"), предоставляя им выдвинуть и обосновать свои позиции, избегая при этом открытой демонстрации своих собственных политических взглядов. Показательно, что в первой редакции роман открывался эпиграфом, откуда четко выводилась авторская позиция:

"Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание. но не было силы.

Человек средних лет: А в вас — сила без содержания".

Под "человеком средних лет" понимался дворянин, а под "молодым" — разночинец. Таким образом, при осуждении существенных недостатков обеих спорящих сторон последнее слово оставалось все-таки за дворянином. Но в конце концов Тургенев снимает этот эпиграф, чувствуя, что он ведет к несколько упро­щенной трактовке романных образов. При своей несомненной принадлежности к лагерю дворян автор искренне считает, что их историческая роль уже сыграна ("Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса", — писал Тургенев К.К. Случевскому в апреле 1862 г.). Но Тургенев не находил ничего позитивного и в нигилистах (какими он их себе представ­лял), боялся их бессодержательной "грубой монгольской силы", не видел за ними дальнейшей исторической перспективы и потому несколько искусственно устранил Базарова из романа.

Итак, 1859 год – время подъёма, наступает новая эпоха, новое время.

И герои романа вступают в новое время, которое уже даёт знать о себе. Вспомните Петра, слугу Николая Петровича. Тургенев несколько раз подчёркивает, что он ведёт себя сообразно правилам нового времени. Мы видим мужиков, едущих в город, а барин и не знает, куда они едут; дворн6я при приезде барина не высыпает на двор встречать господ хлебом-солью, снимая шапки, как это было прежде принято, да и Николай Петрович жалуется Аркадию, что у него сложные отношения с крестьянами.

В начале романа Тургенев рисует великолепный весенний пейзаж, который задает роману определенную тональность - обновления, надежды, радости, света. Отец ждёт сына.

А вот герои романа весну встречают по-разному, и чувства переживают неодинаковые. Конфликт Аркадия с Николаем Петровичем в начале романа очищен от политических и социальных осложнений: представлена неизменная и вечная, родовая его суть. Оба героя любуются весною. Казалось бы, тут-то им и сойтись! Но уже в первый момент обнаруживается драматическая несовместимость их чувств. У Аркадия - молодое, юношеское восхищение весною: в нем предчувствие еще не осуществленных, рвущихся в будущее надежд. А у Николая Петровича свое чувство весны, типичное для умудренного опытом, много испытавшего и по-пушкински зрелого человека. Базаров грубо прервал стихи Пушкина о весне в устах Николая Петровича, но Тургенев уверен, что у читателей его романа эти стихи из "Евгения Онегина" на слуху:

Или не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов...

Ясно, что мысли отца все в прошлом, что его "весна" далеко не похожа на "весну" Аркадия. Воскресение природы пробуждает в нем воспоминания о невозвратимой весне его юности, о матери Аркадия, которой не суждено пережить радость встречи с сыном, о скоротечности жизни и кратковременности человеческого счастья на земле. Николаю Петровичу хочется, чтобы сын разделил с ним эти мысли и чувства, но для того чтобы их сердечно понять, надо их сначала пережить. Молодость лишена душевного опыта взрослых и не виновата в том, что она такова. Получается, что самое сокровенное и интимное остается одиноким в отцовской душе, непонятым и неразделенным жизнерадостной, неопытной юностью. Каков же итог встречи? Сын остался со своими восторгами, отец - с неразделенными воспоминаниями, с горьким чувством обманутых надежд.
Казалось бы, между отцом и сыном существует непроходимая пропасть, а значит, такая же пропасть есть между "отцами" и "детьми" в широком смысле. И пропасть эта возникает благодаря природе человеческого сознания. Драматизм исторического развития заключается в том, что прогресс человеческий совершается через смену исключающих друг друга поколений. Но природа же и смягчает этот драматизм, и преодолевает трагический характер его могучей силой сыновней и родительской любви. Сыновние чувства предполагают благоговейное отношение к родителям, прошедшим трудный жизненный путь. Чувство сыновства ограничивает свойственный юности эгоизм. Но если случается порой, что заносчивая юность переступает черту дозволенного ей природою, навстречу этой заносчивости встает любовь отцовская и материнская с ее беззаветностью и прощением. Вспомним, как ведет себя Николай Петрович, сталкиваясь с юношеской бестактностью Аркадия: "Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки... и что-то кольнуло его в сердце... Но он тут же обвинил себя". Родительская самоотверженная любовь стоит на страже гармонии отцовско-сыновних отношений.

Тургенев потому и начинает свой роман с описания столкновений между отцом и сыном Кирсановыми, что здесь торжествует некая извечная жизненная норма, намечается обычный, рядовой жизненный ход. Кирсановы звезд с неба не хватают, такой отпущен им удел. Они в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф. Своими отношениями на семейном уровне они проясняют глубину отклонения жизни от нормы, от проторенного веками русла, когда эта жизнь вышла из своих берегов.
Роман открывается биографией Николая Петровича. Биография дана, чтобы выяснить, к кому попадает Базаров. При описании портрета автор употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы: -к-, - еньк-, -оньк-. Когда говорят о взрослом человеке «глазки», «ножки» и т.д. , ничего хорошего не жди

Тургенев не случайно пользуется такими средствами для описания Николая Петровича. Как уже отмечалось, 1859 год - время сложное, крутое, а мы видим мягонького барина. Тургенев подчёркивает несоответствие Николая Петровича времени, его одиночество, беспомощность. Хоть это мягкий и добрый человек.

Давайте вспомним биографию Николая Петровича и подумаем, что она даёт для понимания характера этого героя. В биографии много дат, и это не случайно.

1835 год. Николай Петрович окончил университет. В 30-е годы в Московском университете учились Лермонтов, Белинский, Огарёв: они создавали кружки, где обсуждали насущные проблемы общества. Жизнь в университете кипела, молодёжь проявляла интерес к философии, истории, стремление к высокому идеалу, и это было нормой. Правда, порывы молодёжи к большому делу замкнулись в чисто гуманитарном цикле, ограничились словами. И Николай Петрович – плоть от плоти своего поколения.

После университета он по протекции отца поступил в министерство уделов, но служил недолго, т. к. наступают годы николаевской реакции, а «при деспотическом режиме нигде не служить – это значит стоять в оппозиции, »- писал В.Г. Белинский. Уход со службы – это значит не поддерживать тот режим, с которым не согласен, и Николай Петрович не служит.

1848 год. Николай Петрович уехал в деревню. В годы «страшного семилетия» большая часть дворян, покинув столицу, уезжает в деревню. И Николай Петрович годы реакции проводит в деревне, занимаясь только сельским хозяйством. Отважиться на открытый протест могут очень немногие. Большинство же несогласных с официальной политикой проявляли свой протест пассивно, как Николай Петрович, уходя в круг узкой, очень ограниченной деятельности. Таким образом, Николай Петрович - сын своего времени, лучший его представитель, он отрицательно относится к николаевской системе.

1855 год. Николай Петрович везёт сына в Петербургский университет и живёт 3 года в Петербурге. 1855 год – конец николаевского царствования, пробуждение новых, молодых сил, пробуждение интереса к естественным наукам, особенно химии и биологии. Молодым стало смешно то, чем занимались «старички».

1858 -1859 годы. Николай Петрович в Петербурге не был, жил в деревне, занимался хозяйством.

Практик ли он? Нет.. не хватает хватки и сметки.

Таким образом, Базаров попадает к образованному, вполне достойному человеку своего времени, никак не к Собакевичу, Плюшкину и т.д. Либерализм Николая Петровича подтверждается его разговорами о реформе и тем, что в уезде его дразнят «красный петух».

Обратите внимание, что в 1 главе есть только Аркадий и нет Базарова. Почему? Тургенев всегда внимательно готовит появление главного героя. Во 2 главе Базаров будет центральной фигурой.

Вспомним сцену встречи Аркадия с отцом. Каковы здесь герои?

Базаров. Прямые оценки уже в портрете: самоуверенность и ум (важнейшая черта его позиции, такой же, как и у революционеров-демократов. Базаров – демократ, независимость, пренебрежение общественным мнением (красная рука, без перчаток). Он высокого роста, одет в длинный балахон с кистями, «у него длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум… Его тёмно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

И опять деталь: Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу. Почему? Тургенев полагал всегда, что художник должен быть психологом, но тайным. Читатель, по его мнению, человек умный, поэтому надо показать жест героя, а читатель сам поймёт его чувства и мысли. Пофантазируйте, какие думы предшествовали замедленному жесту Базарова. Перед Базаровым барин. А баре ведут себя по-разному. Только увидев благодушное и улыбчивое лицо, удостоверившись, что его приветствуют искренне, Базаров подаёт руку отцу Аркадия.

Аркадий же здесь представлен наивным, восторженным, увлекающимся юношей. Обратите внимание на то, что в первых главах его портрета нет вовсе, потому что главный герой – Евгений Базаров, и внимание всё уделяется ему. Базаров - личность незаурядная, а Аркадий такой, как все, обыкновенный дворянский сын, в нём ничего особенного нет.

Николай Петрович. Несмотря на письмо сына, он забыл, что Аркадий приехал с другом, поэтому придётся оп

Наши рекомендации